|
Пинхас Полонский
Раскаяние для праведных
1. Рош hа-Шана и Йом Кипур - время "преобразования
грехов в заслуги" (Рав Й.Д.Соловейчик)
Рош hа-Шана и Йом Кипур - еврейский Новый Год и Судный День - это
праздник подведения итогов за год и, соответственно, исправления своих
грехов. Раскаяние и исправление - вещи настолько важные, что Талмуд говорит
даже: "На такую духовную высоту, на которой стоит грешник, исправивший свои
грехи, - не может подняться даже и праведник. Ибо если он совершил истинное
раскаяние, то его грехи не просто отменяются, а преобразуются в заслуги".
Имеется в виду, конечно, не просто грешник, переставший нарушать закон.
Талмуд говорит об ином случае - о том, когда человек не просто перестает
поступать неправильно, но когда он использует тот потенциал, ту энергию,
которая проявилась в процессе совершения греха и его преодоления, для более
значительного духовного продвижения, чем если бы этот человек был просто
праведен.
Рав Й.-Д.Соловейчик описывает процесс "преобразования грехов в заслуги"
следующим образом: "Если интенсивность ощущения греха, чувства вины и стыда,
которые овладевают человеком при пробуждении раскаяния, настолько сильны,
что поднимают, приближают человека к Создателю вселенной, то прежние грехи
не просто "уничтожаются перед Создателем", но "превращаются в заслуги", ибо
эти грехи трансформируются в мощную силу, толкающую грешника по направлению
к Богу. При таком пути исправления грех не забыт, не вычеркнут и не выброшен
в пучину моря. Наоборот, динамика памяти о грехе освобождает внутренние
духовные силы кающегося и позволяет ему совершать дела даже более великие,
чем раньше".
2. Идея о том, что раскаявшийся грешник стоит выше
праведника, и её недостатки
Идея о том, что раскаявшийся грешник стоит выше праведника, широко
известна, и о ней слышали даже начинающие изучать религию. Я тоже узнал о
ней давно, но она всегда была мне чем-то непонятна. Конечно, замечательно,
когда энергия греха не просто отменяется, но используется на добро; и
человек, который смог сделать это, заслуживает всяческого уважения. Но все
же в этой идее есть, как мне кажется, некоторый изъян. Ведь если
воспринимать эту идею в прямом смысле, то по ней, в конце концов,
оказывается, что невозможно подняться высоко, если ты не грешишь - а потом,
конечно, раскаиваешься. А это, скажем прямо, уже не так уж и далеко от
простонародно-христианской концепции "не согрешишь - так и не покаешься" [в
смысле того, что как же это можно обойтись без греха, так ведь тогда и
раскаяться будет не в чем, а без раскаяния человек неполноценен].
Огромный созидательный потенциал чувства раскаяния был давно осознан
человечеством, и именно на нем [на образе "кающейся Марии Магдалины"]
христианство основало всю свою моральную притягательность. Возможно, что для
нееврейских народов, для которых столь большую роль в их моральном развитии
сыграло христианство, действительно нет другой возможности основать
концепцию морали, кроме как на отталкивании от зла. Но мне, как еврею,
концепция "грешить и каяться" была всегда чрезвычайно чужда, и мне было
неприятно, что еврейская концепция "исправивший грехи стоит выше праведника"
как будто бы слишком похожа на нее. Иными словами, мне было обидно за
праведника - почему же ему не по силам достичь тех высот, на которые
поднимается раскаявшийся злодей? Неужели для праведника дорога наверх, в
сущности, перекрыта? Такой подход находился в полном противоречии с моим
интуитивно-религиозным пониманием мира.
3. Разрешение противоречия
Это противоречие задевало меня, пока я не понял, наконец, что праведник
точно также может - ничем не меньше, чем злодей - обратить в заслуги энергию
раскаяния. Праведник тоже может, и даже обязан, раскаиваться в своих грехах
- и при этом вовсе без того, чтобы он до этого нарушал Закон Торы или
совершал преступления! Более того, раскаяние является необходимым
компонентом праведности, без него праведность неполноценна - но раскаяние,
оказывается, совсем не обязательно предполагает предшествующее нарушение.
Дело в том, что ивритское слово "хет" означает совсем не то, что
соответствующее ему русское понятие "грех" . В русском языке "грешить" - это
то же самое, что и "нарушать заповеди". В иврите, однако, понятие "хет"
(грех) совершенно отличается от понятия "авера" (нарушение заповеди). Слово
"авера" происходит от глагола "авар" (переступать) и означает "переступание
через Закон", сознательное или по ошибке. Но понятие "хет" имеет совсем иное
происхождение. Оно связано с глаголом "леhахти", означающим "промахнуться",
"не попасть точно в цель". "Хет" - это неиспользование своих возможностей, и
раскаяние в этом пренебрежении Божественным даром - это и есть раскаяние
праведника. В качестве только одного из многих примеров этого приведем
следующий. Рав Кук объясняет, что одна из существенных проблем современности
- это односторонность в изучении Торы, когда в иешивах направляют слишком
много усилий на техническое изучение иудаизма - и в результате Тора исходит
из "Дома Учения" совсем не в том ракурсе, в котором народ может - и хочет! -
воспринимать ее. Это, безусловно, широкое поле - только одно из многих! -
для раскаяния праведных.
В Рош hа-Шана мы должны осознать свои неиспользованные возможности и
использовать чувства неудовлетворенности и горечи, возникающие при этом, для
своего дальнейшего продвижения. Раскаявшийся злодей стоит выше простого
праведника - но не выше раскаявшегося праведника. И об этом же говорит
Талмуд: "Не может прийти Машиах, пока праведники не совершат раскаяния в
своих грехах". Праведники, а не грешники!
Другие статьи о еврейских праздниках
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|