|
Иосеф Менделевич
Сказание о сукке
рассказанное очевидцем Исхода из советского Мицраима. И было в конце шестидесятых годов...
Возопили остатки еврейского народа в СССР, не успевшие ассимилироваться, и закричали: "Кадош Барух-у, выведи нас наконец из советского Египта!"
Собрал Он млахим, то есть ангелов, и стал совещаться с ними.
Я, конечно, на небесах еще не был, но, наверно, примерно так и было, как во времена Мицраима.
И сказал Он им: "Вот вскричали наконец ко Мне сыновья мои, которые в СССР. Говорят, что не хотят они больше ассимилироваться и строить советскую власть, а хотят они жить в Государстве Израиля. И услышал Я их крик и хочу спасти. Так ведь не выпускают их. Кого пошлем на избавление, и кто пойдет? И сказали: "Малах Гавриэль". И указал - вот этот пойдет.
Повернулись все в указанном направлении и удивились; "Как, этот? Да это же советский офицер, член КПСС, майор ВВС".
Но не смутился Гавриэль. Если Бог захочет, то и не то сделает. А написано в наших секретных книгах, что спаситель Израиля должен прийти из дворца фараона, как это было с приемным фараоновым сыном, Моше Рабейну.
Сразу же поселил малах Разиэль затаенную мысль в душе советского офицера. Вздрогнул тот всем телом и сказал: "Ой, что же я тут делаю на военно-воздушной базе на китайской границе? Ведь еврей я. И место мое в Израиле". И еще подумал он: "Ведь я воздушный ас, вот мне бы в Израиль, я бы там научил, как надо отбиваться от арабов".
А звали этого летчика загадочным именем, что значило (на идише) "Отмеченный, Страж Дома".
Подумал и задумался. Когда распознали командиры, что есть у них думающий летчик, решили, что что-то с ним не так, и уволили со службы. А в характеристике написали: "Ищет правду". Что ж ему в СССР правду искать -ведь она всем известна, а если ищет, то, значит, не ту правду, которую нужно.
И поехал он искать работу в город своего детства - Санкт-Петербург, Ленинград по тем временам.
По вечерам ходил Страж Дома по городским библиотекам и искал литературу о еврейском народе. Нашел однажды книгу 1909 года издания. Сидит, смотрит на незнакомые буквы, душа радуется. Рядом с ним уселся какой-то подозрительный тип, наблюдает за Отмеченным и даже вроде посмеивается над ним. А это все по Божьему Провидению было.
Не стерпел летчик: "Ты что это надо мной смеешься! Да, я еврей и этого не стесняюсь. (Здесь поступил Отмеченный так же, как и его предок, Йосеф Цадик, ибо не скрыл, из какого народа он.) А тебе стыдно должно быть. Это вы, русские, отобрали у нас нашу культуру и язык родной. Позор вам!" Изменился неизвестный в лице, заулыбался, обрадовался: "Еврей, говоришь, так ведь и я еврей. Только смотрю я, что хочешь ты учить иврит. Так ведь не в Публичной библиотеке. Хочешь, идем ко мне, у меня подпольный ульпан".
Так историческая встреча и состоялась. Все равно, как два космонавта встретились в космосе. Только там расчеты, траектории. Нет чуда. Перед нами же - чудо. Взял Отец Наш на небесах, потянул за чуб и перенес Отмеченного за тридевять земель прямо в объятия брата своего Гилеля*. Так Моше, Учитель наш, в свое время вышел к своим братьям в Мицраиме.
И пришел Марк (Отмеченный) в ульпан. Это так говорится - ульпан. А на самом деле - маленькая комнатка в коммуналке. Но когда я вспоминаю эту и многие другие комнатки, в которых мои друзья преподавали иврит и еврейскую историю, не видятся мне комнатки такими уж жалкими. Даже наоборот. Представляю я их этакими шалашами в советской пустыне. Но не просто шалашами странников, заброшенных на чужбину. "Чтобы помнили из поколения в поколение, что в шалашах посадил Я сыновей Израиля, когда выводил их из Мицраима" (Ваикра, 23-48).**
А во главе ульпана, если помните, стоял Гилель, хозяин шалаша, прославляющий Имя Его. И сидели там молодые еврейские парни и учили иврит.
