|
Евгения Кравчик
Как Гейзель переплюнул Абу Мазена
В первый рабочий день (после Рош ха-Шана) я получила презент. Книгу, естественно, а что ж еще? Твердая обложка изданного в Москве, в Лучших традициях постсоветского академизма, фолианта не предвещала занимательного чтива. Но больше всего отпугивало название: «Политические структуры государства Израиль». При слове «структуры» хотелось завыть волком.
Раскрыв дареный томик (почти 400 страниц!), я, впрочем, не смогла сдержать улыбку. Посвящение было составлено в характерной для автора манере: «Сделай одолжение: Выбери мгновение ~ И cue творение Прочитай, Евгения». Нет, конечно, такую импровизацию мог выдать лишь Зеэв Гейзель — математический гений и программист экстракласса, наделенный изысканным чувством юмора.
Но где Гейзель — и где Московский Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, издавший в 1996 году (среди прочей специальной литературы) бессмертное творение Абу Мазена «Путь в Осло» ? (Куда завел Израиль этот «светлый путь», сегодня уже известно доподлинно). И с чего бы это бывшему советнику Биньямина Не-таниягу, а ныне - ведущему сотруднику международной фирмы хай-тека, удариться в чисто академические изыскания?..
Раскрыв фолиант, я (исключительно из уважения к неординарной личности автора) пробежала предисловие издателя — Евгения Сатановского, президента Института изучения Израиля и Ближнего Востока, ученого именитого, отличающегося к тому же весьма непредвзятым отношением к нашей маленькой, но солнечной стране.
«Предлагаемая вниманию читателя книга — уникальна», - с этих слов начал издатель сем предисловие. А далее последовали и вовсе непечатные (с точки зрения сухой академической казуистики) оценки и высказывания: «Создание ее (книги — Е.К.) стало возможным благодаря единственному в своем роде сочетанию личного опыта и-эрудиции автора, бывшего в течение ряда лет заметной фигурой не только на «русской улице», но и на общеизраильской политической арене; его же журналистского таланта, как человека, в равной мере блестяще владеющего и ивритом, и русским языком, а также аналитического подхода и умения структурировать материал, восходящего к традициям русской математической школы, ярким представителем которой является Зеэв (Владимир) Гей-зель. Книга эта написана не просто израильтянином и не просто израильским политиком, но именно русским израильтянином, чье видение мира было сформировано в Советском Союзе и обогащено опытом, полученным за его пределами. Яне только не знаю в Израиле и за его пределами человека, который мог бы лучше выполнить эту работу, но и вообще не представляю себе, кто еще, кроме Зеэва Гей-зеля, мог бы за нее взяться и довести до конца».
После такого вступления не оставалось ничего иного, кроме как перелист-нуть страницу и — сверхусилием воли - заставить себя углубиться в чтение.
Но что это? Даже главы, посвященные истории Израиля (в школе и университете история, как предмет, ввергала меня в аллергический шок), прочитывались на одном дыхании. А когда дело дошло до создания ООП и ее кровавых «художеств» как в Израиле,
так и на просторах просвещенной Европы, оторваться от книги было уже невозможно: Гейзель исхитрился подать факты с таким изяществом и эмоциональным накалом, что академическое издание читается, как захватывающий детектив...
«Проглотив» политические структуры Израиля за один (пусть и Судный) день, я ничуть не удивилась, когда узнала, что первым человеком, прочитавшим эту книгу, был не кто иной, как президент России Владимир Путин, выступивший на днях в Бундестаге с блистательной (не в пример нынешним израильским политикам!) речью, посвященной исламскому терроризму.
УТРОМ - ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ - СТУЛЬЯ
Впрочем, если побеседовать сегодня кое с кем из российских востоковедов, взращенных преподавателями-арабами на арабских же учебниках и арабском видении нашего конфликта с палестинцами, можно без труда убедиться, что в экс-коммунистической империи действительно происходят поистине революционные интеллектуальные подвижки. И концентрированным выражением реальной демократизации и либерализации России является сам тот факт, что с нового учебного года историю израильско-арабского конфликта будут изучать уже не только по книге Абу-Мазена и иже с ним, но и по учебнику Зеэва Гейзеля.
А протолкнуть в златоглавой этот дерзкий проект Зеэву удалось в 1997-98 годах, когда он занимал пост советника главы правительства по вопросам алии и абсорбции. Затем, ближе к вы-борам-99, Нетаниягу предложил Гейзелю баллотироваться от Ликуда в кнессет, в связи с чем пришлось этому интеллектуалу и острослову уступить свой кабинет в здании министерства главы правительства Бени Брискину — преданному функционеру родной партии, лишенному, впрочем, харизмы и присущего Зеэву обаяния (никаких других «русских» в окружении Нетаниягу в тот период не наблюдалось). В кнессет Гейзель, однако, не прошел, хотя и завоевал весьма престижное 23-е место. С политикой расстаются сходу - без всяких сожалений, после чего с головой окунулся в родную — компьютерно-математическую - стихию
А около года назад дерзкий проект вернулся к Зеэву бумерангом: Евгений Са-тановский предложил ему написать полуучебник-полуэнциклопедию.
- Я сразу сказал, что научную книгу писать не буду, - вспоминает Гейзель, - мне это скучно. Есть замечательная профессия: политолог. Как вы думаете, сколько на свете политологов? - Как собак нерезаных
- предполагаю я.
- Да! Десятки тысяч, -восклицает Гейзель. — Но ни один из них не смог даже в конце 80-х предсказать крушение Советского Союза. Самое парадоксальное, однако, заключается в другом: несмотря на то, что все прогнозы, выданные всемирно признанными советологами, на поверку оказались утопией, ни один из них не потерял работу и не был обвинен в отсутствии професси-
онализма. Посему, когда 1 гения Сатановский пред. жил мне подготовить науч-ное издание, я ему тут же ответил: пусть этим займут-ся политологи. Уж они вам там нацитируют
Сатановский, однако, был непреклонен. В конце конце стороны пришли к компромиссу: Гейзель, как говари-вал Булат Шалвович, пишет что он слышит, Гейзель слышит, как он дышит, как он дышит — так и пишет, не стараясь угодить На том и порешили. В результате получилось нечто вроде «Занимательной математики» Перельманаю Прочитав «Структуры», ты получаешь абсолютно дос-тойную сумму знаний, но усваиваешь материал, играючи. Вот пример: приложение № 8 посвящено израильско-му политическому сленгу и политической фразеологи (избранные выражения). Помните, как в период избирательной кампании 1999 года светоч отечественной эстра-ды — Тики Даян в присутствии тогдашнего премьера Барака назвала стороннике национального лагеря «асаф-суф» (чернь, сброд)? На ма-шинах многих израильтян тут же появились стикеры: "Ани асафсуф геэ» («Я — гордый сброд»), а в университетах были вывешены плакаты c надписью: «Ани асафсуф академаи» («Я - сброд с высшим образованием»). Но истинный смысл этой фразы конечно же, прочитывается между строк: «Я принадлежу к национальному лагерю и горжусь этим».
Фигурирует в книге Гейзеля и легендарный бином «вилла-вольво». Так в 70-х группа сатириков «Га-гашаш ха-хивер» («Бледный следопыт») иронически расшифровывала жест прибывающих в Израиль советских евреев — два «Ви» (V — Victory, победа). Увы, этот символ дал основания для формирования предвзятого стереотипа, обозначавшего "русских", трсбующих для себя в Израиле самых лучших условий..
