Сегодня темой нашей беседы будет Теодор Герцль. Чтобы войти в курс дела, я предлагаю начать с биографии - она пояснит нам происхождение и характер его идей, их развитие.
Начнем с предков.
Рав Цви-Йеhуда ( да будет благословенна его память)[1] всегда подчеркивал тот факт, что Герцль не был ашкеназом. Герцль происходил из сефардской семьи и р. Цви-Йеhуда считал это весьма существенной деталью. Видимо, он понял, что (не поймите меня неправильно, я, не дай Бог, не сторонник секториализма) в сефардской части еврейского народа еще остались национальные чувства, поэтому неслучайно, что тот, кто освободил нацию в этом поколении, был из этой части нашего народа. Герцль был прямым потомком раввина Йосефа Тайтичака, великого мудреца из Салоник, жившего 500 лет назад. Он был племянником р. Йосефа Каро, единственным в том поколении, перед кем р. Каро "дрожал"... Рассказывается даже, что магид, открывшийся р. Йосефу Каро, т.е. ангел, открывавший ему секреты Торы, открылся сначала раву Тайтичаку и лишь позже открылся раву Каро. До нас дошло немного из его трудов, но многое о нем нам известно от его великого ученика - р. МАhАРАШДАМа, рабби Моше де Медина. Весьма символичное имя[2] :-)
Дед Герцля был хазаном в Сараево, в общине одного из самых великих людей нашего народа, рабби Йеhуды Алькалая (зацал). Рабби Йеhуда Алькалай за 60 лет до Герцля написал полную программу Геулы - Освобождения Нации. Эта программа включала:
1) Собирание евреев со всего мира;
2) Создание "Еврейского Конгресса";
3) Создание Еврейского Банка;
Он предлагал создание политического движения, которое обратится к державам, чтобы те отдали Эрец-Исраэль евреям для создания еврейского государства. Понимаете? Почти вся "Базельская программа" написана раввином дедушки Герцля!:-) Хотя, сам Герцль заявлял впоследствии, что программа рабби Алькалая была ему незнакома, но, видимо, предание жило в семье.
Конечно, родители Герцля были уже полностью ассимилированными евреями. Ассимилированными еще не в том смысле, чтобы считать возможным жениться на неевреях, но уже считали, что еврей должен жить согласно требованиям современной культуры. Под "современной культурой" они понимали "европейскую христианскую культуру". Т.е. Герцль рос в ультра-атеистической среде.
Хотя ему все-таки отметили бар-мицву... Это было в Будапеште. В общем, иудаизмом в этой семье и не пахло. Была небольшая, тщательно скрываемая национальная гордость:-). Чем выше был социальный статус, тем тщательнее эта гордость скрывалась. Дело дошло до того, что в своих дневниках Герцль, выражая искреннюю тревогу за судьбу своего народа, желая решить проблему антисемитизма, предложил "массовое крещение еврейского народа". Это был неизбежный вывод, к которому его подталкивало все полученное им воспитание. Однако, если сегодня подобное решение воспринимается как религиозный акт, то тогда это была лишь малозначительная формальность, закрепляющая переход в другую культуру. Герцль считал, что эта формальность решит проблему антисемитизма. Я подчеркиваю, что эти идеи характеризуют "раннего Герцля" - и "ранний Герцль" не мог думать иначе. Но он хотя бы думал о "еврейских проблемах". Ошибался, но думал о них. До "сионизма" было еще далеко.
В этой связи, можно понять явления и процессы внутри его семьи. У Герцля был сын, которого он не обрезал на 8-й день, - не желая "навязывать сыну определенную судьбу". "Пусть сын сам решит, когда вырастит". Этот факт Герцлю припоминают[3], но то, что через 15 лет Герцль передумал и сына все-таки обрезал,- припоминать как-то забывают.
Итак, мы видим некую эволюцию идей Герцля в этой области. Герцль оказывается в Париже. Сидит этот венский журналист, драматург, плоть от плоти европеец, в один прекрасный день в парижском кафе и вдруг видит, что все, что он думал до сих пор о европейской культуре, лопается, как мыльный пузырь.
Это произошло, когда Герцль увидел: "египтянин бьёт Дрейфуса"[4].
Вышел Герцль из дома Фараона, увидел, что бьют Дрейфуса, и решил принять сторону Народа Израиля. И написал он книгу "Государство евреев", где дал рецепт решения "еврейской проблемы". Основной мыслью этой книги было: "Мы очень бы хотели ассимилироваться в Европе, но гои этого не хотят! А так как они этого не хотят, то у нас не остается иного выбора, как вернуться в Землю праотцев..." Герцль пошел дальше и начал на практике претворять в жизнь эти идеи, создав Всемирную сионистскую организацию. Мы видим резкий поворот - от полной ассимиляции - к возвращению ("хазара бе-тшува") в Сион. Резкий поворот - на основе одного отдельно взятого события во Франции в конце XIX века.
Вопрос из зала: "Каким видел Герцль будущее государство?" Мы позже обсудим это. Ясно, что он не мог считать это государство чем-то "незападным" - и из-за воспитания, которое получил, и из-за общемировой "колониалистской идеи", господствовавшей тогда. Но мы не требуем от Герцля быть "религиозным"! Всевышний не для этого послал Герцля нам. Он послал нам для того, чтобы вернуть нас в Сион!
Я хочу здесь отметить поразительное сходство между личностью Герцля и двумя танахическими персонажами - Моше-рабейну и Йосефом. Моше рос в атмосфере совершенно отличной от остальных своих угнетаемых соплеменников, но боль жила в сердце его. И когда он увидел воочию, как бьют еврея, он понял: от Египта ничего более ожидать не приходится. Опять - на основе одного частного случая - Мошел ушел из Египта, и лишь позже, пред кустом терновника, получает идею вывода евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Однако, в основе "поворота Моше к евреям" (на основе одного частного случая) было моральное возрождение, не связанное с Божественным откровением.
Йосеф... Йосеф - это танахический прообраз ассимилированного еврея. Он прекрасно вписывается в египетскую культуру и добивается больших успехов. Посмотрите, как он называет своих сыновей:
"И нарек Йосеф имя первенцу «Менаше»: ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего. А имя второму нарек он «Эфраим»: ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего"[5].
"ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего" - это типичная фраза ассимилированного еврея! Он забыл отца!
"ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего" - мне хорошо на чужбине. Видимо, когда Йосеф давал имена сыновьям, у него и в мыслях не было того, что братья придут к нему. Он делает свой "тикун hа-олам" посредством Египта. Тора рассказывает нам как он это делал - он вылечил египетскую экономику “социалистическим способом”. Очень характерно для евреев - изобрести некую "экономическую идеологию" для спасения Человечества :-)
В конце концов, семья "возвращает" Йосефа - из-за спора о Биньямине - и Йосеф говорит: "И клятвой связал Йосеф сынов Исраэля, говоря: Помянет, помянет Б-г вас, и тогда вынесите мои кости отсюда"[6] На это говорит РАШИ: "Йосеф увидел начало Угнетения". Он увидел провал идеи симбиоза между Народом Израиля и Египтом, идеи ассимиляции. Йосеф предвидел бедствия, Катастрофу-Шоа, которая постигнет евреев в Египте, поэтому:
"вынесите мои кости отсюда" - и захороните их на горе Герцля в Йерушалаиме[7]
Оба прототипа "плененного ребенка" - Йосеф и Моше - в один прекрасный день разочаровываются и решают уйти из гойской среды и вернуться в Землю праотцев. В случае Моше - еще и Сам Бог открылся ему и сказал, что надо делать.
Первой ролью, которую получил Моше свыше, была вывести евреев из Египта. Позже Святой, благословен Он, возложил на Моше вторую роль, о которой он, Моше, не догадывался в начале своих дел - дать евреям Тору. Здесь заканчивается сходство между Герцлем и Моше. В современном процессе Избавления ("Геула") роль Моше была разделена между Герцлем, выведшим евреев из Галута, и равом Куком, давшим евреям Учение о Геуле ("Торат ha-Геула"). Зададим себе вопрос: зачем это нужно Всевышнему? Почему Избавитель ("Гоэль") находится не границе двух культур, или, вернее, выходит из угнетающей культуры в угнетаемую, чтобы эту угнетаемую культуру освободить?
Здесь есть очень глубокий смысл. Избавление Израиля - НЕ есть Избавление ТОЛЬКО Израиля, но всего Человечества. Избавление Человечества предполагает, что Человечество принимает участие в процессе Избавления. Поэтому, Дом Фараона создает Избавителя Израиля, а Европа создает Сионизм. Так народы мира приобретают заслугy ("зхут"). Один известный писатель сказал, что сионизм - это подарок Европы Народу Израиля.
Политический талант - создавать государство, армию - берет свое начало не от Исраэль-Яакова, а от Эйсава, т.е. культуры Эдома... Когда нам надо избавиться от Галута, мы должны учиться политике у народов мира. Поэтому, человек, выросший в развитой политической культуре (Моше или Герцль) становится тем, кто "заражает" ею еврейский народ.
Вопрос из зала: "А как же евреи завоевали Эрец-Кнаан?" Ну и как? Их вел Йеhошуа Бин-Нун, из колена Эфраима, потомок Йосефа. Нужен был некто, обладатель политических и военных способностей.
А Махир, сын Менаше, завоевавший Гилъад? Сказано о нем: "Человек войны"[8]
Поэтому сказали ХАЗАЛь: "Эйсав падает только в руки сынов Рахели"[9]
Кто были сыновья Рахели? Йосеф и Биньямин.
Итак, этот особенный человек, благодаря Высшему Провидению и особо не понимая и не осознавая своих же собственных поступков, претворил в жизнь Надежды Израиля.
В своих дневниках Герцль сообщает нам, что во время написания "Государства евреев", он чувствовал над своей головой "хлопание крыльев и зажженный семисвечник". Вы можете расценивать это как угодно, но так он пишет в своих дневниках. Известно также, что после Первого Конгресса в Базеле, он писал: "В Базеле я создал государство евреев. Если бы я сообщил сейчас об этом прилюдно, все бы смеялись. Через пять лет - уже бы не смеялись, а через пятьдесят лет - все меня поймут..." Ровно через 50 лет после Базеля - Государство Израиль было создано.
Вопрос из зала о плане Герцля крестить евреев Вены. Он не шел против народа! В те времена в Западной Европе происходила МАССОВАЯ ассимиляция евреев. В специфической атмосфере Европы 19 века религия считалась неким случайно выжившим реликтом, который задерживает еврейскую эмансипацию и разжигает антисемитизм. Среди евреев царил всесокрушающий оптимизм в отношении европейской культуры... Про Моше мы тоже не знаем, как он рос и воспитывался, каким способом первоначально хотел спасти евреев. Его взгляды развивались:
"И было, в те дни: и ВЫРОС Моше, и вышел к братьям своим..."[10] Тора говорит о развитии, изменении Моше.
Приведу еще несколько фраз из дневников Герцля. После создания Всемирной сионистской организации, он пишет:
"Возвращение к иудаизму - условие возвращение в Землю евреев"/ Интересно, правда?
Еще он пишет в те же дни:
"Мы признаем, что наша историческую самобытность стала возможной только благодаря Вере отцов".
"Наш народ - ни что иное, как его ВЕРА" .
Это записано в дневнике Герцля... Он не стал публиковать это, т.к. ТОТ народ его бы попросту не понял. Конечно, его понимание веры т.с. "несколько отличалось" от того, что написано в "Мишна брура"[11] :-) В общем, наверное, так и должно было быть. Вряд ли человек, застрявший в галахот, смог бы посвятить время и силы на политическую Геулу... Всевышний неслучайно посылает нам таких людей...
Простой пример. Сказано в Гмаре, трактат Санhедрин 98б: "Сказал рав Йеhуда, сказал Рав - в будущем намерен Святой, благословен Он, послать им (евреям) Другого Давида ("Давид ахер")".
Гмара сообщает со ссылкой на Тору и пророков, что имя человека, стоящего во главе Нации во время Избавления, т.е. во время обретения политической независимости, будет "Давид". Но добавлен один важный нюанс: Давид - ДРУГОЙ. Давид - АХЕР... Каждый, кто хоть немного знаком с талмудической литературой, не останется равнодушным, услышав слово "Ахер". Для ХАЗАЛь - "Ахер" - синоним слова "апикойрес" (еретик)! Будет некто, по имени Давид, кто создаст Государство и одновременно с этим будет апикойресом. Но такова воля Господа. Таков Его План.
Сказано в книге Йешаяу: "…Который говорит Корэшу: "Пастырь Мой, и всякое желание Мое исполнит он" – и (повелевает) сказать Йерушалаиму: "Построен будет!" и храму: "Основан будешь!". Так сказал Г-сподь помазаннику Своему, Корэшу..."[12] Что это значит?
Второй Храм построен по решению гойского царя, идолопоклонника, заинтересованного только в личной выгоде. Здесь Йешаяу рассказывает нам о политической декларации Корэша и совсем не очевидно, что Корэш сам верил в то, что декларировал. Но Йешаяу хочет нам сказать, что когда захочет Всевышний освободить евреев - Он пошлет того, кого посчитает нужным послать, даже гоя-идолопоклонника, которого пророк называет Мошиахом, ибо он - тот, кто воплощает чаяния Избавления Народа Израиля. В общем, не надо задавать Господу вопросы "зачем и почему Ты послал того-то и того-то, а не другого?" Постарайтесь просто понять. :-)
***
Теперь о книге "Государство евреев". Кстати, я всем советую ее прочитать, это очень интересно:-).
В книге содержатся различные идеи о том, как появится Еврейское Государство. Например, Герцль спрашивает: как будет происходить процесс репатриации? Как убедить евреев уехать в Эрец-Исраэль? Его ответ - "очень просто". Раввины, пишет он, должны провести сионистскую пропаганду и убедить евреев уехать в Эрец-Исраэль. Хотя Герцль и не предполагал, что будущее государство должно быть теократическим, что религия овладеет государством, но он доверял раввинам, т.к. считал, что действует в русле пророков Израиля. Сопротивление раввинов-харедим стало для него сюрпризом - и он стал лучше понимать значение "греха разведчиков"[13]
По-поводу "отделения религии от государства".
Сегодня среди т.н. израильских "либералов" и "гуманистов" принято ссылаться на Герцля, обосновывая тезис о необходимости "светского государства". Это связано с характером Геулы. ХАЗАЛь говорят, что Бар-Кохба, которого величайший мудрец того поколения - рабби Акива - считал Машиахом, говорил перед войском (обращаясь к Всевышнему): "Не помогай и не мешай!" [14] Что он имел в виду? После таких слов от Бар-Кохбы отвернулись многие мудрецы, но не рабби Акива, т.к. рабби Акива знал СОД (секрет) - "в дни Геулы хуцпа (наглость) усилится".
Объясняет рав Кук: намерением Бар-Кохбы было укрепить национальный дух. Если ты все время надеешься на Святого, благословен Он, ты не добьешься поставленной цели. Появится излишняя пассивность. "Молитвами мы обратим ракеты на головы врагов..." и т.д. и т.п. Рабби Акива был против этих тенденций и поэтому поддержал Бар-Кохбу. Конечно, Гмара в других местах критикует Бар-Кохбу, но дух народа он поддерживал именно так. "Мотто" Бар-Кохбы было: "Нам не на кого надеяться, даже на Всевышнего" - и тогда остается лишь драться.
