|
Александр Гордон
Неоконченная симфония войны
"На Ближнем Востоке видимость и суть никогда не совпадают. Здесь
привычные представления, правила поведения, житейские премудрости
надо полностью пересматривать и всем учиться заново".
Агата Кристи, "Мемуары"
1. Рай и рынок
В двадцать первом веке рай стал расхожим понятием. Концепция
небес, рая – это поиск места, где ничего не нужно делать. От
каждого по способностям – каждому по потребностям, даже если
потребность - ничегонеделание. Бездельник может получить прописку в
раю без труда, без усилий - только взорвись, и тебе обеспечена
прекрасная жизнь на том свете. В одно мгновение можно стать богатым
и счастливым. Чтобы выиграть в лотерею, надо пробовать, тратить
деньги и делать это в течение долгого времени. В данном случае вход
в рай обеспечивается наверняка и достигается простым нажатием
кнопки. Райская идеология ничегонеделания ведёт в никуда. Рай, в
который попадают уничтожением взрывчаткой себя и неверных,
находится в аду. Рай и ад стали популярной современной
терминологией. Раз есть ад, есть и сатана. «Сатана» сегодня
действительно правит бал (американский "сатана"). Не только ислам
видит Америку главным злодеем. В России и в Украине тоже
демонизируют США. Так легче объяснить собственные неудачи во
внутренних делах. Новая Российская империя нуждается в
культивировании американской чертовщины в своём стремлении стать
сверхдержавой.
Рыночные идолы диктуют мир и войны, нефтяные тотемы нуждаются
в человеческих жертвоприношениях. Иран, Венесуэлла, Россия
заинтересованы в военных кризисах как крупные продавцы нефти, а
Россия как крупный продавец оружия. Так повышаются цены на нефть и
благосостояние её продавцов. Россия экономически заинтересована в
исламском терроре вне её границ. Создавая картину ближневосточной и
мировой стабильности, исламский террор держит цены на нефть на
уровне существенно выше того, который определился бы сугубо
экономическим спросом. Террор является экономическим фактором и
частью большой биржевой игры.
Вселенная, возможно, расширяется, но мир (world, не peace)
сужается. Мир – сообщающиеся сосуды. В наше время трудно найти
отдельно взятую страну. Тот, кто беззаботно жарит шашлык на берегу
океана, должен проверить, не идёт ли поблизости лайнер со
взрывчаткой или не упадёт ли рядом самолёт, взорванный камикадзе.
Мир всё больше походит на коммунальную квартиру. Если у соседа
ломают пол, тебе могут проломить потолок. Террористы всех стран
соединяются в ненависти к сатане. На этом узком земном пространстве
расширяются только интересы тех, кто борется за власть над ним, а
само пространство сокращается, как сокращаются размеры очень
быстро движущихся предметов. Пока война с исламским террором не
станет мировой войной, этот террор будет пытаться овладеть миром.
2. Дикий Запад и Дикий Восток
Великий физик Нильс Бор утверждал, что герой ковбойских
фильмов скорее выхватывает пистолет, чем злодей, ибо реакция не
чувствующего вины ковбоя инстинктивна и, следовательно, более
быстрая, чем у злоумышленника. Он анализировал шансы в борьбе на
Диком Западе. Он не был знаком с Диким Востоком.
Призыв вождей радикального ислама вернуться к фундаменту,
положенному пророком Мухаммедом, к неиспорченному чистому исламу,
так называемый фундаментализм, возвращает их на четырнадцать веков
назад, из двадцать первого века в седьмой, в котором пророк вещал:
"Если встретите неверных, сражайтесь с ними, пока не произведёте
великого избиения…Убивайте врагов наших везде, где найдёте их...".
