|
Петр Люкимсон
451 градус по Фаренгейту
Или что же все-таки сожгли в Ор-Иегуде
В прошедший вторник главным «скупом» газеты «Маарив» стал… нет, не рассказ о новых поворотах в деле премьер-министра и развернувшихся в связи с этим закулисных политических баталиях, хотя тема того стоила. И даже не страсти вокруг группы «мятежников» из партии «Гил», решивших присоединиться к партии Аркадия Гайдамака – этому событию в газете была отведена половина 4-1 полосы. Нет, в самом центре газеты, на 10-11 страницах, была помещена небольшая заметка Авишая Бен-Хаима «Книги в огне», сопровожденная опять-таки небольшим комментарием того же автора и огромной горизонтальной фотографией, запечатлевшей зам.мэра Ор-Иегуды Ури Аарона у лежащих на земле полусожженных книг.
Если верить газете, в прошлый четверг (то есть за 6 дней до выхода в свет данного выпуска ежедневного «Маарива») в Ор-Иегуде было сожжено сотни, а, может, и тысячи экземпляров «Библии». Еще точнее – «Нового Завета». «В стране, где сжигают книги, рано или поздно начнут сжигать людей!» - этот афоризм напомнил израильтянам адвокат т.н. «мессианских евреев», собирающийся подать в суд на заместителя мэра Ор-Иегуды и своего коллегу Ури Аарона. И все-таки прежде, чем дело дошло до полицейского расследования и суда, было бы неплохо разобраться, что же именно произошло в Ор-Иегуде и что именно за книги были там сожжены…
Только факты
Итак, для начала давайте обратимся к тем фактам, которые сообщает Авишай Бен-Хаим в своей явно запоздалой для ежедневной газеты информационной заметке. За неделю до праздника Лаг ба-Омер по инициативе заместителя мэра Ор-Иегуды Ури Аарона на улицах светского квартала города появилась машина, из которой в репродуктор прозвучал следующий призыв: «Уважаемые жители! В последнее время миссионеры разнесли по многим квартирам экземпляры «Нового Завета» и различные издания, направленные против иудаизма и осуждающие его. Сейчас ученики одной из школ города пройдут от дома к дому, и мы просим передать вас эти книги для их последующего уничтожения».
После этого и в самом деле ученики религиозной школы «Михтав ми-Элиягу» («Письмо от Элиягу») и в самом деле начали ходить под домам и вскоре собрали «очень много книг», которые с трудом поместились в кузове мощного тендера.
Не совсем факты
Далее Авишай Бен-Хаим сообщает, что собранные экземпляры «Нового завета» были свалены в кучу и подожжены по указанию Ури Аарона и в его присутствии. Сам адвокат Аарон это утверждение отрицает. По его словам, во-первых, речь идет отнюдь не о «Новом Завете», или, по меньшей мере, не только о нем, а о пропагандистских брошюрках, содержащих откровенные антисемитские пассажи и подстрекательские высказывания против иудаизма и его носителей. А во-вторых, добавляет Ури Аарон, он не был инициатором сожжения книг – поначалу он планировал собрать их на складе и уничтожить каким-либо другим путем. Идея сжечь эти книги пришла в голову тем самым школьникам, которые их собирали, и единственное, в чем его, возможно, можно упрекнуть – так это то, что он не сумел удержать подростков от реализации их замысла.
И стоит заметить, что, по меньшей мере, его первый довод имеет документальное подтверждение: на представленной тем же «Мааривом» фотографии отчетливо видно название только одного сожженного в Ор-Иегуде издания, и это отнюдь не «Новый завет», а изданная «Мессианскими евреями» для подростков и юношей пропагандистская брошюра «Ху вэ-Ани» - «Он и Я». При этом под словом «Он», как легко догадаться понимается человек, вошедший в мировую историю под именем Иисуса Христа.
Итак, в Ор-Иегуде, вопреки тому, что утверждалось в «Маариве», а затем и в других СМИ и в полном соответствии со словами заммэра этого города, был сожжен не только «Новый Завет» (если он вообще был сожжен), но и откровенные рекламные агитки, распространяемыми христианскими миссионерами. И это, согласитесь, кое-что меняет в представленной Авишаем Бен-Хаимом картине.
