Рав Ури Шерки

С еврейской точки зрения: Шестидневная война

  Сегодня мы постараемся выяснить значение «Шестидневной войны». Я полагаю, что всем известно что такое «Шестидневная война»: 1967 год, наша страна была маленькой, окруженной врагами со всех сторон. Господь сделал так, чтобы мы победили в короткой схватке, длившейся 6 дней. Наши солдаты, милостью Всевышнего, заняли плато Голан, Иудею, Самарию, Иерусалим, Сектор Газы,  Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала.  Все это  наделало много шума в мире.

Страх новой Катастрофы, вселившийся в евреев перед войной заставил евреев в Израиле пойти на беспрецедентный в истории сионизма шаг — было создано Правительство Национального Единства, в которое вошли все основные политические силы Страны… Единство подарило нам Праздник — День Иерусалима, который мы празднуем сегодня. В этот день в 1967 году наши войска освободили Старый Город и Храмовую Гору.  Я бы хотел рассказать вам сегодня об универсальном значении этого Праздника, который мы празднуем каждый год 28 ияра. Возвратив себе Иерусалим, евреи встали на  «позицию силы».  В этом — отличие Дня Независимости от Дня Иерусалима, отличие Войны 1947-49 гг от «Шестидневной войны». Война за Независимость понималась в мире всеми — евреями и неевреями — как отчаянная попытка разгромленного народа, только что пережившего Катастрофу,  спастись на отведенной ему территории в Палестине. Все последующие 19 лет Израиль для мира не был «новостью номер один». Даже для евреев: им, конечно же было приятно, что где-то там есть государство, где евреи спокойно и независимо живут, несмотря на «федаюнов» и операцию «Кадеш».  Израиль отвечал стандартам государства-убежища. Определения Израиля делалось методом отрицания: «Это государство, где НЕ убивают евреев».  После 1967 года все полностью перевернулось. Произошло важное изменение в общемировом сознании: Израиль не только защищается, но и атакует, расширяется, кусается. Израилю, оказывается, есть что делать в Палестине и есть что показать миру. Этого нам не прощают до сих пор. Вся политика Израиля с тех пор и до сегодняшнего времени — определяется той войной.

Сказал Йешаяhу:  «На гору высокую взойди, вестница Цийона!»[1]  — что такое «гора» ?  5-е ияра[2](«нотарикон» — hей-рейш, haр — гора)[3]   «Возвысь мощно голос твой, вестница Йерушалаима!»[4] — «мощно» — «коах» — каф-хет — 28 — 28 ияра — День Иерусалима. Пророк, говоря о Иерусалиме, упоминает «СИЛУ».  В «Шестидневной войне» мы показали «СИЛУ», не отчаянную оборону своего дома, но СИЛУ, с которой мы ЗАХВАТЫВАЕМ. Я сейчас объясню…

Шестидневная война была ярким примером «ТАНАХического АКТА».  В середине 20-го века произошло ТАНАХическое событие.

Конечно, можно сказать, что и создание Государства Израиль было «ТАНАХическим событием» — «И возвращу Я изгнанных народа Моего, Йисраэйля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них»[5], но не в такой мере: Иерусалим остался неосвобожденным, а когда нет сердца — нет и главного. Можно сказать, что до «Шестидневной войны» Государство Израиль было «прибрежной полосой», с песчанными или осушенными землями, которые никому, кроме евреев, не были нужны. Вот там-то и согласились народы, чтобы евреи и проживали, никому не мешая… Но как только евреи «поднимаются на холмы», на древние ТАНАХические холмы Самарии и Иудеи (и тем более Иерусалима), они, евреи, оказываются в качественно новой ситуации — в ситуации народа, возвращающегося на свою землю, на землю, где происходило действие историй, рассказанных в ТАНАХе. Это вызывает ВОПРОСЫ…

1) ЕСЛИ В СЕРЕДИНЕ 20-го ВЕКА МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ТАНАХическое СОБЫТИЕ, ТО м.б. ТАНАХ — правда ?  ТАНАХ — правда —  потому, что его события продолжаются до сих пор ?

