|
Лев Кацин
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ “КИ ТЕЦЕ”
Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед многими из нас является проблема взаимоотношения отцов и детей. Проблема вечная, а в условиях иммиграции ее хроническое состояние обострятся до нельзя. Сколько претензий, взаимных упреков омрачают общение любящих друг друга отцов и детей, матерей и дочерей. Наша недельная глава заставляет нас задуматься о том, что возможно претензии следует предъявлять прежде всего себе самому. Может быть лишь на основе требовательного отношения каждого к самому себе и снисходительного к другим и строятся действительно прочные взаимоотношения между людьми.
“Когда выступишь на войну против врагов своих и отдаст их Всевышний в твои руки, пленишь ты их. И увидишь в плену женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять её себе в жену. То приведи ее в свой дом и пусть обреет она голову и обрежет ногти свои. И пусть сидит в твоем доме в течение месяца… Если же не захочешь ее, то отпусти её куда она пожелает. ”
Неужели Тора разрешает еврею взять в жены пленную женщину не еврейку, наделенную одним лишь достоинством - красивую видом? Это место может вызвать еще большее недоумение, если вспомнить, с каким трепетом и благоговением относится Тора к браку - чистой и святой основе еврейского народа. Великий ученый Раши приводит мнение устной Торы Талмуда:
"Тора разрешила эту женщину, лишь уступив слабости человека, ведь если бы Всевышний не дозволил её ему, он взял бы ее вопреки запрету". Однако, продолжает Раши, если он женится на ней, то в конце концов возненавидит ее. Ибо сказано вслед за этим: “Если будет у мужа две жены, одна ненавистная, а одна - любимая...” И наконец она родит ему буйного и строптивого сына. Как сказано далее: “Если будет у человека сын, буйный и строптивый, не слушающий голоса отца и матери...” Поэтому эти законы расположены в Торе один за другим.
Что означают слова Талмуда: Тора разрешила эту женщину, лишь уступив слабости человека? Неужели это действительно разрешение? Нет, говорит Раши, это - совет, как победить слабость! “Тора опустилась до самых глубин человеческой души, понимая, что во время жестокого боя в воине могут проснуться животные инстинкты, и тут главное - вовремя остановить себя. Скажи себе: потом, не сейчас! Ты сможешь взять эту женщину в жены потом, через месяц, но главное - не дотрагивайся до нее сейчас! А этот месяц она должна быть со стриженой головой, чтобы стать отвратительной своему пленителю. И тогда конечно же произойдет то, что написано в Торе: ”И если не захочешь ее, то отпусти ее, куда она пожелает!” В этом и есть смысл и цель данного закона: помочь человеку преодолеть в себе животный инстинкт, слабость - дурную страсть к пленнице.
Однако если человек последует своей животной страсти и не отпустит ее, то Тора предупреждает его в следующих, кажущихся случайными законах, что возненавидит он ее и родит она ему буйного и строптивого сына. Сына обжору и пьяницу, который восстанет против родителей своих. Впрочем, это последнее утверждение Торы нуждается в разъяснении. Почему это должно произойти именно так? Неужели пленница не может ему родить достойного сына?
Для того, чтобы лучше ответить себе на этот вопрос, обратимся к другому месту в Торе, повествующему о Ное, выходящем из Ковчега.
“И начал Ной, человек земли, и посеял виноградник, и вырос он и дал плоды, и выпил Ной вина и опьянел и оголился в шатре.” Сколько же прошло времени, пока виноград вырос и дал плоды, Ной собрал их, выжал сок из которого потом получилась вино? Сколько месяцев или лет? Разве можно рассказать о этом в одном коротком предложении? Да! Ибо, что посеешь, то и пожнешь! Тора учит нас умению предвидеть будущее, тому что, еще лишь начиная сеять, человек уже должен думать о будущем, какие у него могут вырасти плоды и как он их будет использовать.
Кого можно назвать мудрым? - спрашивает Талмуд. Того, кто видит зарождающееся! “И начал Ной человек земли…” Слово "начал" - “хал” имеет на иврите еще и другое значение - "осквернил". Почему Тора называет Ноя человеком земли? Потому что уже тогда, в момент посева владели Ноем “земные”, низменные инстинкты. И не предвидел он будущего, того, что плодом, результатом страсти будет страсть: “ …и опьянел и оголился в шатре.”
В этой недельной главе Тора предупреждает нас: есть духовные законы мироздания! Если принятое тобой решение жениться на пленной женщине продиктовано животное страстью, то и плодом этой страсти обязательно будет страсть - буйный и строптивый! Сын который восстанет против своего отца и поможет ему осознать, что сегодня тот пожинает плоды своих собственных рук.
“Уничтожители и разрушители твои из тебя же и выйдут!” - С этими словами пророк Исайя обращался к отошедшим от Торы евреям. Ибо придет наказание за кровопролитие и разврат, страна Израиля станет пустыней, город Иерусалим будет разрушен, а Храм - сожжен, - предупреждал Исая. Беспечным же евреям казалось, что положение Израиля зависит лишь от силы армии или высоты крепостных стен, но уж никак не от праведности людей, морального уровня народа. Никто не верил пророку. Но его пророчества в точности, во всех деталях сбылись.
“Уничтожители и разрушители твои из тебя же и выйдут!” Мы стали свидетелями буквального свершения и этого пророчества. Вспомните о самом зарождении христианства. Вспомните, например, о том, что идеологом испанской инквизиции был крестившийся еврей Торквемада, преследовавший своих братьев с особой жестокостью. Достаточно также вспомнить и так называемую “евсекцию”, обрушившуюся в двадцатые годы на еврейскую культуру в советской России...
Однако это пророчество имеет и другой, более углубленный пласт понимания. Даже если придут вражеские народы, завоюют твою страну и разрушат Иерусалимский храм, то все равно “Уничтожители и разрушители твои выйдут из тебя самого!”” В духовном смысле не Навуходоносор, грозный царь Вавилона, разрушил Храм, ведь духовно он был уже разрушен преступлениями оставивших Тору евреев. Но само разрушение является не только наказанием, но и уроком! А осознание причин разрушения Храма и должно привести к его строительству…
…Войны внешние являются следствием войн внутренних. Конфликты человека с внешним миром - следствие конфликтов человека с самим собой. Это и есть некий духовный закон сохранения энергии: что посеешь, то и пожнешь. И никто и ничто не является большим врагом твоим, кроме творимого тобой зла. Но если так, то ведь верно и обратное: добрые дела, благородные, бескорыстные поступки являются лучшими семенами будущего, лучшим посевом и лучшим вложением в будущее благополучие человека и его детей, и его внуков!
«Еврейский Мир», Нью-Йорк, 14.08.2002
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|