А вот еще: «Гаолнция» — производное от «коалиция» II «гоаль нефеш» (мерзость). В 1992 году Ицхак Рабин при формировании правительства произнес: «Во всякой коалиции есть гоалиция», то есть политические партнеры, не вызывающие доверия. В контексте нынешнего пра-вительства-данное выражение было бы очень кстати
А помните ставшую крылатой фразу: «Зе тов ле-йегудим»? Это нс только калька с английского «It's good for Jews», но и часть предвыборного лозунга: «Нетаниягу. Зе товле-йегу-дим» («Нетаниягу. Это хорошо для евреев»). Лозунг породил немало пародий, хотя истинный его смысл остался неизменным: у Израиля — свои интересы, у арабов - свои.
И, конечно же, истошные крики: «Зе стам, зе срак!», раздавшиеся в Тель-Авиве, на площади Царей Израиля, вечером 4 ноября 1995 года, в тот момент, когда стреляли в Рабина. До сих пор неизвестно, кто конкретно и почему кричал, что патроны — холостые, но если кому-то пришло в голову столь абсурдное (с точки зрения логики и здравого смысла) предположение, значит, для того имелись веские основания. С тех пор, однако, фраза «Срак!» воспринимается как попытка успокоить кого-то, несмотря на очевидную опасность.
(В другом приложении Зеэв Гейзель даст такую трактовку убийства Рабина: КУРСИВ!!!
«Убийство Рабина (еврей убил еврея!) вызвало шок в общественном мнении Израиля. Низкая популярность его политики была мгновенно забыта на волне всеобщего возмущения сомнительной честью присоединения Израиля к клубу стран, где «такое может случиться» (США, Швеция, Индия). Опросы показали, что если бы выборы проходили сразу после убийства, наследник Рабина Ш.Перес получил бы 60% голосов, а лидер оппозиции Б. Нетаниягу — 28% (соотношение, невиданное в -Израиле вот уже 30 лет).
Общая солидарность в осуждении убийства была омрачена двумя факторами. С одной стороны, влиятельные левые круги (прежде всего в СМИ) предприняли попытку возложить моральную ответственность за это преступление на всех правых, весь национальный лагерь, и в первую очередь — религиозных сионистов, так как Игаль Амир идеологически принадлежал к ним... Следствием этого была поначалу волна истерии против лагеря политических противников покойного премьера, но затем она сработала как бумеранг и усилила раскол в израильском обществе.
С тех пор различные источники как в Израиле, так и за рубежом указывали на несоответствия в официальной версии убийства и высказывали удивление по поводу того, что ШАБАК (служба безопасности) не смог предотвратить случившееся, что породило многочисленные слухи о возможной причастности к убийству лиц из высшего эшелона политики и служб безопасности. Особое внимание вызвал тот факт, что ближайшим другом убийцы был агент ШАБАКа Авишай Равив, знавший, по-видимому, о планах Амира, но так и не преданный суду, несмотря на многочисленные требования общественных и политических кругов. В результате появились многочисленные версии «конспирации», т.е. заговора с целью убийства; были опубликованы статьи и изданы книги с изложением версий, отличных от официальной »). КОНЕЦ КУРСИВА!!!
Но вернемся к «избранным выражениям». Составленный Гейзелем словарь политического сленга поистине неисчерпаем. «Йитну — йекаблу, ло йитну — ло йе-каблу» (дословный перевод: «Дадут — получат, не дадут — не получат») — так объяснил Биньямин Нетаниягу суть взаимных обязательств с палестинцами по подписанному соглашению «Уай». Гейзель, впрочем, трактует принцип взаимности по Ильфу и Петрову: «Утром -деньги, вечером — стулья». Зато знаменитое бараковское «Куууууулам!» («Все-все-все»), по Гейзелю, - это не что иное, как неприкрытый популизм (помните, как перед выборами Барак обещал стать премьер-министром «для всех-всех-всех» и направить бюджетные отчисления «всем-всем-всем», - и что из этого вышло?).
