|
Пинхас Полонский, Марина Воробьева, Михаил МагриловЧто такое Иудея и Самария?
Глава из книги "Путеводитель по Израилю: Иудея и Самария – историческая родина еврейского народа"
ЧТО ТАКОЕ «ИУДЕЯ И САМАРИЯ»
Иудея (надел колена Иеhуды) и Самария (надел колен сыновей Иосифа) – это
историческая область Страны Израиля, которая в древности была центром
еврейской государственности. Здесь жили Авраам, Ицхак и Яаков, здесь
происходили основные события эпохи Судей, здесь был центр государств
Шаула, Давида и Соломона, здесь после раскола, последовавшего за смертью
Соломона, функционировали Южное (в Иудее) и Северное (в Самарии) царства.
Основные библейские исторические драмы происходили именно в пределах
этих земель. Если мы возьмем список упомянутых в Танахе географических
названий, то увидим, что около 90% из них сосредоточено в Иудее и Самарии.
Таким образом, именно Иудея и Самария – а не просто «Израиль» – это
историческая родина еврейского народа.
Именно в этом месте сформировались еврейский монотеизм и библейские
тексты, ставшие основой западной цивилизации – и, таким образом, Иудея и
Самария обладают уникальным историко-духовным статусом.
УНИКАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС
ИУДЕИ И САМАРИИ
Эта земля уникальна не только в духовно-историческом, но и в политическом
плане. Все территории на Земле принадлежат каким-то государствам и
обладают соответствующим государственным суверенитетом, иногда на
суверенитет над одной и той же территорией претендуют даже два государства.
Существует лишь два исключения из этого правила: Антарктида, которая в
соответствии с международной конвенцией признана не принадлежащей ни
одному государству, и Иудея и Самария. Других исключений нет.
Сегодня юридически территория Иудеи и Самарии не является
принадлежностью ни одного государства. Османской империи (которая
властвовала здесь с 1517 до 1917 г.) давно нет, действие Британского
мандата (1919-1948 г.) прекратилось. В 1948 г., во время Войны за
независимость, Иудея и Самария оказались под властью Иордании, которая
их аннексировала. Иорданская власть над этими землями продолжалась
19 лет, и именно ссылаясь на это левые политики и журналисты до сих пор
называют Иудею и Самарию, возвращенные под израильский контроль в
1967 году, «оккупированными территориями» (в смысле «оккупированными
Израилем»).
В 1967 г. в ходе Шестидневной войны Армия Обороны Израиля освободила
эту часть Страны. Однако Израиль как государство оказалось в тот момент
не готовым к освоению Иудеи и Самарии, – ведь это означало бы переход от
концепции «государства-убежища», доминировавшей на начальном этапе
развития сионизма (и популярной до сих пор) к концепции «возрождения
библейского государства», т.е. фактически к изменению национально-
государственной идеи. В результате Иудея и Самария не были аннексированы
Израилем, и остались в качестве «контролируемых территорий».
Иордания позже от этой территории отказалась. Палестинская Автономия
не является государством и не обладает правами суверенитета. Израиль
контролирует территорию Иудеи и Самарии, но пока что и не объявляет ее
своей. И поэтому пока что эта земля, столь духовно и исторически важная для
всей истории и развития цивилизации, юридически «не принадлежит никому».
А это означает, что еврейское будущее Иудеи и Самарии (и вообще
Государства Израиль) зависит от того, насколько мы сможем освоить эти земли.
Это одна из критических точек нашего влияния на будущее: если будем активно
обживать эту землю, селиться на ней, путешествовать по ней и изучать ее, то
она и станет юридически нашей, будет интегральной частью Израиля.
Поэтому ваша поездка по Иудее и Самарии – это не только исполнение
библейской заповеди «Встань, пройди по земле этой» (Быт., 13:17), данной
Аврааму, – но и активное действие для того чтобы эта земля была освоена
еврейским народом.