И еще раз факты
Стоит обратить внимание на то, что никто жителей Ор-Иегуды сдавать «Новый завет» и другую миссионерскую литературу для ее сбора и последующего уничтожения не принуждал.
Школьники просто ходили от двери к двери и, постучав в нее (так же, как до этого в нее стучали незнакомые хозяевам квартир миссионеры), спрашивали, не хотят ли они избавиться от случайно попавшей в их дом литературы, пропагандирующей христианство. И люди сами, совершенно добровольно выбрасывали такие издания в подставляемые под них мусорные мешки, будучи прекрасно осведомлены, что затем они тем или иным способом будут уничтожены.
Те, кто хотел оставить эти издания у себя, разумеется, именно так и сделал.
Так как речь идет и в самом деле о сотнях и тысячах изданий, то можно только подивиться тому размаху, с которым христианские миссионеры действуют в городе с таким символическим названием как Ор-Иегуда (Свет Иегуды).
Только аргументы
Нужно отдать должное Авишаю Бен-Хаиму – он предоставляет Ури Аарону возможность объяснить свою позицию. И Ури Аарон объясняет, что в последнее время христианские миссионеры в его городе поистине перешли все границы, масштаб их деятельности день ото дня растет и становится все более и более агрессивным и открытым. И в этой ситуации он, не будучи связанным ни с какой организацией, но получивший немало жалоб на миссионеров от жителей, решил, что надо действовать и вывел на площадь квартале Неве-Рабин ту самую машину с репродуктором.
Он, Ури Аарон, затрудняется сказать, было ли правильным разрешать подросткам сжигать эти книги, но вот в одном он не сомневается ничуть: речь идет об изданиях, которые в еврейском государстве должны безжалостно уничтожаться – столь же безжалостно, как в нем должны бороться с христианскими миссионерами вообще.
Эту свою позицию, озвученную газетой «Маарив», Ури Аарон повторил утром в минувший вторник и в интервью Рафи Гинату в популярной радиопередаче «Утро с Рафии Гинатом». Сразу после этого Гинат поспешил предоставить слово адвокату «Мессианских евреев».
Имя этого человека было знакомо мне по многочисленным процессам, в ходе которых он защищал право либо приехавших в рамках Закона о возвращении христиан, либо уже крестившихся в Израиле евреев воспитывать своих детей именно в христианском духе – вопреки требованиям других родственников этих детей. Причем защищал, следует признать, весьма успешно. И потому я не особенно удивился, когда этот господин с присущим ему красноречием начал говорить о том, что актом сожжения «Библии» Ури Аарон оскорбил религиозные чувства мессианских евреев, посягнул на свободу вероисповедания, свободу слова и т.д. И в связи со всем этим он, дескать, намеревается потребовать в полиции возбудить уголовное дело против Ури Аарона и довести его до суда.
Но вот когда далее этот адвокат напомнил афоризм, согласно которому «Там, где сжигают книги, рано или поздно начнут сжигать людей!», я не знал плакать мне или смеяться. Было что-то поистине фантасмагорическое и иезуитское в том, что представитель религии, от имени которой на протяжении столетий сжигались священные еврейские книги и отправлялись на костры десятки тысяч евреев, пытается перенести подобное обвинение на евреев. Впрочем, если учесть, что сегодня в мире принято обвинять евреев в оккупации, терроризировании и причинении страданий мирному населению Газы, то это высказывание было вполне в духе времени.
Но само странное заключалось в том, что Рафи Гинат явно симпатизировал адвокату «Мессианских евреев», а вот Ури Аарон вызывал у него откровенную антипатию. И потому он как бы мимоходом заметил, что тот же Ури Аарон вряд ли бы сохранял спокойствие, если бы кто-то призвал светских евреев собрать имеющиеся в их домах книги Танаха для их последующего сожжения. А ведь для светского еврея, по мнению Гината, нет никакой разницы между «Новым Заветом» и Танахом: и то, и другое для него – «религиозная литература»...
