|
Пинхас Полонский
Органическое восприятие народа
1. История рождения еврейского народа
Седьмой день Песаха - праздник в память о переходе через море при выходе из
Египта. Только в этот момент физический выход из Египта - и рождение еврейского
народа - были завершены.
Вообще вся история рождения еврейского народа, как она описана в Торе,
удивительным образом параллельна рождению человека. Сначала в Египет
попадает одна небольшая семья, потом в Египте она постепенно растет и
формируется в народ, Египет постигают казни, и тогда Египет выталкивает еврейский
народ, который в завершение Исхода переходит через расступившееся море - все
это совершенно параллельно зачатию, беременности, родовым схваткам, родам и
отходу околоплодных вод. Эта удивительная параллель подчеркивается затем и в
Библейской, и в Талмудической традиции.
Насколько мне известно, в мифологии ни у одного другого народа нет подобной
вещи. Это "рождение народа Израиля, подобное рождению ребенка" отражает
совершенно особое еврейское восприятие народа Израиля как единой личности. Т.е.
еврей воспринимается как бы в двух планах - с одной стороны, как отдельный
человек - личность, с другой стороны - как клетка единого организма - еврейского
народа.
2. Идея органического восприятия народа
Я осознаю, что подобное "органическое" восприятие нации сегодня весьма
непопулярно в западном мире. 3ападное мышление воспринимает народ
исключительно как группу (связанных между собой общим менталитетом,
родственными и клуьтурными связями) людей. Личность - это ценность, народ же -
только средство для удовлетворения потребностей личности. "Органическое
восприятие народа" объявляется чуть ли не фашизмом (имеется в виду его
итальянская разновидность). На самом деле, как известно, всякая идея, когда она
полностью доводится до абсолюта и до конца, становится абсурдной. Если идею
социальной справедливости доводить до абсурда, то получится "военный
коммунизм" - но это не значит, что идея социальной справедливости вообще
неправильна. И также безумие организаторов соглашения в Осло не должно нас
приводить к мысли, что достижение мира - это неправильная вещь. Напротив, и
социальная справедливость, и мир - это важные ценности, и нельзя допустить
отождествления их "в умеренном виде" с их крайними проявлениями. Точно так же
приходится признать, что идея органического единства народа, если ее довести до
абсурда и до зачеркивания всех других ценностей (в первую очередь - ценностей
личности), может довести до фашизма ("корпоративного государства" Муссолини).
Однако так же, как в случае социальной справедливости и мира, это нисколько не
должно приводить нас к выплескиванию младенца вместе с водой - т.е. к
принципиальному отрицанию ценности органического восприятия народа. В
умеренных дозах (т.е. когда не отрицается ценность личности) органическое
восприятие народа абсолютно необходимо для духовной полноты.
3ападный мир, провозгласив величие индивидуалистических ценностей, сделал
громадный рывок в области прогресса и достиг больших высот. Однако идея
индивидуалистических ценностей, доведенная до абсолюта, точно так же приводит к
абсурду и развалу. Эта проблема является одним из центральных пунктов кризиса
западной цивилизации. Преодоление крайнего индивидуализма с помощью
органического восприятия народа является одной из непосредственных наших задач.
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|