Сегодня у нас популярна песня, где есть такие слова: "Мы верим, что не на кого нам надеяться, кроме как на Отца Небесного!" Вообще-то, это слова проклятия… В Трактате “Сота”, на последнем его листе - 49а - написано: "Сказал рабби Пинхас Бен-Яир, с тех пор, как разрушен Храм, опозорены... свободные люди, склонили головы, перевелись люди дела, развелось много хапуг и трепачей, нет объясняющего и нет просящего и нет спрашивающего - на кого же нам надеяться, как не на Отца Небесного..." Дан первый список проклятий и в конце фраза, послужившая основой для припева современной песни.
Затем список проклятий продолжается и в конце - та же фраза. Читаем внимательно (!): "...В дни Машиаха наглость, хамство (по отношению к Небу и Учителям Торы) будет возрастать, понятие "уважение" исказится (будут уважать пустых людей). Урожай винограда — обильный, а вино — дорогое (пьянство возрастет необычайно). Великое государство начнет распространять идолопоклонство. К ясной мысли не будут прислушиваться. Собрание вождей (парламент) превратится в сборище (политических) проституток. Галиль падет, границы ее опустеют. Жители окраин страны будут скитаться из города в город и никто не будет милосерден к ним. От мудрости книжников отвернутся, до боящихся греха не будет никому дела, истина исчезнет. Людей совестливых будут презирать, и люди (глубокой) правды станут редкостью. Молодежь будет оскорблять пожилых людей. Пожилые люди должны будут вставать перед молодыми. Сын осыпает бранью отца, дочь воюет с матерью… Врагами человека будут члены его семьи. Образ (всего) поколения сравним с образом собаки. Сын не стыдится отца. На кого же нам надеяться? На Отца Небесного".
Рав Шломо Горен[15], память праведника да будет благословенна, говорил: "Почему происходят несчастья? Потому, что после каждого несчастья люди говорят, что не на кого рассчитывать, кроме как на Отца Небесного. Люди говорят это вместо того, чтобы подняться и действовать". В этом контексте следует понять активную, я бы даже сказал - антирелигиозную, позицию Бар-Кохбы и Герцля, т.к. она играет важную роль в процессе Избавления.
Необходимо также помнить отношение к Герцлю видных раввинов. Одним из виднейших мудрецов венгерского еврейства был р. Моше-Шмуэль Глазнер. Он был внуком Хатам-Софера, являлся главным раввином Клойзенбурга. Однажды, в субботнее утро, он сказал в синагоге: "Я молюсь, чтобы в Ган-Эдене я удостоился сидеть у ног Герцля." В минху того же дня он уже не был главным раввином Клойзенбурга. На следующий день этот пост занял его сын - р. Акива Глазнер (он был "в порядке" :-) ) Во время Шоа, р. Акива Глазнер спасся из Венгрии на "сионистском поезде Кастнера". Прибыв в Израиль, он опубликовал статью под названием "Большая исповедь", где в частности написал: "Я должен покаяться перед Властелином Мира и народом Израиля - и я, и все венгерские раввины ошибались по вопросу о сионизме". Это надо знать...
В начале ХХ века, когда Герцль посетил Вильну, местный главный раввин, р. Шломо hа-Коэн, вышел перед Герцлем со свитком Торы в руках и начал танцевать с песней "Да здравствует Царь Израиля!" Т.е., выдающиеся представители Мира Торы идентифицировали Герцля с образом "Вождя Израиля".
“Когда Всевышний хочет послать Моше в Египет, тот протестует: "Не поверят они мне и не послушают"[16].
Моше говорит, что евреи не поверят в то, что именно он, Моше, выросший в доме фараона, является посланником Господа, которому поручено вывести их из Египта. Так комментирует Воложинский НАЦИВ.
Поэтому Моше говорит: "Молю Тебя, мой Господин! Пошли через кого посылаешь"[17].
Иными словами, Моше просит послать того, кого Всевышний обычно посылал - Аhарона, который был пророком, мудрецом и т.с. "настоящим евреем", живущим со своим народом.
Ашем отчитывает Моше:
"И воспылал гнев Господень на Моше и сказал Он: Ведь Аарон, твой брат, леви; знаю, что говорить будет он, и также Вот он выйдет тебе навстречу, и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем"[18].
Аhарон - это образ раввина из гетто. Да, он умеет говорить "В следующем году - в Иерусалиме!" , но это - все, что он умеет и этого недостаточно. Только у Моше есть политический опыт, приобретенный в доме фараона. Поэтому послать надо именно его. Когда Моше это уяснил, он стал опасаться, что "раввины его не примут". Поэтому Ашем говорит ему: "...Вот он выйдет тебе навстречу, и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем". Т.е., "не бойся, Моше, как минимум один раввин выйдет тебе навстречу и возрадуется - рав Кук" :-)
В сионизме есть такой обычай - от начала и до наших дней: не было такого сионистского политического образования или израильского правительства, которое бы не прилагало титанических усилий, включая платеж наличными, чтобы как минимум один бородатый раввин согласился бы посидеть с ними в правительстве. Герцль все время старался, чтобы рав Райнес сидел рядом с ним, Бен-Гурион переворачивал горы, чтобы рав Маймон был в правительстве. Все время нужен был кто-нибудь с бородой, для обеспечения легитимации сионизма с помощью древней традиции. Очень интересно отметить это подсознательное коллективное чувство отсутствия легитимации среди членов ВСО.
Вопрос из зала: "Рав Кук отошел от сионизма, создав Гистадрут Ерушалаим в качестве конкурента ВСО?" Наоборот, рав Кук приблизился к сионизму. В начале своей жизни он был антисионистом. Его организация - "Гистадрут Ерушалаим" - была призвана "вдохнуть душу" в ВСО. Вопрос из зала: "Но Герцль хотел создать государство в Уганде!" Знаешь, кто поддержал программу "Уганда" в ВСО? Религиозные! "hа-Поэль hа-Мизрахи" рава Райнеса поддержали программу! "Мафдальники"! Кто был против? Секулярные евреи из России во главе с Вейцманом.
Давайте разберемся - почему религиозные были "за". Потому, что их "держит" Тора. "Не появится сегодня Государство - появится завтра, не страшно. Сделаем пока ешивы в Уганде!" :-)
А у атеистов в сионистском движении - нет ничего кроме Эрец-Исраэль, "Сиона" - ничто другое не держит их перед угрозой ассимиляции. Сионизм для атеистов был неким подобием "возвращения к иудаизму" ("хазара бе-тшува"), тогда как для религиозных - можно сказать "наоборот" - выходом за пределы общины. Поэтому, когда харедим упрекают нас, религиозных сионистов, в поддержке "Уганды", мы им говорим: "А вы были за Нью-Йорк. Какая разница ?" :-) Герцль видел в "плане Уганды" временное решение проблемы, т.к. турки на сотрудничество не соглашались, а в России усиливались погромы.
***
Рав Кук писал под впечатлением от смерти Герцля[19]: "...И вот, как признак Машиаха из рода Йосефа, возникло в нашем поколении видение политического сионизма, воздействующего на великое желание Нации к Возрождению..." Наша традиция говорит о двух т.с. "мессианизмах" - "Мошиах бен Йосеф" и "Мошиах бен Давид", каждому из которых присуща особая роль. Например, функция "бен Йосеф" - извлечение евреев из Галута, а функция "бен Давид" - извлечение Галута из евреев :-)
Рав Цви-Йеhуда Кук пишет в "Нетивот Исраэль" ч. 1:
"Герцль - это..."
