|
Моти Карпель
Еврейская демократия или "государство
Галахи?"
Политическое устройство Государства Израиль построено по западному
образцу. Несмотря на связанную с этим серьёзную проблематику, вновь
и вновь проявляющуюся в израильской повседневной жизни и особенно
остро в судебно-правовой системе, и несмотря на то, что
существующий строй не отвечает и не собирается отвечать определению
"еврейское государство", нам приходится признать, что на данный
момент у нас нет никакой альтернативы существующему строю.
На сегодняшний день у народа Израиля вообще и у евреев
Торы в частности нет серьёзного и хорошо разработанного ответа на
вопрос о предполагаемом политическом устройстве Государства Израиль
как еврейского государства. Прежде всего, постараемся объяснить,
почему так сложилось.
Устная Тора, в особенности в том виде, в котором она
оформилась в Гемаре, получила своё развитие в период, когда народ
Израиля уже не жил полноценной национальной жизнью на своей земле.
Большая её часть была разработана в Вавилоне, да и та её часть,
которая была разработана в Эрец Исраэль – Иерусалимский Талмуд –
оформилась в период, когда народ уже утратил свою независимость.
Предназначение Устной Торы это разработка и практическое
применение принципов Торы письменной в изменяющейся обстановке. На
протяжении галута можно было говорить о еврейской жизни на
индивидуальном и семейном уровне, самое большое – на уровне общины.
Именно к такого рода действительности обычно апеллирует знакомая
нам Устная Тора, стремясь быть в ней наставником в соответствиями с
принципами письменной Торы. Практически единственным трактатом,
который занимается вопросами государственного устройства и даёт
установки на национальном уровне, является трактат Санhедрин, но
даже там основополагающие принципы Торы Израиля в области
политического строя удостоились только общего обзора. На этом, как
говорится, "государства не построишь". Указание на этот недостаток,
разумеется, не является попыткой "наехать" на мудрецов Устной Торы
– вопросы, которые стояли в ту пору на повестке дня и требовали
глубокой разработки, были совершенно иного плана.
Сегодня, с возвращением в свою страну и с созданием
Государства Израиль, вопросы государственности и политического
устройства становятся актуальными, и их разработка в соответствии с
предписаниями Торы уже не роскошь, а жизненная необходимость. В
связи с этим, построение еврейского политического строя становится
необходимостью с точки зрения Галахи: условия изменились, и новая
действительность позволяет это осуществить. Вызов брошен, и евреи
Торы должны на него откликнуться.
То, что именуется в современном лексиконе
"государством Галахи", не может служить
подходящей формой политического устройства Израиля как еврейского
государства. Это понятие, по существу, является фикцией.
Галаха, как уже было сказано, в её сегодняшнем виде освещает
вопросы индивидуальной, семейной и общинной жизни, но никак не
вопросы государственности. В течение уже около двух тысяч лет наши
мудрецы не занимались этими вопросами на должном уровне; но даже
если бы и занимались, то и тогда существовала бы необходимость
досконального обсуждения этих вопросов заново, поскольку с тех пор
действительность изменилась до неузнаваемости. Тора на сегодняшний
день не имеет готовых ответов на такие основополагающие вопросы:
каким быть политическому строю Израиля? какова должна быть его
экономика в соответствии с национальным духом? на каких принципах
должна базироваться внешняя политика? и многие другие вопросы.
Таково, к сожалению, нынешнее состояние Галахи, и оно
понятно на фоне двухтысячелетнего галута, который народу Израиля
довелось пережить. Очевидно, что когда мы говорим, что у Галахи
сегодня нет готовых ответов на эти вопросы, мы вовсе не
намереваемся утверждать, что в Торе нет и не должно быть ответов на
них. Наоборот, основные указания по этим вопросам имеются в
источниках – как в письменной, так и в устной Торе – но для того,
чтобы привести их к виду, пригодному для практического
использования в национальном масштабе, необходим творческий подход.