А кто из читателей догадается, какой смысл вкладывает наш современник-израильтянин в слово «мицубиши»? Только ли японский автомобиль под этим подразумевается? Отнюдь! В 1994 году бывшие депутаты кнессета от правой партии Цо-мет - Гонен Сегев и Алекс Гольдфарб поддержали правительство Рабина, семимильными шагами мчавшееся навстречу новым достижениям Осло. При этом Гольдфарб получил должность заместителя министра и автомобиль «мицубиши» с персональным шофером. С тех пор название японской машины стало символом политической беспринципности и замаскированной взятки.
Та же печальная участь постигла в Израиле и добродушного кудрявого пуделя, превратившегося в символ слепой приверженности лидеру, - он готов в любой момент «облаять» противника своего патрона. В свое время Ицхак Рабин назвал Иоси Бейлина «пуделем Переса». Оттуда все и пошло.
Ну и, конечно же, неотъемлемой частью современного политического сленга являются такие антонимы, как «цфоним» (жители Северного Тель-Авива — снобы с левыми взглядами и высоким уровнем жизни) и «чахчахим» (дословный перевод с ивритского сленга — «чистильщики обуви»). Именно так назвал в 1981 году сторонников Менахема Бегина конферансье и юморист Дуду Топаз. Результатом, впрочем, стала очередная победа на выборах правого лагеря.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Оценивать деятельность нынешнего правительства, как и выдавать прогнозы на будущее, Гейзель не желает: стать в Израиле оракулом стремится каждый. Правда, далеко не всем хватает знаний и аналитического чутья. А у Гейзеля есть и то, и другое. Так, работу над книгой он завершил в октябре 2000 года, еще при правительстве Барака. И в конце посмел предложить читателям собственный прогноз.
-Я — с помощью чисто математических вычислений — пришел к выводу, что правительство Барака падет к концу декабря 2000 года, так как не сможет провести бюджет, - говорит Зеэв. - Но Барак меня несколько опередил: он подал в отставку в начале декабря!
Книгу, естественно, пришлось в авральном порядке дополнить. Биографией Ари-эля Шарона, естественно.
- А как вам — человеку декларированно правых взглядов — позволили написать учебное пособие для будущих российских востоковедов и дипломатов?
- В книге мои политические взгляды никоим образом не отражены, - говорит Гейзель. — Просто на сегодняшний день Израиль «приехал» к тому, о чем 8 лет назад мы, представители национального лагеря, предупреждали и от чего предостерегали.
- А как же хваленый мир, воспетый Шимоном Пере-сом в его книге «Новый Ближний Восток»?
- Сегодня, как и восемь лет назад, Израиль находится в состоянии войны с арабами, - говорит Гейзель. - Просто на сегодняшний день Израиль «приехал» к тому, о чем 8 лет назад мы, представители национального лагеря, предупреждали и от чего предостерегали.
- А как же хваленый мир, воспетый Шимоном Пере-сом в его книге «Новый Ближний Восток»?
- Сегодня, как и восемь лет назад, Израиль находится в состоянии войны с арабами, - говорит Гейзель.
- Тогда отчего же, по-вашему, Ариэль Шарон санкционировал встречу Переса с Арафатом?
- Полагаю, это было так: Шарон разрешил Пересу встретиться с Арафатом, но выдвинул свое условие: чтобы к вечеру Шимон был дома! — шутит Гейзель. — А если серьезно, то во время Второй мировой войны Гитлер и Сталин периодически вели с врагом сепаратные переговоры, но делали это не из любви к врагу, а потому что надеялись на благополучный исход таких контактов. Современная война — это не война семнадцатого века: у кого больше солдат и у кого из солдат пики длиннее — тот и победит. Сегодня война включает в себя уже не только такие компоненты, как количество и технический уровень вооружений, но и дипломатический аспект, моральный, экономический и пропагандистско-разъяснительный. Все прекрасно понимают, что Израиль превосходит полчища Арафата по уровню выучки и по боевой технике. И все так же прекрасно сознают, что Израиль терпит поражение за поражением на пропагандистско-разъяснительном фронте.
