Иосиф Менделевич

Сионисты против сионистов

Я недавно вспомнил вот такую историю из нашего сионистского прошлого. В 1920-е годы было много еврейских беженцев из России, залитой гражданской войной, – они искали пути в Эрец Исраэль. Но путь этот закрыли английские колонизаторы, которые жестоко ограничивали въезд в Израиль, чтобы не сердить арабов. Сложившийся к тому времени Сохнут принимался англичанами как представительный орган еврейских поселенцев. С Сохнутом осуществлялись контакты по поводу контроля над соблюдением квот на въезд. Таким образом, в силу своего статуса Еврейское Агентство стало совместно с англичанами пресекать попытки нелегального приезда в Израиль.
Особенно популярным маршрутом был путь из Одессы в Бейрут, а из Бейрута – к ливано-израильской («палестинской») границе. Там еврейских беженцев уже ждали киббуцники из Кфар Гилади, которые помогали переходить границу по заповедным тропкам в ливанских горах, а главное… спрятаться от эмиссаров Еврейского Агентства, которое в тое времена было чем-то вроде еврейского правительства. Так сионисты-киббуцники боролись против «сионизма» Сохнута. Но ведь можно понять и сохнутчиков. Те считали, что только с помощью англичан можно заложить необходимые основы для превращения пустынного района в место обитания миллионов евреев. А пока что эти нелегальные сионисты своими мелкими проникновениями мешали осуществлению большого и красивого плана.
Так всегда. Есть кто-то умный и серьезный, который все понимает, и есть какие-то глупые активисты, которые все портят.
Сегодня всем ясно, что подлинными сионистами были как раз киббуцники из Кфар Гилади, а роль сохнутчиков в той ситуации вызывает лишь презрение. И в свете этого парадокса – аберрации понятий "сионист", "борец за Израиль" – можно сказать, что так и должно продолжаться, ибо в этом один из секретов прогресса.
А вспомнил я об этом историческом эпизоде, услышав выступление заместителя министра обороны Зэева Бойма. Он сказал, что поселенцы, оказавшие решительное сопротивление десантникам (которые прибыли изгонять поселенцев из опорного пункта Гиват Ицхар), являются врагами сионизма, подрывающими основы израильской демократии!
Вполне возможно, что борцы за освобождение Израиля скоро окажутся в стане борцов за демократические свободы, – то, о чем они меньше всего помышляли, когда закладывали первые поселения в Иудее, Шомроне и Газе.
Впрочем, в этом повороте обстоятельств есть своя логика. Борьба за Землю подчас у движения Гуш Эмуним превращается в самоцель. Сплошь да рядом функционеры поселенческого движения сотрудничали с прогнившими олигархиями и истеблишментом под лозунгом «Землю любой ценой!». Сами руководители поселенческого движения стремятся стать поселенческой частью израильского истеблишмента. И стать такими же, как входящие в этот слой, – ловкими, оборотистыми, с гладкими речами. Это не тот образ диссидента-анархиста, который им пытаются навязать левые. Для того, чтобы крутиться в министерствах, доставать и пробивать, надо быть там «своим».
Существует и местная, более радикальная прослойка внутри самих поселений, но у нее нет власти и ее шельмуют как те, так и эти. Проблема же заключается в том, что истеблишированный поселенческий совет имеет свои красные линии в поселенческой борьбе. Эти линии не за-ходят слишком далеко. Уже сейчас главы движения декларируют налево и направо, что они против активного сопротивления и против отказа от выполнения приказов в армии. Декларация Валерштейна была сделана им без согласования, сейчас его уже заставили притихнуть. Они хотят вести «культурную» борьбу в белых перчатках.
Но против их воли шароновские пудели кусают их и заставляют начать бороться за права человека.
Это – правильный путь. Строительство Страны Израиля должно идти рука об руку с его очищением от власти клик и олигархий.
Сегодня мы воочию наблюдаем природу израильской власти. В Израиле не существует реальной демократии, поскольку правящие структуры не заинтересованы в контроле над ними же. Поэтому эти клики действуют на полулегальной основе. Роль борцов за израильскую демократию заключается в противодействии этим незаконным структурам, что будет на благо всему еврейскому народу. Это оздоровит общество. Тогда и делать вещи разумные и патриотические – такие, как привоз евреев в Израиль или укрепление еврейского присутствие на всей Земле Израиля – можно будет открыто и просто.

По следам Матитьягу

Еврейские праздники – не только воспоминания о прошлом и праздничные яства (маца, гоменташ, латкес или суфганиёт). Это, прежде всего, урок и план действий на будущее. Каждый из нас изучил урок Хануки теоретически: кто читая еврейский самиздат в Совдепии, кто в здешнем ульпане.
У меня самого никогда не было сомнения, что Матитьягу а-Маккаби не просто рассказывает мне о победе Хашмонаим над Селевкидами, но ставит передо мной задачу. В галуте Песах ставил перед нами задачу, актуальность которой была ясна – выйти из Египта. Но Ханука? Какое к нам имеет отношение борьба «хасидим» с эллинистами?
Я не хотел, чтобы эта борьба получила воплощение и необходимость на Родине, в моем горячо любимом Израиле. Я хотел и мечтал приехать на спокойную, уверенно-мирную еврейскую землю…
Однако – что это? Я снова слышу то же рабское нытье, которое считал проявлением галутности: «Давайте не будем сердить гоев, давайте отступим, уступим… Лишь бы нас любили и не трогали… Дали бы жить спокойно…»
Есть и обыденное выражение для этого желания мимикрировать: быть как все. Служить иным богам, богам разврата и вседозволенности, Юпитеру и Астарте, идолам распущенности, мадоннам и джексонам.
Так вот против кого восстали Матитьягу и его сыновья! Может быть, эта земля так устроена, что она вновь порождает тот же конфликт.
Размахивая кинжалом, Матитьягу а-Маккаби зовет меня подняться, чтобы на Храмовой горе зажечь маленький, оставшийся чистым светильник, чтобы из него поднялся чудный свет Хануки, огонь восстания.
Путь к этой горе впереди, он тяжел. Но я уверен, что мы победим.