ДРЕВНИЕ ДОРОГИ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ
Топографически Cтрана Израиля четко делится на
располагающиеся продольными полосами с севера на юг:
I. Вдоль Средиземного моря расположена Приморская равнина.
II. К востоку от нее начинаются горы (по-русски их можно назвать холмами,
но они местами довольно трудно проходимы, и дороги по ним есть далеко не
всюду). Полоса гор тянется с севера на юг, начиная от Ливана, через Верхнюю
(северную), потом Нижнюю (южную) Галилею, еще южнее – горы Самарии,
горы Иудеи, горы Негева, переходящие в горы Синая.
III. Еще восточнее с севера на юг тянется глубокая долина, которую образуют:
долина Бекаа в Ливане, Верхний (северный) Иордан, протекающий по долине
Хула, затем озеро Киннерет, затем Нижний Иордан от Киннерета до Мертвого
моря, далее Мертвое море, далее долина Аравa (переходящая в Эйлатский
залив и далее в Красное море). Основная часть всей этой системы, включая весь
Иордан и Киннерет, лежит ниже уровня мирового океана, а Мертвое море –
самое низкое место на Земле.
IV. Восточнее опять начинается подъем на гору, на плато и горную систему
Заиорданья, которая тоже тянется с севера на юг: Хермон, Голанские высоты,
горы Гилада и горы Моава (принадлежащие в настоящее время Иордании).
Вся эта геологическая система называется Сирийско-Африканский разлом
(поскольку она тянется от Сирии к африканскому побережью). Горная гряда
с западной стороны от долины называется Ливан, а с восточной стороны от
долины – Анти-Ливан. Эти горы пересекаются с запада на восток речками и
более мелкими долинами.
Ввиду такой топографии дороги можно проложить далеко не везде, и еще с
древности сформировалась основная сетка перпендикулярных дорог, которая
действует и поныне.
Прежде всего, это дороги, которые идут с севера на юг (сегодня в Израиле
это шоссе с четными номерами). С древности насчитывалось четыре такие
дороги:
1. Первая – дорога, идущая вдоль моря, которая называлась Виа Марис, или
Приморская Дорога (на иврите – «Дерех hа-Ям»), чрезвычайно удобная и
важная, одна из тех дорог, через которые осуществлялась связь между Египтом
и районом Междуречья, одна из самых главных дорог древности (сегодня –
шоссе № 2 и № 4).
2. Другая дорога, называющаяся Дорогой Праотцев («Дерех Авот»), она же
Дорога Горы («Дерех hа-hар») проходит по верху горного массива, тянущегося с
севера на юг (сегодня – шоссе № 60). Эта дорога менее подходит для караванов
или тем более для армии, по ней не всегда просто пройти, но она тянется по
горному хребту, образующему центр страны. Согласно библейскому описанию,
праотцы еврейского народа селились именно вдоль этой дороги, и вдоль нее
находятся основные религиозно-исторические центры: Шхем, Шило, Бейт-
Эль, Иерусалим, Бейт-Лехем (Вифлеем), Хеврон и Беэр-Шева. Именно этот
путь проходит через Иудею и Самарию, и вокруг него происходили основные
истории, описанные в библейских книгах Иеhошуа (Иисуса Навина), Судей и
Царств.
3. Еще восточнее – дорога вдоль долины Иордана, и далее вдоль Мертвого
моря и Аравы до города Эцион Гевер (древнее название Эйлата), – сегодня это
шоссе № 90.
4. И, наконец, четвертая дорога, называвшаяся Царской («Дерех hа-Мелех»),
шла по плоскогорью Заиорданья (сегодня эта территория принадлежит
Иордании).
Что касается поперечных дорог (сегодня в Израиле это шоссе с нечетными
номерами), то они образовывались в тех местах, где горы можно было
преодолеть через долину или через перевал.
1. На севере страны это дорога через Изреэльскую долину, отделяющую
горы Галилеи от гор Самарии. На западном конце этой дороги, там, где она
соединяется с Морской дорогой южнее горы Кармель, находились древние
порты Атлит, Дор и Кесария. По этой же дороге, к северу от горы Кармель,
можно попасть к порту в Хайфском заливе (сегодня шоссе № 71, 65, 75). На
пересечении этой дороги с дорогой вдоль Иордана находится древний город
Бейт-Шеан (Скитополис). Дорога пересекала Иордан южнее Киннерета и
уходила на восток в Заиорданье.
