|
Борис МайданчикКуда идем?
О демографических тенденциях еврейской диаспоры
Понятие диаспора (греч.diaspora) первоначально означало
совокупность евреев, расселившихся вне пределов Израиля. Постепенно
этот термин стал универсальным и начал применяться к любой нации,
живущей в других странах. В большинстве своем диаспора имеет четко
выраженную тенденцию сокращаться, ассимилироваться и сливаться с
народами стран, среди которых она живет, сохраняя по возможности в
большей или меньшей собственные традиции и культуру. Однако
еврейскую диаспору можно назвать уникальной во всех отношениях. Она
смогла сохраниться, выжить и развиваться в течение ста поколений -
более двух тысяч лет, несмотря на яростные гонения и даже
физическое уничтожение...
С появлением Государства Израиль еврейская диаспора, будем считать,
выполнила основную часть своей историческую миссии. За неполные 60
лет страна превратилась в экономически развитое, сильное во всех
отношениях государство. Здесь живет 40% всех евреев мира (в момент
основания государства было всего чуть более 5%), и эта доля
растет. Вместе с тем положение Израиля существенно отличается
от всех без исключения стран мира. Непрерывные угрозы арабских
и мусульманских государств и стремление во что бы то ни стало
уничтожить его, непрекращающийся террор, откровенно враждебная
позиция так называемого международного сообщества, небольшая
территория и наличие большого и быстро растущего арабского сектора
внутри страны создают огромные проблемы, которые не знает ни одно
современное государство.
Чтобы их решить, Израиль нуждается, и еще не одно десятилетие
будет нуждаться, в мощных союзниках. Их у Израиля немного –
Соединенные Штаты и восьмимиллионная еврейская диаспора,
поддерживаемая правыми христианами. При этом нельзя забывать, что
поддержка США не в малой степени обусловлена наличием влиятельной
активной и преданной Израилю еврейской общины, но ее нельзя
рассматривать, как нечто вечное, ибо политика есть политика... Вот
почему наличие мощной диаспоры, хотя бы в ближайшие 50-100 лет, в
жизненных интересах всего еврейского народа. Только после этого,
возможно, (но далеко не обязательно) она окончательно выполнит свою
историческую задачу.
Рассмотрим состояние диаспоры под углом зрения самого
неблагоприятного для нее фактора - демографического. На примере
самой многочисленной и мощной общины - американской. Здесь ситуация
гораздо лучше, чем, скажем, в России, где средний возраст евреев,
по последним данным, 57 лет. Но несколько хуже, чем в относительно
небольших общинах Азии и Африки, и, по-видимому, Франции (кроме
Парижа).
Как показала последняя перепись населения, в Соединенных Штатах
проживает 5,2 миллиона евреев. За 10 лет их численность сократилась
на 300000 человек. И это несмотря на то, что из республик бывшего
СССР за это время приехало тоже примерно 300-400 тысяч.
Следовательно, потери гораздо выше. Американские евреи стали
вступать в брак позднее, многие не заинтересованы иметь многодетные
семьи.
Уровень смешанных браков составляет 51-52%. При этом доля детей,
которые считают себя евреями, всего порядка 30% (вместо 50, исходя
из закона больших чисел). Кроме того, в стране, согласно некоторым
расчетам, еще примерно 4-4,5 миллиона людей с еврейскими корнями. С
их учетом еврейское население США около 10 миллионов человек.
Средний возраст евреев - 41 год, это на 6 лет больше, чем среднего
американца. 17% еврейского населения (примерно один миллион) -
дети моложе 17 лет. В начале 90-х годов они составляли 21% (в целом
по США- 26%, с учетом более многодетных семей латино- и
афроамериканцев). Выросло число пожилых людей старше 65 лет - с 15
до 19 процентов. (В целом по Америке - 12%).
