|
Михаэль Пуа
Закон об образовании: отменить государственную монополию
Когда я был ребенком, телефонные линии являлись собственностью государства - тогдашнего министерства связи. Чтобы получить телефонную линию, надо было годами ждать своей очереди, и когда, в конце концов, вы получали разрешение, надо было ждать еще несколько месяцев, пока до вас, наконец, добирались замечательные мастера, которые устанавливали вам телефон. В то время, естественно, все телефонисты находились на службе у государства и все понимали, что по-другому не бывает. До тех пор, пока в один прекрасный день государство не отказалось от этой своей собственности. Вскоре после этого, время ожидания сократилось до считанных дней, качество обслуживания невиданно возросло, а цены снизились. И все это случилось еще до технологической революции последних десятилетий.
Сегодня образование в государстве Израиль находится в том же состоянии, в каком тогда была связь, а быть может и в худшем. Понятно, что образование это не то же самое, что телефонная связь, но именно поэтому мы обязаны относиться к нему с гораздо большим вниманием и уважением.
Когда-то, в мою бытность молодым учителем в городе развития на севере, я пригласил на беседу родителей одного ученика, который постоянно опаздывал в школу. Отец, грузчик по профессии, пришел, выслушал меня и поспешил на работу. Через несколько дней, которые не внесли никаких изменений в поведение школьника, я вновь пригласил отца этого ученика в школу. Беседа происходила у входа в школу и глубоко врезалась мне в память:
- Ваш сын продолжает опаздывать!
- Что Вы от меня хотите? Вы - учитель! Вы - министерство образования! Я всего лишь грузчик, я работаю. Вы несете ответственность за этого ребенка. Делайте свою работу и перестаньте меня дергать.
Отец развернулся и поспешил на работу.
Вначале я изумился тому, что отец снимает с себя всякую ответственность за своего сына. Но после того, как я хорошенько обдумал все причины, приведшие его к этому, я понял! Этот отец в точности воспринял дух закона об обязательном государственном образовании.
В соответствии с этим законом, в государстве Израиль есть только один человек, который фактически определяет, что будет учить каждый ребенок и кто будет его учить. Этот "старший брат" - министр образования. Министр и его министерство определяют программы обучения в школах и учебники, они нанимают на работу учителей и директоров школ, и они же контролируют результаты этой учебы посредством экзаменов на аттестат зрелости. Министр отвечает также за установление границ участков регистрации населения, и, таким образом, фактически распределяет учеников по школам в соответствии с интересами министерства образования, а не по выбору их родителей.
Прав был несчастный отец! Он не выбирает ничего, что влияет на образование его сына, а значит не чувствует никакой ответственности за его воспитание.
Закон об обязательном образовании снимает ответственность с родителей, уничтожает свободную конкуренцию, являющуюся наиболее важной составляющей эффективности и успеха, и препятствует свободному выбору родителями и детьми программы обучения и системы образования.
Ответственность родителей, конкуренция, свободный выбор
Согласуется ли существующий ныне закон об образовании с еврейским взглядом на жизнь? Ответ гласит: "нет".
Вот основные еврейские принципы, относящиеся к образованию:
1.Ответственность родителей
Обязанность учиться существует в еврейской традиции уже тысячи лет и никак не связана ни с возрастом человека, ни с каким-либо законом государства, в котором он проживает.
"Каждый человек из рода Израиля обязан учить Тору", - пишет Рамбам в своей книге и добавляет: "До какого момента он обязан учить Тору? До дня своей смерти". Эта обязанность начинается в семье: "Когда человек еще маленький, его отец обязан обучать его Торе". И только после этого обучение продолжается на уровне общины, местного самоуправления: "обеспечить создание мест обучения детей в каждом городе...". Ответственность за обучение и воспитание, укоренение нравственных принципов и культуры поведения возложена прежде всего на родителей детей. А когда дети подрастают, на них самих - они сами обязаны учить Тору. Обязанность обучения подобна обязанности содержать детей, она является обязанностью родителей, а не государства. Учитель должен быть уполномочен родителями и учеником, а не министром образования.
