|
Евгения Кравчик
Возьмемся за руки, друзья
Вот уже двадцать лет слово «сионизм» вызывает у части израильтян
оторопь. Правда, если в СССР времен Сталина-Хрущева-Брежнева за
сионистскую деятельность сажали, то в Израиле двадцать первого
века, как минимум, поднимут на смех.
Тем удивительнее было увидеть плакат со «старомодным» словом над
сценой небольшого Дома культуры поселка Карме Йосеф.
«Лагерь обновляющегося сионизма» - гласила надпись.
В поселок, расположенный неподалеку от перекрестка Нахшон, тем
временем со всех концов страны съезжались люди, биография чуть не
каждого из которых наверняка войдет когда-нибудь в учебники истории
Израиля: полковник Давид Хагоэль из Иерусалима, Мордехай (Хозка)
Ярденаи из киббуца Нахалаль, Ноам Арнон - пресс-секретарь
еврейского ишува Хеврона, полковник Моти Йогель из поселения Долев,
полковник Йоар Галь - пилот истребителя Ф-16, историк и публицист
Цафрир Ронен...
Светские и «вязаные кипы», доктора наук и фермеры, люди разных
возрастов, сабры и репатрианты явились на учредительное собрание
нового движения. Внепартийного. Общенародного. Насквозь
пронизанного искренней, неизбывной любовью к Эрец-Исраэль.
Встречал гостей один из старожилов Карме Йосеф полковник Гидон
Альтшулер. Пытался скрыть волнение. Шутил. Внимательно следил за
тем, чтобы вода в титане оставалась горячей, а сахару и чаю хватило
на всех. Он, этот допотопный кипятильник, вместе со своим хозяином
- ветераном ЭЦЕЛа, и создавал абсолютно неповторимую, удивительно
семейную атмосферу. Каждый чувствовал себя, как дома. Как в былые
времена, когда в молодом еврейском государстве при слове «сионизм»
стар и млад вытягивался и замирал по стойке «Смирно!»
- В последние 15 лет, - обратился к присутствующим профессор Эли
Полак, один из основателей «Лагеря обновляющегося сионизма», - в
Израиле стерлись и утратили изначальный смысл многие понятия. Кто у
нас правый, а кто левый? Можно ли, к примеру, отнести министра от
«Ликуда» Ципи Ливни к национальному лагерю? С моей точки зрения -
вряд ли. Ведь она, подобно многим соратникам по партии, готова
снести с лица Эрец-Исраэль еврейские поселения. В таком случае что
представляет собой национальный лагерь? И на ком лежит обязанность
заново сформулировать его принципы и задачи? Неужто на прессе? Нет,
сделать это обязаны мы с вами - люди, которых называют «соль
земли».
Профессор Полак подчеркнул: создаваемое (а точнее - возрождаемое)
сионистское движение не связано ни с одной из партий.
- Мы не намерены превратиться в банальную политическую партию,
кандидаты от которой будут баллотироваться в кнессет, - сказал он.
- Вспомните, каким общественным, внепартийным движениям удалось
совершить в стране подлинные идеологические, мировоззренческие
перевороты. История насчитывает два таких движения: «Гуш-Эмуним»
и... «Шалом ахшав»! И первое, и второе де-факто навязали лидерам
государства свою политическую линию, просто направления –
кардинально противоположные. Еще один убедительный пример - ЭЙПАК,
еврейское лобби США. Благодаря чему удалось ЭЙПАКу стать
могущественным, добиться колоссального влияния? Исключительно
благодаря тому, что движение это - внеполитическое. Но именно оно и
диктует американским политикам свою волю. Если бы израильские
депутаты типа Гилы Гамлиэли и ей подобных сознавали, что и в нашей
стране общественное мнение формирует аналог ЭЙПАКа, вряд ли они
позволили бы себе дважды в сутки менять позицию, голосуя по одним и
тем же вопросам то за, то против...
Постсионизм - дорога в никуда
Если в середине 90-х, на пике «мирного процесса», в стране еще
слышались голоса израильских неоконсерваторов, пытавшихся, подобно
своим заокеанским единомышленникам, прорваться на арену
общественной жизни, то с началом «войны Осло» и они затихли.
Создается впечатление, что национальный лагерь интеллектуально
обанкротился и перестал генерировать идеи, способные составить
альтернативу пост-ословскому пораженческому «конструктивизму».
По каким причинам в Израиле отсутствует сионистское лобби? Это было
проанализировано участниками учредительного собрания. Высказывались
по-домашнему, один за другим, безо всяких заранее составленных и
утвержденных списков ораторов. Каждый говорил о наболевшем.