Отсюда рождаются ближневосточные уравнения. Уравнение первое:
ценность жизни отдельного человека (мусульманина и тем более
немусульманина) равна нулю. Уравнение второе: для борьбы с
неверными надо приписать к нулю как можно больше значащих цифр и
нулевую ценность человеческой жизни на Востоке обменять в военных и
пропагандистских целях на высоко ценимую Западом человеческую
жизнь; жить с западными шакалами значит выть по их нравственным
нормам. Уравнение третье: праведный мусульманин призывается отдать
свою нулевую жизнь ради победы джихада. За это ему обеспечена жизнь
в раю. За свою реальную, нулевой значимости, жизнь, он получает в
награду мнимую величину. Уравнение четвёртое: мусульмане и
немусульмане, противящиеся джихаду, должны умереть и попасть в ад.
Уравнение пятое: ад существует и на Земле, его олицетворение –
евреи и американцы, иудеи и христиане. Уравнение шестое: нет
разницы между гражданами и воинами: воин убивает мечом чужого
гражданина, используя как щит своего гражданина. Реакции
цивилизованного человека на Диком Востоке зависят от его понимания
ближневосточных формул и правильного обращения с ними.
Из уравнений Ближнего Востока вытекает, что разрушение,
включая саморазрушение, много важнее созидания. Арабы могли создать
палестинское государство в 1948 году, если бы приняли резолюцию ООН
о его создании и разделе Палестины на еврейскую и арабскую части.
Арабы не приняли арабское государство, ибо не приняли еврейское.
Они могли бы создать палестинское государство в течение 19 лет до
1967 года, когда "территории" были в их руках. Они предпочли не
создавать палестинское государство, а не дать существовать
еврейскому. Те, кто двигают фигурками террористов "Хизбаллы",
думают не о созидании в Ливане, а о разрушении Израиля. Можно
принести в жертву Ливан, если удастся уничтожить Израиль: иранский
гамбит. Для этого хорошо идёт истребление собственных и чужих
граждан, которые не могут быть невинными до победы джихада. Для
характеристики симметричного отношения к сторонам конфликта и
нападок на цивилизованный Израиль можно использовать формулу
Уинстона Черчилля: “I decline utterly to be impartial between the
fire brigade and the fire”, не может быть равенства между
поджигателем и пожарником (между разрушителем и строителем – А.
Г.).
Сотни тысяч арабов пострадали и страдают из-за исторической
ошибки, типичной для экстремизма: либо всё, либо ничего. Они
выбирали себе неудачных союзников. Иерусалимский муфтий эль
Хуссейни, предшественник Арафата, выбрал себе в союзники нацистов и
просчитался. Палестинцы себя скомпрометировали и пострадали в 1948
году: ООН не согласилась на их требование создать лишь арабское
государство в Палестине, им подсунули Израиль. Арабы сделали
неудачный выбор, присоединившись во время холодной войны к лагерю
СССР. Их союзник давно исчез с арены истории. Они избрали тогда
неудачного партнёра, двигавшего их в основном в военном направлении
и не оказавшего им помощи в созидании. Отставание толкает их к ещё
бульшему экстремизму. В 1991 году палестинцы снова стали на сторону
проигравшего - Саддама Хуссейна. Тем самым они лишились на долгое
время материальной помощи нефтеносных арабских стран. В 2001 году
палестинцы стали опираться на Иран. Бен Ладен - детская игрушка в
сравнении с иранским режимом. Для Бен Ладена главным врагом
является его собственная страна, Саудовская Аравия, из которой его
выгнали. Второй по значимости враг для него - США, поддерживающие
Саудовскую Аравию. Скатывание палестинцев и ливанцев по склону
экстремизма ведёт их по лёгкому пути разрушения и саморазрушения
вместо сложного пути созидания. Палестинцы опять принимают сторону
слабого союзника: Иран ("Хизбалла") не является сверхдержавой, его
сила и влияние раздуты вне всякой меры.
3. Рак и страус
Мир не является основной ценностью и самоцелью для Израиля.
Главное – существование. Поэтому управление конфликтом важнее его
урегулирования. Мы и наши противники в неравном положении. Арабы
могут проигрывать войны. Израильтяне могут проиграть только один
раз. Раньше Израиль использовал тактику превентивных наступлений. В
последние годы, он стал использовать тактику превентивных
отступлений, одностороннего ухода с территорий. Рак пятится назад.
