|
Яаков Хисдай
Старое кино
Не нужно дожидаться конца
фильма, чтобы убедиться, что этот фильм мы уже видели.
Накануне Войны Судного дня
Израиль жил спокойно и безмятежно. Были сведения о том, что армии арабских
стран набирают силу и готовятся к войне, но народ верил в мудрость своих
руководителей и в мощь ЦАХАЛа. Если начнется война, – так думали все, – она
завершится быстрой и полной победой.
Война началась, а надежды не
сбылись. С началом войны армии Египта и Сирии достигли впечатляющих
результатов, а ЦАХАЛ получил тяжелый удар. На следующем этапе войны ЦАХАЛ с
большим трудом и дорогой ценой пытался исправить положение. Однозначной победы
мы так и не добились: арабы считали, что победители – они.
Все это очень напоминает тот
фильм, который мы сейчас наблюдаем или в котором участвуем. Израильское
общество оставалось безмятежным, хотя знало, что «Хизбалла» обзаводится
ракетами и строит укрепления на границе. Как и тогда, были надежды, что война
быстро закончится благодаря сокрушительному удару нашей авиации, но эти надежды
не оправдались. И, как и тогда, ЦАХАЛ пытался в последнюю минуту исправить
положение, сложившееся в результате успехов «Хизбаллы».
И результаты нынешнего тура
тоже очень похожи на прежний фильм. Успехи «Хизбаллы» в этой войне останутся в
памяти всех наших недругов и будут служить им источником надежды, как служила в
свое время Война Судного дня.
Командировка генерала –
представителя начальника Генштаба – в штаб Северного военного округа и
заявление премьер-министра о том, что ЦАХАЛ не показал ему планов сухопутного
вторжения, тоже напоминают сцены из старого фильма, где были войны генералов и
повальное бегство руководства от ответственности за войну.
По всем этим признакам наш
новый фильм идет вслед за старым, и похоже, что основные черты сценария
изменить невозможно. Остается только заключительная часть фильма, и в наших
руках – решить: повторить ли прошлое или пойти другим путем.
Когда закончилась та война,
Израиль пребывал в глубоком кризисе доверия: рухнуло доверие народа к
руководству и к армии. Руководителей обвиняли в том, что они не предвидели
опасность, не предупреждали народ и бежали от ответственности. Армейское
командование обвиняли в том, что оно не приготовило необходимых планов и
оборудования на случай войны. Признаки подобного кризиса видны и сейчас. Опыт
Войны Судного дня может показать нам, что нужно делать.
Кризис доверия после Войны
Судного дня породил движение протеста. У народа было ощущение: «Мы что-то
делали не так», было осознание того, что руководство оказалось негодным, что
нужны серьезные политические реформы и ревизия ЦАХАЛа. Этот протест угрожал
прежде всего политическим «верхам», и те встали на защиту своих позиций.
Политические и военные руководители стали объяснять, что в самом деле были
допущены некоторые ошибки, но выводы сделаны, виновные отстранены, и кроме
того, это вообще была самая большая победа в нашей истории, так что можно
спокойно возвращаться к своим обычным делам.
Против этой решительной
обороны «верхов» движение протеста оказалось вялым и бесплодным. Демонстрация,
после которой все разошлись по домам; партия ДАШ, которая собрала огромное
количество голосов, но рассыпалась спустя два года. В последующие годы протест
нет-нет да и возобновлялся, но «верхи» всякий раз легко его разбивали.
Так сложился стереотип
поведения израильского руководства: нужно излучать самоуверенность и оптимизм.
Несмотря на смены партий и лидеров, этот стереотип остался неизменным и тогда,
когда над страной нависла опасность и нужно было призывать народ к усилиям и
жертвам, и когда нужно было предупреждать об опасности с севера и готовиться к
ней.
Движение протеста после
Войны Судного дня вылилось в два враждующих политических течения: «Гуш эмуним»
и «Шалом ахшав». С них начался раскол общества, которое на десятилетия увязло в
споре: «Мир или территории?» Несмотря на кажущуюся противоположность двух этих
лагерей, между ними были два явных общих знаменателя. Во-первых, оба они
оценивали политиков и лидеров не по уровню и способностям, а только по услугам,
оказанным «нашей» идеологии. Пусть лидер будет коррумпированным или безликим –
главное, что он за нас. А во-вторых, оба лагеря были заинтересованы в том,
чтобы считать ЦАХАЛ непобедимым: правые объясняли, что мы сможем навсегда
сохранить территории за собой, стоит только «Дать ЦАХАЛу победить», а левые
доказывали, что ЦАХАЛ сможет защитить
любую границу, к которой отступит Израиль.