Так, Гарри Даскал, житель Карме Йосеф, назвал вещи своими именами:
многовековая мечта еврейского народа об Эрец-Исраэль - сильном
независимом государстве - до сих пор не реализована до конца. Но
воспитываем ли мы подрастающее поколение в духе идей, на которых,
собственно, и зиждется молодое (по всемирно историческим меркам)
еврейское государство?
Обсуждению этого отнюдь не риторического вопроса было посвящено
немало времени. Многие из присутствующих выразили разочарование по
поводу того, что средний возраст отцов-основателей неосионизма
колеблется между 40 и 50 годами.
- Я был бы счастлив видеть среди нас десятки и сотни юных лиц, -
подчеркнул Гидон Альтшулер. - Уверен, что со временем многие
молодые люди присоединятся к нашему движению, объединяющему не
одну, а сразу несколько добровольных организаций. Это жизненно
важно. Ведь отступление из сектора Газы и из северной части Самарии
- всего лишь начало, дальше нас ожидают гораздо более тяжелые
потери, которые могут привести общество к тотальной деморализации.
А деморализованный народ - нежизнеспособен.
Альтшулер напомнил: во время Войны за независимость, когда ЭЦЕЛ и
ЛЕХИ были загнаны в подполье, самыми популярными песнями среди их
бойцов были песни о родине - «ширей моледет».
- Я был бойцом ЭЦЕЛа, но здесь присутствуют мои единомышленники,
сражавшиеся в рядах ХАГАНы, и все они помнят, с какой трепетной
любовью мы относились к отчизне, - сказал Гидон Альтшулер. - А
какие песни распевает нынешнее поколение израильтян? Американские
либо - похожие на них! Вот почему, на мой взгляд, первая и главная
задача создаваемого нами движения - освободиться от влияния
неуместной в нашем регионе американской культуры и вернуться к
своим корням, к своей сущности. Мы обязаны вернуть гражданам
Израиля чувство национальной гордости, вселить в них сознание своей
силы. Мы должны основать новую гражданскую общность, объединенную
идеей сионизма: только она в состоянии спасти государство от
надвигающейся на него беды. Ведь сионизм - это, прежде всего,
поселенческое движение, продолжение алии в Эрец-Исраэль, укрепление
обороноспособности и морального духа общества. Только в том случае,
если эти моральные ценности будут возрождены, нам удастся выжить,
как народу и государству.
Кто платит, тот и заказывает
В последние годы объединяющей и направляющей силой израильского
общества стала пресса, причем не такие самостоятельно мыслящие
издания, как «Макор ришон», «Ха-Цофе» или наголову разгромленная
«пиратская» радиостанция «Аруц 7»: индоктринация проводится с
помощью популярных «общегосударственных» газет и телеканалов, на
страницах и в передачах которых царит завидное (вспомним советскую
«Правду») единомыслие. Господствуют «правильные», «политкорректные»
взгляды и в интернете. В результате возникает иллюзия, что
концепция «прекращения оккупации в обмен на усиление терроризма»
полностью овладела умами. Отсюда - и результаты исправно
публикуемых опросов общественного мнения, из которых явствует, что
более 60% граждан - за размежевание в его нынешнем виде.
Пропагандистская машина сделала свое дело: сторонники национального
лагеря подошли к депортации поселенцев разобщенными, не связанными
друг с другом. Зачастую они просто не в состоянии обменяться
мнениями, из-за чего иллюзия полной и окончательной победы идей
постсионизма лишь усиливается.
Зеэв Вольфсон из поселка Мазкерет-Батья подчеркнул: с одной
стороны, перед основателями неосионистского движения стоит
непростая задача - стать цементирующей силой израильского общества.
Но как достичь этой цели, если, в отличие от постоянно
подпитываемого щедрыми зарубежными подачками «лагеря мира»,
здравомыслящая часть общества не обладает ни источниками
финансирования, ни собственными средствами массовой информации (вся
«большая», официально признанная пресса верой и правдой служит
истеблишменту)?!
- Вместе с тем я убежден, - сказал Зеэв Вольфсон, - что подлинные
патриоты и блистательные интеллектуалы способны вывести общество из
болота деморализации и безыдейности, в котором оно сейчас
находится. Обмениваться конструктивными идеями можно и по
электронной почте - это недорого и общедоступно.
