|
Рав Михаэль Пуа
O Храме (К траурным дням 17 таммуза и 9 ава)
Много тяжких трагедий довелось пережить еврейскому
народу за свою историю. Но из всех этих трагедий выделяется одна,
запечатлевшаяся глубоко-глубоко в национальном сознании. Это
разрушение Храма. Все годы изгнания, и даже в наши дни, мы молились
и молимся о его восстановлении. Ежегодно мы постимся и соблюдаем
траурные обычаи в день его разрушения, чтобы заново пережить и
почувствовать, что мы потеряли. На каждой свадьбе вспоминают
разрушение Храма, каждое радостное событие омрачается его
отсутствием.
Что же представляет собой Храм, если, с одной стороны,
нам так горько, что его нет, а с другой стороны – его будущее
восстановление дает нам силы молиться и жить на протяжении многих
поколений?
Храм как место – это особое явление. Тора
получена на горе Синай, но это место не стало священным. И могилы
величайших праведников и вождей нашего народа не являются
священными местами, более того – к ним относятся законы "скверны
мертвого тела", как и к могилам обычных людей. Единственное место в
мире, где духовность приобретает физические очертания, связывается
с определенным объектом – это Храм!
Во время изгнания
Еврейский народ не пытается уйти от материальности в
буддистские видения "нирваны" или в отшельническую жизнь
христианских монахов. Как раз наоборот: мы приводим святость в
будничную, материальную жизнь. Тора повелевает нам: "Познавай Б-га
во всех путях твоих" и "Будьте святы", и дает нам инструменты, как
исполнить это повеление. Когда мы были в изгнании, отдельные люди
достигали неоспоримых высот святости на личном уровне, но народ в
целом не мог реализовать свой национальный потенциал. За годы
своего изгнания народ Израиля породил гигантов духа, ставших
примером для всего человечества, праведников, остерегавшихся
причинить малейший ущерб ближнему – как имуществу, так и чести. Это
были настоящие служители Б-га, которые самой своей жизнью наполняли
святостью все, что с ними соприкасалось.
В наше время
Когда мы вернулись из долгого изгнания на нашу землю,
мы не сумели создать такой же идеал и пример для народов мира в
нашей национальной жизни. Еврейский народ сегодня – далеко не
пример для подражания, ни в общественном и политическом аспекте, ни
в идейном противостоянии нашим врагам. Те, кто должен служить
обществу – чиновники на ставке – превратились во владык и ведут
себя так, как будто простой народ им обязан всем. Произошло
имущественное расслоение общества: широкие народные массы,
налогоплательщики, с одной стороны – и с другой - малочисленная
элита с колоссальными доходами, кормящаяся из этих налогов. Наша
слабость и позиция уступок по отношению к врагам, плод принятия
христианского мировоззрения и отказа от национальных ценностей, не
только наносит непоправимый вред нам как национальному государству,
но и вредит миру в целом, поощряя исламских головорезов и усиливая
террор во всем мире. Разумеется, тут нечем гордиться…
Что этому причиной?
Как мы дошли до такой жизни несмотря на благословенную свыше мощь
нашей экономики и армии? Несмотря на личную самоотверженность
многих людей, посвятивших свою жизнь обществу? Причина этого
явления кроется в уходе от идеи Храма и его значения.
Место Храма сегодня
Храм – это особое место служения Всевышнему в
национальном масштабе. Храм объединяет весь еврейский народ трижды
в год, когда представители всех слоев общества собираются на
праздник в Иерусалиме. К Храму обращены молитвы всех евреев мира.
Храм – это то, что делает всех евреев близкими друг другу. Это
место, поднимающее все физическое и будничное до уровня святости.
Храм определяет особую цель и задачу нашего народа – "исправить мир
под властью Б-га", и дает необходимую энергию для претворения этого
идеала в жизнь.
Если мы вспомним, что Храм – не только место
технического выполнения обязанности принесения жертв, но и
материальное выражение нашей особой связи с Творцом, эта связь даст
нам новые жизненные силы. Храм обеспечит нам моральное право твердо
противостоять нашим врагам и установит новую систему ценностей,
основой которой будет служение Всевышнему, а путями к нему станут
помощь ближнему и любовь ко всем евреям. Ожидание скорого
восстановления Храма поможет нам исправить наши пути, чтобы стать
по-настоящему избранным народом – не только в личной, но и в
общественной жизни, стать знаменем и примером для всего
человечества.
Да сбудутся вскорости слова пророка Исайи: "И будет
через много дней: вновь будет гора Дома Господа во главе гор, и
вознесется над высотами, и потекут к ней все народы; и пойдут
многочисленные народы, и скажут: пойдем и поднимемся к горе
Господа, к Дому Б-га Яакова, и пусть научат нас [чему-то] из путей
своих, и будем брать с них пример. Ведь из Сиона выйдет Тора, и
слово Господа – из Иерусалима ".
6.07.2004
Перевод Шошаны Бродской.
(Рав Михаэль Пуа - член секции "Еврейское руководство" в Ликуде, http://www.manhigut.org/russian/)
Комментарии к недельным главам Торы и еврейские праздники
Рисунки скинии, Первого и Второго Храма
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|