2) Еще более «скандальный» вопрос: Может быть именно ЕВРЕЙСКОЕ прочтение ТАНАХа — верное ?  Теологическая проблема христиан и всего «цивилизованного мира», т.е. – мира, находящегося под влиянием христианства…

Когда выясняется, что Народ ТАНАХа возвращается в Землю ТАНАХа — вопросы неизбежны, т.к. множество центрально-значимых стереотипов рассыпаются!  Человечество вдруг сталкивается с фактом, который игнорировали веками, что его история — ТАНАХическая.  Неевреи находились в позиции «ожидания» по отношению к евреям.  Кто помнит войну 1967 года, тот знает — в те дни господствовало ощущение того, что «произойти может все, что угодно» — Машиах может прийти, Храм может спуститься с Небес — от евреев  ожидали многого… И до сегодняшнего дня, можно сказать, неевреи говорят нам (их подсознание говорит нашему): «Вот вы, евреи, наделали дел, столько шума… вы разбили наши привычные мифы… наверное, это признак того, что вам есть что нам сказать ? И что вам есть нам сказать ? С 1967 года вы нам ничего не говорите !»   Все это создает сильное душевное неудовлетворение у народов мира. Они, поэтому, говорят нам сейчас открыто: «Если вам нечего нам сказать после всего, что вы сделали — то вы просто лжецы !  Эта земля — не ваша, верните ее ‘палестинцам’ !» Есть огромная разница между «прибрежной полосой» и теми территориями, которые мы удостоились захватить во время «Шестидневной войны». И не только потому, что это те же холмы, на которых происходили события, описанные в ТАНАХе !  Мы оказались не территориях, которые являются частью «Средиземноморского ландшафта» — потому, что на них находятся АРАБЫ.  Перед нами фронтальное столкновение с культурой, не являющейся европейской. Евреи оказались среди данного ландшафта…  И вопрос: евреи — часть этого ландшафта или нет ?  Если да (т.е. мы сами по себе относимся к Средиземноморью, а не просто «европейцы, сбежавшие от других европейцев»), то получается, что и арабы — ЧАСТЬ НАШЕГО ЛАНДШАФТА ! Все это очень и очень ПУГАЕТ — особенно тех кто не хочет быть «азиатом». Сегодня у нас многие хотят быть «европейцами». И когда кто-то говорит, что евреи относятся к «Ближневосточному пейзажу», т.е. к пейзажу с арабами, — эти «многие» возмущенно восклицают: «Еще чего ?! Не бывать этому !  Вернуть ‘территории’ немедленно !  Поставить забор и не пущать ! Я не хочу их видеть и знать, что я НЕЕВРОПЕЕЦ…»

Это — более или менее — параметры «шока Шестидневной войны».

  * * *

Освобождение Иерусалима, Иудеи, Самарии, Газы, Голан и Синая — событие СИЛОВОЕ. Можем ли мы быть солидарными, любить СИЛУ(коах) ?

«Сила более подходит для гоев !» — говорят… :-)  «Но мы, евреи ?! Что-то будем решать СИЛОЙ ?!» :-)

Мы уже много лет как забыли, что у нас есть сила.  2000 лет Галута мы привыкли к «духовным воздействиям», не к силе…

За несколько дней до начала «Шестидневной войны» в Иерусалиме прошел военный парад в честь Дня Независимости. В некотором смысле, это был смелый шаг, ибо этим Израиль нарушал обещание, данное ООН, не вводить в Иерусалим «слишком большие военные силы». На парад не пришел ни посланник ООН в Иерусалиме, ни послы «дружественных стран». Мы были одни. Без гоев. Сказал рав Ц.-Й. Кук: «Сломали мы ярмо народов, повешенное на нас». Мы сейчас — сами по себе. Где ?  В Иерусалиме. ПОКА В ЗАПАДНОЙ Его части, конечно…  Итак, рав Цви-Йеhуда Кук послал всех учеников своей ешивы смотреть парад.  Ибо сказано: «И скажешь ты в сердце твоем: СИЛА моя и мощь руки моей составили мне все это богатство»[6] — Тора говорит нам: «Восхищайтесь силой»…

Но почему бы вам не сказать мне, что процитированный стих из Торы сказан в ОТРИЦАТЕЛЬНОМ контексте ?

Несколько лет назад мне довелось выступать перед христианскими священнослужителями. Они попросили меня изложить мою т.з. на «религиозный смысл Дня Независимости Израиля».  Я им объяснил, что нет никакого «религиозного смысла» в Дне Независимости. И что нет  никакого «религиозного смысла» в праздниках Песах, Шавуот, в Шабате и заповедях иудаизма.  Ибо иудаизм — не религия, а Нация.

Аврааму не было сказано «Сделаю тебя Великой Религией». Ему было сказано «Сделаю тебя Великим Народом»[7] .

Другими словами — мы Нация. И Национализм у нас — святое дело.

Христианские священники были потрясены. Они верят в ТАНАХ, но читают его «религиозным» способом — не «национальным», как мы.  Монахи стали искать в ТАНАХе подтверждения своему несогласию со мной.  Они привели мне эту же цитату — «И скажешь ты в сердце твоем: СИЛА моя и мощь руки моей составили мне все это богатство» — и сказали: «Это ли не предостережения, сделанное Господом против ‘национализма’, т.е. ‘восхищения силой’ ?»    И еще они сказали мне:

1) А не надо ли подождать Машиаха, который спустит Храм с Небес ?

2) А как быть с тем, что это государство нарушает Шабат, законы скромности ?

И так далее. В общем — все то, что я привык слушать не от христиан, а от представителей другой религии. Но сейчас я хоть понял — откуда все идет… :-)

Я попросил принести мне ТАНАХ, чтобы вместе с монахами прочитать что же там написано…  Я открыл книгу и начал читать. Книга «Дварим», недельная глава «Экев»: «Ибо Господь, Б-г твой, ведет тебя на землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе;  (На) землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, (на) землю елейных олив и меда;  (На) землю, где не в скудости есть будешь хлеб, не будешь иметь недостатка ни в чем; (на) землю, чьи камни железо, а из гор ее высекать будешь медь.  И будешь есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе.»[8] Я обращаю ваше внимание на два слова: «будешь есть и насытишься» («ве-ахальта ве-саваата»). Что здесь написано ?  Еда и насыщение — хорошо или плохо ?!  Хорошо. Это — часть дающихся благословений.

Читаю еще два стиха:

«Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Б-га твоего, не соблюдая Его заповеди и правопорядки Его, и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня.  А то, (когда) будешь есть и насытишься, и дома добрые построишь и поселишься,»[9]

А здесь — «будешь есть и насытишься» — хорошо или плохо ?

«И крупный и мелкий твой скот размножится, и серебро и золото умножится у тебя, и все, что у тебя, умножится,  И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабства»[10].

Итак — «будешь есть и насытишься» — действия положительные, если цель и результат — положительные.  Если результат — «и благословлять будешь Господа», то действия эти — положительные.  Если результат — «и забудешь ты Господа», то действия эти — отрицательные.  Пока все ясно ?

Продолжаем:

«И скажешь ты в сердце твоем: Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство.  И помнить будешь Господа, Б-га твоего,…»[11]

Это значит, что результат — «силы» — положительный !

«Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство» — это чистая правда. Кто осушил здесь болота ?

«И помнить будешь Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день»[12]

Так этот отрывок комментировали и РАН[13], и рабби Ицхак Абрабанель и др.  Этот отрывок говорит нам следующее — как сказал рабби Ицхак Абрабанель: «Тора не отменяет инструменты».  Инструменты — это «Сила моя и мощь руки моей».  Но только, если «помнить будешь». А если «забудешь», то…  Этот инструмент мы и использовали в 1967 году.  

* * *

Давайте резберемся: в чем значение решения «применить силу» ?

Есть мнение, что использование силы — запрещено, т.к. «аморально», «не показывает никакого морального превосходства».

Это появляется уже у РАШИ, в самом начале его комментария к Торе:

«Сказал раби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас – глава месяцев» [Шмот 12:2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с «Берешит» ( c «Сотворения мира» )?»[14]

Уже одно это предложение порождает миллион вопросов. Что значит «Надлежало бы начать Тору со (стиха)» ?  Откуда ты знаешь с чего надо было начать Тору ?!  Раби Ицхак, при всем нашем уважении к нему, — всего лишь человек. Всевышний дает нам Тору и Он лучше нас знает, откуда начинать…  Почему рабби Ицхак думает, что знает, откуда Всевышний должен начинать Тору ?  Ответ очень ясен: потому что рабби Ицхак — ПОЛУЧАЕТ Тору.  Он — «получатель».

Бог дал Тору евреям, поэтому надо принимать во внимание духовную конституцию получателя.  Получатель хочет знать — что с текстом делать ПРАКТИЧЕСКИ. Т.е. — мицвот(«заповеди»).  Если практических указаний нет — зачем нам метафизические данные ?  Мы же не греческие философы ? Для греческого философа вопрос «Как создан Мир» очень интересен, но мне, еврею — какое мне дело до метафизики без практического результата ?!  Поэтому: «Почему же (она) начинается с Берешит?»