У общества (общины, государства) безусловно существует обязанность обеспечить образование, и мы далее поговорим об этом. Но обязанность общества не может подменить собой личную ответственность каждого. Сегодня государство подавляет личную ответственность вместо того, чтобы использовать ее в качестве рычага для развития и творчества.
2.Свободная конкуренция
Свободная конкуренция - эти слова почти святы для израильтян, но в области образования принцип свободы практически отсутствует.
С точки же зрения еврейской Галахи ситуация совершенно противоположна. В области коммерции существуют суровые ограничения, касающиеся открытия конкурирующего бизнеса, который может причинить ущерб уже существующему бизнесу: "запрещено мешать интересам ближнего", если только это не продиктовано чрезвычайными обстоятельствами. По сравнению с этим, в образовании и воспитании Галаха разрешает и даже поощряет свободную конкуренцию: "И потому учитель детей, рядом со школой которого другой учитель открыл свою школу для других детей или даже для того, чтобы к нему перешли его ученики, не может протестовать против этого ", - постановляет Рамбам. А "Шульхан арух" добавляет: "и учитель детей, который нерадив и не учит их (пусть даже всего один день или два) или учит неправильно и тому подобное... такого следует уволить без предупреждения". И далее "Если есть учитель, который учит детей, и появляется другой, лучше него, следует уволить первого и взять вместо него второго". Из этих постановлений следует, что разрешено открывать новую школу даже несмотря на то, что это может привести к краху уже существующую школу. И, безусловно, разрешено уволить недостойного учителя. Т.е. речь идет о совершенно свободной конкуренции.
3.Свободный выбор
Свободная конкуренция, о которой мы говорили выше, безусловно требует наличия свободного выбора у родителей, и, ясно, что он тоже почти отсутствует в системе образования Израиля наших дней. Родители никак не могут влиять на программы обучения (разумеется, мы постараемся провести в данном законе некоторые изменения, касающиеся этого вопроса, но это будут только заплатки, прикрывающие реальные проблемы, которые эти изменения как бы призваны решить); родители не могут выбрать то учебное заведение, в котором они хотели бы, чтобы учился их ребенок, и у них нет никакого влияния на выбор учителя для своего ребенка и его прием на работу. Единственный выбор, который находится в руках родителей - это выбор для своих детей образования в рамках одной из трех существующих в Израиле систем: государственной, религиозной или же самостоятельного обучения.
Но разве выбор заключается только в том, чтоб выбрать учителя? Разве не важны программы обучения? А как быть с тем, что система образования закладывает в ученика те базовые ценности, в которые он потом безоговорочно верит?
В те времена, когда моих детей в школе учили читать, в школах существовал определенный метод обучения чтению. Этот метод мне не нравился, и в процессе собственного расследования я обнаружил достаточно большое количество учеников старших классов, которые не умели читать на подобающем уровне. Я был вынужден учить своих детей читать дома, непрерывно конфликтуя с тем, чему их учили в школе. Почему? Разве у меня, как у родителя нет права выбрать метод, которым будут обучать моих детей? Почему "большой брат" навязывает нам свои методы обучения? И вообще, разве существует один единственный метод, подходящий всем? Может ли система подобрать моим детям подходящий им метод обучения и место, где они будут рады учиться, или же я, как родитель, сделаю это чуть-чуть лучше, чем система?
Согласно опубликованным данным многие ученики чувствуют себя в школах запуганными. В нормальных условиях, ответственный, беспокоящийся за своего ребенка родитель не должен посылать его в "пасть льва", где так много детей чувствуют себя униженными. Но что же делать, ученики-хулиганы тоже подпадают под действие закона об обязательном гособразовании, а школы не могут с ними справиться. При таком раскладе победит насилие. Тот, кто не хочет учиться и мешает остальным, как правило, и устанавливает распорядок в школе. Почему я должен посылать своих детей учиться вместе с теми, кто их унижает? Почему я не могу хотя бы выбрать для них другое место обучения - то, где они будут защищены?
Таким образом, лишение родителей, при помощи закона, права свободного выбора в пользу государства и снятие с родителей ответственности за образование их детей кардинально противоречат еврейскому взгляду на мир. Все это превращает школы в учреждения, в которых за детьми просто присматривают в течение дня, а, при удачном стечении обстоятельств, они умудряются там учиться. Вместе с тем, следует отметить, что от полного провала систему спасает наличие многих замечательных учителей, которые отдают всего себя и делают нужную работу внутри этой возмутительной системы. Точно так же, как солдаты Армии Обороны Израиля спасают систему безопасности, когда наше высшее командование проваливается.