В одном, наверное, можно согласиться с Гинатом: сжигание книг у современного человека вызывает вполне определенные ассоциации, и уже поэтому делать это не стоило.
Но вот все остальное, на мой взгляд, и в самом деле заслуживает расследования. Причем не только и не столько журналистского, сколько полицейского.
Закон и дышло
Нужно сказать, что заявление адвоката мессианских евреев о том, что они намерены подать иск против зам. мэра Ор-Иегуды адвоката Ури Аарона вызвало у последнего ироническую улыбку, а знакомых мне адвокатов повергло в некоторое недоумение.
По их мнению, если люди совершенно добровольно откликнулись на призыв сдать те или иные издания для их последующего уничтожения, и эти книги были затем уничтожены, то нет никаких оснований для возбуждения какого-либо уголовного расследования по данному поводу. По той простой причине, что можно сколько угодно долго рассуждать о том, что сжигание книг аморально и вызывает определенные ассоциации; что сжигание «Нового Завета» оскорбляет чувства верующих христиан и т.д., но вот никакой статьи в УК Израиля, предусматривающей уголовное преследование за сжигание книг и даже за оскорбление чьих либо религиозных чувств не существует – иначе бы просто утонул бы в потоке исков за оскорбление религиозных чувств верующих евреев. (Как выяснилось позже, такая статья все же есть, но в ней четко оговаривается, что запрещено сжигать «сифрей кодеш». «Сифрей кодеш» в буквальном переводе – это «священные книги», но в иврите это, скорее, термин, обозначающий очень узкий круг книг – ТАНАХ и Талмуд. Христитанский «Новый Завет» под понятие «сефер кодеш» никак не подпадает – П.Л.)
Есть, правда, возможность обвинить инициаторов акции сожжения христианской религиозной литературы в подстрекательстве и др. сходных преступлениях, но уже сейчас очевидно, что доказательная база подобного обвинения крайне слаба.
И все же та уверенность, тот апломб, с которыми давал интервью Рафи Гинату адвокат «Мессианских евреев», безусловно, не случайны.
Полиция и суды и самом деле все чаще и чаще выступают на их стороне; им откровенно симпатизируют многие писатели их журналисты, их почти открыто поддерживают некоторые политики как из правого, так и из левого лагеря. И повышение активности христианских миссионеров и в самом деле чувствуется сегодня практически во всех слоях общества и во всех городах страны.
Кстати, в том же интервью Рафи Гината с адвокатом-«мессианским евреем» журналист все же соизволил поинтересоваться у своего собеседника, не считает ли он провокацией распространение христианской литературы в еврейских, и тем более, в еврейских религиозных кварталах различных городов, и не противоречит ли это закону о запрете миссионерской деятельности.
- Ничуть! – последовал ответ. – Распространение нашей литературы осуществляется в рамках законов о свободе слова и свободы вероисповедания. Что же касается запрета на миссионерскую деятельность, то он действительно запрещает побуждать несовершеннолетнего к перемене вероисповедания. Но мы действуем всегда исключительно в рамках закона…
И вот тут я вдруг вспомнил, как совсем недавно потребовал от постучавшихся ко мне в дверь миссионеров немедленно покинуть не только мою квартиру, но и весь наш дом, угрожая в противном случае вызвать полицию и обвинить их в миссионерской деятельности.
- Вы можете вызывать кого угодно, - услышал я в ответ. – Мы никого не боимся. Вы - просто невежественный человек, и не знаете, что такое «миссионерская деятельность».
Лишь после этого откровения адвоката и последующего разговора с главой организации «Яд ле-ахим» равом Шломо-Бером Лифшицем я понял, насколько и в самом деле пустой была моя угроза.
Во-первых, как подтвердил в беседе со мной рав Лифшиц, существующий закон, оказывается, запрещает заниматься миссионерской деятельностью исключительно среди несовершеннолетних – среди лиц старше 18 лет ею заниматься можно. Но ведь, понятное дело, что когда миссионеры приходят домой и начинают вести задушевные беседы, спрашивая, верите ли вы в Бога, к этим разговорам невольно начинают прислушиваться дети. То есть повод для обвинения в миссионерской деятельности среди детей и подростков вроде бы есть. Но одновременно его и нет – ведь в ходе первых бесед, как правило, предложения принять христианство не следует, а задушевные разговоры о Боге и его сыне, деве Марии и «истинной религии» без этого предложения под понятие «миссионерство» не подпадает – мало ли кто кому хочет рассказать о своей религии.