На основании сказанного, единственное, что поддаётся
определению в данный момент, это то общее направление, к которому
надо стремиться, и то, как в общем и целом должно выглядеть
еврейское государство. В довершении к этому необходимо понять, что
детали будут проясняться только по мере продвижения к этой общей
цели – если бы это было не так, то Тора не была бы Торой
жизни. В утешение можно сказать, что понимание сути стоящей
перед нашей нацией задачи и определение центральной роли еврейского
по своему характеру руководства в достижении намеченной цели
являются краеугольным камнем здания, которое мы хотим построить –
еврейского государства.
Говоря в общем и целом о Государстве Израиль как
о еврейском государстве, мы подразумеваем государство современное,
высокоразвитое, все системы которого построены в еврейском
национальном духе и ради выражения этого духа. Мы подразумеваем,
что это государство будет хорошо вписываться в свою эпоху, активно
действовать на международной арене, в котором найдётся место для
всего наилучшего, что было создано человеком во всех областях.
Государство, в котором общей платформой для всех его граждан будет
еврейская самоидентификация, и где не останется места для
нынешнего, не имеющего никаких оснований противопоставления
светских и религиозных. Государство, политический строй которого
будет соответствовать национальному духу и не имеющим аналогов
целям и потребностям израильской нации.
Для создания такого государства требуются творческие
усилия национального масштаба на протяжении двух-трёх поколений. В
процессе этого должны будут дискутироваться всевозможные вопросы,
связанные с понятиями института царства (Малхут Исраэль),
Санhедрина, еврейского права, и пр. Количество возникающих вопросов
настолько велико и их суть настолько глубока, что никакой учёный
муж не в состоянии в одиночку дать на них исчерпывающие ответы.
Речь идёт о творческом процессе национального масштаба, в котором
примет участие большинство интеллектуальных и духовных сил нации.
Для того чтобы протекать аутентичным образом и принести желаемые
результаты, этот процесс должен быть открытым и свободным. Эту
созидательную деятельность можно в какой-то мере сравнить, только с
точностью до обратного, с деятельностью, координацию которой взял
на себя в своё время рабби Йоханан Бен-Заккай в Явне, в эпоху,
когда ощущалась необходимость в обновлении Устной Торы с целью
сделать её путеводной звездой для народа, находившегося в
преддверии длительного галута.
Народ Израиля, сумев всего лишь одно-два поколения
назад создать, практически на пустом месте, Армию Обороны Израиля и
солидную оборонную концепцию, сельское хозяйство, поселенческое
движение, науку, промышленность и передовые технологии в процессе
созидательной деятельности национального масштаба, в которой
приняло участие большинство трудо- и боеспособного населения, сумел
также и достичь главной цели, ради которой всё это и создавалось.
Без ответственного руководства, отдающего себе отчёт в том, какие
цели и задачи стоят перед нацией, это не смогло бы осуществиться.
Созидательная деятельность подобного масштаба требует
национального руководства, которое сможет растормошить, повести за
собой, указать нужное направление, расположить цели в порядке их
важности, скоординировать силы, выделить средства, воодушевить –
короче, подлинного лидерства . (К сожалению, мы уже напрочь
забыли, что таковое вообще возможно.) Эта созидательная
деятельность требует, чтобы во главе страны встало руководство,
которое будет способно увлечь за собой народ и вселить в него
ощущение важности и значимости поставленной цели. Но самое важное,
чтобы это руководство было способно наметить, в первую очередь для
себя – а в силу этого и для нации – саму цель – еврейское
национальное государство, и не отступать от неё в продолжение всего
пути. Но до тех пор пока – а речь тут идёт о временном промежутке
длиной не в одно поколение – процесс построения такого строя не
вышел из пелёнок, то, что мы имеем, это Государство Израиль как оно
есть сегодня, с его нынешней демократической системой. Другого нет.
Но и теперешнюю демократическую систему возможно
переориентировать на еврейские ценности, придя тем самым к
еврейской демократии – демократии, которая придаёт
первостепенное значение моральным устоям еврейского народа, его
неповторимой культуре, истории и праву. Сегодня, когда страну
захлестнули универсалистские веяния, грозящие выветрить из народа
Израиля сознание того, кто он такой и какова цель созданного им
государства, такая переориентация необходима как никогда.
Перевод А.Трайнина
"Новости недели", 5.01.2005
Моти Карпель Революция сознания, книга
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|