|
рав Элицур СегельКазенные раввины
В Восточной Европе, особенно в царской России, было
такое явление – казенные раввины. То есть, раввины от казны,
назначаемые на должность правительством. Это был как бы
представитель правительства по еврейским вопросам.
В различных еврейских общинах распространилось два
подхода относительно этих раввинов.
Первый подход предполагал, что на эту должность
назначаются люди, достойные чести быть главой общины. Примером
такой личности может служить рав Яаков Маза из Москвы. Иногда
назначали людей, которые не были раввинами как таковыми, но
пользовались известностью и уважением в обществе. Так, писатель
Шолом Алейхем был "казенным раввином" нескольких общин.
Однако большинство общин стремились назначить на эту
должность людей, как можно более далеких от определения "раввин", а
то и просто неуважаемых людей.
Рассказывают, что как-то раз один из русских
губернаторов решил навестить такого "казенного раввина". Он нашел
последнего мертвецки пьяным, валяющимся в собственной рвоте. Через
некоторое время губернатор встретил одного из глав общины и сказал
ему: неужели так выглядит ваш раввин? Тот ответил: так выглядит ваш
раввин, наш раввин – другой человек.
Долгие годы мы надеялись, что израильский армейский
"рабанут" не станет "казенным раввином", а останется настоящей
раввинской организацией. Раввин Шломо Горен, благословенна память
праведника, стоял у истоков образования независимой раввинской
организации в Земле Израиля, которая должна была бы направлять
функционирование еврейского государства в галахическое русло. Но в
эти дни его начинание было окончательно похоронено.
Сформировавшийся израильский "рабанут" оказался на деле "казенным
раввином", причем в самом худшем смысле этого слова.
Перечислим прискорбные события, которые привели
казенный армейский "рабанут" к тому плачевному состоянию, в котором
он сейчас находится.
Прежде всего, с самого начала своего функционирования
ЦАХАЛ подвергает опасности жизнь израильских военнослужащих ради
того, чтобы не допустить жертв среди вражеского населения. Такое
поведение не только противоречит еврейскому закону – Галахе, оно
противоречит простому здравому смыслу. Ни одна армия в мире не
ведет себя подобным образом. Ни страны-союзницы во время Второй
Мировой войны, ни Америка в Ираке не подали примеров такой тактики.
Как объяснил р. Йосеф Альбо, автор "Книги основ", – задача
руководителя быть милосердным к своему народу и жестоким по
отношению к врагам. Руководитель, ведущий себя обратным
образом, не владеет искусством власти ("царским
ремеслом") и непригоден занимать
свой пост. Так, царь Шауль оказался плохим царем
именно из-за того, что не владел "искусством власти" – пожалел царя
амалекитян, злейших врагов своего народа, и не пожалел еврейский
город Нов. В отличие от него, Давид жалел свой народ и был
беспощаден к его врагам. Поэтому, хотя в личной праведности Давид
уступал Шаулю, у последнего царство было отнято.
В Дженине погибло тринадцать наших солдат из-за
подобного позорного поведения, а перед этим шесть солдат ЦАХАЛа
погибли на могиле Иосефа, по той же причине.
Кто, как не главный раввин армии, должен был вынести
однозначное галахическое решение и довести его до сведения каждого
солдата и каждого офицера, о том, что жизнь товарища по оружию
несомненно приоритетна по отношению к жизни представителей
вражеского населения?
Но главный армейский раввин смолчал, и это молчание
говорит громче, чем тысяча мегафонов.
Главный армейский раввин – соучастник убийства. Запрета
Торы, о котором сказано: пожертвуй жизнью, но не нарушь.
Второй пункт обвинения. С момента создания государства
в армии служат солдатки. Но до недавнего времени не было
существенной разницы между положением девушек в армии и их
занятостью в гражданских областях. Поэтому с некоторой оглядкой с
такой ситуацией можно было мириться. Однако пять лет назад
произошло серьезное изменение. Девушкам было разрешено служить в
боевых частях, что определило непосредственную близость их места
службы к мужчинам. Каков бы ни был моральный уровень конкретных
людей, подобное положение приводит ежедневно к ситуациям нарушений
строжайших запретов Торы, связанных с половой жизнью.
Кто, как не главный армейский раввин, должен был
вынести однозначное галахическое решение, запрещающее со всей
строгостью создание подобной ситуации, и запрещающее любому солдату
и офицеру оказывать любое содействие созданию такой ситуации?
Но главный армейский раввин смолчал, и это молчание
говорит громче, чем тысяча мегафонов.
Главный армейский раввин – соучастник прелюбодеяния.