Система купона
В момент принятия закона об обязательном образовании по отношению к нему существовало серьезное расхождение во мнениях. Те, кто его поддерживали, доказывали, что цель принятия этого закона в том, чтобы воспрепятствовать дискриминации и дать равные возможности получить образование всем детям государства Израиль. Те, кто протестовали против принятия этого закона, доказывали, что Бен-Гурион инициировал его, чтобы с его помощью навязать всему народу единообразное, соответствующее его пониманию образования. Особенно это действовало в лагерях репатриантов (новых олим), чтобы отобрать у родителей возможность выбирать своим детям подходящее образование среди множества течений, существовавших в период возникновения государства.
В результате этот закон привел к тому, что очень многие родители сняли с себя ответственность за образование своих детей. С другой стороны закон подорвал силы других родителей, не готовых снять с себя ответственность за образование своих детей и вынужденных вести с системой бесконечную неравную борьбу.
Если мы намереваемся серьезно заняться изменениями в нашей системе образования, то первое, что мы обязаны сделать - вернуть ответственность за образование детей их родителям. Для этого следует отменить существующий закон об образовании! Образование - это право, которое осуществляют добровольно и с радостью, а не тяжкая обязанность, какой его пытаются представить в данном законе. Вместе с тем, следует открыть сферу образования для свободной конкуренции. Разные школы опубликуют свои доктрины, материалы и возможности, в соответствии с которыми они собираются учить своих учеников, а родители каждого ребенка выберут то, что лучше с их точки зрения. Для этого им не понадобится помощь служащих министерства образования. Равновесие между предложением и спросом заставит учителей и директоров школ создать качественные, дифференцированные и разнообразные методики обучения, которые позволят большинству учеников, свободно и осознанно выбирая, развиваться в тех направлениях, которые их интересуют. С точки зрения распределения ресурсов, школы будут вынуждены вести дела ответственно, обеспечивая себе финансирование.
Безусловно, отмена данного закона об обязательном образовании не означает отмену обязанности государства обеспечить каждому ребенку возможность получить образование. Здесь мы плавно переходим к вопросам источников финансирования образования и участия государства в этом. Государство продолжит собирать в качестве налогов деньги, которые оно отчисляет на образование, но это отчисление будет производиться другим способом. Способ этот - купон (чек, ваучер). В соответствии с заранее определенными критериями, каждому ребенку в государстве Израиль будет предназначаться купон, который его родители смогут использовать в любом образовательном учреждении, которое они выберут. Такой купон превратит каждого родителя в покупателя, выбирающего для своего ребенка подходящее ему образование. Закончатся все ссоры и споры с инспекторами министерства образования, директорами школ и учителями. Директор выберет кредо образования для своей школы, методы обучения и все им сопутствующее и представит это на суд родителей. Если найдется достаточное количество родителей, которые заплатят своим купоном определенной школе, то эта школа будет существовать и даже, при умелом управлении, будет иметь прибыль. Если же никто из родителей не заинтересуется какой-либо школой, несомненно, найдется другой директор, который выставит на конкурс другую программу, других учителей и другие методики, которые заинтересуют родителей. Может оказаться и так, что часть родителей выберет первый вариант, а часть - второй. В случае если некое учебное заведение не сможет самостоятельно существовать и выживать в таких условиях, родители смогут доплатить из своих деньги за такое образование своих детей, которое их устраивает и которому они доверяют. Таким образом, добавка финансирования, которая позволит школе существовать, будет уплачена родителями. Так появится система, которая, с одной стороны, позволит всем учиться, а с другой стороны - позволит всем осуществить свободный выбор. Несомненно, в течение короткого времени мы станем свидетелями мощного расцвета в облати воспитания и образования, подобного тому, которое произошло в области телефонной связи. Мне думается, что по прошествии некоторого времени нам будет трудно даже поверить, что мы могли на протяжении многих лет оставлять все вопросы образование наших детей в руках чиновников.
