|
Майя Каганская О романе "Искусство узких квинт"
Манера письма Сергея Баумштейна далека от дебютантской: напротив, текст
оставляет впечатление того, что за плечами автора - три-четыре
больших романа.
Несмотря на то, что роман в основном не выходит за пределы
традиционного круга тем, которым добровольно ограничило себя
подавляющее большинство израильских русскоязычных писателей, автору
удалось преодолеть этот органический порок местной русской
литературы.
Наиболее удачным местом в книге, бесспорно, следует считать
являющуюся одним из стержней сюжета "биографию предмета" - первое в
русской, а, возможно, и в мировой литературе, описание процесса
настройки и ремонта фортепиано, предваренное блестящим экскурсом в
историю фортепианостроения. И удача эта - результат умножения
профессионализма настройщика-реставратора на профессионализм
литературный.
Остается пожалеть, что главная тема романа - Израиль середины 90-х
глазами репатрианта - не позволила С. Баумштейну остановиться
подробнее на всем, что связано с искусством настройки, декларативно
вынесенном автором в заголовок.
Израильская действительность в романе показана сквозь призму
взгляда главного героя, галутного еврея-ашкеназа, обретшего за три
последние столетия способность воспринимать мир в трехмерном
измерении - подобно окружавшим его европейским титульным нациям.
Именно это отличает мировосприятие героя от мировосприятия
большинства израильтян, трехмерность либо утративших, либо никогда
ею не обладавших.
И пусть, восторгаясь Шубертом, герой чувствует - буквально,
животом, на уровне инстинкта, насколько греховно, с точки зрения
иудаизма, его врожденное преклонение перед европейской культурой,
насколько - в высшем смысле - отталкивают друг друга эти понятия
("Зачем Ты создал нас жестоковыйными, если существует Такая
музыка?! ...Нет в одном космосе места двум субстанциям – жиду и
Этой музыке от Бога-отца."), жить вне этой культуры он не в
силах. Именно поэтому так часто он мысленно полемизирует с немцами
- творцами высших проявлений европейской - духовной и материальной
- культуры.
Сергею Баумштейну удалось - красочно, рельефно и достаточно
беспощадно - передать ужас такого окультуренного советско-галутного
еврея от вожделенного, сшитого на живую нитку государства народа,
трагический фатум которого ежеминутно вступает в перманентный
конфликт с достаточно омерзительным социумом (в том числе и левой,"
безумно далекой от народа" интеллигенцией). Xотя на этом пути
любого, в том числе весьма искушенного, беллетриста подстерегает
ловушка публицистики, автору "Квинт" удается, хотя с некоторыми
оговорками, ограничиться чисто литературными приемами (в образе
"ватики" - хозяйки ремонтируемого пианино пани Батьи Береловски
тесно переплелись и специфическая израильская мерзость, и столь же
накаленный израильский трагизм);
Одни из лучших страниц романа - альтернативная биография главного
героя, протекающая в его длинном мучительном сне. Волею воображения
автора он, герой, живущий в довоенном Париже, присутствует в 1942-м
г. на заседании упраздненной к тому времени Лиги Наций, на котором
решается вопрос о ликвидации еврейского очага в подмандатной
Палестине: Баумштейн дерзко переосмысливает историю, хотя налицо
аналогии и параллели с нашим невеселым временем. И хотя над главой,
несомненно, витает дух набоковского "Дара", от этого она не
становится хуже.
Следует так же отметить, что хотя любовная интрига в романе напрочь
отсутствует, это вовсе не лишает его чисто фабульной
занимательности. Более того, логика сюжета заставляет предположить:
развитие отношений соратников по выпуску русского литературного
еженедельника Вити Корнфельда и его жизненного антипода Изы
Гольдгевихт приведут к искомому любовному экстазу... Не тут-то было
- яростный, с пеной у рта, спор ригориста Вити с конформисткой Изой
о судьбах Израиля, полемика, в которой каждый по-своему прав,
приводит к тяжкой, с переходом на личности, возможно, необратимой
ссоре главных героев.
"Искусство узких квинт" без всяческих скидок и натяжек, безусловно,
можно считать событием современной израильской русской литературы.
Возможно, не только израильской.
10.03.2005
Другие статьи Каганской
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|