прежде чем я прочитаю дальше, я бы хотел сказать следующее. Часто мы видим какое-то прощающе-сожалеющее отношение к сионизму и секуляризму. ОК, говорят: "Это плененные дети ("тинок ше-нишба")". Рав Цви-Йеhуда делает добавление: «Герцль - Великий Ребенок, ..." Почему? Потому что -
"...вернувшийся к нам из гойской среды,..." Он вернулся!
"...полный великими мечтами и усиленный гигантской тоской. Это личность, несущая на себе печать нации, национальных чаяний, давшая нам наш национализм, ..." Наконец-то кто-то понял, что чаяниям надо придать политические инструменты. Я скоро расскажу о неприятии этих слов видными раввинами, но пока закончим с цитатой из р. Цви-Йеhуды:
"...личность, пришедшая к нам извне, но инстинктивно чувствовавшая, что..." и далее идут вышеприведенные цитаты из дневников Герцля.
Я хочу привести еще цитату из "Альтнойланд", романа, написанного Герцлем в период, когда его усилия в продвижении сионистского проекта стали пробуксовывать. Есть в нем описание будущего государства - передового во всех отношениях, с железными дорогами, каналами. В нем будет немного арабов, но арабы описаны как некие "вторые турки", почитающие сионизм и европейские ценности, избавившие их от болезней и нищеты. Типичный колониалистский подход. В конце книги Герцль описывает собрание всех вождей государства.
Всех их спрашивают: "Скажите, благодаря кому было создано государство?"
Глава государства говорит: "Благодаря ВСО"
Другой: "Сохнуту"
Третий: "Благодаря щедрым пожертвованиям"
Четвертый: "Благодаря халуцим"
Пятый: "Благодаря помощи держав"
Последним спрашивают раввина, который отвечает: "Благодаря Господу". И этими словами Герцль заканчивает свой роман. Это тоже надо знать всем тем, кто любит цитировать Герцля по тому или иному поводу.
Герцль забыл о крещении и выдвинул идею возвращение евреев в Эрец-Исраэль ради построения своего государства. Принимая во внимание изложенное развитие идей Герцля, мы можем констатировать, что он является бааль-тшува. Существует галахический запрет - ми-деорайта! - напоминать бааль-тшува "Зхор маасеха hа-ришоним" (Помни о твоих прежних деяниях)! Поэтому, все претензии к Герцлю о том, что он, якобы, создал ВСО в продолжение своей идеи крестить евреев, - не просто лживы, но запрещены Галахой деорайта. Может быть и не деорайта, т.к. Герцль умер, но надо знать, что это все же преступление.
Вы спросите - так почему же он не вернулся к религии и не раскаялся по всем правилам Галахи? Потому, что он был далек от всего этого. Герцль был "плененным ребенком". К тому же, Герцль не встретился с равом Куком... :-)
***
Наше поколение удостаивается видеть вещи, которые в прошлом считались "ситрей Тора" ("Секреты Торы"). О чем я? Мы сейчас отсчитываем Омер. Тора заповедала нам отсчитывать 7 недель между Песахом и Ацерет ("Шавуот"). Мудрецы Каббалы объясняют, что 7 недель соответствуют 7-ми сфирот[20] - Хесед (милость), Гвура (доблесть), Тифъэрет (красота), Нецах (вечность), hОд (слава), Йесод (основа) и Малхут (царство физического). В каждый день Омера, по мнению каббалистов (это отражено в сидурах) мы должны помнить о соответствующей сфире, когда направляем нашу молитву. Например: первый день Омера - Хесед в Хеседе, второй - Гвура в Хеседе, - и так до последнего дня - Малхут в Малхут, после чего заходит Шавуот, соответствующий уже одной из трех верхних сфирот - Бина (понимание). Евреи все время верили мудрецам Каббалы. Раз те сказали – значит, так и есть. Но все время у нас не было некоей реальной, практической точки, чтобы понять, о чем речь. И вот, Святой, благословен Он, видящий поколения во все времена, так организует историю, что связь Омера и сфирот становится реальной. Первая неделя - Хесед - соответствует празднику Песах. Ашем вывел нас из Египта с помощью Хесед - Милостью своей. Мы были идолопоклонниками, и Он проявил Высшую Милость к нам. Про первую неделю, кстати, мы знали всегда :-)
Вторая неделя - Гвура - здесь менее понятно, но можно было связать с входом Нахшона Бен-Аминадава в море[21], с встречей с горькой водой в Мара[22]. В наши дни все проясняется: в эту неделю отмечается Йом hа-Шоа ве-hа-Гвура (День Катастрофы и Героизма).
Третья неделя - Тифъэрет - отмечена Днем Независимости Израиля. Независимость вернула нации красоту.
Четвертая неделя - Нецах - в которой мы сейчас находимся, отмечена днем 10-го Ияра, 25-м днем Омера. В этот день родился Герцль. Этот день - "Нецах ше-ба-Нецах" ("вечность в вечности"). Это характеризует "Выводящего из Галута". Моше был первым "Выводящим" (Гоэль - избавитель). Его сфира по Каббале - "Нецах". Последний Гоэль, выведший нас из Эдомского Галута, - Герцль, родился в день Нецах ше-ба-Нецах. И это есть Высшее Провидение.
Пятая неделя - hОд. В эту неделю мы празднуем Лаг-ба-Омер, во СЛАВУ рабби Шимона бар-Йохая.
Шестая неделя - Йесод. В день "Йесод ше-ба-Йесод" мы празднуем hилулу[23] РАМХАЛя[24]. Основа - в личной моральной святости, чему РАМХАЛь посвятил свой главный труд - "Месилат Яшарим".
Последняя неделя - Малхут. В эту неделю мы празднуем День Освобождения Иерусалима, столицы Государства (Малхут) Израиль.
Короче говоря, сегодня мы уже не должны просто верить каббалистам - мы видим истинность их слов в реальности.
Возвратимся к Герцлю. Его основным т.с. "проектом" было создание еврейского государства в Эрец-Исраэль - при условии согласия на это гоев. Герцль уделял этому большое значение - надо было убедить державы согласиться на создание государства евреев. Я не знаю, в какой степени секулярный еврей Герцль был знаком с идеей ХАЗАЛь о необходимости согласия гоев на возвращение евреев в Эрец-Исраэль. Однако, Герцль выдвинул похожее предложение.
Давайте разберем сейчас вопрос "Почему надо добиваться согласия гоев на возвращение в Эрец-Исраэль?"
Трактат "Ктубот"[25] рассказывает мидраш о том, что Святой, благословен Он, взял клятву с Израиля, чтобы "не поднимались на стену (или стеной)". Т.е. ХАЗАЛь имеют в виду, что не следует евреям восставать против народов мира и всем вместе подняться и завоевать Землю Израиля... Однако, какая нам разница? Мы же не спрашиваем мнение гоев о каждом нашем шаге! Мы не спрашиваем их согласия на соблюдения нами Субботы или на право надевать тфилин. Наоборот! Когда они нам что-то запрещают - мы это таки да делаем. Почему же надо спрашивать разрешения народов мира на создание государства?
Это происходит на протяжении всей истории. Например, в текстах Бааль hа-ШЛА, р. Йешаяу hа-Леви Горовицa[26] задается вопрос: почему Авраама послали в печь, после чего ему пришлось бежать из Ур-Касдим? Почему Ашем не сказал Аврааму прямо, еще до печи, что надо "Лех-леха - идти себе в Страну, которую укажу"? Зачем надо было сделать так, что Авраам сбегает из Ур-Касдим - от огня - прибывает в Харран и только там, в Харране, Ашем говорит Аврааму "Лех-леха"?