2. Южнее нее была дорога, тянущаяся через южные предгорья Самарии. Эта
дорога начиналась от моря, из района сегодняшней Герцлии, шла к истокам
реки Яркон (район современного города Рош hа-Аин) и далее на восток,
пересекаясь с дорогой Праотцев к югу от Шхема и далее, через Маале-Эфраим
(«подъем к колену Эфраима») спускаясь к Иордану у перехода Адам. Сегодня
это Транс-Самарийское шоссе,
№ 5 и 505).
3. Еще южнее главной поперечной дорогой является путь через перевал
между горами Иудеи и горами Самарии. Эта дорога начиналась от древнего
порта Яффо и шла через перевал к Иерихону, расположенному у северной
оконечности Мертвого моря (сегодня – шоссе № 1 и № 444), и дальше уходила
на восток в Заиорданье. На пересечении именно этой дороги с Дорогой
Праотцев, в центре страны, находится Иерусалим.
4. Наконец, имелся еще проход у подножия Иудейских гор с юга. По нему
дорога тянулась от Газы через Беэр-Шеву к южной оконечности Мертвого моря,
где в древности располагался город Содом, и далее на восток в Заиорданье
(сегодня –
шоссе № 25).
ДОРОГА ПРАОТЦЕВ
При знакомстве с Иудеей и Самарией особенный интерес представляет
центральная из упомянутых выше продольных дорог, «Дорога Праотцев»
или «Дорога Горы», тянущаяся с севера на юг вдоль хребта Иудейских и
Самарийских гор (шоссе № 60). Эта дорога была основным путем, по которому
передвигались и вдоль которого поселились Авраам, Ицхак и Яаков. С этой
дорогой связана также и основная история их потомков: царей Израиля,
пророков и Маккавеев.
Главными центрами цивилизации древности (во 2-м тысячелетии до н.э.)
были Египет и Месопотамия, и классическая древняя дорога между ними
проходила по Стране Израиля: по побережью с юга на север (Дерех hа-Ям),
мимо Газы, Ашкелона, Ашдода, до района современной Кесарии, далее
поворачивая на восток, по руслу Ара до Мегиддо или по руслу Милек до
Йокнеама, далее по Изреэльской долине в Бейт-Шеан, или вдоль западного
берега Киннерета до его северной оконечности, далее на Голаны и по
Заиорданью по Царской дороге («дерех hа-Мелех»). Этим путем пользовались
все, кому надо было путешествовать, торговцы и завоеватели – те, кто проходил
по Святой земле как по мосту, соединяющему континенты и древние империи.
Но праотцы еврейского народа, как хозяева Страны, пришли сюда
поселиться, и они предпочитали внутреннюю, центральную дорогу, или «дорогу
Горы», откуда с высоких точек прекрасно просматриваются все дороги,
и «дерех hа-Ям» и «дерех hа-Мелех».
Дорога Праотцев является стержнем Иудеи и Самарии, она – главная часть
большинства маршрутов, описанных ниже.
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ:
«РАЗДЕЛЫ ПАЛЕСТИНЫ» В ХХ ВЕКЕ
Почему главная часть страны стала сегодня наиболее спорной?
В древности очертания Страны Израиля или Провинции Иудея (в 135 году н.э.,
после подавления восстания Бар-Кохбы, римляне переименовали провинцию
в «Палестину») в разные исторические периоды были разными. В целом
различалась Западная Cтрана Израиля (Западная Палестина), расположенная
между Средиземным морем и Иорданом, и Восточная Cтрана Израиля
(Восточная Палестина), занимающая плоскогорья и холмы к востоку от Иордана.
