|
Лев Кацин
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ “КИ ТАВО” - “КОГДА ПРИДЕШЬ”
Каждый человек, собирающийся построить семью, мечтает прожить долгую и счастливую жизнь со своей любимой женой. Но почему же в дальнейшем происходит так много семейных конфликтов и разводов? Почему человек, о котором вы мечтали больше вас не радует? Родителям и детям также кажется, что они будут всегда радоваться друг другом. И друзьям детства казалось, что они будут наслаждаться дружбой на век. Но увы… Так как же построить крепкие взаимоотношения с людьми?
Наша недельная глава повествует о законе первых плодов. Моисей обращается к народу в Синайской пустыне и говорит им о том, что должны делать евреи “когда придут в страну Израиля”. Человеку следует принести первые плоды своего урожая в Храм, произнести слова благодарности и радоваться, как сказано далее в Торе: ”И будешь радоваться всему добру, которое дал тебе Всевышний!”
Сказанное вызывает удивление. Разве нельзя радоваться благу не выражая или ощущая чувства благодарности?
Мы часто, произносим слова благодарности. Чаще всего лишь из вежливости…Однако Тора учит нас: для того, чтобы наслаждаться чем-то, нужно это действительно ценить. Если ты что-то не ценишь, то и не спрашивай: почему же я не наслаждаюсь этим?…
Любопытно, что если приход евреев в Израиль связывается с умением благодарить и радоваться, то и пророчество Торы об изгнании заканчивается словами: “За то, что не служил Всевышнему с радостью!” Неужели отсутствие радости может явиться причиной изгнания?
Почему был разрушен Иерусалимский Храм и еврейский народ оказался в изгнании? - Спрашивает Талмуд. Люди не произносили благословения перед чтением Торы, не благодарили за возможность изучения Книги Книг, не ценили и не радовались. Потому, предостерегает Талмуд, необходимо это благословение произносить с особой радостью. Неужели из-за того, что не говорят благословение, разрушается Храм?..
Однажды, я говорил об этом в синагоге. Ко мне подошел молодой человек, и спросил: “Я не понимаю, почему сначала евреи радовались Торе, а затеи перестали? Что произошло? Вчера ценили, а сегодня перестали ценить?” Было вокруг много людей, и я думал, как же ответить. И решил ответить по-еврейски - вопросом: “Вы женаты?” - “Да”. “Тогда скажите, как мужчина относится к невесте? А к жене?”… Он задумался, а я продолжил: “Американцы шутят: если мужчина открывает перед женщиной дверь машины - значит ухаживает. А если она открывает сама дверь? Значит, это уже его жена! Ну, так в чем же причина?” “Привычка!” - воскликнул он...
Мы привыкаем к миру и начинаем воспринимать все как само собой разумеющееся. И красоту природы, и красоту людей. Привыкание - это то, что отнимает у человека восхищение и радость. Как же радоваться? Победить привычку. Восхищаться ежедневно женой так, как будто это первый день совместной жизни. На что человек, подошедший ко мне, говорит: это все можно в теории. На практике такого не бывает. А я отвечаю: бывает! Я скажу даже больше. С точки зрения еврейской, если 15 лет спустя ты любишь жену всего лишь так же, как ты любил ее тогда, - это неудачный брак. Почему? Да потому, что мы-то ведь растем. Мы-то ведь умнеем и начинаем ценить людей все больше и больше. И чем больше мы ценим жену, чем больше ценим её как человека, как мать, то тем больше начинаем ее любить.
Почему у евреев очень мало разводов? С точки зрения католической, вообще нельзя разводиться. А вот с точки зрения еврейской, при любом поводе можно развестись. В Талмуде говорится: подгорела еда! Так это уже может быть причиной для развода? Нет, это повод! Тот, кто ищет повод для развода, все равно его найдет. Поэтому поводом может стать все, что угодно. Развестись по-еврейски - да никаких препятствий! А разводов практически не было и нет. Это что - бремя, которые на себе люди несут? Но у них радостные лица, у детей - счастливые глаза…
Еврей проснувшись утром должен ощутить радость дару жизни и произнести: “Благодарю тебя, Всевышний, за то, что Ты вернул мне душу!” Не воспринимать день, как само собой разумеющееся, а как подарок. Ведь мы не живем вечно. А потому следует ценить и радоваться каждому дню! Не воспринимать окружающих людей, как само собой разумеющееся, а как дар. Также временный…
Что такое вера? Мудрецы наши определили веру как искусство удивляться. Наше еврейское понимание веры отлично от их “слепой веры”. Еврей имеет право сомневаться. Потому что сомнение - инструмент познания. Он не говорит - я нигилист и потому для меня не существует ничего того, в чем я сомневаюсь. Такое сомнение разрушительно. А сомнение еврея - созидательно. Сомневаясь, человек стремится к познанию. В каком то смысле любой еврей - это ищущий ученый. Например, Альберт Эйнштейн писал о том, что “религиозное чувство является пружиной любого научного творчества”. Все видели один и тот же мир, и все к нему привыкли, но только один удивился и спросил: а почему все же предмет падает? Все прошли мимо, а Эйнштейн открыл общую теорию относительности. И так совершается любое открытие. Познание начинается с умения удивляться. Но это не только вопрос разума - интеллектуального поиска, это и вопрос сердца - нашего отношения к жизни. Есть люди, которые воспринимают все вокруг себя как само собой разумеющееся. Когда им что то дают, то они воспринимают и это как само собой разумеющееся: мне все всё должны... Трудно радоваться когда не ценишь. А ведь ключ к радости жизни - в умении ценить. Если человек умеет ценить стакан воды, яблоко, хлеб, мгновение жизни - то он просыпается утром и радуется всему, что у него есть.
Кто богат? - спрашивает Талмуд. И отвечает: - Тот, кто радуется тому, что у него есть! Но для того, чтобы радоваться тому, что есть, нужно уметь это ценить. А если мы этого не ценим, то мы и не радуемся. И тогда - сколько бы у человека ни было, ему все равно мало, он все равно недоволен. Он не заслуживает иметь, то что не ценит. И потому в конце концов теряет… Для того, чтобы научиться ценить!
Теряя, мы начинаем по новому смотреть на людей, на Тору, на Храм, на страну Израиля. Когда мы говорим: Россия, Южная Африка, Европа, Израиль - то екает ли сердце на слове Израиль? Мы ощущаем здесь что-то иное, что-то свое, - ощущаем какую-то особую ценность Израиля. Вот именно этому чувству и учит нас Тора, предупреждая как не только в Израиле поселится, но и как эту землю сохранить: Цени землю Израиля, принеси первые плоды в Храм, вырази благодарность и радуйся всему, что дает тебе Всевышний!
«Еврейский Мир», Нью-Йорк, 20.08.2002
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|