|
Григорий ЛевковскийУроки Жаботинского
Исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира (Зеева) Жаботинского. Его юбилей нельзя рассматривать только как событие, напоминающее об известном лидере сионизма: люди, серьезно, основательно размышляющие о судьбе евреев, всегда сохраняют в своей памяти образ этого последовательнейшего борца за спасение своего народа от физического и духовного уничтожения. Юбилей Жаботинского скорее лишний поводом для обращения к его политическому наследию как к благотворному источнику мыслей и идей, позволяющих находить ответы на злободневные, тяжелые вопросы сегодняшнего бытия евреев. Интересны и некоторые взгляды Жаботинского по многолетнему арабо-еврейскому конфликту.
Этот конфликт Жаботинский рассматривает как фазу многовековой кровавой череды событий, которыми насыщена история еврейского народа. Если выделить главные трагедии в этой череде событий, то решением конфликта будет такое решение, которое устраняет последствия трагедий.
На один народ - евреев - обрушились три трагедии: демографическая, территориальная и духовная.
Конечно, многие народы пережили процессы массовых людских потерь и крупномасштабных миграций, но то, что произошло с евреями, резко выделяется на этом фоне. Почти полное изгнание из Эрец Исраэль в I-II веках н. э., осуществленное Римской империей, жесточайшие преследования в последующие века и, наконец, Холокост, унесший около трети народа, - эти события вызвали такие негативные демографические процессы у евреев, что без сомнения могут быть названы национальной трагедией.
Разоренная страна подвергалась нашествиям соседних народов и в итоге в 7 веке н. э. была захвачена и заселена арабами. При этом Эрец Исраэль включалась в состав последовательно сменявших друг друга держав-правительниц. Последний властитель - Британская империя - в 1921 году разделила страну на две части: около 25 % территории составила Палестина и около 75 % - Трансиордания (впоследствии Иордания), причем евреям было запрещено проживание в последней. То, что было выделено ООН в качестве территории для восстанавливавшего свою независимость еврейского государства (около половины территории Палестины), ничем иным, как трагическим финалом борьбы евреев за свою землю, нельзя назвать. Несмотря на то что впоследствии, в результате войн с арабами, еврейское государство увеличило свои размеры, территориальная проблема осталась.
Духовная трагедия связана с разрушением древнееврейской цивилизации и отрывом народа-изгнанника от культурно-исторических корней, оставшихся в Эрец Исраэль. В ряду духовных потрясений одно из тяжелейших - уничтожение национально-религиозного символа еврейского народа - Иерусалимского Храма. На Храмовой горе после захвата страны Арабским халифатом воздвигнуты две мечети.
В жизненной позиции Жаботинского можно выделить два принципа: принцип сохранения и принцип развития. Жаботинский был против начинаний "с нуля", но твердо выступал за опору на историческое наследие. Это проявление не просто "чистой принципиальности", но и практицизма: почему евреи должны начинать где-то все сначала, в то время как им по праву принадлежит свое на своей земле? Жаботинский писал: "С того момента, как возник "еврейский вопрос", он бессознательно и естественно поставлен в этой форме: найти способ для сохранения еврейской палестинской индивидуальности. Следовательно, сионизм, если ему предстоит дать окончательное решение "еврейского вопроса", должен дать его непременно в этой же форме: найти лучший способ для сохранения и развития еврейской палестинской индивидуальности, т. е. - переселить нас в Палестину". ("О территориализме", 1905 год)
Опираясь на два принципа, Жаботинский подходит к решениям. В некоторых случаях он рассматривает демографические и территориальные вопросы совместно.
Рассмотрим некоторые характерные высказывания Жаботинского.
Решению демографической проблемы Жаботинский уделял первостепенное внимание, учитывая угрозу европейскому еврейству со стороны поднимавшего голову германского нацизма и необходимость роста численности ишува. Последнее Жаботинский считал непременным условием придания требуемого характера еврейско-арабским отношениям в Эрец Исраэль. Эти мысли в концентрированном виде высказаны им в следующих словах в речи на V конференции сионистов-ревизионистов в Вене (август 1932 года): "Страшная реальность вынуждает нас идти единственно верным путем - массовая организованная алия в Эрец Исраэль, в еврейское государство. Мы возвращаемся к "первородному" сионизму, к сионизму Герцля, который - не только движение за разрешение духовных проблем нации, но и спасение - физическое спасение миллионов людей, идея почти мессианская в простейшем понимании этого слова".
Действительно, уже с древности еврейское государство располагалось по обоим берегам реки Иордан. Однако планам Жаботинского по возврату к этому положению не суждено было осуществиться. Сейчас плотность населения Израиля (в фактических границах) примерно в пять раз выше плотности населения Иордании.
Вообще Жаботинский был сторонником сотрудничества в регионе, но на надежной, безопасной основе. Он писал: "Мы живем в мире, населенном людьми, народами, и невозможно полностью абстрагироваться от окружающего мира. Точно так же, как и перед другими народами, перед нами стоит вопрос вопросов: способен ли ты противостоять нападению? Если нет - не о чем говорить!" ("И нет мира", "ха-Ярден", апрель 1936-го) В то же время, по мысли Жаботинского, возвращаясь в среду народов с восточной психологией, евреи должны в себе "разыскать элементы восточности, засоренные пылью Запада, но все еще живые, и заняться их культивированием" ("Восток", "Рассвет", сентябрь 1926 года).
Жаботинский считал, что поскольку арабы всегда будут жить в стране и вокруг нее, увековечение конфликта недопустимо. Выступая в Совете Эрец Исраэль в 1919 году, он заявил: "Я обеими руками за соглашение с арабами. Я согласен с тем, что им должна быть обеспечена автономия". Права, которые будут гарантированы арабам в стране с еврейским большинством, Жаботинский перечисляет в статье "Арабская проблема - без драматизации" (1940): полное гражданское равенство; равные права для иврита и арабского языка; национально-культурная автономия; экстерриториальность святых мест и свободный доступ к ним; равные права на владение земельными участками.
Жаботинский выступал за такое урегулирование, которое спасет сохранившиеся памятники древнееврейской цивилизации в Эрец Исраэль, позволит хоть в какой-то степени залечить раны духовной трагедии. Известна его активная позиция по осуждению попыток осквернения Западной стены Храма (Стены Плача). Жаботинский писал: "И я причислял себя к поборникам прогресса и думал, что любой завод мне дороже древних руин, - и ошибся. Ибо есть особая логика в жизни, тесно связывающая древние традиции с явлениями сегодняшнего дня и планами на будущее" ("Доар ха-йом", октябрь 1929 года) Жаботинский пришел к выводу, что "религиозная традиция представляет собой не только "историческую ценность", но и "живую и активную силу".
Каковы же реалии юбилейного года? Главная мечта Жаботинского - мечта о восстановлении независимого еврейского государства - осуществилась. Еврейское государство одержало победы во всех войнах. Однако народ не спешит возвращаться на историческую родину.
"Еврейский меридиан", 29.10.2005
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|