После того, как евреи были изгнаны римлянами (позже территории были
заняты арабским халифатом, а затем входили в состав Турецкой империи) –
эти земли не выделялись как самостоятельная единица, не имели отдельного
наименования, а арабы, которые жили здесь, никогда не считали себя
отдельным народом.
В древности Иудея и Самария были центром еврейского государства,
поскольку евреи пришли с востока. Они пересекли Иордан, завоевали горы к
западу от него и закрепились там. Вдоль моря в то время жили филистимляне.
Поэтому абсолютное большинство всех исторически значимых еврейских мест
находятся в центральной и восточной гористой части страны.
В XIX-XX веках наблюдалась обратная картина: евреи пришли с запада,
поэтому наиболее густонаселенная часть современного Израиля оказалась
вдоль моря. В результате та часть Эрец Исраэль, которая представляет собой
главную историческую ценность, оказалась в первой половине ХХ века
относительно малозаселенной. Затем она была захвачена арабскими армиями,
в 1950 году аннексирована Иорданией и перешла под власть Израиля только в
1967.
Таким образом оказалось, что главная историческая часть Страны стала
наиболее спорной в международном плане. Это обстоятельство еще раз
подчеркивает, что современный ближневосточный конфликт –
не просто территориальный, но в первую очередь ценностный конфликт,
касающийся самой сущности Государства Израиль. И если мы говорим,
что «Израиль это историческая родина еврейского народа», –
то следует сознавать, что собственно историческая родина расположена в
первую очередь именно в Иудее и Самарии.
Британская подмандатная территория Палестина
В 1917 году правительство Англии обнародовало Декларацию Бальфура, в
которой обещало содействовать восстановлению еврейского государства на
исторической родине еврейского народа «в Палестине».
По окончании Первой Мировой войны Декларация Бальфура легла в основу
решений, принятых на Парижской конференции (1919) и на конференции Сан-
Ремо (1920). В этих решениях Лига Наций утвердила выделение территории
Палестины под английский мандат в соответствии с Декларацией Бальфура.
С этого момента Декларация приобрела статус обязывающего документа,
признанного мировым сооб-
ществом.
После Второй мировой войны и создания ООН, в 12-й главе Устава
ООН («Международная система опеки») сказано, что решения Лиги
Наций относительно раздела территории бывшей Оттоманской империи
сохраняют силу. Иными словами, резолюции о праве еврейского народа на
его историческую родину были законодательно подтверждены мировым
сообществом также и после Второй мировой войны, и с точки зрения
международного закона они юридически действуют до сих пор.
Первый раздел Палестины, 1921 год
В 1921 году британские власти решили разделить подмандатную территорию
Палестины и создать «эмират Трансиорданию», выделив для него три четверти
территории Палестины. В 1946 году эмират получил независимость, приобретя
статус государства, которое сегодня называется Иорданией.
Причиной создания Иордании был конфликт в Аравии. До Первой мировой
войны Аравийским полу-
островом управляла Турецкая империя, и англичане пообещали арабским
шейхам независимое государство в Аравии после поражения Турции.
Англичане сделали ставку на «самый представительный» арабский род –
династию Хашимитов, которая вела свое происхождение от Мухаммада и
правила в Мекке. Однако, когда турки были побеждены, Хашимиты не смогли
противостоять напору другого племенного образования – Саудов. Сауды имели
свое небольшое государство в Неджеде (центральной Аравии) и поддерживали
ваххабизм как государственную идеологию. В начавшейся в 1920 году войне
более «зубастые» Сауды изгнали Хашимитов, овладели всей Аравией и назвали
страну Саудовской Аравией.
Англия, которая должна была «трудоустроить» своих союзников
Хашимитов, посадила одного из представителей династии на трон в Ираке,
а другому «подарила» территорию «Восточной Палестины», т.е. Заиорданья,
выделив ее из земель Мандата. Таким образом, арабское государство в
Палестине возникло уже почти сто лет назад, намного ранее еврейского, и все
разговоры о том, что якобы «арабы в Палестине не имеют своего государства»
являются заведомо ложными.