В последующие годы Израиль
получил несколько предостережений относительно состояния своего руководства и
армии. Два премьер-министра подряд не протянули и одной каденции, в Ливанской
войне армия вновь повторила те же ошибки, интифада снова ошеломила нас
неожиданностью. Но израильское общество оставалось безмятежным, отворачивалось
от всех сигналов тревоги и продолжало увлеченно спорить о мире и территориях.
И в конечном итоге, хотя
Война Судного дня и показала две слабых точки Израиля – низкий уровень
руководства и слабость армии, – но так и не было сделано ни одной серьезной
попытки исправить эту ситуацию.
Уровень руководителей
продолжал падать. Доверие народа к политикам продолжало угасать. Вместо лидеров
Израилем стали править пиарщики. А исправление армии было предоставлено самой
армии, куда тоже стали проникать коготки политической коррупции.
Так мы и пришли спустя
тридцать три года к повторению Войны Судного дня в новом издании. Тогда армия и
правительство сплоховали, но хотя бы против больших армий – а сегодня они
сплоховали против мелкой террористической организации, и эта неудача вдесятеро
хуже.
Как и тогда, за ошибки
руководства расплачиваются солдаты, а сегодня – еще и тыл...
* * *
Израиль – не империя, а
маленькая страна, борющаяся за свое существование. Чтобы выжить во враждебном
окружении, нам нужно умное руководство и сильная эффективная армия.
33 года назад Война Судного дня
преподала нам урок на эту тему, выжженный огнем и кровью. Мы отмахивались от
него и забыли о нем, и поэтому сейчас получили еще одно предупреждение –
возможно, последнее.
Будут ли сделаны правильные
выводы из него, неизвестно. Действия руководства в этой войне порождают гнев и
горечь, но, с другой стороны, прежние неудачные попытки протеста породили
отчаяние.
Пусть сегодняшние солдаты,
возвращаясь с этой войны, не повторят ошибок прежнего поколения, вернувшегося с
Войны Судного дня. Те думали, что прогонят в отставку Голду и Даяна – и
оздоровят политическую систему. Они ошиблись. Они думали, что достаточно
устроить большую демонстрацию и разойтись по домам – это тоже была ошибка.
Чтобы исправить ошибки, накопившиеся за десятилетия, нужны долгие усилия. А
главное, у прежних движений протеста не было никакой программы, поэтому легко
было время от времени продавать им всякие чудодейственные средства, вроде
изменения системы выборов премьер-министра. Они покупали, а политики улыбались.
Нет сомнения, что «архитекторы»
этой войны должны уйти. Но не ошибитесь: среди политиков достойной замены нет.
Через полгода после войны нужно провести новые выборы. Те, что руководили,
ошибались, портили других и портились сами, что правые, что левые, должны уйти
со сцены. На этих выборах должно выступить новое поколение, которого нет на
сегодняшней политической арене и у которого будет четкая программа.
Если Израиль хочет
продолжать жить, ему требуется коренная политическая, социальная и культурная
реформа. Новая социально-политическая структура должна укреплять самоуважение
граждан; политики должны быть слугами народа, а не господами.
Для этого нужно:
Отнять у политиков их
экономические возможности, ведущие к коррупции, и передать эти возможности
свободным гражданским общинам.
Культивировать понятия
«обязанности», «ответственности» и «авторитета» и установить правила применения
этих понятий в политической жизни.
Создать политическую
структуру, в которой текущим управлением государством будут заниматься одни
инстанции, а прокладыванием долгосрочного государственного курса – другие.
Установить нормы честности,
обязательные для политической жизни – более строгие, чем уголовный кодекс.
Пересмотреть статус средств
массовой информации, сделать их независимыми от миллионеров и политиков и
обязать к более высокому уровню.
Это не мечты – от этого
зависит наше будущее и будущее наших детей.
Перевод с иврита Р. Торпусман
"Вести", 31.08.2006
Другие статьи о войне 2006
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|