|
Милена Фауст
Еврейский вопрос глазами нееврея
Среди религиозных израилитян существует мнение, что
принять гиюр стремится каждый репатриант, приехавший на
историческую Родину. Однако коренные жители очень ошибаются по
поводу религиозности вновь прибывших. Тем не менее, проблема
принятия или непринятия гиюра как нельзя более актуальна сегодня.
Я сама в стране нахожусь чуть более 7 месяцев. К
галахическому еврейству никакого отношения не имею, для меня самой
– тема гиюра – однажды решена и закрыта раз и навсегда. Будучи
неевреем в еврейской среде, мне остается лишь наблюдать за обычаями
и нравами той страны, в которой довелось жить. Увы, из собственных
наблюдений я пришла к неутешительному выводу, что Израиль сегодня
как бы разделен на два, чуть ли не противоборствующих, лагеря –
светский и религиозный. Причем, если европейское сообщество
способно примирять клерикалов с антиклерикалами, то в Израиле
нерелигиозная часть жителей, в своем большинстве состоящая из
приезжих репатриантов, достаточно воинственно настроена против тех,
для кого религия и вера составляют смысл жизни. При таком раскладе,
очень скоро религия станет закрытой и принадлежать только
«избранным». Плохо это или хорошо? Иудаизм, со всеми своими
канонами и атрибутами – одна из древнейших религиозных систем,
которая чуть ли не в первоначальном виде дошла до наших дней.
Казалось бы, вряд ли что-нибудь еще может угрожать иудаизму,
претерпевшему в своей истории разные войны и нападения, смену
взглядов и ценностей, катастрофы и моменты отчаяния, но
сохранившему в первооснове веру праотцов, именно благодаря своей
закрытости и избранности в широком смысле этих слов.
Увы, сегодня приходится констатировать, что к нашему времени, не
только национальность еврей, но даже сама вера, стали некоторым
предметом спекуляции. То, что «пятый пункт» давно стал хорошим
поводом для смены гражданства и своеобразным гарантом материального
обеспечения на «исторической родине» - известно достаточно давно.
В последнее время стали спекулировать и на религии – принятии
гиюра. Известно что, тот, кто принимает гиюр в России и СНГ,
автоматически получают статус еврея и право на репатриацию... Мне
лично известен один случай, когда купленный чуть ли не за 300
долларов США гиюр помог человеку, не имеющему в роду ни одного
еврея, перебраться на землю Обетованную и неплохо устроится,
получив все причитающиеся оле хадаш пособия и выплаты. Религиозен
ли этот человек, приобретший гиюр? Нисколько. Для него это теперь
вроде шутки-анекдота, рассказывать как можно «стать евреем».
Повторяю, я человек не только не религиозный, но к тому же не
еврей, стоящий, что называется, «по ту сторону»от вопроса веры, но
находясь в Израиле я поняла, что больше всего меня саму раздражают
люди, которые относятся к Стране только как к материальному
обеспечителю их благ...
Задаваясь вопросом быть или не быть гиюру, мы примерно решаем для
себя дилемму есть ли жизнь на Марсе или ее таки там нет, ибо
принятие этого чрезвычайно важного события в жизни каждого
человека относится только к его личному выбору и желанию. Так
надо ли настаивать на том, чтобы репатрианты в обязательном порядке
и по личному решению все-таки принимали гиюр, соблазняя их разными
обещаниями и , опять таки, материальной заинтересованностью?
По мне - нет, ни в коем случае! Ибо тогда элемент сакрального и
духовного вовсе покинет брега Иордана и все сведется только к
земному и житейскому. Не является ли этим самым житейским и земным,
например, выдача гражданства всем тем, кто решил принять гиюр? Кто
с полной уверенностью сможет сказать, что вновь обретший веру
неофит не вынашивал корыстных планов по поводу своей
«религиозности»? Конечно, быть иудеем в полном смысле этого слова –
нелегко. Но на что только не пойдут некоторые из тех, кто решил
таким образом в корне изменить свою не вполне удавшуюся в
экономическом плане жизнь???
Если на несколько мгновений пофантазировать, что я должна принять
какие-нибудь необходимые законодательные шаги для улучшение жизни
(во всех ее аспектах) в Израиле, боюсь, что многих разочарует, если
не озлобит, моя личная позиция.
Так, например, в решении вопроса о репатриантах, я бы приняла
решение допускать в Страну только тех, у кого еврейство соотносится
с другими национальностями по крови – 1 к 2: то есть, только тех.
кто по отцу или матери может называть себя евреем. Это в большей
части лишило бы Израиль вопросов антисемитизма и национальной
нетерпимости. Более того, для каждого приезжающего на ПМЖ в Израиль
я бы организовала подобие еврейского университета в стране исхода,
обучение в котором для репатриантов было бы ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и
состояло бы из, как минимум, трех лет обучения со всеми вытекающими
из него сессиями и экзаменами. В подобных университетах изучались
бы язык, традиция и история Израиля, особенности менталитета
местного населения – что-то наподобие курса психологии, и так
далее, то есть все те дисциплины, которые в дальнейшем помогли бы
репатриантам социализироваться в обществе без стрессов и
недовольства, что, мол, они мало что знали о жизни тут и их
обманули. Уверяю вас, многие из тех, для кого Израиль – это лишь
промежуточный пункт в погоне за экономическим довольством, сто раз
подумал бы о том, стоит ли ему ехать сюда на ТАКИХ условиях, или
лучше искать другой способ передвижения за границу. Естественно,
обучение бы содержало и курс по основам веры. Тогда бы и проблемы
принятия или не принятия гиюра не стояли бы столь остро для тех,
кто действительно хотел бы приехать жить на Историческую родину.
Давать гражданство за принятие гиюра - по мне,ни в коем случае
нельзя... За веру давать награду? По-моему это слишком... если
нееврей почувствовал, что ему ближе иудейская вера, чем религия
отцов и дедов, можно, например, дать ему возможность проживания на
Земле Обетованной в качестве паломника, дабы он укрепил свою веру,
но не больше.... Как внешний атрибут в виде того же гражданства,
гиюр никогда не переделает внутренний мир человека - для того,
чтобы верить истинно, нельзя только лишь совершать обрядовую
сторону, зная, что за это еще и наградят чем-либо. Иначе это будет
подмена ценностей. К гиюру надо прийти осознанно, хотеть его -
только тогда религиозное общество получит еще одного верующего.
Если же только заставлять верить, то, в последствии, не стоит
удивляться, откуда берется столько атеистов и антиклерикалов...
Наверное, надо открыть разные курсы для тех, кто действительно
хотел бы принять гиюр и на них в свободной форме рассказывать
основу иудейской веры, традиции и так далее. Тогда в достаточно
скором времени в Израиле стало бы намного больше «рыцарей веры»,
нежели сейчас, и вера их была бы искренней и чистой...
10.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|