- Почему?
- Потому что в пропагандистской войне существуют такие же конвенциональные средства ее ведения, как и в обычной: пропагандистские снаряды, пропагандистские пушки и так далее И причиной нашего тотального поражения является-то, что израильские левые — вполне просвещенные, уважаемые люди - в течение долгих лет терпеливо разъясняли всему миру, что ООП террористической группировкой не является. Не кто иной, как израильские левые, пробили Арафату дорогу на Капитолийский холм, убедив администрацию Белого дома, что ООП не представляет ни для кого никакой угрозы — с ней можно и даже нужно контачить. Более того: долгие годы израильские левые разъясняли всему миру, что создание еврейских поселений на территориях - это преступление, а поселенцы и поддерживающие их правительства - оккупанты. В результате всемирный «суд присяжных» давно и безапелляционно постановил, что Израиль — агрессор, а значит — виновен. И пытаться сегодня повернуть историю вспять, начав доказывать, что Израиль — чист, просто абсурдно. Самое ужасное: эта легенда о «преступлениях» Израиля по отношению к арабам была сочинена в свое время в уютных квартирах Рамат ха-Шарона, Ра-мат-Гана, Рамат-Авива, Кейсарии и Кфар-Шмариягу. Ну как же может сегодня кто-то из израильских левых начать опровергать то, что он с пеной у рта доказывал десятилетиями?
- Мы пригласили врага вести боевые учения на своей территории, а потом удивляемся, что он не остановился, - продолжает Гейзель. -Абсолютно очевидно, что арабскую пропаганду (как и арафатовскую армию-«полицию») снабдили снарядами и боеприпасами сами израильтяне, И этот свершившийся факт связывает руки любому правительству, парализует его.
- И каков же ваш прогноз на ближайшее будущее?
-Я, слава Б-гy, математик а не политолог, так что прогнозированием не занимаюсь. Единственный вывод, к которому я пришел буквалыно в последние месяцы, отраден: я все лучше и лучше думаю о народе Израиля. Причем не только благодаря результат; последних выборов. Пред ставьте себе: человек, кото рый постоянно сидит в ин-тернете и должен считаться типичным представителем «лагеря просвещенных - лагеря мира», регулярно участвует в опросах общественного мнения, предлагаемых теми или иными сайтами. Посмотрите, каковы результаты этих опросов
- А я вам скажу! Например, сайт газеты «Маарив» вскоре после серии терактов в США предложил ответить на вопрос, причастны ли к крушению небоскребов-близнецов палестинцы.
- И какими оказались результаты голосования? -оживляется Гейзель.
- 82% ответили положительно, 18 — отрицательно. А всего в голосовании при-няло участие 18.124 человека — так что тут уж ни о какой статистической ошибке речи нет!
- Именно об этом я и говорю: народ становится вменяемым и начинает мыслить здраво, - радуется Гейзель и приводит два характерных примера.
Первый — это тотальный провал израильской левой прессы: сколько ни пудрила она мозги читателям-слушателям-зрителям - большинство израильтян научилось читать между строк и зрить в корень. Но и это еще не все. Взять, к примеру, партию ШАС. Она попала в «интересное» положение: руководство у нее в общем-то никакое — не левое и не правое. Зато избиратели, которых кое-кто (по наивности и незнанию) считает бессловесной паствой, слепо идущей за своими лидерами, оказали на них, этих лидеров, столь мощное давление снизу, что пришлось им резко свернуть вправо
- У меня в книге это подробно описано, - замечает Зеэв.
- А чем вы занимаетесь сейчас? — задаю я дежурный вопрос и получаю на него абсолютно неожиданный ответ:
- Я перевел с русского на иврит 16 песен композитора Шаинского, - говорит Зеэв. — Записал диск.
- Как это понять?!
- Шаинский прослушал нескольких исполнителей и в конце концов настоял, чтобы пел я сам.
"Новости недели", 4.10.2001
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|