И все же глава организации «Яд ле-ахим» рав Лифшиц убежден, что законных поводов для преследования христианских миссионеров у полиции более чем достаточно.
- Уже тот факт, что они ходят по квартирам евреям и обманным путем, выдавая себя за представителей течения иудаизма, которыми «мессианские евреи», безусловно, не являются, позволяет возбудить против них уголовное преследование в сознательном вводе в заблуждение, обмане и мошенничестве, - сказал в беседе с автором этих строк рав Лифшиц. – Далее они, безусловно, нарушают закон, так как ведут агитационную деятельность и по отношению к несовершеннолетним, чему у нашей организации есть немало доказательств. Да и достаточно просмотреть ту литературу, которую они распространяют, чтобы убедиться, что среди нее немало изданий, предназначенных именно для детей и подростков.
Об этом же говорит и один из добровольных помощников ашдодского отделения «Яд ле-ахим» Авраам Гарбер.
- Еще лет пять-семь назад христианские миссионеры в Ашдоде активно работали именно на «русской» улице, и уже тогда в их арсенале было немало книг на русском языке для детей – отпечатанных большими буквами, с очень яркими иллюстрациями. Если учесть, что в Ашдоде во многих семьях сохраняется русский язык, и дети умеют читать на русском, то, понятно, что такие издания могли найти своих маленьких читателей. Однако в последние годы миссионеры начали распространять свою деятельность и на ивритоязычных граждан страны, причем, что любопытно, они стали активно работать среди еврейских ультраортодоксов. А ведь лучше подбросит свиную голову к дверям синагоги, чем распространять «Новый Завет» в религиозном еврейском квартале.
Другие сотрудники «Яд ле-ахим», с которыми мне довелось побеседовать (так как многие из них находятся на переднем фронте борьбы с миссионерами, то они стараются не афишировать свои истинные имена – хотя бы во имя безопасности своих семей) соглашаются с тем, что христианские миссионеры в Израиле в последнее время необычайно активизировались, умножили свои ряды и усовершенствовали методы работы.
- Можно сказать, - сказал в разговоре со мной один из сотрудников этой организации, - что они целенаправленно действуют среди различных групп населения, для каждой из которых у них выбран свой подход. Сегодня в качестве основных объектов своей деятельности они рассматривают бухарских евреев, горских евреев, евреев-выходцев из Эфиопии и, как это ни странно прозвучит, еврейских ультраортодоксов. Выходцев из Эфиопии они откровенно покупают предложениями материальной помощи, подарками и т.д.; в руках бухарских и горских евреев они, как правило, пользуются откровенным невежеством последних в религиозных вопросах и в то же время их тягой к духовности. Что касается евреев-ортодоксов, то в работе среди них миссионерам, очевидно, видится особый вызов.
Трудность борьбы с христианскими миссионерами, добавляли мои собеседники, заключается, во-первых, в явном несовершенстве действующего законодательства, а во-вторых, в откровенном попустительстве им полиции и ее нежелании вмешиваться даже тогда, когда речь идет даже о нарушении нынешнего варианта закона. Что касается израильских СМИ, то они давно уже трудятся над созданием «Свидетелям Иеговы», «Мессианским евреям» и другим христианским сектам положительного имиджа, одновременно представляя их невинными жертвами религиозных мракобесов. После того, как по Первому – государственному! – каналу ТВ прошел документальный фильм, с симпатией рассказывающий о «мессианских евреях» многие светские евреи наверняка задумались о своем присоединении к ним.
Все это невольно наводит борцов с миссионерами на мысль о том, что последние приобретают все больше и большее влияние в Израиле, приобретая все больше и больше сторонников и соратников в полиции, в судах и даже в Верховном Суде, (Ходят слухи, что одна из его судей около десяти лет назад тайно крестилась и теперь негласно оказывает всяческое содейсвтие братьям по вере.)
