|
Шломо Громан Роботы вместо журналистов
За двенадцать лет штатной и внештатной работы в израильской
русскоязычной прессе автору этих строк приходилось встречаться с
многочисленными методами руководства газетами, с различными
критериями оценки эффективности их работы, с разными подходами к
подбору кадров.
В первой половине 1990-х годов главенствовали два принципа: "имя" и
"оперативность". Принцип номер один обеспечивал читателю
возможность регулярно видеть на страницах любимой газеты любимые
рубрики со статьями любимых авторов, журналистский профессионализм
которых он успел по достоинству оценить если не в стране исхода, то
уж хотя бы за первые несколько лет жизни в Израиле (а если читатель
репатриировался совсем недавно - то ему порекомендовали данную
газету с данными авторами друзья старожилы). В результате хозяева и
главные редакторы газет дорожили добрым именем своего детища и его
создателями, сводили к минимуму текучку кадров, старались (пусть не
всегда успешно) не пропускать на полосы второсортных материалов.
Принцип номер два заставлял дежурных редакторов, журналистов,
переводчиков, корректоров и графических дизайнеров задерживаться в
редакционных стенах и корпеть над завтрашним номером до 22:00, а то
и до 23:00 - т.е. на 3-4 часа дольше, чем сегодня.
Конкурирующих газет становилось все больше, и ближе к середине
1990-х годов был принят на вооружение принцип номер три, который мы
условно назовем "убойный вес". Начало ему положили в 1994 году ныне
покойные "24 часа". Владельцам русскоязычных изданий показалось,
что их клиентура выбирает печатную продукцию не по качеству, а по
весу. Отметим: кое-какие основания так считать у них были. И вот
начались состязания по тяжелой атлетике...
Чем больше бумаги, тем выше себестоимость газеты. А цену повышать
неохота: конкуренция опять же. Как же снизить производственные
расходы? Договориться с типографией о более щадящем графике
печатания газеты! Если раньше "Едиот ахронот" и "Вести", "Маарив" и
"Новости недели" печатались синхронно - приблизительно с 23:00, то
теперь русскоязычные газеты экономят на собственных
производственных мощностях и подключаются к чужим, ивритским.
Типография "Едиот" все равно до 23:00 практически простаивала - а
теперь она по бросовой цене печатает "Вести".
Естественно, принцип номер два пошел прахом. Теперь первые полосы
русскоязычных газет закрываются в 19:00, отсилы в 20:00, ну в
са-амых экстренных случаях (теракт. выборы) - в 21:00.
Первый принцип до поры до времени держался наряду с третьим.
Следующий поворотный пункт, отбросивший и понятие "имя", датируется
декабрем 1999 года.
Руководство концерна "Едиот ахронот" со скандалом (подоплеку
которого оставим за рамками данной статьи) увольняет живую легенду
русскоязычной журналистики Эдуарда Кузнецова с должности главного
редактора "Вестей". Вслед за ним тель-авивскую контору на улице
Хома у-Мигдаль покидают заместитель главного редактора Лев Меламид,
редактор приложения "Окна" Зеэв Бар-Селла, члены редколлегии Макс
Лурье, Евгения Кравчик, Алекс Прилуцкий, Борис Ентин, журналисты
Анна Данилова, Игорь Рубинштейн, Иегудит Аграчева, Наталья Медина и
другие.
Добрых полредакции как не бывало! Вместо них на работу принимают
стереотипных переводчиков-компиляторов, и ничего: тираж газеты если
и падает, то медленно и ненамного.
Убежденный неразборчивой публикой в своей правоте, генеральный
директор "Вестей" Давид Меир (сперва самолично, затем сообща с
новым главным редактором Львом Балцаном) постепенно избавляется
почти от всех остальных журналистов, когда-то определявших лицо
газеты: Александра Авербуха, Владимира Бейдера, Шломо Громана,
Марка Зайчика, Алекса Валлея, Максима Рейдера, Виктории Мартыновой.
А народ всё хавает и хавает!
В 2002-03 годах пал и принцип номер три. Оказалось, читатель не
объявил бойкот газете и после того, как она раза в полтора похудела
с целью соблюдения новоявленного, четвертого принципа: минимизации
расходов. Назовем его "Резать!"
Привычный читателю состав авторов (которым, черт возьми, платить
надо!) и высокое качество материалов теперь не обязательны. Главное
- в газете есть милые сердцу выходцев из бывшего СССР русские
буквы, грамотно или не очень составленные в слова, а те, в свою
очередь, выстроены в предложения.
