|
Пинхас Полонский
"В шалашах живите семь дней"
1. Почему - шалаши, а не прочные дома?
2. Цель чуда - на только помочь, но и воспитать
1. Почему - шалаши, а не прочные дома?
Сразу после Йом Кипура евреи приступают к строительству "суккот" - шалашей, и с вечера 15 Тишрей начинается праздник Суккот, когда мы должны неделю жить в этих шалашах. Тора формулирует суть праздника следующим образом: "В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел Я их из Египта" (Левит 2З:4З). Евреи вышли из Египта неподготовленные - без запасов еды, без шатров. Они вышли в пустыню, надеясь на Божественную поддержку, и Бог сделал им шалаши для проживания и кормил манной с неба. Эти шалаши не были настоящими домами: крыша их не была прочной, через нее проникало солнце и капал дождь. И также манна, которую евреи получали с неба, не была пищей, которую можно было бы запасти на будущее, - она быстро портилась, и ее нельзя было оставить даже на следующий день.
Бог дал евреям шалаши и манну, но почему Он не мог сделать большего: дать им настоящие прочные дома и запас нормальной еды? Ведь для Него не сложно совершить любое чудо!
2. Цель чуда - на только помочь, но и воспитать
Дело в том, что Божественное чудо является всегда строго отмеренным; его цель - не только в том, чтобы помочь евреям, но и в том, чтобы воспитать их. Дырявая крыша шалаша напоминает человеку, что он находится в Божественной власти. Манна, которую нельзя сохранить на следующий день, напоминает ему о непрочности земных богатств и невозможности существовать без постоянной Божественной поддержки.
Евреям было заповедано праздновать Суккот в середине осеннего месяца Тишрей, когда в Израиле завершается сельскохозяйственный год, земледелец собирает урожай и закрома его полны. Это момент, когда человеку легче всего почувствовать свою материальную силу и ошибиться, возгордиться и сказать себе: "Силой руки своей приобрел я все это богатство. Мои закрома надежны и полны, и я совершенно независим". Именно в этот момент Тора говорит ему: "Выходи из своего прочного дома, и иди в шалаш, в котором ты плохо защищен от солнца, ветра и дождя, и понимай и помни, что крыша над твоей головой всегда дырявая".
Праздник Суккот называется в Торе "временем нашего веселья", потому что прочный дом, достаток и прочие богатства приносят радость лишь тогда, когда человек понимает, что они в жизни - не основное, что они - лишь инструмент для выполнения его человеческой задачи; и они становятся источником несчастья, если человек порабощается ими. Дырявая крыша шалаша учит еврея чувствовать свою связь с Богом и не порабощаться материальными потребностями; и это - источник радости.
МАХАНАИМ
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|