Законопроект о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа - это, в основном, собрание существующих законов, предназначенное закрепить в Основном законе еврейскую составляющую "еврейского и демократического государства".
Это не вопрос неудачного выбора времени или неудачной формулировки и даже не хроническая проблема неумения правых править. Шум, поднятый вокруг попытки провести законопроект о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа, - это отдельная история. И это вся история. Это точная и вызывающая озабоченность картина следствия усилий, предпринимаемых здесь с конца 70-х годов. В 1975г. ген.ассамблея ООН постановила, что сионизм - это разновидность расизма и расовой дискриминации. Стоя на трибуне ООН в Нью-Йорке наш представитель Хаим Герцог разорвал текст резолюции. Этот жест хоть и не улучшил наше международное положение, но явился символом того, что народ Израиля полностью отвергает идею, согласно которой определение государства в качестве еврейского является расизмом.
Текст был разорван, но мессидж просочился - в Израиле и в диаспоре. Четырьмя годами позже был создан Фонд нового Израиля и начал свою деятельность по превращению государства из еврейского в космополитическое. На этой неделе - почти 40 лет спустя - сын Хаима Герцога, возглавляющий сейчас партию Авода, стоял на трибуне Кнессета. Если бы он обладал харизматичностью своего отца, то, возможно, разорвал бы на трибуне текст законопроекта, закрепляющего законодательно еврейский характер государства. И президент Ривлин - хороший человек и сионист - присоединился на этой неделе к критикующим законопроект.
Ривлин - не постсионист и, разумеется, не антисионист. И нынышнего председателя Аводы с Яиром Лапидом нельзя назвать антисионистами. Но все они жертвы переворота в сознании, постепенно произошедшего здесь в течение 4 десятилетий. Их рабочий документ - документы ООН. Подрядчиков-исполнителей можно обнаружить в NGO, в СМИ. Но в первую очередь в судебной системе.
*
Закон о достоинстве и свободе человека был принят втихаря в Кнессете 12-го созыва, в конце последней каденции Шамира. 53 депутата позаботились прийти и проголосовать, 32 из них "за". Закон выглядел декларативным, не наносящим ущерба. "Нельзя наносить ущерб жизни и достоинству человека - как человека" - что может быть красивее и поэтичнее? Но тут пришел Арон Барак со своими прогрессивными толкованиями и объявил этот закон имеющим статус конституции и начал вычитывать в нем различные права, которых там никогда не было. Право на равенство, например. Демократия в расширенном толковании, иногда самом крайнем (которая уничтожает себя и позволяет индивидуумам отобрать у общества возможность формировать свой образ жизни) получила конституционный статус. Расширенное толкование все больше отталкивало еврейский характер страны, а также сионизм. Напомним, что вследствие этого закона БАГАЦ запретил создание населенных пунктов, предназначенных для евреев. Теперь уже есть сомнение может ли Еврейский земельный фонд продавать земли только евреям. Заселение евреями Галилеи и Негева - это сионизм, но в очень расширенном толковании демократии можно увидеть в этом расизм.
Клише продолжает говорить о "еврейском и демократическом государстве", но юридическое положение таково, что "демократическое" закреплено в Основном законе как официальный конституционный принцип, а "еврейское" - нет. И когда БАГАЦ или другая судебная инстанция принимает постановление, то демократия стоит перед ними как юридическая основа, а сионизм - нет. Юридические последствия - далеко идущие, как и закрепление в сознании. Законопроект о национальном государстве - это попытка внести баланс в уравнение и создать уравновешивающий Основной закон. Закон, который говорит о сионизме даже посвящает параграф демократическим основам государства Израиль. В Законе о достоинстве и свободе человека не было ни слова о еврейском характере государства.
Закон о национальном государстве - не более, чем общая декларация о еврейском характере страны, сопровождаемая еще 15 параграфами - почти все они цитируют существующие законы государства, включая Основные законы. Я приведу их почти полностью, потому что законопроект почти не цитировался в СМИ - и не случайно. Туман хорош для его противников. Ведь любой, кто определяет себя в качестве сиониста, затруднится, прочитав законопроект, противиться ему.
Чистой воды сионизм
"Государство Израиль - это национальный дом еврейского народа, в котором он воплощает свое стремление к самоопределению в соответствии со своей культурной и исторической традицией", - так начинается законопроект в духе Декларации Независимости. - "Земля Израиля - историческая Родина еврейского народа и место воссоздания государства Израиль". Законопроект продолжает и устанавливает, "что в государстве Израиль будет демократическая система правления. Государство будет основываться на основах свободы, справедливости и мира в свете идей еврейских пророков, государство обязуется соблюдать личные права всех своих граждан, как детализировано во всех Основных законах государства Израиль". Разумеется, у этого параграфа не нашлось противников, хоть юридический советник правительства высказался, что выражение "демократическая система правления" менее убедительно, чем "демократическое государство". Далее законопроект детализирует символы государства: "Гимн - "а-Тиква". Флаг белого цвета с двумя голубыми полосами по краям и голубая звезда Давида в центре. Герб государства - менора-семисвечник с оливковыми ветвями с двух сторон и словом "Израиль" в основании". Символы государства были установлены в Основном законе уже десятки лет назад. Далее законопроект цитирует Закон о Возвращении, согласно которому "каждый еврей имеет право на репатриацию и получение израильского гражданства". Законопроект добавляет такие элементы, как "кибуц галуйот" (собрание изгнанников) и укрепление связи с евреями диаспоры, помощь евреям, находящимся в беде, распространение Традиции среди евреев в Стране и в диаспоре. Официальный статус еврейского календаря будет закреплен в Основном законе, как и преобладающий статус иврита. Также День памяти погибших в войнах и День Катастрофы будет закреплен в законе. И суббота - официальный день отдыха - получит статус основного закона.
"Государство позволит любому гражданину, без различия религии и национальности, сохранять свою культуру, традицию, язык и идентификацию", - это следующий параграф, гарантирующий свободу религии и культуры в еврейском государстве. Дополнительный параграф гарантирует охрану святых мест всех религий.
"Традиционное еврейское право будет источником вдохновения для законодателей и судей". "В случае если некий прецедент не предусмотрен в законодательстве Страны, то суд примет решение в духе свободы, справедливости, прямоты и мира, согласно еврейской Традиции" - это повторение закона, принятого еще в 80-е годы.
Закон заканчивается, как и остальные Основные законы, параграфом, что "нельзя нарушать права, предусмотренные этим законом, разве что другим законом, соответствующим идеалам государства Израиль и имеющим достойную цель, но и в этом случае нарушение прав не должно быть чрезмерным", а также параграфом, устанавливающим, что этот Основной закон можно изменить только другим Основным законом, принятым большинством депутатов Кнессета.
До сих пор речь шла только о собрании цитат из различных законов, включенных в один закон. "Проблемный параграф, вызвавший споры, - пункт 1.2 (согласно первоначальному тексту), устанавливающий, что "право на реализацию своего национального самоопределения в государстве Израиль принадлежит только еврейскому народу". Когда-то это называли сионизмом.
Перевел Яков Халфин