|
Яаков Хисдай
Выбор между тиранией и демагогией
Случилось чудо, подобное библейскому: израильская политическая
система «обрела молодость после того, как
состарилась». Уход Шарона из Ликуда и путч Амира Переца
вдохнули в нее новую жизнь. Теперь она сулит народу новые надежды,
и Израиль «веселится и ликует».
Два эти события имеют много общего – как в личностном плане, так и
в принципиальном. Шарон и Перец, два брутальных и эгоцентричных
человека, преподали нам схожие уроки.
Раньше мы считали, что существование оппозиции, в том числе и
внутри партии, – полезно, и что лидер не должен быть диктатором.
Пришел Шарон и научил нас, что он считает по-другому.
Раньше нас учили, что нужно быть благодарными и не воздавать злом
за добро. Перец научил нас, что в политике это не нужно.
Шарон покинул партию, в течение многих лет остракизма дававшую ему
приют и поддержку, после того как не сумел справиться с несогласным
меньшинством. А Перец проложил себе дорогу наверх, нарушив свое
слово и переступив через Шимона Переса, который всего лишь год
назад распахнул перед ним двери своей партии.
Нельзя сказать, что эти уроки учат нас чести, верности, правде.
* * *
Помимо личного аспекта, два эти события имеют и важнейшее
политическое значение.
Израильская демократия пребывает в далеко зашедшем процессе
деградации и загнивания. Уже давно наблюдается снижение уровня
большинства политиков, порядочность исчезла с политической сцены,
государственные интересы уступили место личным мотивам и счетам.
Уход Шарона и победа Переца – это не возрождение демократии.
Наоборот, это ее гнилые плоды. Они хорошо известны из истории:
деградация демократии порождает либо тиранов, либо демагогов. В
наших обстоятельствах мы получили разом и то и другое.
Шарон шагает по пути тирании. Демократия опирается на решение
большинства: лидер или партия предлагают свои идеи, а народ решает.
Наличие оппозиции, спорящей с правительством и побуждающей к
размышлениям, также является непременным условием истинной
демократии. Кроме того, демократия учит умеренности и терпимости к
оппонентам, потому что политик, одержавший победу на выборах,
всегда помнит: сегодня власть в моих руках, но завтра она может
перейти к тебе, и если сегодня я буду тебя давить, то завтра ты
меня раздавишь.
Шарону все это чуждо. Оппозиция ему отвратительна. Политическая
арена для него – поле боя, как в настоящей войне, где нужно держать
врага в постоянном сомнении относительно своих планов, а затем в
решающий момент напасть всей мощью и разгромить его до конца.
Именно так он и ведет себя в демократической израильской политике.
Он не сообщает о своих намерениях и планах, до самого последнего
момента оставляя в недоумении и противников, и союзников. Так он
вел себя, например, в решении покинуть партию. А приняв решение, он
бросает все силы на быструю военную операцию и безжалостно давит
врага. Так он провел «размежевание». Все это не только не
соответствует демократии – это прямая противоположность демократии.
Это хорошо для армии и для народа рабов.
При настоящей демократии лидер несет ответственность перед народом
за свои действия. Для этого лидер должен разъяснять свои планы и
ожидания, чтобы народ мог судить, достиг он желаемого или нет. А
для народа рабов все это не нужно. Лидер ничего не должен
объяснять: что бы он ни делал, ему аплодируют. А если результаты
разочаровывают – значит, надо поменять народ или партию.
То, что депутаты Кнесета и широкая общественность толпами идут за
Шароном, свидетельствует о разочаровании в демократии и поисках
«сильного человека», который решит все проблемы за нас. Это
психология рабов.
Победа Амира Переца – это победа демагогии. Его приход к власти в
Партии труда не был ни революцией, ни переворотом – это был путч.
Перец уже несколько лет стоит во главе Гистадрута, который давно
представляет собой ненужный хлам, не имеющий никакого отношения к
истинной защите прав наемных работников. Если в стране
действительно нарастает бедность и работники имеют все меньше прав,
то в этом в значительной степени виновен сам Гистадрут. Сегодняшний
Гистадрут – это лишь аппарат, который можно использовать. И Перец
воспользовался им эффективно и победоносно: благодаря аппарату
Гистадрута он выиграл выборы в Партии труда. Перец разглядел новую
моду: заботу о бедных и отсталых. У него нет никаких серьезных
предложений, он не анализирует, откуда берется бедность. А чтобы
ублажить окружающих его капиталистов и их приближенных, он еще до
захвата власти начал их успокаивать: мол, ни конкуренция, ни
свободный рынок не пострадают. Кто же тогда пострадает? И что он
собирается раздавать бедным?
Но в обществе, которое нахлебалось разочарований и привыкло ко лжи,
даже демагогия нового вида кажется новой надеждой...
* * *
В нашем обществе есть две группы, которым следовало бы разглядеть
две эти опасности, тиранию и демагогию, и выступить против них.
Первая группа – это религиозные сионисты, и в первую очередь –
поселенцы. По ним пришелся тяжелый удар, и они на собственной шкуре
узнали, что такое тирания. Можно было бы ожидать, что у них
появятся новые лидеры, которые признают ценность демократии и
наряду с сионистскими принципами сделают ее одной из своих святынь.
Но несмотря на все удары, эта группа общества осталась неподвижной
и застывшей. В ней не происходит ни идеологического обновления, ни
выдвижения новых лидеров. Единственное, что доносится с ее стороны,
– это все те же призывы сплотить ряды и укрепить строй против
врага, разумеется, под предводительством бравого прежнего
руководства, которое ничего не забыло и ничему не научилось.
Вторая группа – это Ликуд. Казалось бы, уход Шарона должен был
пойти Ликуду только на пользу. Шарон увел за собой всех своих
добровольных рабов и всех карьеристов, которые продали свои
принципы и нарушили данные избирателям обещания. Теперь можно
очистить партию от лицемеров и карьеристов, выбрать новое
руководство, которое действительно будет отражать идеологию партии,
и обратиться к народу с новым, более честным лицом.
Вместо этого нам снова показывают все ту же старую галерею звезд,
которые в большинстве своем поддерживали тиранию Шарона или
соревновались с Перецем в демагогии...
* * *
На следующих выборах гражданам Израиля предстоит тяжкий выбор между
диктатором, ведущим неизвестно куда, и демагогом, который и сам не
знает, куда идет.
Неужели мы заслужили все это? Неужели мы действительно страна
рабов, которую любой диктатор может вести куда ему вздумается и
которую любой демагог может обольстить беспочвенными обещаниями?
Если в этой стране еще есть граждане, которым дороги честь и
свобода, – пусть поднимутся.
Перевод с иврита Р. Торпусман
"Вести", 12.2005
Другие статьи о выборах
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|