Изабелла БелятПутешествие на Иерусалимском троллейбусе Выставка художника Леонида Грольмана
Людям всегда было недостаточно, своей, казалось бы, мало изученной
и плохо освоенной земли, их тянуло дальше, за горизонт, и выше,
за облака. Важна не цель, а состояние одухотворенного порыва, не
результат, а мечта и надежда, жажда неизведанного, скрытого.
Инстинкт динамического нетерпения открывает новые миры: стремиться,
двигаться - плыть, лететь, ехать, все равно куда, зачем и на чем.
Хотя бы и на троллейбусе. А почему бы и нет?.. Мир насыщен
божественными энергиями, токами жизни, и дуги троллейбуса, как рога
животных, впитывают их неисчерпаемую благодатную силу, остается
оседлать вагончик и мчаться. Эта замечательная идея осенила
художника Леонида Грольмана в Иерусалиме, городе, где совершались
чудеса, где воскрешали мертвых, и где троллейбуса никогда не
было и не будет, разве только в качестве фантома, как ковер -
самолет или летучий голландец. Тем и хорош этот вид передвижения,
что легко управляем творческим воображением и ему доступны любые
дали. Да и каким иным способом можно соединить разные исторические
и мистические уровни этого мирового, вселенского града - от
доисторического, подземного до небесного Иерусалима. Да, Грольман
мистификатор, мифотворец, но миф только поэтический способ
осмысления мира. Конечно, троллейбус это "прикол", игра,
ироническая провокация, но не случайная и не простая. Именно тема
пути, устремленности в смутную, манящюю даль, "томления духа",
поиска неведомого сделала Грольмана художником, заставив его,
отказавшись от инженерной должности, начать рисовать, имея опыт
только любительского кружка. В нарочито угловатых, в духе старой
немецкой гравюры, рисунках стало появляться изображение фигурки
- возможно, alter ego автора, словно заблудившейся в лабиринте
городских улиц, паутине дорог, потерявшейся в мировых
пространствах. Иногда с этим персонажем случались приключения,
забавные встречи, например, с цирковыми артистами, но нигде он не
находил себя и своего места на этой неуютной земле. Затем этот
персонаж перекочевал в живопись, он становится свидетелем
евангельских сцен, участником карнавала, спектакля, не переставая,
при этом, оставаться прежде всего путником, вечным странником,
пилигримом, который всегда идет сквозь, мимо, он со всеми и один,
везде и нигде, словно существо иной природы, падший ангел, выпаший
из обыденного человеческого жизнеустройства. Перед ним
расстилаются бесконечные голубые дороги, нависает холодная синяя
бездна, потому что живопись Грольмана окрашивается в
меланхолические, щемящие ночные тона и ее драматическая нотка
звучит еще более обостренно.
Мифологема " пойди туда, не знаю куда", блудного сына ( " и создал
его и наделил свободой воли"), Улисса, т. е. поиска своего пути,
познания мира и себя в мире, воплощенная не в традиционной для
нее эпической форме, а в трогательно-маленьких, построенных на
тонких цветовых модуляциях картинах, приобретает иное, сокровенное,
личностное звучание. Иногда художник "теряет" своего героя и
создает метафизические пейзажи, пустынные, с неясными далями,
неизменными мостиками через речушки, дорогами, которые зовут, ждут,
тянут. Прежде всего, самого художника, который поддается соблазну
пейзажной живописи, начинает работать на пленере, и открывает для
себя сияние голубого неба, свежесть зелени, цветение садов, такую
простую и понятную "joie de vivre", радость жизни. Поверхность его
картин оживает под напором уверенных, энергичных мазков.
Но вот выставка в Доме Кино показывает новую трансформацию
излюбленных тем. Художник представляет урбанистический пейзаж -
виды Иерусалима, Одессы, Тель-Авива, Москвы и Петербурга, Эйн -
Керема, Кушелевки и Песочного, не исключая, и града небеcного, если
иметь в виду изображение сакральных мест ("Золотой свет", "Место",
"Немножко неба", "Совсем близко от краеугольного камня"). Автор
ласково называет свои работы - небольшие гуаши на бумаге -
"картинками", но все вместе они создают впечатление эпоса, этакого
всемирного града, или, как это называют футурологи, глобальной
деревни, соединенной проводами и колесами. И еще любимым
персонажем Грольмана - путником, искателем истины или приключений,
кочующим по планете. Впрочем, теперь он пользуется благами
цивилизации: мы видим его голосующим на дороге ("Попутные
транспортные средства"), узнаем среди пассажиров троллейбуса
("Иерусалимский троллейбус") , его глазами видим мелькающие из окна
поезда пейзажи ("На подьезде к Москве"). Увлеченный брутальной
энергией "денатурализованной" городской среды, Грольман создает
новую мифологию - транспорта. Ролан Барт в своих "Мифологиях"
замечает, что велогонщик, участвующий в "Тур де Франс", покоряет,
поглощает пространство, доминирует над ним - в этом власть и
магия подобной техники. Именно средства передвижения в "картинках"
превращают городскую суету в фантасмагорию: походный броневичок,
ковер - самолет, трамвай - лошадка, дворец на колесах, дома,
наконец, ("И дома двигаются", "Дома-путешественники"). Поезда
взмывают в небо по невидимым рельсам, троллейбусы едут по крышам,
целые кварталы передвигаются силой ветра. Возникает невиданной
конфигурации и устройства, забавный механизм на колесах под
названием "Мыр". И весь этот транспорт, такой уютный и
очеловеченный, напоминает домашних животных (иногда игрушки), он
тоже прирученный и становится посредником между людьми и окружающим
миром, делая его душевнее, понятнее и ближе. Троллейбус он всюду
троллейбус, что в Иерусалиме, что в Питере. Грольман, художник-
фантазер шагаловского типа, "homo ludens", "человек играющий"
представляет город, эту, когда-то, вавилонскую блудницу, исчадие
ада, добрым, веселым и нарядным. Сама детская манера исполнения
некоторых работ ("Зеленая лошадка", "От дома к дому") -
мистификация и розыгрыш, позволяющий наполнить их
непосредственностью и яркостью, сочным, звонким цветом. В пределах
свойственной мастеру свободной, экспрессивной манеры, исполнение
отдельных работ меняется, в зависимости от сюжета. Сакральные
мотивы требуют монументальной обобщенности, натурные зарисовки -
стремительного, подвижного мазка, торопящегося запечатлеть динамику
жизни. И неизменно эти картинки демонстрируют живописное
мастерство. От неведомого, но прекрасного уголка земли Леонид
Грольман не только своего героя, но и зрителя ведет по
городам и странам.
|