Хороший вопрос? Говорит Бааль hа-ШЛА, что Авраам и является "корнем Нации" и "корнем всей Торы" (см. "Праотцы соблюдали всю Тору до ее вручения", т.е. корни всех мицвот - у праотцев и Авраам "включал в себя" все методы танаим и амораим), а Ур-Касдим принадлежал Вавилону, поэтому, если бы Всевышний сказал Аврааму "Лех-леха" в Ур-Касдиме, то Авраам ответил бы Господу: "Рибоно шель олам, я придерживаюсь мнения рав Йеhуды"…:-)
Рав Йеhуда в трактате Ктубот 111 говорит: "Каждый, кто поднимется из Вавилона в Эрец-Исраэль - нарушает [заповедь] "сделай", ибо сказано - В Бавэл будет она принесена и там она останется до того дня, – сказал Г-сподь, – когда Я вспомню о ней и велю вывезти ее и возвратить ее на это место (Йирмияу 27:22). "[27] Т.е. по мнению рав Йеhуды - запрещено покидать Вавилон. Поэтому, Авраам мог сказать Ашему: "Рибоно шель олам, понимаю желание Твое, но "не на небесах она", поэтому я принимаю точку зрения рав Йеhуды" :-)
- Реплика из зала: "Но рав Йеhуда еще не родился..."
- Верно :-) Однако "метод рава Йеhуды" уже существовал. Рав Йеhуда следует методу, но не он его придумал. Он выражает какое-то возможное направление, которое можно увидеть в Торе.
В общем, Святой, благословен Он, распорядился так, что Авраам попадает в печь. И после этого, ради "пикуах нефеш"[28] он уходит из Вавилона. И в Харране, который не является частью Вавилона, ему говорит Всевышний: "Лех-леха", нет у тебя больше "отмазок" :-) Говорит на это hа-ШЛА нечто, от чего кровь стынет в жилах. Сказать или нет? Может, тут сидят слишком впечатлительные люди? ;-)
Говорит hа-ШЛА: "У маасей авот - симан ле-баним" - "Деяния отцов - знак сыновьям".
Подумайте, что это значит... Нация посылается в печи? И тогда нет другого выбора, кроме как подняться в страну Израиля... Это сказано 500 лет назад.
Реплика из зала: "Но Авраам не погиб..." Он не погиб потому, что Нация тоже не погибла. А Авраам - остался в живых. Хотя треть Нации погибла в печах Ур-Касдим: Аран погиб, а Авраам и Нахор выжили. Аран погиб для того, чтобы Авраам добрался до Харрана и услышал там приказ - репатриироваться.
Следующую интересную деталь мы видим в истории Яакова. Который покидает Эрец-Исраэль и идет именно в Харран. Его принимает родственник, который говорит ему: "Как вам, израильтянам, хорошо - если есть в Стране проблемы, то у вас всегда есть в Диаспоре родственники, готовые вас принять. Все ОК, живи со мной, делай со мной бизнес, женись на моей дочери, только не бери детей моих в армию. Ты остаешься здесь. Будем обрабатывать алмазы и все!" Однажды решает Яаков бежать, испугавшись ассимиляции и опасаясь враждебности братьев Леи. Бежит, а Лаван его спрашивает: "Почему бежал без моего дозволения?" Опять мы видим, что для того, чтобы вернуться на историческую арену в качестве нации, надо просить дозволения. Я скажу больше: после того, как Лаван оставляет Яакова в покое, Яаков вместо того, чтобы прямиком идти в Эрец-Исраэль, посылает ангелов Эсаву. Чтобы спросить его: "Извини, я могу войти в Страну?" Очень странно - зачем надо спрашивать дозволения?!
Яаков как бы говорит: "Ты - первенец, я был долгое время у Лавана, я не играл никакой самостоятельной и важной роли, а сейчас я все-таки хочу эту роль играть. Можно?"
Позже, в случае Моше, мы видим, как Моше бежит от Итро: "Ва-йоэль Моше лашевет эт hа-иш…" ("И изволил Моше жить с тем мужем…")[29]. Мидраш говорит, что "и изволил" здесь означает "поклялся"[30]. Поклялся, что не покинет Итро без разрешения. Открылся Святой, благословен Он, перед Моше и приказал вывести евреев из Египта. Отвечает Моше: "Минуточку, мне надо отпроситься у Итро" [31] :-) А если бы Итро не отпустил?! Что бы тогда было?!
Авраам был послан в печь для того, чтобы создалась ситуация "пикуах нефеш" и не надо было просить разрешения у Нимрода. Так говорит Бааль hа-ШЛА.
Далее. Итро дает согласие, Моше идет к Фараону. Говорит ему Моше: "Шалом алейхем, я пришел попросить твоего согласия, чтобы евреи вышли из Египта." Фараон отвечает отказом. Моше начинает показывать разные "фокусы" с посохом, потом идут Казнь за Казнью... Почему Всевышний не сказал Моше: "Иди и объяви евреям - завтра в 11 утра все уходят из Египта. Если Фараон "вякнет" - я им займусь персонально."? Зачем нужно его согласие? Всевышний очень сильно постарался, наслал 10 казней, израсходовал не один магазин, - чтобы Фараон соизволил согласиться.
Позже евреи были изгнаны со своей Земли. Был разрушен Первый Храм, евреи оказались в Вавилоне. Говорит Йирмияу: "В Бавэл будет она принесена и там она останется до того дня, – сказал Г-сподь, – когда Я вспомню о ней и велю вывезти ее и возвратить ее на это место", - т.е. - "сидите там и не двигайтесь". В один прекрасный день царь Персии завоевывает Вавилон -
"Так говорит Корэш, царь Персидский: все царства земли отдал мне Г-сподь, Б-г небесный, и Он повелел мне построить дом Ему в Йерушалаиме, что в Йеудее. Кто из вас – из всего народа Его (желает), – Г-сподь, Б-г его, с ним, и да взойдет он!"[32]
Это - последнее предложение ТАНАХа. Т.н. "Декларация Корэша" - он ДАЕТ СОГЛАСИЕ.
Йешаяу: "Который говорит Корэшу: «Пастырь Мой (Мошиах Мой), и всякое желание Мое исполнит он» – и (повелевает) сказать Йерушалаиму: «Построен будет!» и храму: «Основан будешь!»"[33] Т.е., Геулу несет какой-то гой-империалист - по каким-то своим причинам. Корэш приходит к мысли, что пришло время дать евреям отстроить Храм. Удивительно... Здесь есть какое-то общее правило, принцип, не так ли?
В XII веке жил в Египте Салах-эд-Дин. Его врачом был еврей по имени рабби Моше бен Маймон (РАМБАМ). Как известно, Салах-эд-Дину удалось захватить Иерусалим, после чего он призвал евреев вернуться в город и отстроить его... Интересно, кто ему эту идею нашептал ? :-) Эффект от этого призыва, конечно был минимален - в условиях того времени это было неосуществимо, но декларации такого рода, как мы видим, иногда имеют место быть... Еще раньше арабы сняли запрет, наложенный римлянами и византийцами на проживание евреев в Иерусалиме. Кстати, во время осады города, византийцы предложили капитуляцию в обмен на... вы не поверите: в обмен на то, чтобы Омар не позволил евреям вернуться в город. Вот что их волновало больше всего…
Что сделал Омар? Пообещал или нет? Как вы думаете? Да, правильно :-) - пообещал... Получил город без потерь и... вернул туда евреев.
Вопрос зрителя web-трансляции: "По поводу ha-ШЛА - почему Ашем не вручил Тору Аврааму?" ОК, это отдельный вопрос. Маhараль в книге "Тифъэрет Исраэль" его подробно рассматривает. Почему праотцы, если уже соблюдали Тору, ее не получили. Не вдаваясь в подробности, ответ Маhараля, в общем, состоит в том, что праотцы не были Нацией ("Ума").
