|
Александр Лихтикман
Перед праздниками
Понять дракона
Соединенным Штатам Америки в израильской действительности отведена
важнейшая роль, совмещающая функции друга, врага, правого и
неправого судьи, союзника, предателя, всемогущего помощника и
коварного недоброжелателя, виновника блестящих побед и позорных
поражений. Американцы давят, требуют, угрожают, выражают нетерпение
и недоумение, запрещают и разрешают. Без настойчивого благословения
американской администрации израильское правительство не совершает
ни одного более-менее важного поступка. Если же США не выработали
никакой позиции, как в первые месяцы вооруженного противостояния с
автономией, Израиль проявит инициативу и добьется-таки, чтобы
оплошность была исправлена, и американцы недвусмысленно заявили,
чего именно они от нас хотят в сложившейся ситуации – в какие
тенета Митчелла приглашают?
Не будь Америки, ее обязательно следовало бы выдумать. Америка дает
чуть ли не единственное рациональное обоснование всего, что
происходит с Израилем. В «американский фактор», как в стенку,
упирается любая политическая дискуссия. Упоминание о навязчивых
опекунах с их гарантиями и предостережениями делает бессмысленным
спор между «правыми» и «левыми». Преимущество остается за тем, кто
первым истолкует в свою пользу очередную дипломатическую директиву
или неопределенный артикль в туманном эпистолярном послании.
Впрочем, оппонент всегда может привести в ответ цитату,
противоположную по смыслу, духу или хотя бы грамматическим
оборотам. Колумб открыл всего одну Америку, но в Израиле убеждены,
что их гораздо больше. Судя по публикациям в нашей прессе,
заокеанский дракон, минимум – двуглав, и изъясняться с
израильтянами предпочитает нестройным дуэтом Госдепартамента и
канцелярии президента. К какой-то из голов отправился бывший
министр Бени Элон со своим новым планом урегулирования.
Отрицательным результатом этой поездки был бы только откровенный
разгром в центральных американских СМИ. Любая другая реакция, в том
числе, равнодушное молчание, можно истолковать, как намек на
«добро», без которого внутреизраильское обсуждение программы Элона
даже не начнется.
Концепция существования многоликого американского Януса напоминает
хасидское понимание идолопоклонства, когда язычник наделяет объект
культа собственными гипертрофированными качествами. В дружбе с
американцами уверено каждое израильское правительство. Ни в
кнессете, ни на подступах нет ни одной партии, подвергающей
сомнению заведомую благожелательность США по отношению к Израилю.
При этом, комментирующим «американский фактор» аналитикам никогда
не удавалось четко сформулировать позицию Вашингтона по вопросу
арабо-израильского конфликта. В результате, рассуждения тонут в
прецедентах, переходят на закулисное противоборство дружественных и
враждебных сил в пантеоне капитолийцев и завершаются неизбежным
знаком вопроса.
Опыт прошлых десятилетий учит, что американцы могут ввести эмбарго
на военные поставки в Израиль и «потерять» подписанное президентом
Фордом гарантийное письмо, но точно также – поддерживать нашу
страну в ООН и выплачивать ежегодное содержание. То они с
готовностью благословляют какую угодно авантюру – от Ливанской
войны до Ословских соглашений, то – упираются рогом в мелочи, вроде
строительства в поселениях за «зеленой чертой». Что же у них на
уме, что им нужно от нас на самом деле? Должна же быть некая единая
стратегия? Вот и в сводках новостей «Коль Исраэль» на иврите
Соединенные Штаты часто фигурируют в единственном числе, а не во
множественном, как в сообщениях на других языках. Грамматика
уступает подсознательному стремлению к ясности. Наверное, тогда
знали бы, как их ублажить.
Поэтому эмоциональные и обидные для всех других стран заявления
израильских государственных деятелей о том, что «в США с 1985-го
года мы не добываем разведывательную информацию» выглядят столь
неубедительно. Неважно, был ли Ларри Франклин агентом Мосада, или
стал жертвой интриг. Желание проникнуть в секреты «хозяина»
свойственно тому статусу, который достался Израилю в отношениях с
США. Именно тем и объясняется интерес к американским тайнам, что
Израиль не проводит самостоятельную политику, и заранее согласен
выполнить любые требования нынешней или будущей администрации. Есть
такой тип послушных детей, ищущих накануне праздника родительские
тайники с подарками, и примерных учеников, не упускающих случая
исподтишка заглянуть в учительский журнал.