На учредительном собрании, кроме Зеэва Вольфсона, присутствовали и
многие другие видные представители «русской» общины. Так, известный
публицист Нелли Гутина, которую читатели нашей газеты наверняка
помнят благодаря написанным ею крайне нестандартным, ярким статьям,
сказал прямо:
- Каждый из нас мечтает оказывать реальное влияние на умы, но мы не
обладаем для этого материальной базой, средствами массовой
информации и другими инструментами, без которых до широкой
аудитории довести свои концепции практически невозможно. Многие
социальные слои в Израиле общаются по интернету, на форумах, но
отдача от таких контактов относительно скромная. Сегодня уже не
проблема публично выразить свое мнение. Проблема заключается в
другом: в широком распространении, популяризации идей. Принято
считать, что деньгами на пропаганду располагает только левый
лагерь, в рамках которого действуют десятки добровольных
товариществ, финансируемых всевозможными благотворительными
фондами. Однако это не совсем так. Располагают средствами и
кое-какие правоориентированные структуры, например, Совет
поселений. Просто цели и задачи его деятельности весьма ограничены,
он отстаивает интересы одной-единственной социальной группы - самих
поселенцев.
По мнению Гутиной, возродить сионизм (читайте – патриотизм) можно
посредством конкретных и скоординированных действий, направленных
на восстановление в обществе социальной справедливости. Для начала
нужно зарегистрировать добровольное товарищество («амуту»), четко
сформулировав ее цели и задачи. Параллельно надо задействовать
аналогичные структуры в сфере просвещения и так далее. Движение
неосионистов - это всего лишь мозговой центр, генератор идей,
реализацией которых должны заниматься его активисты, причем каждый
- в близкой и хорошо знакомой ему области. Только в таком случае
можно преуспеть.
В одиночку и вместе
На учредительном собрании был приведен такой факт: в настоящее
время в стране действуют десятки добровольных объединений
противников размежевания. Но почему их не видно и не слышно? Да
оттого, что они разобщены! Каждая группа организует и проводит
акции протеста, но никакой координации между их действиями нет. А
ведь если все эти организации свяжутся между собой и начнут
действовать слаженно, им наверняка удастся убедить истеблишмент,
что большинство народа категорически не приемлет политику
запугивания инакомыслящих и деморализации общества.
Мордехай (Хоска) Ярдени, один из старожилов киббуца Нахалаль,
напомнил: в свое время партия «Цомет» тоже была основана как
независимое внепарламентское движение, и преуспела. Но как только
ее лидерам захотелось избраться в кнессет, политическая карьера
«Цомета» бесславно завершилась.
- С другой стороны, внепартийное движение «Шалом ахшав», созданное
мапайниками после Ливанской войны, процветает и диктует обществу
свои условия, - констатировал Ярденаи. – На днях группа кибуцников
и мошавников с севера страны съездила в Гуш-Катиф. Сопровождавший
нас поселенец с горечью говорил о том, что стоит лишь «касаму»
упасть на город Сдерот - вся страна встает на уши, однако о
Гуш-Катифе, подвергающемся чудовищным обстрелам, публика молчит.
Журналисты интервьюируют пострадавших и фотографируют места падений
снарядов лишь в тех случаях, когда кто-то был ранен или убит. Во
всех остальных случаях при обстрелах Гуш-Катифа пресса
ограничивается скромной констатацией факта, а то и вовсе хранит
молчание.
Мордехай Ярденаи подчеркнул: неосионистскому движению жизненно
необходимы собственные СМИ, с помощью которых до народа можно было
бы довести всю правду о текущих событиях.
Относительно декларации принципов нового движения Ярдеани сказал:
есть у него замечания по поводу некоторых формулировок, но в общем
и целом он с ними согласен.
Амос Йоффе, внук одного из основателей кибуца Нахалаль, подчеркнул:
уже сегодня движение возрождающегося сионизма должно в полный голос
заявить о себе. Завтра будет поздно.
Предлагаем вниманию читателей Декларацию принципов «Лагеря
обновляющегося сионизма». Поправки и замечания высылайте на адрес
редакции, на конверте сделайте пометку: «Неосионизм».
*****************************
Из Декларации принципов движения неосионизма
«Эрец-Исраэль - место рождения еврейского народа. Здесь
сформировались его духовные и религиозные отличия, здесь впервые
было основано государство, выработаны культурные ценности нации,
впоследствии обретшие вселенское значение и давшие миру Тору. После
насильственного изгнания со своей земли еврейский народ сохранился
в диаспоре и никогда не переставал молиться, надеясь на возвращение
и возрождение на родной земле свободного и независимого
государства.