Второй раздел Палестины, 1947 год
Второй раздел оставшейся (после выделения Иордании) территории Страны
имел место только на бумаге. В 1947 году, после отказа Англии от мандата,
ООН приняла рекомендательную карту раздела, теперь уже только Западной
Палестины, на еврейское и арабское государства.
На этой карте территория была разделена в шахматном порядке. В северной
части арабам отдавалась Западная Галилея, а евреям – Восточная Галилея. В
средней части Страны, наоборот, евреям выделялась западная прибрежная
полоса, а арабам – гористый восточный район (т. е. Иудея и Самария). На юге
еще раз наоборот: арабской была назначена западная часть Негева (район
Ашдода, Ашкелона и Газы), еврейской – ее восточная часть (южнее Беэр-Шевы).
Еврейское население приветствовало план, поскольку видело в нем
первый шаг к международному признанию Израиля, хотя при этом многие
считали план раздела несправедливым и опасным для будущего государства.
Соответственно, «Еврейское Агентство» (которое тогда играло роль
представителя еврейского населения Страны) объявило о согласии принять
план раздела, представители же арабов отвергли его. В ноябре 1947 года
план был утвержден ООН в качестве «рекомендации», но никогда не был
реализован.
Своим отказом в 1947 г. принять «решение ООН о разделе» арабское
население Страны Израиля потеряло юридическое право апеллировать к этому
решению как к основе своего «права на собственное государство».
Третий раздел Палестины, 1948 год
Сразу после завершения действия британского мандата, 14 мая 1948 года,
Израиль провозгласил независимость. На следующий день армии арабских
стран вторглись в Израиль и вместе с вооруженными формированиями арабов
Страны Израиля попытались уничтожить еврейское государство, однако не
смогли этого сделать. В результате Войны за Независимость евреи укрепились
в Прибрежной полосе, Негеве (кроме Газы) и Галилее, – но Иудея, Самария и
Старый город Иерусалима оказались захваченными арабскими армиями и были
присоединены к
Иордании.
После войны никакое арабское государство на территории Палестины
создано не было, поскольку арабы Страны Израиля себя отдельным народом
не считали и в таком государстве не нуждались. Граница не была установлена,
относительно «линии прекращения огня» было подчеркнуто, что она
временная.
Власти Израиля и руководство арабских стран по-разному отнеслись к
населению, попавшему под их контроль. На всех территориях, оказавшихся
под контролем Израиля, проживавшим там арабам было дано израильское
гражданство и равноправие. На всех же территориях, оказавшихся под
контролем арабских государств, немногочисленные оказавшиеся там евреи
были изгнаны или убиты.
Значительное число арабов, живших в Палестине до войны, покинуло
регионы, оказавшиеся «еврейскими», и примкнуло к арабским армиям,
обещавшим добровольцам легкие бои и богатые трофеи. Впоследствии
Израиль
отказался
предоставить
гражданство
или
возможность
возвращения уехавшим арабам (тем более служившим во вражеских
армиях). Но и гражданства соседних арабских стран они не получили:
почти все они были размещены в лагерях беженцев, которыми стало
заниматься специальное агентство ООН. В результате в ООН оказалось
два агентства, занимающихся беженцами: одно – всеми беженцами в
мире, а другое – только арабскими беженцами Палестины, получившими
через двадцать пять лет наименование «палестинского народа». Первое
агентство, «общечеловеческое», ставило своей целью обустроить беженцев на
новом месте. Перед вторым поставили задачу противоположную: готовить их
к возвращению в Израиль и поэтому препятствовать их абсорбции в арабских
странах.
Отметим, что в те же годы примерно такое же число евреев бежало из
арабских стран в Израиль, – таким образом, произошло не «изгнание арабов из
Израиля», а равный по количеству «обмен населением».
Война 1967 года
В начале 1960-х годов арабские страны заговорили о новой войне, в которой
объединенными усилиями будет достигнуто «освобождение Палестины от
еврейского присутствия». В мае 1967 года Сирия, Иордания, Египет, Судан,
Алжир и Ирак объявили всеобщую мобилизацию. Египет изгнал из Синая
наблюдателей ООН и установил блокаду Тиранского пролива, что являлось
нарушением предыдущих договоренностей и фактическим объявлением
войны.