Слабые слои населения
После возвращения ответственности за образование детей их родителям и открытия сферы образования для свободной конкуренции, встает вопрос о том, как мы должны заботиться о слабых слоях населения, о судьбе детей из многодетных семей. Не случится ли так, что образование будет доступно только богатым? Каково будет будущее тех хулиганов, которых школы не захотят принимать? Что будет с детьми новых репатриантов? С детьми, у которых способности ограничены? Да просто с детьми, которые не хотят учиться?
Вот в этом и проявляется сила общества, а не государства, не сила принуждения, а сила направляющая и поддерживающая. Министерство образования должно поддерживать интеграцию учеников, имеющих разнообразные ограничения, в рамки нормального образования. Есть в этом большое воспитательное значение в основном для обычных учеников, у которых нет никаких проблем, физических или интеллектуальных, но, конечно, и для тех учеников с ограниченными способностями, которые смогут учиться в обычных школах. Поддержка заключается перво-наперво в создании соответствующих условий. Ученики, имеющие различные ограничения, получат особые купоны, чья стоимость будет намного выше, чем стоимость обычного купона. В результате этого, для школы будет выгодно принимать проблемных учеников, и она постарается создать для их полноценной учебы все подходящие условия. Поощрительные призы и реклама школы - тоже являются способом поддержки. Несомненно, найдутся такие ученики с ограниченными способностями, которые предпочтут учиться в особых учебных заведениях, с подходящими им условиями, и они смогут это делать.
Интеграция учеников из малоимущих семей тоже будет осуществляться методом поддержки. Воспитательное учреждение, которое докажет, что оно взимает с родителей определенную сумму денег, сможет получить от государства такую же сумму в пересчете на каждого ученика из малоимущей семей, которые в ней учатся. Предположим для примера, что в некой школе родители решили доплачивать каждый месяц по 200 шекелей за каждого ученика. Школа, которая сможет доказать, что большинство родителей действительно платят эту добавку, сможет принять учеников, родители которых не могут платить добавку такого размера. Тогда малоимущие родители заплатят столько, сколько смогут, а министерство образования доплатит за этих детей больше, чем 200 шекелей за каждого, так что и для школы и для родителей ее учеников будет выгодно принять учеников из малоимущих семей. Соответствующие индексы и критерии следует выработать в ходе проведения соответствующего исследования, и они могут изменяться в соответствии с изменениями на рынке. Главное заключается в том, что следует создать такую ситуацию, чтобы родители таких детей были желанными в разнообразных учебных заведениях, а уж родители должны решать, где именно их детям будет лучше учиться.
Воспитание еврейской самоидентификации
Когда обсуждается вопрос о кризисе системы образования в государстве Израиль невозможно обойти вниманием следующий факт: в последние годы институт Гутмана публикует ежегодные данные, являющиеся в действительности результатами глубокого исследования отношения израильского общества к еврейской самоидентификации. Данные показывают, что примерно для 80% населения важна еврейская самоидентификация. Эта часть общества в той или иной степени верит в существование Всевышнего и соблюдает те или иные религиозные ритуалы и традиции. С другой стороны, среди тех, кто считает себя атеистами, наибольший процент составляют люди в возрасте 60-и лет и старше. В противоположность этому, среди тех, кому от 20 до 40 лет, процент атеистов самый небольшой - всего 17%. Несмотря на все это, по данным министерства образования, около 60% учеников еврейского сектора учатся в светских школах, а 40% - в религиозных. Смысл этих данных в том, что примерно 43% населения, определяющих себя как соблюдающих традиции (масортиим), отправляют своих детей в государственные школы, в которых отсутствует еврейское воспитание. Это население, не считает себя религиозным, но они также не являются атеистами. Если у родителей появится возможность выбирать, появятся учебные учреждения, в которых будет гораздо больше иудаизма, там будут с большим уважением относиться к еврейской традиции и давать более еврейское воспитание и образование. Дадим родителям право самим давать своим детям образование.
Перевод Ольги Соколовской, "Маоф"
Журнал "Некуда", 01.2008
(Рав Михаэль Пуа - гендиректор движения Еврейское руководство в Ликуде, http://www.manhigut.org/russian/)
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|