Лишь 54% американских евреев старше 18 лет состоят в браке (57% в
целом по стране). Примерно четверть евреев холостяки и никогда не
были в браке. 59% состоят в первом браке, 13% - во втором, 2% - в
третьем и более. То есть в целом еврейские браки достаточно
устойчивые. Среднее число детей в еврейских семьях -1.8 (в то
время, как для простого воспроизводства необходимо иметь 2,1-2,2
ребенка). Заметим, что в Израиле эта цифра составляет 2.7%. 54
процента еврейских женщин в США в возрасте 30-34 года не имеют
детей. (Это ровно вдвое выше, чем в среднем по стране). Для более
детального рассмотрения демографических тенденций диаспоры
условно выделим несколько групп.
Ашкенази составляют более 90% диаспоры. Их, в свою очередь, можно
подразделить на три подгруппы
Первая - ортодоксальные евреи. Они составляет около 9- 10%
диаспоры, или примерно 700000 человек. Для них характерна
многодетность (в среднем до 5 детей в семье), но 8-10 тоже не
редкость. Здесь практически нет смешанных браков и разводов. При
сохранении нынешних тенденций численность ортодоксов, вероятно,
будет удваиваться каждые 25-30 лет, и вырастет к 2060-2070 году до
3 миллионов человек, а к концу века еще вдвое. (Конечно, нельзя
исключить, что в новых поколениях часть ортодоксов станут светскими
людьми, хотя пока более сильны тенденции перехода светских евреев в
ортодоксальную группу).
Религиозные ашкинази-неортодоксы (в основном приверженцы
консервативного иудаизма). Как показывают расчеты, эта группа не
увеличивается, сохраняя свою численность. Это около 25% ашкинази,
то есть около двух миллионов человек. По-видимому, они сохранят
свою численность к середине века или несущественно уменьшатся.
Светские ашкинази. Их около 4 миллионов человек. Здесь
особо высок (точнее преобладает) процент смешанных браков,
малодетность. Эта часть диаспоры быстро ассимилируется. Если
негативные тенденции не удастся переломить, то в ближайшие 50 лет
она может сократиться в несколько раз или даже вообще исчезнуть.
Вторую группу составляют сефарды. Их общины живут в Азии,
Африке, во Франции (переселенцы из б. североафриканских колоний),
Испании, Португалии, на территории бывшего СССР (бухарские,
горские, грузинские евреи, и др.), США и Канаде, Австралии. Сюда
же по "демографической модели" можно отнести черных евреев Северной
Америке (их не менее 100000 человек). Численность этой группы
примерно 700-800 тысяч. Для них характерна большая семья, ранний
брак, невысокий процент смешанных браков, соблюдение еврейских
традиций. Эта группа будет медленно увеличиваться и к середине
века достигнет одного миллиона человек.
Если подвести итоги, естественно, не очень надежных демографических
прогнозов, то к середине века численность составит примерно 7
миллионов человек. Пройдя нижний пик, диаспора имеет шанс снова
начать увеличиваться за счет религиозных групп и частично сефардов,
и к концу следующего века приблизится к 10 миллионам.
Еврейская история знает немало демографических взлетов и падений.
После разрушения Второго Храма численность евреев оценивалась в 5
миллионов, в средние века она падала до одного миллиона, перед
Второй мировой войной приближалась к 18 миллионам.
В этих прикидочных расчетах мы не учитывали репатриацию в Израиль и
эмиграцию из этой страны. Последние годы эти процессы друг друга
примерно уравновешивают. Соотношение между ними будет зависеть от
уровня безопасности в Израиле, условий жизни, научно-технического
развития, образования. Чем выше будут эти показатели, тем более
сильной будет репатриация и ниже эмиграция.
Что можно сделать для укрепления и роста диаспоры?
В минувшем веке ее цементировали четыре основных фактора:
религия, антисемитизм, общность языка, концентрация населения в
местечках. Сейчас большинство этих факторов либо исчезло, либо
потеряло былую роль, либо значимы (религия) лишь для части
диаспоры. Одна из центральных проблем - как предотвратить
размывание "светской" части евреев диаспоры и способствовать ее
интеграции в еврейство.
Это, по-нашему мнению, возможно, прежде всего, путем воспитания
любви и гордости к Государству Израиль, пропаганде достижений этой
чудесной страны. Большую роль могли бы тут сыграть средства
массовой информации, в том числе еврейские. Пока при разговоре об
Израиле часто преобладает показ негативных моментов. Беседуя со
многими евреями и неевреями, замечаешь, как мало люди в мире знают
о реальных, поистине грандиозных, а подчас и уникальных успехах
Израиля в экономике, науке, высоких технологиях, в образовании,
воспитании, спорте, безопасности, строительстве армии.
Начав в 1948 году практически с нуля, Израиль превратился в
высокоразвитое государство и постепенно приближается по уровню
национального продукта и национального дохода на душу населения к
первой десятке самых богатых стран. Израиль занимает одно из
первых мест в мире по доле высоких технологий. По экспорту
высокотехнологичных изделий страна входит в первую тройку. Израиль
на первом месте по числу сотовых телефонов на душу населения, а по
компьютеризации населения закрепился в первой пятерке.
Еще три года назад он вышел на 18-е место среди самых
могущественных стран мира, опередив Испанию, Индию, Италию,
Нидерланды. При этом по интегральному показателю экономических
возможностей (capability) он сейчас на первом месте
в мире. По уровню жизни занимает 23 место, на четыре ниже, чем
богатейшая Германия. А если скорректировать расчеты на оборонные
затраты, адаптацию репатриантов, что не идет в процентном отношении
ни в какое сравнение с другими странами, то можно смело говорить,
что еврейское государство обошло почти всех.
Другое направление - развитие еврейского школьного и дошкольного
образования. Здесь тоже достигнуты большие успехи. Центрами, вокруг
которых концентрируется еврейское образование, стали синагоги, а в
самом образовании силен - что вполне логично - религиозный акцент.
И мы все должны глубоко поклониться раввинам, которые с
честью и достоинством выполняют труднейшие задачи сохранения и
развития диаспоры и в целом еврейского народа.
Но нужно быть реалистами. Далеко не все родители и их дети
удовлетворены качеством и особенно направленностью этих школ
(детских садов). Очевидно пришло время для более фундаментального
еврейского образования. Ими могли бы стать еврейские школы
(пятидневные и воскресные) с физико-математическим,
биолого-генетическим, предпринимательским и политическим уклоном.
Но обязательно с элементами еврейских традиций и культуры.
Вспоминаю Москву. Мой младший сын учился в математической 91 школе
(на Арбате) - одной из лучших в столице. Большинство преподавателей
профильных дисциплин и - что еще более интересно, большинство
школьников этих классов - были евреи или полуевреи. Попасть в школу
было очень трудно –огромный конкурс. Таких школ было несколько - в
Москве, С-Петербурге, Новосибирске. Их часто так и называли -
еврейские школы. Сотни питомцев этих школ живут сейчас в Америке,
Канаде, других странах диаспоры. Важно использовать их богатейший
опыт в воссоздании фундаментального, высококлассного по содержанию
и в то же время с еврейским уклоном образования.
Примерно 7 миллионов евреев сейчас отождествляют себя только
с еврейским народом. В их семьях все мальчики проходят обрезание
(которые, как свидетельствуют новейшие медицинские исследования
весьма полезны для организма), обязательными стали бар- и батмицвы.
Еще одна интересная тенденция – в смешанных семьях постоянно растет
число желающих пройти гиюр. Как недавно сообщала газета
"Гаарец", около трех лет назад консервативная иудейская
община начала в Вашингтоне скромный по масштабам, но весьма
любопытный проект. Речь идет о возвращении лоно еврейства людей с
еврейскими корнями. Сейчас этот проект расширился и вышел за
пределы столицы. Программа, которая называется Open Door, что
буквально переводится как "Открытая дверь", пользуется успехом в
Цинцинатти, Лос-Анджелесе, Весчестере, Норфолке, а также в штатах
Флорида и Техас. Думается, такой проект надо всячески поддерживать,
расширять, сделав его со временем международным.
Борис Майданчик – доктор экономических наук, автор нескольких
книг. До приезда в Америку заведовал кафедрой Финансовой академии
при правительстве Российской федерации. Работает консультантом ряда
американских фирм.
“Еврейский меридиан”, 13.12.2005
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|