Четвертый принцип, отражающий "деловое мышление" полуграмотных
заправил русскоязычной прессы, зачастую не знающих, с какой стороны
открывается руководимая ими газета, исчерпывается следующим
алгоритмом. Предположим, в нынешнем месяце доходы газеты
сократились на Х шекелей по сравнению с предыдущим, когда они
составляли Y шек. Следовательно, на те же Х шекелей надо сократить
расходы. При этом делается допущение, что в следующем месяце доходы
останутся на уровне Y-X шек. Но ввиду дальнейшего ухудшения
качества издания доходы уменьшаются на дополнительную величину
Zшек. Значит, решают хозяин и гендиректор, надо снова урезать
расходы - на Z шек. Но надежда на стабилизацию доходов не
оправдывается: они продолжают падать.
Знакомым музыкантам я задал вопрос: может ли клубный оркестр
сыграть концерт Чайковского или симфонию Бетховена? "Да, - ответили
мне, - при условии, если оркестр укомплектован достаточным числом
исполнителей. Но звучать музыка будет, конечно, хуже, чем в
исполнении, скажем, Чикагского, Берлинского или Израильского
филармонического оркестра". - Что значит - достаточное количество
исполнителей? Если, скажем, литавристу и фаготисту отведены такие
крошечные партии, что они заняты по 5-10 минут в час, то их можно
"объединить", поручив одному музыканту обслуживать оба инструмента?
- Экономить можно как угодно. Вопрос в том, как это будет
выглядеть. Дойдя до абсурда, можно вообще избавиться от нудных
музыкантов: статистов посадить да фонограмму включить...
Теперь кто-то наверху счел, что квалифицированные кадры газете не
нужны вовсе: хватит и технического персонала для производства
дайджеста из материалов российско-украинской прессы и Интернета.
Места большинства журналистов, а позднее и переводчиков заняли
бойкие мастера поиска материалов в Сети.
Разумеется, виртуозы Интернета хорошей газете (и не только ей)
безусловно нужны. Но, высокомерно очищая свои ряды от "золотых" и
"серебряных" перьев, газета теряет право называться таковой.
А ведь были и другие времена и нравы... После загадочной смерти
своего основателя Роберта Максвелла в 1992 году основанная им
газета "Время" досталась "по наследству" одному из руководителей
концерна "Маарив". Не мудрствуя лукаво, господин Нимроди пришел к
русскоязычной пишущей братии, поставил ногу в нечищенном ботинке на
роскошный стул и в духе коммуниста-неофита призвал ошеломленную
аудиторию производить больше продукции меньшими средствами.
Журналисты, натурально, взбунтовались, объявили забастовку и вскоре
подыскали себе новую "крышу" - в "Едиот ахронот". Так появились
"Вести".
Тогда "Вестями" руководил подлинный атаман, у него и кликуха
соответствующая - "Пахан". У нынешних сотрудников старой-новой
газеты лидера нет. Не в пример гордым предшественникам, они
довольствуются нищенской (с учетом инфляции) зарплатой, за которую
вкалывают день и ночь. Персонал газеты, подобно шагреневой коже,
непрерывно сокращается: в среднем на место двух ушедших сотрудников
приходит один. А протестовать, бастовать - ни-ни, сразу выгонят!
"Всё равно найдутся штрейкбрехеры", - говорят в этом коллективе,
которого уже, по существу, нет. В этом и кроется корень зла. Так
вот и подсиживают друг друга, как пауки в банке или как герои
сказки "Звери в яме".
Последнюю попытку сопротивления руководству оказала едва ли не
единственная из оставшихся старожилов "Вестей" - работающая там с
1995 года Софья Рон, считающаяся одной из ведущих русскоязычных
журналисток страны и сотрудничающая также с ивритской газетой
"Макор ришон". Лишь натолкнувшись на непреодолимое препятствие в
виде израильского законодательства, администрация оказалась
вынуждена отменить решение об отстранении Софьи от работы.
С 21 декабря 2003 года по 25 января 2004-го Софья была поневоле
выключена из редакционного процесса без сохранения зарплаты,
каковую журналистка намерена все же получить через суд -
соответствующий иск уже подан в Иерусалимский суд по трудовым
конфликтам адвокатом Иланом Каменецким.
За время вынужденного простоя Софьи Рон газета "Вести", остро
нуждающаяся в рекламе, упустила блестящий шанс получить бесплатный
позитивный PR в ивритоязычных масс-медиа. Софья взяла для программы
II телеканала "Мишъаль хам" эксклюзивное интервью (которое было бы
небезынтересно прочесть и читателям "Вестей") с невестой Игаля
Амира Ларисой Трембовлер. Ведущий телепрограммы представил Софью
только как журналистку "Макор ришона"...
Впрочем, из источников в редакции "Вестей" стало известно, что
главный редактор Лев Балцан и генеральный директор Давид Меир не
отказались полностью от намерения избавиться от правонастроенной
журналистки, упрямо не желающей терять собственного достоинства.
"Повезло Софье с беременностью", - поговаривают они. Что ж, время
покажет, насколько плодотворен их принцип "Резать".
Cайт Ш.Громана, 8.02.2004
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|