Страус прячет голову под крыло. Страусова политика предпочтения
сегодняшнего мнимого спокойствия не учитывает, что на Востоке у
всех хорошая память. Никто из исламских радикалов не забыл США и
Великобритании захвата Ирака и Афганистана. Арабский мир помнит
своё поражение в шестидневной войне 1967 года. Арабская честь была
сильно задета поражением в войне. Стало неприличным представлять
израильско-арабский конфликт исключительно как столкновение
большого арабского мира и маленького Израиля, ибо арабские армии
потерпели сокрушительное поражение. Гораздо выгоднее было
представить дело как "агрессию" большого Израиля против "маленького
героического палестинского народа". Такой товар легко продаётся и
покупается на международном политическом рынке. "Прогрессивное
человечество" охотно поддерживает борьбу маленького палестинского
народа против большого и агрессивного Израиля, его право на
самоопределение и т.п. Чтобы усилить впечатление от этого
пропагандистского шага, арабы выдвинули другую блестящую идею:
арабская пропаганда стала приписывать палестинскому народу черты
еврейского – маленький, рассеянный, живущий в диаспоре, гонимый,
лишённый родины, страдающий от геноцида. Произошла инверсия ролей.
Рождался миф о "палестинском народе", ранее немыслимый даже в
арабской среде. При этом рождающийся народ, получая еврейское
обличье, нёс антиеврейский заряд. Маленький гордый и несчастный
ливанский народ, борящийся за независимость с большим Израилем, -
оружие того же происхождения. За маленьким ливанским народом стоит
огромная военная машина Сирии и Ирана.
По западным меркам, акции Израиля растут, когда он достигает
временного мира отступлениями. Экономическое положение улучшается,
иностранные бизнесмены вкладывают деньги в израильскую экономику.
По восточным меркам, акции Израиля падают в результате отступлений
(Осло-оккупация Арафата Иудеи, Самарии и Газы после первой
интифады, бегство израильских войск из Ливана под ударами
"Хизбаллы", уход Израиля из Газы после второй интифады). Нынешняя
война в Ливане съедает экономические успехи Израиля, добытые
отступлениями. Израиль, невзирая на свою западность и
американообразность, находится на Востоке. Обратная связь работает
прекрасно. Сегодняшняя война в Ливане – это возвращение бумеранга,
то есть бегства из Ливана, сиюминутной страусовой политики не
замечать врага, зловеще зиящего в настоящем и в недалеком будущем,
плата за временное мнимое спокойствие. Рак идёт назад. Это его
естественное движение. Отступление на Востоке – естественное
движение к самоуничтожению. Раковое отступление создаёт раковую
опухоль. Новое отступление Израиля из Ливана после бесплодной
операции – типичное проявление экскепизма, бегства от восточной
действительности в западные фантазии. "Мир сегодня" с "Хизбалла" не
сработает: готовится новое наступление мини-Ирана на Израиль -
после получения ферм Шаба "Хизбалла" станет претендовать на семь
бывших шиитских деревень на севере Израиля, на месте одной из
которых стоит многострадальный Кириат Шмона.
“The time is out of joint” (в переводе Пастернака «Порвалась
дней связующая нить» - В. Шекспир, "Гамлет"). Можно жить ощущая
себя чуждым элементом на Ближнем Востоке, однако нельзя выйти из
истории, переделать исторические традиции и восточное восприятие
соседей. Вестернизация Востока идёт медленно и неверно. Все
достижения "Хизбаллы" в противостоянии Израилю и все ошибки Израиля
передаются с большой скоростью по Ближнему Востоку. Медленный в
созидании, левантийский темперамент быстр в разрушении. Военная
партия отложена. Предстоит сложное доигрывание с другими правилами
игры. Новая война в Ливане идёт за правильную игру в следующей
войне. Ближневосточная симфония войны осталась неоконченной.
"Окна"-"Вести", 17.08.2006
Другие статьи о войне 2006
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|