Что касается несовершенства закона о запрете миссионерства, то до сих пор все попытки его ужесточить нарывались на откровенное сопротивление партии «Ликуд», в немалой степени подпитывающейся деньгами христиан-евангелистов. В обмен на эту поддержку евангелисты требовали и требуют «не мешать» пропаганде христианства в Израиле.
В связи с этим стоит вспомнить недавнее обвинение, брошенное депутатом Ювалем Штайницем («Ликуд») в лицо премьер-министру Эхуду Ольмерту («Кадима»). Штайниц напомнил израильтянам, как во время недавнего визита президента США Дж. Буша последний в своей речи говорил о том, как много Иерусалим значит в христианской истории, а Ольмерт лишь улыбался на эти слова и в своей ответной речи ни словом не сказал о том, что куда большую роль Иерусалим значит в истории еврейской. По мнению Штайница, своим молчанием по поводу данных слов Буша Ольмерт отрекся от своих еврейских корней. Но истина-то заключается в том, что стоящий за Штайницем Биньямин Нетаниягу на самом деле связан с американскими евангелистами не в меньшей степени, чем Ольмерт. А потому особого рвения в борьбе за новую редакцию закона против миссионерства от него ждать не приходится.
И вот такое откровенное подыгрывание миссионерам, с одной стороны, предоставляет им все больший простор для деятельности в Израиле, а с другой – толкает некоторых людей на такие эпатажные поступки, как сжигание христианской литературы…
И все-таки это – не наш метод
Так как же все-таки следует относиться к тому, что произошло в Ор-Иегуде? Можно ли было сжигать христианскую литературу с точки зрения того же иудаизма или нет? Одобряют ли ультрарелигиозные круги действия Ури Аарона и учеников школы «Михтав ми-Элиягу» или нет?
Все эти вопросы я задал тому же раву Шломо-Беру Лифшицу, возглавляющему организацию «Яд ле-ахим».
- Прежде всего, - сказал он, - я хочу подчеркнуть, что заммэра Ор-Иегуды Ури Аарон никак не связан с нашей организацией и действовал исключительно по собственной инициативе, - сказал рав Лифшиц. – Его решение помочь евреям избавиться от миссионерской литературы и чуждых нашему народу книг заслуживает поддержки и уважения. Но вот на вопрос о том, имел ли он право сжигать эти книги или нет, я вам как раввин ответить не могу…
- Почему?
- Видите ли, если мы переведем разговор в чисто галахическое русло, то существует определенная проблема с сожжением христианской литературы, отпечатанной на иврите. Не вдаваясь сейчас во все тонкости Галахи, скажу лишь, что есть христианские книги, которые, с точки зрения, еврейского закона можно без всяких проблем сжечь, а есть те, от которых следует избавиться другим образом. Это зависит от многих факторов, в том числе, например, и от того, были отпечатаны эти книги за границей или в Эрец-Исраэль. Поэтому, повторю, как раввин, не зная, какие именно книги были сожжены, я не могу однозначно сказать, было ли правильно их сжигать, или нет.
Словом, выходит, что даже с точки зрения еврейских религиозных кругов школьники в Ор-Иегуде, да и заместителя мэра этого города Ури Аарона, руководствуясь благими намерениями, скажем так,… несколько погорячились – если они и в самом деле сжигали «Библию» на иврите. И, может быть, и в самом деле не стоило давать в руки местным антисемитам право на ассоциации между событиями в Ор-Иегуде и давними книжными аутодафе в Германии, хотя ассоциация эта получается довольно натянутой.
Но, с другой стороны, и драматизировать это событие, педалируя данной ассоциацией, как это сделала газета «Маарив», тоже не стоит. В конце концов, никто же не сравнивает сжигание рекламных буклетов и брошюр со сжиганием великих книг. А вот задуматься о той угрозе, которую несут христианские миссионеры всему израильскому обществу и способности этого общества противостоять этой угрозе, похоже, самое время.
«Новости недели», 22.05.08
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|