Эх, яблочко…
Все чаще высказывается тревога в связи с вероятным провалом
операции по насильственному демонтажу поселений. Силовые структуры,
на которые правительство возлагает эту малопочетную миссию, боятся
ответственности и не жалеют аргументов, доказывая, что с
поставленной политическим руководством задачей лучше всего
справятся смежники. Гордиться, в случае успеха, особенно нечем, тем
более – если приказ не будет выполнен из-за организованного
противодействия со стороны местных жителей. Армия не желает марать
честь мундира, полиция жалуется на нехватку кадров, даже во
внутренних войсках опасаются братания суровых коммандос с
поселенцами. Уже обсуждается вербовка наемников – самый
дорогостоящий и надежный из вариантов. Но на усыпление совести
будущих царевых опричников бюджетных денег понадобится уж точно не
меньше, чем на компенсации выселенцам. В радиоговорилках появились
сторонники идеи забрать домой «наших мальчиков» и оставить «их
мальчиков» в лесу на съедение голодным волкам. Одна маленькая
Шатила – и упрямые гуш-катифские сабры сами попросятся «домой»!
Определенный опыт в этой области уже накоплен.
Не верящие в собственные силы, сомневающиеся в целесообразности
всего предприятия генералы, возможно, преувеличивают масштабы
будущего сопротивления. Все может оказаться гораздо легче и
быстрее. В подтверждение приведем эпизод, происшедший в прошлую
среду, когда армия демонтировала в форпосте Нофей-Нехемия два
«незаконных» жилых фургона. Нофей-Нехемия расположен на новой
дороге, соединяющей Ариэль с поселением Рехелим и шоссе номер 60.
Другой подъезд к форпосту – со стороны перекрестка Тапуах,
названного так из-за одноименного поселения, созданного
сторонниками раввина Кахане.
Опасаясь соседства, чреватого срывом операции по демонтажу,
командование армии объявило территорию закрытой военной зоной.
Движение по шоссе 60 было перекрыто в обоих направлениях. На
перекрестке Тапуах, в дополнение к КПП, на котором проверяют
арабский транспорт, появился еще один блокпост – трое длинноволосых
солдат-резервистов. Солдаты стояли прямо на дороге, и тем, кто
интересовался, в чем дело, объясняли, что в нескольких километрах
впереди обнаружен подозрительный автомобиль. Предположительно, его
заминировали террористы. Якобы на место выехала саперная команда,
вскоре автомобиль взорвут и путь откроют. Несколько машин с
израильскими номерами проследовали мимо солдат – водители-поселенцы
сделали вид, будто никакого КПП нет. И никто их не остановил, хотя
обычный порядок в таких случаях – огонь в воздух, а потом – по
колесам. Напомним, действие происходит между Шхемом и Рамаллой, в
районе, где шофер, не подчинившийся приказу солдата на блокпосту,
рискует жизнью. Солдаты даже по рации не сообщили о случившемся, а
один из них в нарушение всех уставов закурил сигарету! Поведение
резервистов озадачило.
Дело было в ранние вечерние часы, когда люди возвращаются после
рабочего дня. На перекрестке образовалась длинная пробка –
«проверенные» и «непроверенные» арабы, вперемежку с поселенцами и
водителями грузовиков и такси. Арабы – народ привычный. Откуда-то
появилась тележка с кофе, многодетные семьи расположились на
обочине и принялись коротать время. И тут выяснилось, что никакого
заминированного автомобиля впереди нет! В сводке новостей по
«Решет-бет» сообщили и о начавшемся демонтаже в Нофей-Нехемия и о
превентивном перекрытии ведущих к форпосту дорог. Однако солдаты
продолжали утверждать, что проезд опасен, а работа саперов в самом
разгаре. Правда, говорили они это с улыбкой, отметавшей последние
сомнения в том, что по случайному стечению обстоятельств, демонтаж
совпал с обнаружением подозрительного автомобиля. Но чем яснее
было, что солдаты лгут, тем меньше было у людей решимости нарушить
запрет. Трое резервистов сдерживали несколько сот человек при
помощи элементарной уловки.