«Вступите во владение этой землей…»

Для каждого еврея существуют обязанности, предписанные Богом и данные нам в Торе. Таких обязанностей, заповедей – 613. Если я возникает угроза смерти, еврей может нарушить эти заповеди. Ибо Тора дана с тем, чтобы люди жили и выполняли ее требования, а не умирали при их исполнении. Наиболее известным является разрешение нарушать субботу для спасения жизни и ведения оборонительной войны.
Тем не менее, существуют три заповеди, которые нельзя нарушать даже под страхом смерти: убить другого, чтобы остаться в живых самому, вступать в развратные отношения с близкими родственниками и поклоняться иным богам, признавая их власть. Об этих запретах мы говорим в ситуации, когда некий насильник принуждает нас совершить подобные действия – или же он убьет нас.
Кроме того, Тора запрещает – и об этом пишет Маймонид в своем фундаментальном труде «Второзаконие» – нарушать любой закон Торы под страхом смерти, если насильник принуждает нас нарушить этот закон, полагая, что тем самым он оскорбляет еврейскую веру и утверждает превосходство своей религии.
Поэтому для выяснения вопроса, имеем ли мы право отдавать части Земли Израиля во владение неевреям ради достижения каких-либо других национальных интересов, следует определить ряд принципиальных положений:

1. Является ли владение страной Израиля заповедью Торы.
2. При каких условиях территориальные уступки нарушают эту заповедь.

Мы пользуемся для установления этих принципов только теми документами, которые являются обязательными для всех евреев.
Таким обязывающим постановлением является «Книга заповедей» Маймонида (Рамбам; 12 в.) с поправками и дополнениями Нахманида (Рамбан; 13 в.). Это положение звучит следующим образом: «Нам повелено вступить в наследственное владение Эрец Исраэль и не отдавать ее ни в чье другое владение. Те, кто не выполняют эту заповедь, являются вероотступниками. Так, сказано в подобной ситуации (Второзаконие 9-23): вы нарушили приказ Бога. Эта заповедь следует из указания Торы: «Вступите во владение этой землей и живите в ней» (Бамидбар 33-53)».
Смысл этого категорического повеления заключается в том, что Эрец Исраэль – единственное место в мире, где Всевышний присутствует явным образом (под названием Шехина, то есть речь идет о духовном присутствии) и только здесь возможна непосредственная (а не опосредованная) связь Бога с еврейским народом. Страна Израиля является Храмом Бога, и именно здесь еврейский народ может реализовать свои потенциальные качества, заложенные в нем Богом с тем, чтобы освободить весь мир от зла.
Где мы обнаруживаем это положение? Говорит Давид царю Шаулю: «Ты изгнал меня из Дома Божьего, как бы говоря – иди, служи иным богам» (книга Шмуэль ?).
Этот принцип отмечен в разделе «Цари» «Свода законов» Рамбама. Его же вводит в свое сочинение «В защиту униженной веры» раби Йехуда а-Леви (11 в.). Он доказывает, что пророчество, как непосредственная связь с Богом, осуществляется только в пределах Израиля.
Таким образом, доказано, что еврейскому народу вменено в обязанность владеть Эрец Исраэль и запрещено передавать ее кому-либо другому.
Основой для исполнения Торы являются два этих установления – повеления Торы во всей полноте можно воплотить только в Израиле. Для этого необходимо, чтобы в Израиле находилось большинство евреев мира и чтобы под властью народа была вся территория, данная в надел Израилю (Бамидбар 33-3). Есть разные мнения относительно этого надела. По общему мнению, границы, отводящие минимальную территорию, проходят по вади Эль Ариш на юге, Средиземному морю, Заиорданью до Саудовской пустыни, а на севере – от района Бейрута по прямой на восток (см. также «Атлас Эрец Исраэль», изд. И.Ариэль).
Установление того факта, что Израиль является местом службы Бога, превращает отказ от Израиля или от какой-то его части в акт отказа от власти Бога – и тем самым принятие иных богов (по словам царя Давида – см. выше). Следовательно, эти действия попадают под определение святотатства. Как указано ранее, еврей обязан умереть, но не становиться соучастником святотатства. Именно это положение побудило рава Авраама Акоэна Шапира (он был главным раввином Израиля в 1983-1993 гг.) постановить, что солдатам израильской армии запрещено выселять евреев из мест их проживания и даже запрещено участвовать в демонтаже военных объектов с целью передачи их арабам.
Теперь следует обратить внимание, что с точки зрения мусульман и христиан борьба за Эрец Исраэль носит религиозный характер. Пример тому – Крестовые походы и современные утверждения арабов, что Храмовая Гора является их святыней, а не евреев. Таким образом, та религия, которая владеет Домом Божьим, является истинной. В этом заключается суть войны за веру, которую ведут мусульмане. Поэтому мы не имеем права уступить им ни в чем.

(Иосиф Менделевич - известный "отказник", "узник Сиона")

Журнал "Мы - израильтяне", 23.01.2005


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  

TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria