|
Алекс Ольшанецкий,
Виктория Мартынова Русская Пасха в Иерусалиме
В Израиле, как известно, немало репатриантов, так сказать, по
случаю, оказавшихся в еврейской стране волею судеб. Чего скрывать,
некоторым из них не слишком уютно здесь - чужая, зачастую непонятная
культура, странные обычаи... Вот и мечутся люди, не зная, куда бы
примкнуть, где найти себя...
Страстная Суббота, первый день православной пасхи, Иерусалим,
Старый город. У здания полиции выстроились в ряд пожарные машины и
специальные маленькие вездеходы (так называемые «трактороны»)
службы «Маген Давид адом», используемые только здесь, на узких
улочках Старого города. Проходим через Яффские ворота и идем по
улице Давида. Нарядная толпа течет вниз, к церкви гроба Иисуса
Христа. Из арабских лавчонок выглядывают продавцы и зазывно кричат
по-русски: «Хароши товар! Мальшик, иди сюда!» Но народ валит мимо,
мимо, сбиваясь все гуще и отдавливая ноги и бока - за чудесным
нежгучим огнем, который сходит в церковь раз в году, на Пасху. В
толпе легко угадываются "наши" - репатрианты из СНГ. В отличие от
паломников-россиян, крутящих головами по сторонам, эти двигаются к
цели сосредоточенно и уверенно, всем своим видом показывая, что вот
он, праздник на их улице. А в их речи то и дело попадаются
ивритские словечки.
- Вчера весь день возилась, все дома умисадерила, слава Б-гу на
Песах выходные дали, так прибралась. Сюда же надо пораньше, а то
потом столько народу набежит - не протолкнешься за огнем-то...
Ну а мы пришли сюда, чтобы пообщаться со "свежими" христианами.
Теми, кто на оставленной родине были атеистами, а приехав в
Израиль, обратились в веру Христову.
Для опроса мы выбрали простой вопрос: "Почему в первый день Пасхи
зажигается огонь в церкви?»
Согласно преданию, которого нет в Новом Завете, впервые огонь
вспыхнул на могиле Христа после страстных молитв апостола Петра
через год после того, как прекратилась земная жизнь Иисуса.
Толпа раскачивается, и мы оказываемся рядом с солидного вида
дяденькой лет пятидесяти. И у него, и у плывущей рядом с ним жены
на груди брильянтовые кресты.
- Скажите, а почему загорается этот огонь и что в нем такого
особенного? - спрашиваем мы.
- Так... Почему огонь загорается? - переспрашивает он и морщит в
раздумьях лоб. Наконец спасительная фраза приходит ему на ум. -
Каха зе ба-арец! (Так у нас в Израиле!), - провозглашает он.
Мы отваливаем и продираемся дальше.
Подкатываемся к кругленькой, ярко накрашенной дамочке в цветастом
платке. Она с серьезным видом предлагает свою версию: - Адама и
Еву выгнали из рая, а потом их искали, кругом стояла тьма
первозданная, вот тут огонь и вспыхнул.
Разворачиваемся, сдвигаемся в сторону - к другой собеседнице, в
белом платочке, с усталым лицом.
Еще вопрос из припасенных нами на этот случай:
- А почему вы сегодня сюда пришли?
- Христа распяли сегодня, потому мы сегодня и пришли.
- Побойтесь Б-га, это было в пятницу!- вмешивается в разговор
взволнованная дама, - а вы знаете, что Иисус был женат на Марии
Магдалене тайным браком, от этого брака дети пошли, и они потом
вернулись в Россию? Их потомки сейчас в Екатеринбурге живут и
книжки издают. Да-да-да, мне родственники сообщили. Хотите, и вам
книжку пришлют.
Разговор о русских корнях Иисуса немедленно находит отклик в
сердцах прихожан:
- Мужчины, а вы знаете, что У Иисуса все друзья- апостолы были
русские. Только один яврей попался - Иуда.
Оторопев от этого заявления, задаем контрвопрос:
- А знаете ли вы, что Христос был обрезан? И что есть великий
праздник, который называется День обрезания Иисуса?
- Да вы что, перепили вчера, что ли? Кто же у нас, у русских,
обрезание детям делает?!
Но миролюбивые ответы заканчиваются быстро.
- Мне трудно объяснить, зачем я сюда пришла, вы меня все равно не
поймете! - произносит, поджав губы, женщина учительского вида. - Чо
почему же, мы ведь на русском языке говорим?
- Да ведь вы не христиане.
- Вы сюда нас экзаменовать пришли? -возмущается кто-то поблизости.
- Ох, и надоели нам Здесь эти евреи. Просто спасу от них нет!
Мы опросили три десятка прихожан, но так и не услышали историю
нежгучего огня.
Впрочем, странное чувство тяготения к другому порядку,
естественному для этой страны, видимо, было не только у нас.
- Пока здесь рассосется, давай лучше к Стене плача сходим, а потом
вернемся, - сговариваются две девчонки-подружки за нашей спиной...
Хотя сошествие огня великое таинство и никому неведомо, когда
именно спустится он с небес на землю грешную, ровно в два пополудни
первые счастливчики с зажженными свечками, уставшие, но довольные,
вышли из церкви и направились на Христианскую улицу - главную улицу
христианского квартала. И тут как раз в единственной местной
пекарне, словно по мановению волшебной палочки, испеклись
специальные желтые пасхальные булочки с крашеным яичком внутри.
Булочки нарасхват, и стоят-то всего пять шекелей, но наши
предпочитают свой, припасенный домашний харч - так экономнее.
Мы покидаем христианский квартал со смутным чувством, а в голове
вертится строчка: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему
кланяемся, ибо спасение от иудеев». (Евангелие от Иоанна. 4:22).
"Вести" , 15.04.2004
Другие статьи о Законе о Возвращении
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|