Еще один завоеватель - Наполеон - захватив Яфо, призвал евреев вернуться на свою историческую родину и построить свое государство. Вновь мы видим, что шанс зависит от некоего нееврейского правителя, разрешающего евреям вернуться...
Обратите внимание: история китайцев отличается от истории евреев. Китай - прямое историческое движение. Еврейская история состоит из изгнаний и избавлений ("галуйот ве-геулот"). Это два разных способа существования - подробнее об этом смотрите в святой книге Mahараля "Нэцах Исраэль". Большая часть этой книги посвящена этому вопросу.
Вопрос зрителя web-трансляции: "Когда просят разрешения у гоев, необходимо говорить истинную причину, почему мы хотим вернуться на свою землю. Иначе картина получится аналогичной сегодняшней..." Нет. Моше-рабейну говорит Фараону: "Отпусти нас, пожалуйста - нам надо принести жертвы" Так почему Моше не говорит Фараону правду - "Мы хотим завоевать Эрец-Кнаан"? Вопрос зрителя web-трансляции: "Так как же так получается, что именно ВЫ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ лагерь, в отличие от левых, не обращаете внимания на мнение гоев?!" Важный вопрос! Однако, я до сих пор его формулирую... :-))
< Вопрос зрителя web-трансляции: "Разве Корэш не получал РАСПОРЯЖЕНИЕ от Ашема позволить евреям вернуться? Если да, то разве это была не общая политика персов?" Он да получил указание. Но как? Он не был пророком. Корэшу было удобно представить свои шаги как часть общей политики.
Как говорят ХАЗАЛь: "Когда забеременела Сара - множество бесплодных забеременели; Когда расступилось Тростниковое море - все моря мира расступились..." [34] И когда появилось Государство Израиль - множество других государств появилось - в результате распада Британской Империи... :-) Т.е. - Откровение Всевышнего - универсально.
А нам надо ответить на вопрос - когда евреи должны прислушиваться к народам мира, а когда - нет.
Когда англичане захватили Палестину, еще до окончания войны, евреи активно лоббировали в пользу декларации, поддерживающей идею создания в Палестине "Еврейского национального дома". Декларация Бальфура подняла большой шум. Хафец-Хаим, услышав об Этой декларации, сказал: "Дос ис дос..." - "Вот и все - начинается". Видите? Что с т.з. Хафец-Хаима имело первостепенное значение? "Гои сказали!"
И Давид сказал: "...аз йомру ба-гоим... «("Тогда скажут между народами...")[35] :-)
Позже Лига Наций в Сан-Ремо дала Мандат Британии на управление Палестиной, чтобы та обеспечила евреям возможность создать свой "Национальный Дом". После конференции в Сан-Ремо "Мешех хохма"[36] провозгласил, что "сейчас снят страх клятв". Что такое "страх клятв"? Это клятвы, которые взял Ашем с Израиля, чтобы не восставать против народов мира...
И, наконец, 29 ноября 1947 года ООН приняла решение о разделе Палестины и основании еврейского государства.
История показывает, что здесь есть некое правило...
Вопрос из зала: "Когда мы перед "Шма" и в "Биркат hа-мазон" говорим - "коммемиют леарцену" - это ведь признак сопротивления народам..." Нет. Согласно РАШИ - "коммемиют" означает "гордость", т.е. "с гордо поднятой головой". Значение "Восстание" появилось уже в Новое время.
Когда Народ Израиля действует в мире, он действует двумя способами - или как Яаков или как Исраэль - т.е. или как религия или как государство. Во время Галута мы действуем как религия. Когда мы выходим из Галута, мы вновь действуем как государство. Роль Исраэля - это политическая роль государства среди других государств. Разве не принято, чтобы новый игрок, вступая (или возвращаясь) в игру, сообщит об этом или попросит дозволения? Поэтому, когда Яаков уходит от Лавана, он просит Эсава позволения вернуться на мировую политическую арену. Уже как Исраэль... Мы просим у народов дозволения участвовать в политической игре, а не в межрелигиозном диалоге. Поэтому, каждый раз, когда мы выходим из Галута, нам нужен был некто, обладающий способностями и знаниями политика. Ашем послал Моше изучать политологию в дом Фараона. Ашем послал Герцля изучать политологию в Европу.
Небольшой комментарий в связи с несколькими заданными здесь вопросами - "о решении ООН, призывающем Израиль уйти с территорий" и т.д.
Есть очень глубокая статья рава Циммермана в книге "Тора ле-Исраэль" о "3-х клятвах", где он объясняет, что эти "клятвы" касаются евреев Галута, и не касаются евреев Эрец-Исраэль. Свидетельство тому - восстание Бар-Кохбы, которое поддержал рабби Акива. Казалось бы, кто разрешил ВОССТАВАТЬ против римской власти? Но это - здесь, у нас. Подполье, действовавшее здесь против англичан - это разрешено.
Вопрос из зала: "В исторической перспективе - правы ли были те, кто протестовал против восстания Бар-Кохбы?" По моему мнению - не правы, но это тема другого урока :-)
Вопрос зрителя web-трансляции: "Если можно обманывать гоев в причинах нашего возвращения, то зачем вообще спрашивать их позволения? Это просто формальность?" Нет, ты им врешь, но они прекрасно это знают и знают, что ты хочешь на самом деле. Ты думаешь, что Фараон не знал, что Моше ему говорит неправду?
Вопрос зрителя web-трансляции: "Шалом, уважаемый рав! Но кто же, как не гои, вывел нас из игры?! Почему же мы должны их спрашивать?!" Это верно, что гои вывели нас из игры, поэтому, можно сказать, что мы были анусим (принуждены) к рассеянию. Однако, как писал рав Кук, "мы оставили мировую политическую арену не по своей воле, но внутренне с этим соглашаясь". У нас были причины хотеть Рассеяния. Рав Кук пишет об этом в "Орот", части "Милхама" (Война), тезисе 3 (гимель).
Итак, мы рассмотрели вопрос, связанный с клятвой "не подниматься без разрешения".
Вместе с тем, веками идет репатриация евреев на свою историческую родину. Всевышний взял клятву с евреев "не подниматься стеной (или "на стену")". Говорит РАШИ: что значит "стеной (или "на стену")"? Это значит "мощно и всем вместе". Т.е., не мощно и не всем вместе, постепенно, - можно.
Об этом спорил Рав Йеhуда с рабби Зеирой - можно ли подниматься в Эрец-Исраэль поодиночке. Выведена галаха - да, можно. И действительно, в течение многих поколений, хоть у нас и не было возможности вести войны, мы поднимались - капля за каплей. Покупаем участок на Масличной горе, сажаем два апельсиновых деревца в Яфо и т.д. и т.п. - до тех пор, пока здесь не появился Ишув. Уже в XIX веке, задолго до визита сюда Герцля, в Иерусалиме было еврейское большинство.
***
Капля за каплей... После крестовых походов и монгольского нашествия почти все евреи Эрец-Исраэль были вырезаны, в Иерусалиме осталось всего три еврейские семьи. Об этом свидетельствует РАМБАН. Он прибывает в Иерусалим (1267), ищет где остановиться - город в руинах. Жителей очень мало. Пустых домов - много. РАМБАН находит себе дом с византийскими колоннами, где устраивает бейт-мидраш. Этот дом найден, в нем и сейчас синагога ("Бейт кнесет hа-РАМБАН" в Старом городе) - прямо под синагогой "Хурва". С этого момента - алия не прекращается.
До турецкого завоевания было очень тяжело - пока Сулейман Великолепный не построил городскую стену - кстати, строительство турецкой городской стены завершилось 10 Тевета, в день, когда началась осада города, закончившаяся разрушением Первого Храма. Новая волна олим была вызвана Депортацией из Испании. Некоторые поселились в Иерусалиме, но большинство - в Галилее (Тверия и Цфат). И родилась идея: а может создать государство евреев (это 500 лет назад!). Пошли разговоры о "еврейской автономии в Галилее". Началось строительство в Тверии. Огромным влиянием в то время в Стамбуле обладал еврей - дон Йосеф Наси, герцог Наксос, который всячески поддерживал евреев в Галилее. На этом фоне объяснима попытка возвращения "смихи"[37], прерванной с началом византийского владычества.
В общем, и написание книги "Шулхан арух" также связано с попыткой составления некоего подобия Конституции для еврейского народа. По самым разным причинам все эти попытки не увенчались успехом. Для того чтобы понять некоторые из этих причин, я вам расскажу следующее. Дон Йосеф Наси распорядился о бойкоте турецкими судами папского города Анкона - в качестве санкций против практиковавшегося в папских владениях сожжения евреев на костре.
Дон Йосеф был политиком до мозга костей. Решение бойкотировать Анкону было политическим действием на пользу еврейскому народу. Дон Йосеф обратился к раввинам Европы с предложением поддержать экономический бойкот Анконы. И что они ему ответили? Они сказали: "Слушай, это уже слишком... Нам предписано Всевышним не восставать против народов мира, ты только навредишь нам" и т.д. и т.п. Понимаете? Короче говоря, все пошло прахом. Все инициативы Дона Йосефа провалились.
Но позже снова евреи стали приезжать в Эрец-Исраэль. Отметим алийот последователей Орах-Хаима, РАШАШа, Бааль-Шем-Това и Виленского Гаона (в начале XIX века). Ученики Виленского Гаона построили синагогу "Хурва" и развернули бурную деятельность в Иерусалиме. Чувствовалось, что что-то назревает - особенно после того, как египтянин Мехмет-Али в 30-х гг временно отбил Палестину у турок. Мехмет-Али оказал евреям много услуг, кстати... После года ТАР (тав-рейш, 5600 год (шмита) - 1839-40 по христианскому летоисчислению) началась еще более мощная алия: построили Микве-Исраэль, при материальной помощи ассимилированных французских евреев.
Позже в России и Польше возникла организация "Ховевей-Цион". Воложинский НАЦИВ тогда сказал: "Сейчас мы знаем, что Геула начинается!" Почему? Потому что "ЦАРЬ РАЗРЕШИЛ шнор!" :-) Т.е. русский царь разрешил своим подданным – евреям – собирать деньги для евреев Эрец-Исраэль. Если уже ЦАРЬ разрешил, то все - Геула началась! Вновь мы видим как идея "гойского разрешения" играет центральную роль. Среди поселенцев были разные люди - большинство их были религиозными, но были и нерелигиозные люди, которые были охвачены национальной идеей, романтикой поселенчества и т.д. Все это - до Герцля!
Моше Монтефиоре очень помогал первым халуцим, воздвиг целые кварталы, включая Кирьят-Моше, где мы в данный момент находимся - близлежащая синагога построена на средства, оставленные им по завещанию. В Центральном Комитете "Ховевей-Цион" сидели вместе религиозные и секулярные евреи. От религиозных - Воложинский НАЦИВ; от секулярных - Лиллиенблюм и Пинскер. Все вместе действовали ради поселенческого проекта в Эрец-Исраэль.
В то время Воложинский НАЦИВ пишет интересное письмо под названием "Ахарит ке-Берешит" (В конце [дней] - как в Начале): "Мы не должны думать, что это великое дело могло совершиться как-то по-другому, как многие считают" - он говорит о том, что Геула совершается с помощью секулярных евреев. Почему? "Потому, что за это наказан был Моше, подозревавший, что евреи ему не поверят". Моше заболел цараат. За что он был наказан? Не за то, что он подозревал евреев в нежелании выйти из Египта, а за то, что посчитал, что не поверят именно ему, известному не святостью и праведностью, а принадлежностью к египетской культуре. Моше посчитал, что Аарон - святой праведник, "дос":-) - более подходит на роль, отведенную для Моше. Моше наказан за то, что не верил в то, что евреи согласятся на секулярного еврея в качестве Избавителя...
И вот после "Ховевей-Цион", после Дрейфуса, появился секулярный еврей Теодор Герцль и сказал - настало время Государства. Обратите внимание: этой идее Герцля предшествовало очень много всего - от РАМБАНа и до "Ховевей-Цион". Земля Израиля заселялась... Но что нового принес Герцль - он первым сказал слово "государство". Политика мало занимала даже самых великих предшественников Герцля - все они были людьми религиозными, а у религиозного человека мышление "бейт-мидрашное" :-) ... К примеру, рав Элияу Гутмахер, ученик рава Акивы Эгера, в начале XIX века, вместе с равом Цви-Гиршем Калишером (тоже учеником рава Акивы Эгера), пришли к мысли, что настало время приобретать земельные участки в Палестине. Т.к. надо возвращать евреев в их Страну. Рав Йеhуда Алькалай писал о "Конгрессе" и "Агентстве", которые бы действовали ради возвращения евреев и приобретения земель. Слова "государство" нигде нет!
Так поблагодарим же Святого, благословен Он, за то, что послал нам раба своего - Теодора Герцля!
***
Теперь - еще несколько общих замечаний.
Есть довольно распространенная ложь: "Сионизм - секулярное движение". Сионизм не есть секулярное движение - это ПОЛИТИЧЕСКОЕ движение, членами которого были секулярные евреи... На сионистском Конгрессе пытались обсудить т.н. "культурный вопрос" - часть делегатов желали обсуждения вопросов культуры, просвещения. Кто воспротивился этому? Религиозные делегаты.
Рав Райнес, глава "hа-Поэль hа-Мизрахи", считал большим успехом тот факт, что в конце концов было принято решение не вмешиваться в религиозные вопросы.
Рав Кук резко критиковал "Мизрахи" за это. Он считал, что сионизм тесно связан с религией и "Мизрахи" должна изменить свою позицию.
Рав Цви-Йеhуда говорил, что "невозможно национальное возрождение без культурного возрождения, а если есть культурное возрождение, то неизбежна дискуссия о том, что такое национальная культура?"
Как я уже сказал, сионизм не является секулярным движением. Сионизм - это сионистское движение. :-) Как это называется на "раввинском жаргоне"? Сионизм - это МИЦВА, одна из 613!
Так пишет РАМБАН, дополняя "Сефер мицвот" РАМБАМа - "одна из 613 заповедей заключается в том, что Земля, данная Господом праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову, будет в руках наших, и нельзя передавать Её в руки иных народов...". РАМБАН пишет, что еврейский суверенитет, еврейская армия и сельское хозяйство в Эрец-Исраэль - это мицва деорайта [38] Поэтому, создав государство, надо было произнести специальную браху... Данную заповедь исполнили нерелигиозные евреи. Знаете, часть нашего народа считает, что некое действие следует считать мицвой только в том случает, если его совершают религиозные евреи:-)
Вопрос из зала: "Что Вы думаете об утверждении, что Герцль наказан каретом, т.к. не осталось у него потомства...? " То же самое можно предъявить Моше. Его сын был идолопоклонником. Вся семья его - катастрофа. Все пропали. У Герцля остался какой-то правнук, кстати... И Герцль и Моше хотели, чтобы их дело продолжили их сыновья, однако сделали это другие люди. Есть люди, жертвующие собственной судьбой на благо общества. РАМХАЛь - умер, не дожив до 40, вместе со всей семьей. И что? "Ибо мысли Мои – не ваши мысли, и не ваши пути – пути Мои"[39].
Итак, сионизм - это политическое движение, т.к. его цель - политическая. Эта цель - мицва. Кто бы ее не добивался – пожелаем успеха.
С момента разрушения Храма, еврейство постепенно привыкло определять себя как религию. Здесь есть некоторая деградация, не так ли? Святой, благословен Он, не избирал нас как религиозную группу. Он избрал народ. В общем, первым, кто назвал нас народом, был Фараон:
"И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас"[40].
И позже Тора дается не тем евреям, кто согласен ее принять, но Тора принимается всей нацией, политической единицей (см. Шмот 19:9-10). Из-за некоторых исторических перипетий мы забыли о том, что мы - народ. Мы сузились до религиозной группы.
Однажды я выступал перед группой христианских богословов.
Меня попросили рассказать о "религиозном смысле Дня Независимости". Я им сразу ответил, что у Дня Независимости нет религиозного смысла. Как нет такого смысла у Песаха, Шавуот, Шабата и всех мицвот иудаизма. Т.к. все эти мицвот - национальные. Слово Господа НАРОДУ, а не религиозной его части. И вы знаете что? Христианские богословы тут же стали полемизировать со мной, используя все аргументы харедим. :-)
Когда Всевышний решил, что настало время Избавления, мицву завоевания Эрец-Исраэль уже невозможно обозначить как исключительно религиозную заповедь, ведь в ее исполнении участвуют все группы в еврейском народе. Секулярные евреи в это время выдвинули "новую", как им казалось и кажется, идею - определить иудаизм не как религию, а как нацию и с помощью этого определения создать еврейское государство. По сути, в Торе Всевышний относится к евреям как к нации. Религиозные евреи в массе своей не приняли "нового" определения. Разгорелся спор, в котором каждая сторона поняла и приняла лишь половину израильской идентичности и противилась другой. Всего этого можно было избежать, если бы стоявшие во главе народа люди вчитались бы в Тору, но, как отметил рав Кук - "для этого тогда недоставало духовных сил".
Но есть среди религиозных евреев какая-то часть, которой "хватило духовных сил".
Во-первых, есть т.н. "религиозные сионисты", т.е. люди с одной стороны религиозные, с другой - сионисты. Это движение разрывается между двумя различными идеалами, поэтому особого успеха там не видно. С другой стороны, существует движение последователей рава Кука, который сказал: "Нет религиозного сионизма, потому что сионизм и есть религия, а религия и есть сионизм". Так разрешается противоречие религиозного сионизма. Последователи рава Кука сегодня играют ведущую роль в деле возрождения нации, они занимают всё более видные места в политике и армии. У меня лично нет никаких сомнений, в том, что рано или поздно, духовная и политическая власть в Стране перейдет к ученикам рава Кука.
Совершенно неслучайно Господь организовал кое-какие события в истории сионизма.
Флаг - в его основе лежит талит.
Иврит - язык Торы. Европа отказалась от латыни для того, чтобы уйти от религии. У евреев все наоборот!
Возвращение к Святому Языку необычайно усилило связь сионизма с религией.
Попытки сионизма отдалиться от религии обречены на провал, т.к. сионизм несет в себе нечто, предотвращающее такое отдаление.
Исходя из этого, многие раввины, особенно сефардские, сразу идентифицировали сионизм как процесс Избавления (Геула). Я подчеркиваю этот факт не из секторальных соображений, а потому, что сегодня почему-то принято считать, что сефарды - харедим. Никто об этом не знал, пока не появилась ШАС. Многие сефардские авторитеты поддерживали сионизм: рав Месас из Марокко, рав Хальфон из Туниса, который написал, что все, о чем говорится в книге пророка Даниэля, указывает на год ТАШАХ. В последних изданиях эта страница была изъята - есть ученики, которые очень бояться вступать в споры со своим раввином, поэтому раввина редактируют и так избегают споров...:-) Моше Монтефиоре, один из первых деятелей практического сионизма, один из первых теоретиков политического сионизма, был сефардским евреем из Ливорно.
***
В Гмаре, трактат Санhедрин 98, описан спор между амораим: "Стоит ли жить в эру Машиаха?"
Раби Ула, раби Йоханан и Раба говорят - нет, не стоит, потому что время это слишком тяжелое будет.
А в конце спора рав Йосеф говорит: "Алэвай и я удостоюсь чести жить в эру Машиаха, даже если придется мне сидеть в тени помёта его осла."
Если вы видели когда-то помет осла... тени от него - не то, чтобы очень... Когда появляется эта тень? Когда Геула застревает, т.е. осел стоит на месте. Появляется гора ("hар" ) помёта и тень ("цель" ) от нее.
Гора плюс тень - "hарцель" – Герцль. :-)
И именно в тени этой горы захотел сидеть рав Йосеф, понявший, что Святой, благословен Он, хотел принести Избавление Народу Его и всему миру.
От переводчика:
Данный перевод является первой частью цикла бесед рава Ури Шерки о сионизме. Продолжение разговора следует. В нем раввин подробно остановится на уже обозначенных проблемах (доктрина "Трех клятв" и др.) и коснется новых.
(продолжение следует)
Примечания:
[1] - р. Цви-Йеhуда Кук (1891-1982)
[2] - "медина" - государство (иврит)
[3] - р. Шерки в этом своем выступлении полемизирует с видными современными израильскими раввинами-харедим (р. Амнон Ицхак и др.), которые благословили один вышедший и ставший популярным документальный фильм о сионизме.
[4] - см.: "И было, в те дни: и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяжкие труды (повинности), и увидел, (что) некий мицри (египтянин) избивает некого иври из его братьев" (Шмот 2:11)
[5] - Берешит 41:51-52
[6] - Берешит 50:25
[7] - прах Герцля покоится на горе Герцля в Йерушалиме
[8] - Йеhошуа 17:1
[9] - мидраш "Ялкут шофтим" 5:51
[10] - Шмот 2:11
[11] - одна из самых важных галахических книг современного иудаизма, написанная в конце 19-го века Хафец-Хаимом
[12] - Йешаяу 44:28, 45:1
[13] - Бамидбар 13-14
[14] - Ерушалми, Таанит 24а
[15] - р. Шломо Горен (1918 - 1994) - выдающийся мудрец Торы, главный раввин ЦАХАЛа в 1948-71гг, главный ашкеназский раввин Израиля в 1972-83 гг
[16] - Шмот 4:1
[17] - Шмот 4:13
[18] - Шмот 4:14
[19] - "Мамарей Харайа", стр. 94
[20] - Сфира - в Каббале - одно из 10-ти божественных проявлений
[21] - Бавли, Сота 37а
[22] - Шмот 15:23-26
[23] - День смерти
[24] - рабби Моше-Хаим Луцатто (1707-1746)
[25] - Бавли, Ктубот 111а
[26] - выдающийся раввин ашкеназского мира, живший в Праге в 16-17 вв
[27] - Бавли, Ктубот 110б-111а
[28] - сохранения жизни
[29] - Шмот 2:21; "Йоэль Моше" - название антисионистской книги сатмарского адмора
[30] - см. РАШИ на этот стих
[31] - см. Шмот 4:18
[32] - Диврей hа-Йамим II 36:23
[33] - Йешаяу 44:27
[34] - см. Берешит Раба 53:8
[35] - Теhилим 126:2
[36] - р. Меир Симха из Двинска
[37] - речь идет о проекте возобновления Санhедрина в Галилее в XVI веке
[38] - Заповедь из Торы
[39] - Йешаяу 55:8
[40] - Шмот 1:9
Перевод с иврита и примечания Ontario 14
Опубликовано в "Заметки по еврейской истории, №11 • 27.11.2012