РАМБАН писал, что «В начале(Берешит)» понять невозможно, ибо невозможно понять чего-то, если не знаешь ЧТО этому предшествовало. Для чего же  надо начинать в «Берешит»?

     — Вопрос зрителя web-трансляции: «Восточный Иерусалим не в нашей власти…»

— Сегодня Восточный Иерусалим находится в нашей власти. это интегральная часть Государства Израиль согласно законам Кнессета. Там есть проблемы ? Покажите мне место, где их нет. ОК, я возвращаюсь к РАШИ. Он пишет, что причина того, что Тора начинается с Берешит — лежит в сфере политики:

«Ибо если скажут народы мира …» — значит Тора написана для народов мира. Дана евреям, но построена и сформулирована как  «ответ гоям», — отсюда и универсальный характер Торы…  Это подтверждает еще и тот факт, что ТАНАХ, увы, легче найти в церкви, чем в ешиве…

«Ибо если скажут народы мира Исраэлю: «Разбойники( листим ) вы, …» — РАШИ использует слово «листим»(разбойники) — не «ганавим» или «газланим» (воры).

«Ибо если скажут народы мира Исраэлю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов…» —  претензия к нам, значит, такая: мы — «разбойники» (листим), которые «захватили».  Что же это получается ?  Из-за претензий народов мира к нам — должно быть записано в Торе, что мы «белые и пушистые».  Непонятно !   Речь идет о народах, которые верят Торе или нет ?!  Если речь о народах, которые НЕ верят Торе, то сколько бы там ни писали, что Эрец-Исраэль — наша, толку будет мало.  Eсли речь о народах, которые ДА верят Торе, то в чем проблема ?  Тора полна указаний на то, что Эта Земля — наша. Причем здесь «Берешит» ?

Некоторые утверждают, что «РАШИ писал все это не для гоев, гои РАШИ не читают — он писал это для евреев», чтобы евреи сами знали, что эта земля — их. Интересно, но неправильно. Почему ?  РАШИ пишет дальше: «… если скажут народы мира Исраэлю: ‘Разбойники вы, захватившие земли семи народов’, то (сыны Исраэля) скажут им(народам мира):…» — написано для народов мира !

Еще один момент: совершенно неясно зачем РАШИ «забивает гол в свои ворота», приводя стих “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен”[15] ?

РАШИ приводит стих, говорящий, что эта земля принадлежит «народам мира» ?  Вам понятна проблема ?  Понять РАШИ трудно.  Но можно.

Народы мира не говорят нам «Эрец-Исраэль — не ваша земля». И речь здесь идет о гоях, которые верят Торе, т.е. — о христианах.

Христиане заявляют: «Разбойники вы !»  Другими словами — «земля эта — ваша, но зачем вы используете насилие для ее захвата ?! Кто вам позволил ?  Вы должны были ждать, пока Бог не даст ее вам на серебряном подносе.» Все — в точном соответствии с их теологией!  Они считают, что у человека нет того, что мы называем «зхут»(заслуга). Делай что хочешь, но с первородного греха и по сей день ты — грешник и преступник. Только «высшая божественная милость» может тебя спасти. Все твои приобретения — только «милостью божьей». Поэтому мы, евреи, — «разбойники».  Кстати, христиане до сих пор считают, что Эрец-Исраэль — собственность еврейского народа, которую евреи потеряли, но отбирать назад не имеют права.  Таким образом, «6-ти дневная война» перевернула всю христианскую теологию…  Перечитайте воспоминания Голды Меир о ее встрече с римском понтификом.

Где в главе «Берешит» сказано, что мы можем использовать силу ?

«И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее(«кившуhа»), …»[16] — т.е. Бог не дает нам все готовое, только из Милости Своей(как считают христиане), но предоставляет нам возможность действия (покорение, оккупация, «кибуш») — это уже совсем другая теология…

Поэтому, цитирование РАШИ Теhилим  — “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать(«латет», «матана») им владение(«нахала») племен”[17] — понимаем так: «владение» здесь — «нахала», слово означающее, что племенам эту землю передали во владение — они — пассивные получатели. Нам же Бог «дает»(«латет») ее, дарит, а при этом действии необходим «киньян» — некое активное действие со стороны получателя.