А ведь до этого думал наш летчик, сидя на советско-китайской границе, что он остался единственным сыном, верным Израилю. Оказывается, есть много. Обрадовался он, но и рассердился: "Вы что, с ума сошли, учить иврит в России! Надо вывести народ из галута. А иврит будете учить в Израиле. Я мобилизую вас на войну за освобождение еврейского народа из рабства",
Так Отмеченный вступил в роль, которую наметил ему малах Гавриэль. Пошли за ним в бой еще девять парней. Всего десять - миньян, значит. А там где десять евреев, там Шехина - присутствие Божье.
Пошли ребята за Отмеченным, чтобы освободить еврейский народ из красного рабства. Шагнули в небесные выси, ибо сказано: "Даже если будут изгнанники твои на краю небес, оттуда соберу Я их" (Дварим, 30-4). И свершилось чудо. Разорвался железный занавес, и расступились воды красно-советского болота. "Нес бе-тох ха-нес" -"Чудо в чуде" - так говорили наши святой памяти мудрецы, когда происходило из чего-то необычного новое чудо. Это - в их времена. С ними происходили чудеса, потому что они, наверное, были праведниками. С нами такого не произойдет, говорят скептики. И ошибаются.
Ведь это величайшее чудо - исход сотен тысяч из советского Египта в Святой Израиль - произошло нетысячи лет назад, а буквально на наших глазах, и еще не написана про это Пасхальная агада.
Ну так я записал для вас. Читайте, евреи, удивляйтесь, как это могло быть. Стечение обстоятельств? Совпадение? Чудо? Чудо.
А Кто сотворил это чудо, подумали? То-то и оно.
Кстати, сидя уже с Марком в мордовском лагере за участие в попытке угона советского самолета в Израиль, я спросил его: "А с чего это ты вообще вспомнил, что ты еврей?"
"Знаешь, когда я был маленький, мама мне пела еврейские песни".
Мамы, пойте своим детям еврейские песни. Можно начать уже сейчас, сидя в Суккот нового года.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Эпопея подпольных ульпанов 50-80-х годов еще не получила должного освещения в художественной литературе. Также не осмыслена в рамках всемирной еврейской истории вся борьба за выезд. Нет сомнения, что героика тех лет адекватно коррелирует со сказанием об Исходе.
Имя "Марк" связано с историческим персонажем Мордехаем, освободителем евреев из-под персидского ига. Мордехай принадлежал к выходцам из дома Йосефа. Гилель, известный мудрец, принадлежал к дому царя Давида. Сказано про сукку - шалаш Давида, который, кажется, вот-вот упадет, но, несмотря ни на что, он устоит и превратится в Храм.
Мидраш (предание) гласит, что освобождение еврейского народа в наше время произойдет в результате сотрудничества между домом Йосефа и домом Давида. Я показал, что для российского варианта Освобождения эта модель уже сработала.
Нет сомнения, что свобода еврейского народа будет достигнута на базе братства и любви между евреями. Этот процесс сближения уже начался в Израиле. Освобождение близко.
Так же, как в праздник Суккот приносили жертвы для всех народов мира, так и еврейский народ в наши дни своими жертвами прокладывает путь к освобождению всего человечества.
-----------------------------------------------------
* А звали Гилеля - Бутман, что значит на святом нашем языке "хозяин шалаша" (сукки), прославляющий Его.
** У советского периода Исхода есть два символа сукки: места нелегальных встреч и учебы и камеры, в которые посажены были евреи, верные своему народу.
"Вести", 19.09.2002
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|