На протяжение двух тысячелетий еврейский народ сохранил преданность
Создателю и светлую надежду на возвращение в Сион. Заветная мечта
многих и многих поколений о возвращении и создании на земле Сиона
общества, в основе которого - еврейские моральные ценности, начала
сбываться с возникновением сионистского движения. Право народа
Израиля на свой национальный дом в Эрец-Исраэль закреплено в
Декларации Бальфура и в мандате Лиги наций, оно было частично
реализовано в момент создания в 1948 году Государства Израиль. С
тех пор народ занят строительством образцового государства,
предназначение которого - собрать по всему миру и объединить на
этой благословенной земле всех представителей еврейского народа.
В 1967 году арабские страны объединились в решимости уничтожить
молодое еврейское государство. Началась Шестидневная война. Ее
результатом стало возвращение таких исконно еврейских земель и
районов, как Иерусалим, Иудея, Самария, сектор Газы и Голанские
высоты. Они были освобождены из-под арабской оккупации.
С 1993 года, после подписания Норвежских соглашений, возрождение
исконно еврейских земель и прогресс еврейского народа резко
замедлились. Части Эрец-Исраэль были переданы в руки врага. В
результате в 2000 году арабы Эрец-Исраэль объявили Государству
Израиль крупномасштабную войну, продолжающуюся и по сей день.
Параллельно Израиль отказался от права контроля над Храмовой горой.
Отступления в сфере политики и в военной области сопровождаются
глубочайшей деморализацией, а также отходом от моральных и
общественных ценностей. Часть лидеров государства начинает
утрачивать былую приверженность идеалам сионизма.
В связи с этим мы, члены неосионистского движения в Эрец-Исраэль,
заявляем:
Израиль - еврейское государство. Его образование и факт его
существования являются практической реализацией права еврейского
народа на национальное возрождение и восстановление национального
суверенитета.
Еврейский суверенитет над Эрец-Исраэль - это акт исторической
справедливости, воплощенная в жизнь идея сионизма.
Защита граждан Израиля является первой и единственной обязанностью
вооруженных сил государства.
Государство Израиль и еврейский народ не могут признать сердце
своего отечества частью суверенного иностранного государства. Такое
признание несправедливо, оно противоречит мечте многих поколений
евреев и представляет реальную опасность самому существованию
государства Израиль.
Мы мечтаем о подлинном мире между государством Израиль и арабскими
странами - мире, основанном на:
А) праве любого еврея на мирную, спокойную жизнь в любой точке
Земного шара и прежде всего - в любой точке Эрец-Исраэль;
Б) признании Эрец-Исраэль местом рождения всемирного еврейства;
В) региональном решении конфликта при участии арабских стран,
позволяющем арабам, проживающим ныне на территории Эрец-Исраэль,
получить гражданство и вид на жительство в любом из арабских
государств.
Мы считаем нужным гарантировать равные права всем гражданам
Израиля, однако само предоставление израильского гражданства должно
обусловливаться лояльностью к Израилю, как еврейскому государству.
Насильственное, противоречащее желанию людей изгнание их из своих
домов только лишь по причине их этнической и религиозной
принадлежности рассматривается нами, как аморальный и
противозаконный акт.
Государство Израиль должно и впредь зиждеться на перечисленных ниже
принципах и целях:
А) возвращение в Эрец-Исраэль всех евреев диаспоры;
Б) сохранение Израиля как государства еврейского и
демократического;
В) создание справедливого общества, заботящегося о каждом человеке;
Г) углубление еврейских культурных ценностей;
Д) еврейское образование и изучение языка иврит;
Е) судебная система Израиля должна базироваться на иудейском праве
и на универсальных моральных ценностях;
Ж) Государство Израиль должно бороться за мир и обеспечивать
безопасность евреям, где бы они ни жили.
Мы, члены движения обновляющегося сионизма, призываем граждан
Израиля присоединиться к нам и активно участвовать в исчерпывающей
реализации мечты многих и многих поколений наших предков –
возрождении еврейского народа на его родине.
Фото автора. На снимках:
Ветераны ЦАХАЛа полковники Давид Хагоэль и Йоар Галь – активисты
движения неосионистов
Профессор Эли Полак: «Возьмемся за руки, друзья!»
Полковник Моти Йогель, один из основателей движения
офицеров-резервистов «Руах ахерет» («Иной дух»)
Гарри Даскал, один из основателей неосионистского движения
Мошавник Цафрир Ронен – за поселенцев!
"Новости недели", 14.04.2005
Другие статьи о демократии и праве
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|