Автор этой статьи находился на заднем сидении ближайшей к солдатам
машины. Ее водитель за полтора часа ожидания обзвонил все
экстренные службы Самарии, района Беньямин и потревожил мобильники
офицеров безопасности всех окрестных поселений. Отовсюду отвечали:
следуйте указаниям армии, на дороге подозрительный предмет. Он
долго крепился, сказал сам себе вслух «Народ Израиля жив», закрыл
глаза и снова открыл, посмотрел на солдат, давно сошедших с
проезжей части, пробормотал что-то невнятное и осторожно нажал на
газ. А потом – гнал на предельной скорости, пока не миновали
запретный поворот направо в Нофей-Нехемия, а потом еще быстрее в
Эли – домой, к жене, к детям. Подальше от тягачей, блокпостов и
смеющихся длинноволосых резервистов. На следующий день по радио
сообщили, что в ходе демонтажа были задержаны и вскоре отпущены
двое поселенцев. Фургоны были также демонтированы в соседнем с
Бейт-Элем форпосте Гиват-Асаф. Никто не пострадал.
Материал для селекции
Необходимо отметить еще два момента. Первый – конфискованные
фургоны были приобретены на законных основаниях у арабов.
Объясняется это тем, что в соответствии с приказом министра
обороны, введен запрет на ввоз фургонов и стройматериалов из
«маленького Израиля» в поселения. Но запрета на торговлю не было.
Второй момент однозначного объяснения не имеет. Почти все форпосты
и поселения в Иудее и Самарии до сих пор проводят строгую селекцию
прибывающих. Например, в опубликованном прессой объявлении тот же
Нофей-Нехемия объявил себя «религиозным поселком» и отказывает в
жилье тем, кто, по мнению, приемной комиссии, недостаточно
соблюдает заповеди Торы. Не принимаются также одиночки – только
семьи, желательно молодые и обеспеченные.
В соседнем Тапуахе одиночек принимают, но только – студентов
ариэльского колледжа. Требуется специальная справка, иначе
администрация поселения не выделит фургон и не позволит снять
квартиру у частных владельцев. Последним за нарушение грозят
нешуточные санкции. В Тапуахе множество пустующих домов,
построенных в свое время на государственной земле за деньги
налогоплательщика. Арендная плата за дом с участком не превышает
150 долларов. 5 минут до Ариэля, 40 минут до Гуш-Дана, столько же
до Иерусалима. Низкие цены, льготная банковская ссуда, удобное
расположение, горный климат. Тапуах мог бы стать городом еще 15 лет
назад, если бы принимал всех желающих.
Маале-Рехаваам, Адей-Ад, Эш-Кодеш, Гиват-Хароэ – географические
названия, которые могут в любой день исчезнуть с карты, вместе с
детскими площадками, овечьими фермами и любовно высаженными
цветничками. Уже разогревают моторы бульдозеры. И, тем не менее,
приемные комиссии никто не думает распускать. Притом, что критерии
отбора далеки от идеологии. Ясно, что шаломахшавник сюда не
попросится. В некоторых местах не принимают смешанные семьи, когда
один из супругов не еврей. Но практически везде требуются полные
благополучные семьи с детьми, и отвергаются одиночки, старики,
безработные, больные. Иногда об отказе говорят прямо, иногда –
отговаривают, жалуются на повседневные трудности, если не помогает
– показывают близлежащую арабскую деревню или место последнего
обстрела из засады. Разумеется, «качественным» претендентам и
делегациям заграничных филантропов рисуют совсем другую картинку.
В лучшем случае, политика селекции продиктована финансовым
расчетом: местные советы заинтересованы в налоговых поступлениях, а
не в льготниках и иждивенцах. Плохо, если в поселениях продолжают
строить идеальное общество – последний после киббуцного опыт
(условно) осуществившейся утопии. Не случайно ведь в поселениях
низкие показатели безработицы, смертности от болезней, выше уровень
образования и мотивация к армейской службе. Все это создано
искусственно, и заслуживало бы восхищения, если бы авторы утопии не
использовали государственные ресурсы. Но хуже всего, если цель
селекции – отсеять наиболее активных и наименее предсказуемых. Тех,
кто не спешит вечером к детям, кто не боится отсидеть неделю-другую
в тюрьме, потому, что работы все равно нет, тех, для кого вагончик
на холме – единственный очаг, а не дача вдобавок к родительской
вилле. На фоне перспективы тотального отступления, «люмпенизация»
поселений – отнюдь не самое большое зло. Отказ от порочной и
противозаконной практики отсева привел бы к значительному
увеличению числа поселенцев и навсегда похоронил бы утопию
демонтажа.
«Вести», 2.09.2004
Борис Шустеф Святая простота или кое-что об американских обещаниях
Борис Шустеф Оздоровить отношения с Америкой
Ася Энтова Давайте отпразднуем День Независимости от Америки
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|