Запрета Торы, о котором сказано: пожертвуй жизнью, но не нарушь.
Третье. Осквернение Шабата. На сегодняшний день все
подразделения ЦАХАЛа нарушают Шабат без всякой военной
необходимости, направо и налево. На базах ЦАХАЛа Шабатом абсолютно
пренебрегают. Но верхом гнусности в этом отношении была история с
выселением форпоста Хават Гилад, когда солдат, соблюдающих
заповеди, заставили нарушить Шабат для изгнания евреев из их дома.
Эта история получила полную легитимацию армейского рабанута,
заявившего, что это "боевая операция", ради которой можно нарушать
Шабат.
Кто, как не главный армейский раввин, должен был
вынести однозначное галахическое решение, которое бы запрещало
подобное поведение? Кто, как не он, должен был изыскать возможность
наказать нарушителей?
Но главный армейский раввин смолчал, и это молчание
говорит громче, чем тысяча мегафонов.
Главный армейский раввин – соучастник осквернения
Шабата. Запрета, за нарушение которого по Торе положена "скила" –
смертная казнь через побиение камнями.
Четвертое. Когда встал вопрос о "программе
одностороннего отделения" – программе, наносящей тяжелый удар по
еврейскому заселению Святой Земли, предполагающей изгнание тысяч
евреев из их домов – кто, как не главный армейский раввин, должен
был вынести однозначное галахическое решение, запрещающее любому
солдату, офицеру и гражданину участвовать в реализации этой мерзкой
программы?
Но на этот раз главный армейский раввин не молчит. Он
оказывает поддержку этой отвратительной программе всеми доступными
ему способами!
Главный армейский раввин – соучастник лишения евреев
возможности заселять Святую Землю. Заповеди, которая оценивается
как вся Тора вместе взятая.
Пятое. Все мы прекрасно знаем, что на самом деле
творится на базах ЦАХАЛа в отношении соблюдения заповедей –
например, кашрута.
Кто, как не главный армейский раввин, обязан был
прекратить это бесчинство?
Но главный армейский раввин молчит, и это молчание
говорит громче, чем тысяча мегафонов.
Главный армейский раввин соучастник того, что сотни
тысяч евреев едят пищу, запрещенную по Торе.
Итак, подведем итоги анализа поведения главного
армейского раввина как верующего человека:
- Соучастник убийства – запрета, о котором сказано:
пожертвуй жизнью, но не нарушь.
- Соучастник прелюбодеяния – запрета, о котором
сказано: пожертвуй жизнью, но не нарушь.
- Соучастник осквернения Шабата – запрета, за нарушение
которого положена смертная казнь.
- Соучастник изгнания евреев из Святой Земли.
Этого достаточно, нет нужды дополнять его образ.
Когда рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук был в Лондоне во время Первой
Мировой войны, он получил срочное тревожное известие накануне
Судного дня. Несколько евреев-беженцев из России были задержаны и
подлежали изгнанию с территории Англии обратно в царскую Россию.
Рав Кук немедленно попросил аудиенции у главного раввина Британской
империи. Высокопоставленный раввин решил, что тот хочет попросить у
него благословение накануне святого дня, Йом Кипура, и немедленно
его принял. Но рав Кук-старший попросил его вмешаться, чтобы
изгнание задержанных евреев было отменено. Но главный раввин
Британии не пожелал вмешаться в вопрос, которым занимается
имперский суд. Аудиенция продолжалась на повышенных тонах, но
главный раввин стоял на своем. Под конец, перед самым началом
поста, официальный раввин подал руку рабби Аврааму и благословил
его, намекая этим, что встреча закончена. Рабби Авраам отказался
пожать его руку, которая осталась висеть в воздухе. И сказал ему:
"Титульный лист Гемары имеет ценность только тогда, когда он
открывает собой том Гемары. Если он оторван от тома, он никому не
нужен. Официальный раввинский пост хорош только тогда, когда он
связан с авторитетами в области Торы. Но сам по себе этот
"титульный лист", каким бы красивым он не был, никому не нужен", -
сказал рав Кук и показал собеседнику спину.
Через несколько часов после этого, уже в Йом Кипур, немцы атаковали
с воздуха порт, из которого должен был отплыть корабль с пойманными
беженцами. Изгнание не состоялось.
Пусть бы уж израильский военный рабанут был хоть красивым
"титульным листом" к Гемаре. Но даже эту функцию он давно потерял.
Он, в самом лучшем случае, лист, оторвавшийся от тома по своей воле
и по собственной же воле упавший в канализацию…
Перевод Шошаны Бродской
"Вести", 13.01.2005
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|