5 июня Израиль, не дожидаясь открытия огня со стороны арабов, нанес
упреждающий удар, который был настолько сокрушительным, что для
завершения разгрома арабских армий оказалось достаточно шести дней. В
ходе войны были освобождены Иудея, Самария и Голаны; помимо того, под
контроль Израиля перешел сектор Газа и Синайский полуостров.
Однако ни истеблишмент, ни народ Израиля в своем большинстве не были
в то время готовы к аннексии и заселению Иудеи и Самарии, и по статусу они
остались «контролируемыми», а не «аннексиро-
ванными».
Большинство в Израиле надеялось примириться с арабами, отдав им
занятые в войне территории (арабы, впрочем, на это не согласились). Но при
этом прозвучал и голос тех, кто подчеркивал значение Иудеи и Самарии для
развития Страны: практически на следующий же день после войны было
опубликовано воззвание рава Цви Иеhуды Кука о необходимости заселения
земель, возвращенных под контроль Израиля. Вскоре группа религиозных
сионистов, во главе с равом Цви Иеhудой, создала поселенческое движение
Гуш-Эмуним.
В то время это движение не получило государственной поддержки.
Правительство согласилось лишь возвратить еврейских жителей в Гуш-Эцион,
откуда они были изгнаны арабами в ходе Войны за независимость. Все
дальнейшие строительные проекты в Иудее и Самарии были воплощены в
жизнь участниками «Гуш-Эмуним» самостоятельно.
Группа активистов «Гуш-Эмуним» приехала в 1974 г. в Себастию, полностью
разрушенную древнюю столицу Израильского царства, и объявила, что
возрождает здесь поселение. Армия арестовала и увезла их, но через несколько
недель они вернулись. Так повторялось шесть раз, пока правительство не
согласилось основать в Самарии новое поселение, предоставив для этого
заброшенную военную базу в нескольких километрах от Себастии. С этого
началось практическое поселенческое движение.
В 1977 году Бегин, после победы Ликуда на выборах, первоначально
планировал начать массированное строительство в Иудее и Самарии, но
впоследствии, под давлением извне, отступил от этого плана. Предоставляя
основную инициативу поселенцам, ликудовское правительство Израиля
утверждало новое поселение только тогда, когда строительство первых домов и
улиц уже шло полным ходом.
К началу 1990-х годов по холмам Иудеи и Самарии были разбросаны
еврейские поселки, в которых проживало уже 120 тысяч человек. Движение
Гуш-Эмуним быстро росло, вбирая в себя все новых и новых членов.
Раздел по договору Осло и сегодняшнее
состояние
Придя к власти в 1992 году, левые партии провели тайные переговоры с ООП, и
в 1993 году подписали «Договор Осло».
По этому договору Иудея, Самария и Газа были разделены на три зоны:
зона «А» (арабские города), под полным контролем Палестинской Автономии,
зона «В» (арабские села) под ее административным контролем, военный
же контроль оставался за Израилем, и зону «С» (еврейские поселения,
дороги между ними, армейские базы и пустая земля) под израильским
контролем. Границы между зонами были временными: в соответствии с
договором, зоны «А» и «В» должны были постепенно расширяться, захватив
всю Иудею и Самарию. Так и происходило вплоть до 2000 года, когда, после
вспыхнувших массовых беспорядков, изменение границ зон «А», «В» и «С»
было остановлено.
На сегодняшний день зона «С» – это «объемлющая территория», к которой
относится более половины Иудеи и Самарии, а зоны «А» и «В» – «куски» внутри
нее.
Сегодня все переговоры зашли в тупик, а общество не верит больше в
возможность заключения мира с арабами. Поэтому дальнейшая судьба всех
этих земель, в еще большей степени чем раньше, зависит в первую очередь от
нас.
2.3.2013
Экскурсии амуты Guide21
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|