Говоря о «Шестидневной войне», таким образом, следует помнить и понимать фон, смысл и психологическое (и теологическое !) значение этого события, которое означает не только «на нас напали, а мы им показали откуда уточка писает». Все намного глубже.

* * *

До «Шестидневной войны» иудаизм в мире никем не принимался в расчет.  После 1967 года иудаизм стал объектом изучения и интереса. Люди задаются вопросом: «А что иудаизм говорит по конкретному поводу ?»  Такое  вот общечеловеческое культурное явление…   Понятие «иудео-христианская цивилизация, культура» было известно в философских кругах давно — до 1967 года — это точно.   Вопрос такой: что имели в виду те, кто использовал это выражение — «иудео-христианская культура» ?   Знаете ? Нет ?

Они имели в виду христианство и больше ничего. Предполагалось, что иудаизм — это «древняя черновая копия христианства», копия возникшая до оригинала.

Эта «черновая копия» т.с. «удалась».   Как ?   Она превратилась в христианство. И никому в мире не приходило в голову сказать, что иудаизм может сказать миру нечто отличное от христианства.

Все, что иудаизм сказал — он сказал посредством христианства — Талмуд, РАШИ и т.п. — никого не интересуют… Любой нееврейских философ считал, что т.к. он специалист в христианстве — он уже поэтому является специалистом в иудаизме. Это столетиями вбивала в голову христианская церковь.

В 1967 году мир перевернулся. В нем стали интересоваться иудаизмом, «мнением Талмуда» и т.д.  Наши уста стали приоткрываться.

Сказал об этом царь Шломо: «мудрость бедняка презирают и слов его не слушают»[18]

  * * *

       — Вопрос зрителя web-трансляции: «В чем заключается удовольствие от оккупации другого народа ?! Нельзя обойтись без этого ?!»

        — Нет в этом никакого удовольствия, но надо возвращать отобранное у тебя. Мы не хотим властвовать над кем-либо, мы хотим быть сами с собой.  Но, в то же время, мы должны понимать значения нашего противостояния с арабами и с Западом. Что Святой, благословен Он, хочет нам сообщить, ставя нашими врагами арабов ? Но это — не наша тема сегодня…  

* * *     

                                                                                                               Сартр боролся с антисемитизмом оригинальным способом: он писал, что антисемиты врут, говоря об «особенности евреев» — нет никакой особенности, евреи не просто такие же, как все, — их вообще не существует. «Евреи — это фикция, придуманная антисемитами !», — писал Сартр.  Писал он это в 1947 году, т.е. сразу же после Шоа, в которой плохие немцы признавали существование евреев и, поэтому, хотели их уничтожить.  После «Шестидневной войны» такие мысли стали попросту невозможны на Западе.  И Сартр перед смертью сказал, что ошибался , не признавая существования «особенностей» евреев, и их особого предназначения.

* * *

  — Вопрос зрителя web-трансляции: «Но ведь есть христианские течения, которые поддерживают возвращение евреев в Эрец-Исраэль…»

— Они поддерживают возвращение евреев в Эрец-Исраэль потому, что евреи возвращаются в Эрец-Исраэль. Видимо, это некий тип теологического объяснения… :-)   Я несколько раз выступал перед евангелистами и всегда им говорил: «Вы любите не меня, а Ешу — через меня».

  * * *

У «Шестидневной войны» есть еще один аспект: революция еврейского сознания… Не только гойского…:-)

У нашего народа есть как минимум два имени: «Яаков» и «Исраэль».  Наш третий праотец звался иногда Яаков, иногда — Исраэль.

«Яаков» — это имя нашего народа, когда мы слабы, т.е. мы — в Галуте. «Исраэль» — когда мы сильны, т.е. мы — в Эрец-Исраэль.

Можно сказать, что в Галуте мы — религия. В Эрец-Исраэль мы — Народ. 1800 лет, с момента разрушения Храма и до создания Государства, мы как-бы «прикидывлись», что являемся религией.

Поэтому, когда говорили о еврействе, его ставили в один ряд с исламом, христианством, буддизмом.

Но мы — не религия, мы — Народ.

С появлением сионистского движения, стали слышны голоса (в основном секулярные), призывающие:«Пришло время опять стать Исраэлем!»

Им в ответ сказали сторонники Яакова: «Что ?! Кому это надо ?! Национализм ?!»

Начался спор между харедим и секулярными сионистами о том, «кто есть еврей»…

Война за Независимость стала победой сторонников Исраэля.  Сторонники Яакова остались в стороне.

Плохой израильский писатель по имени Амос Оз однажды выступал перед поселенцами в Офре. Он сказал, что ДО 1967 года мир для него был ясен: «Мы были — ‘ребята в дубонах’[19], прошедшие армию. Мы этим гордились. Мы знали о существовании ‘других людей’, не носивших дубоны, но носивших одежду черного цвета и живущих в изолированных кварталах. Эти люди не хотели быть частью нас, не хотели идти в армию и хотели чтобы мы в Субботу не ездили на машине через их квартал. Все было ясно: мы здесь — они там…»  — на языке Торы это означает «Яаков и Исраэль были отделены друг от друга» :-)

В 1967 году произошло нечто: совершен «ТАНАХический АКТ» с помощью секулярного ЦАХАЛа. И здесь т.с. “возникают вопросы”…  :-)

Секулярный еврей спрашивает: «МЫ совершили ТАНАХический акт?  Не может быть!»

Религиозный еврей спрашивает: «ОНИ совершили ТАНАХический акт?  Не может быть!»

Может быть Святой, благословен Он, хочет соединить Яакова с Исраэлем ?

Продолжает Амос Оз: «Через несколько лет я увидел, как ‘Гуш-Эмуним’ поднимаются на холмы Самарии В МОЕМ ДУБОНЕ !  Я почувствовал, что у меня украли страну…»

Это чувство, выраженное в такой ясной и грубой форме, объясняет многое в израильской политике.   Яаков и Исраэль объединились. Остались те, кто кричит «Только Яаков!» или «Только Исраэль !», но социологическая реальность Государства Израиль — объединение Яакова и Исраэля в одно целое. Сионизм и иудаизм постепенно становятся одним и тем же — НЕРАЗДЕЛИМЫМ — понятием.

Получается — или ты принимаешь все или ничего.

Когда-то «уход от религии» мог означать «принятие сионизма», а «уход из сионизма» мог означать «принятие религии». В наши дни ситуация иная — или все или ничего. Так появился т.н. «пост-сионизм», отвергающий как Яакова, так и Исраэля, как препятствие на пути к «общемировой деревне».  По правде говоря, «пост-сионизм» не на 100% отрицательное явление. Он помогает нам встретиться с нашим ТРЕТЬИМ именем: «Йешурун», выражающим универсальное значение нашей национально-религиозной идентичности. Но здесь еще надо работать и работать…

* * *

  И последнее: о сегодняшней дате, 28 ияра (каф-хет бе-ияр). Так получилось, что 28 ияра постоянно, из года в год, идет после 27 ияра… :-)

И это неслучайно. 27 ияра Ноах вышел из ковчега.

Что сделал Ноах, выйдя из ковчега ?  Он получил «7 заповедей сынов Ноаха», т.е. обращение Всевышнего ко всему миру. Когда есть обращение Всевышнего ко всему миру — евреи могут войти в Иерусалим. Почему?

Да потому, что:

«И пойдут многие народы, и скажут: ‘давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Йаакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его’. Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Гoсподне.»[20]

Таким образом,  возвращение наше в Иерусалим — есть претворение в жизнь универсалистского аспекта «Слова Господня».

Большое спасибо за внимание,
Шалом!  

----------------------------------------

Примечания:
[1]  — Йешаяhу 40:9
[2]  — День Независимости Израиля
[3]  — «нотарикон», один из способов составления аббревиатур в иврите и один из способов «драша», толкования текстов ТАНАХа
[4]  — Йешаяhу 40:9
[5]  — Амос 9:14
[6]  — Дварим 8:17
[7]  — Берешит 12:2
[8]  — Дварим 8:7-10
[9]  — Дварим 8:11-12
[10]  — Дварим 8:13-14
[11]  — Дварим 8:17-18
[12]  — Дварим 8:18
[13]   — рабби Нисим бен рабби Реувен Геронди (1315 — 1376) — http://www.eleven.co.il/article/11126
[14]  — комментарий РАШИ на Берешит 1:1
[15]  — Теhилим 111:6
[16]  — Берешит 1:28;  28 — гематрия «коах» — «сила»
[17]  — Теhилим 111:6
[18]  — Коhелет 9:16
[19]  — «дубон» — теплая синяя или зеленая куртка военного образца с капюшоном
[20]  — Йешаяhу 2:3

Перевод Онтарио

«Заметки по еврейской истории», 06.2015





TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria