|
Имануэль Шило Лишь небеса - граница
28 ноября на праймериз в Ликуде третьим претендентом на пост главы партии (а значит и пост будущего премьера) был лидер фракции "Еврейское руководство" в Ликуде Моше Фейглин. Радио и телевидение упорно старались его не замечать, денег на огромные предвыборные плакаты у него не было. Тем не менее Фейглин набрал около 4% голосов членов Ликуда, опережая при этом по абсолютному количеству полученных голосов третьего претендента на пост лидера Аводы Хаима Рамона. Единственные ивритские СМИ, которые не бойкотировали Моше Фейглина и его движение - это радиостанция "Седьмой канал" (и его газета "Бе-шева") и газета "Макор ришон". Ниже приводится перевод статьи из газеты "Бе-шева", напечатанной после выборов Центра партии Ликуд.
На прошлой неделе политические комментаторы, при всем их нежелании делать это, были вынуждены обратить внимание на секцию "Еврейское руководство"("Манхигут Йехудит") Ликуда. До последнего времени они просто игнорировали существование этого движения Моше Фейглина .
Теперь они выражают опасения, беспокойство. Чуть ли не обратились в панику после того как эта группа сумела провести в Центр Ликуда около 130 своих членов.
Сейчас пресса перешла в атаку, пытаясь представить Фейглина и его соратников опасными экстремистами. "Филиал движения "Ках" в Ликуде" - это заголовок статьи Гая Лешема в политическом приложении "Йедиот Ахронот". На первом плане фотографии,сопровождающей текст, изображен один из членов движения: руки молитвенно сложены, голова повернута в сторону, глаза зажмурены, мечтательное выражение лица. Мелкая пакость, предназначение которой создать впечатление о членах движение как о неких лунатиках. То что снимок сделан во время молитвы, разумеется, не сообщается.
Ликудовская верхушка так же пытается переварить факт вступления на политическую арену этой прочно укоренившейся в партии группы. " За нами ухаживают все лагеря Ликуда", - говорит Моше Фейглин во время нашей встречи в его штабе, находящимся в маленьком темноватом подвале, который движение арендует у одного из жителей квартала Неве Ализа в Карней Шомрон.
Фейглин, 40 лет, женат на Ципи, отец пятерых детей в возрасте от 4 до 19 лет, впервые стал известен общественности почти 8 лет назад как руководитель движения протеста "Зо Арцену". В атмосфере охоты за ведьмами, воцарившейся после убийства Рабина, он был приговорен к шести месяцам принудительных работ после того как вместе со своим соратником Шмуэлем Сакетом был обвинен в подстрекательстве к бунту – беспрецедентный шаг по отношению к руководителям политического протеста. ( Для сравнения: лидеров левого движения отказавшихся от службы в армии и организующих уклонение от исполнения гражданского долга во время военных действий, в подстрекательстве к бунту не обвиняют). И Фуада можно было бы привлечь к суду по такому обвинению - говорит Фейглин. Ведь одно из определений такого подстрекательства - провоцирование конфликта между различными группами населения, что и сделал Фуад когда столкнул солдат и поселенцев на ферме Гилад. Тогда, в качестве жеста протеста против разрушения фермы, Фейглин отменил запланированную встречу с Ариэлем Шароном, которая должна была состояться по инициативе главы правительства. Между прочим, Фейглин однозначно поддержал вызвавшее споры галахическое постановление рава Залмана Меламеда, оценив отвагу рава. "Я не понимаю", - говорит он "почему по мнению всех раввинов нарушение субботы является веской причиной для отказа выполнять приказ, а разрушение еврейского поселения не является таковой".
ЗАРПЛАТУ ЧЛЕНОВ КНЕССЕТА УМЕНЬШИТЬ НАПОЛОВИНУ.
Представительство фракции "Еврейское руководство" в Центре Ликуда составляет всего порядка пяти процентов, но ожидается, что благодаря идейной преданности, сплоченности и дисциплинированности эта группа будет оказавать непропорционально высокое влияние на партийную политику. Позиция этой секции может, например, сыграть решающую роль в нынешней борьбе лагерей Нетаниягу и Шарона за пост председателя президиума съезда партии. Обе стороны стремятся заручиться ее поддежкой. Но поддержки секции удостоится тот кандидат, который проявит готовность продвигать предложения, которые "Еврейское руководство" представило съезду. Среди этих предложений, разумеется, отмена соглашений Осло, отстранение от власти Арафата, установление израильского суверенитета на территории ЙЕША. Но есть и предложения другого рода. И члены Кнессета от Ликуда, которых они лично касаются, сделают все возможное для их провала. К таким предложениям относится запрет членам Кнессета от Ликуда (за исключением министра иностранных дел и главы правительства) появляться в США пока не будет освобожден из заключения Йонатан Поллард. Другое революционное предложение состоит в призыве к представителям партии в Кнессете и правительстве наполовину уменьшить свою зарплату, подав личный пример усилий по оздоровлению народного хозяйства путем сокращения государственных расходов. Фейглин пообещал, что если это предложение будет отвергнуто, то представители "Еврейского руководства" в Кнессете будут выполнять его по собственной инициативе. Они будут отдавать в благотворительные фонды часть своей зарплаты члена Кнессета, чтобы оставшееся составляло 2.5 от средней по стране зарплаты. Сам он ведет скромный, почти аскетический образ жизни. Из довольно значительных средств, жертвуемых движению, Фейглин оставляет себе минимальную необходимую для существования сумму, равную минимальной зарплате. "Если меня даже потрясти, то и тогда не обнаружатся никакие деньги. Никаких сбережений, ничего. У меня есть девятнадцатилетняя дочь. Если завтра она соберется выйти замуж, мне нечего будет дать ей", - говорит он.
КАНДИДАТ НА ПОСТ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА.
По-видимому, Моше Фейглин не страдает высотобоязнью. Не в политике и не в жизни. До мрачных дней Осло, когда Фейглин еще занимался собственным бизнесом, а не общественной деятельностью, он был владельцем небольшой фирмы, специализировавшейся на мытье окон многоэтажных зданий. Вместе со своими 12 рабочими хозяин фирмы скользил между этажами в "сэнплинге" и дышал воздухом высот. По окончании срока принудительных работ ("Я работал в доме престарелых и понял там очень важные вещи, в выборы 99 года я голосовал за партию пенсионеров", -рассказывает он) Фейглин несколько месяцев проработал крановщиком в строительной компании. На одиннадцатиэтажной высоте в кабине башенного крана он был наедине со своими мыслями. Он искал и нашел новый путь для своей дальнейшей общественной деятельности. Фейглин со своими товарищами основал движение "Еврейское руководство". Члены нового движения с помощью распространяемого в синагогах бюллетеня "Лехатхила" ("Вначале"), который и сегодня редактирует Моти Карпель, пропагандировали свою главную идею – государству Израиль необходим глава правительства, преданный Земле Израиля. Идея представлялась революционной и завораживающей, но нереальной. Впечатление оторванности от действительности лишь усилилась от неудачных, на первый взгляд, политических шагов. Таких как выдвижение кандидатуры профессора Йеримияху Брановера кандидатом на пост президента и его явный проигрыш Эзеру Вейцману. Члены "Еврейского руководства" не сникли от неудач и представили как достижение сам факт противоборства. В дальнейшем они переключились на деятельность, имеющую больший шанс на успех – запись своих сторонников в Ликуд. Их сейчас более 10 тысяч, и с их помощью Фейглин теперь намеревается штурмовать следующую цель – кандидатуру Ликуда на пост главы правительства. Как видно, на предстоящих выборах главы Ликуда будет более двух кандидатов. Кроме двух ветеранов, борцов-тяжеловесов Шарона и Нетаниягу, на арене будет и третий – в легком весе, молодой и подвижный, который также пожелал принять участие в турнире. В "Еврейском руководстве" сейчас интенсивно занимаются наращиванием сил перед этим состязанием и продолжают кампанию записи в члены Ликуда, пытаясь развить успех, достигнутый при выборах в Центр партии. Демонстрируют чувство ответственности. Неустанно агитируют вступать в Ликуд в преддверии праймериз.
"НИ ШАРОН, НИ НЕТАНИЯГУ НЕ БУДУТ ИЗБРАНЫ".
К кампании по выбору главы правительства Фейглин относится очень принципиально. На мой вопрос, согласился бы он отказаться от предвыборной гонки в пользу более сильного кандидата, который пообещал бы поддержать его идеи, Фейглин ответил категорически отрицательно. Требование активного руководства, верного Земле Израиля, это лозунг движения и его цель "исправить мир под царской властью Всемогущего". Это вопрос идеологии, а идеология не товар, который стараются продать подороже.
А что, если будет второй тур, в котором будут участвовать Шарон и Нетаниягу? Кто из них удостоится вашей поддержки? В этом случае соберется секретариат движения и примет решение. Может быть принято то или иное узкополитическое решение, но лично Фейглин предпочитает не поддерживать ни одного из них. Фейглин просил подчеркнуть, что персонально он не против ни того, ни другого. Относится с уважением и почтением и к Шарону и к Нетаниягу. При этом, ему кажется, что ни один из них не станет новым главой правительства. Я встрепенулся и спросил, значит ли это, что по его мнению выборы выиграет Авода. В ответ Фейглин обратился к истории. Каждый глава глава правительства, который пытался передать Землю Израиля чужакам, терпел поражение и никогда не переизбирался. Рабин, Перес, Барак, Нетаниягу. Нетаниягу отдал Хеврон и другие территории. Шарон приложил руку к разрушению форпостов. Фейглин не знает как и почему, но чувствует, что они не будут переизбраны.
Проблема Шарона и Нетаниягу, утверждает Фейглин, это основа их мировоззрения, которое является продолжением мировоззрения классичесского сионизма – создание надежного убежища для еврейского народа. Места в семье народов, как пишет Нетаниягу в английском издании своей книги. Это именно то, что они ищут – но это не работает. Проблема вражды с палестинцами и все другие проблемы государства могут быть решены только при условии
понимания предназначения еврейского народа - "исправить мир под царской властью Всемогущего".
При принятии такой концепции, особенно после успешного сотрудничества с членами ХАБАД'а в "Зо Арцену", можно было предположить, что Фейглин сделает ставку на ультра-ортодоксов. Но Фейглин удивил и здесь. "Первый ультра-ортодокс присоединится к нам после последнего мерецника", - заявляет он. "На выборах в Иерусалиме мы установили свою палатку перед проходом к избирательным урнам. В ней мы раздавали списки наших кандидатов. Подходило много нерелигиозных. Они выражали нам поддержку и брали наши списки. Но ультра-ортодоксы отводили от нас взгляд как от девиц в нескромных одеждах". "Ну и как ты можешь это объяснить?"- спросил я.
Суть дела, по мнению Фейглина, состоит в версиях концепции избавления. Версия избавления ультра-ортодоксов – пассивное ожидания прихода Машияха, и она находится в противоречии с версией активного приближения избавления и исправления мира, декларируемой его движением.
"Мы", - говорит Фейглин "с уважением относимся к сионистскому движению. Мы высоко оцениваем то, что оно сделало в свое время.Снимаем перед ним шляпу. Но мы считаем, что его время прошло, и наступил момент перейти к следующему этапу".
НЕ НАЧАЛЬНИК, А ЛИДЕР.
Идея организованной записи в Ликуд национально-религиозной общественности давно носилась в воздухе. В молодом поколении "вязаных кип" укоренилось чувство упущенных возможностей и ущемленности из-за несоответствия между массовым участием религиозных граждан в пионерских акциях и весьма ограниченным количеством людей в кипах в высшем эшалоне руководства страны. Политическая структура Израиля формирует этот имеющий реальное государственное влияние эшалон так, что он всегда находится в руках двух больших партий. Это не вопрос статуса и престижа. Религиозная общественность чувствует, что именно она делает всю практическую работу, которая обеспечивает успех кандидата Ликуда на пост главы правительства. А потом приходят другие, пользуются плодами ее трудов и проводят политику, противоречащую ее воззрениям.
Следствием разочарования в Нетаниягу, а затем и в Шароне была, в частности, мысль – путь к власти не идет через религиозные и малые правые партии. Эта идея давно носилась в воздухе, но никому не удавалось начать ее практическую реализацию. Пока не появился Фейглин и ее товарищи и и не вложили в нее усилия нескольких лет . Вообще, идеи, которые продвигает Фейглин не обязательно его собственные. Идею гражданского неповиновения выдвинул Эльяким Хаэцни, но только упорство, организованность и харизма Фейглина создали из отвлеченной идеи движение протеста. Фейглину удалось тогда привлечь в свое движение тысячи правых активистов, верных Земле Израиля. С этими отборными силами, используя четко продуманный план, ему удалось тогда достичь целей, требующих, в обычной ситуации, использования целых дивизий.
Но главное испытание впереди. Для достижения сегодняшних целей движение не может ограничиться акциями нескольких тысяч правых активистов. Движению нужно убедить в правильности своих идей среднего ликудника, а это очень трудная задача. Для пропаганды этих идей "Еврейское руководство" начало выпускать специальный бюллетень "Мецуда". Бюллетень выходит в свет примерно один раз в полтора месяца и рассылается всем членам Ликуда.
Что заставляет еще молодого человека, отца пятерых детей, забросить личные дела и посвятить себя осуществлению некого отвлеченного политического идеала? Без поддержки государственной машины, без поддержки общества. Фейглин говорит – чувство ответственности, которое возникло у него после того как он понял, что разбирается в ситуации не хуже чем политические лидеры. Это случилось во времена Осло и с тех пор он начал опасаться за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее государства. Я пытаюсь прозондировать – не является ли преданность идее "исправить мир под царской властью Всемогущего" следствием очень глубокого религиозного чувства, но Фейглин не поддается. "Я не более религиозен, чем другие", - говорит он. "Иногда я не молюсь дневную молитву в миньяне и не всегда выполняю план изучения Торы, который сам себе установил". Он утверждает, что и не личные политические амбиции движут им. А что? Беспокойство за будущее детей. Может быть также и желание видеть воплощение своих идей. "На чем основано твое представление, что ты годишься на пост главы правительства?" - спрашиваю я. "При всем уважении к твоим успехам в руководстве движением протеста и организации массового вступления в Ликуд, ты никогда не решал вопросов, связанных с судьбой государства. И вообще, глава правительства должен принадлежать к истаблишменту, а ты революционер, ты против истаблишмента". В ответ Фейглин приводит ассоциацию с автобусом. Если автобус движется по шоссе , в общем, в правильном направлении, но немного отклоняется то влево, то вправо, водителю надо лишь крепче держать руль в устойчивом положении. Но если автобус поехал в направлении, противоположном нужному, шофера нужно менять. "Я не начальник, а лидер. Даже в нашем движении повседневное руководство осуществляет директор – Михаэль Пуа. Я, лидер, должен давать направление".
ЭЙТАМ НЕ ПРИШЕЛ.
Кроме Фейглина на нашей политической арене есть, по крайней мере, еще один человек, который предендует на роль лидера верных Земле Израиля. Фейглин рассказывает, что у него были длительные беседы с Эфи Эйтамом, во время которых взвешивалась возможность сотрудничества. Сегодня он не огорчается, что Эйтам предпочел остаться вовне. Фейглин опасается, что Эйтам мог бы повести движение в нежелательном направлении. Связь Эйтама с известными раввинами национально-религиозного лагеря он рассматривает как недостаток, когда речь идет о решении политических вопросов. Я спрашиваю, есть ли у него духовный наставник, рав с которым он советуется при выборе решений. Ответ отрицательный. Есть рав, с которым обсуждаются сугубо галахические проблемы, не политические. В целом, Фейглин считает себя последователем учения рава Кука, но решения в политике он принимает сам.
В конце интервью я прошу Фейглина снова обратиться к своей интуиции и реально оценить, есть ли у него шансы стать когда-нибудь главой правительства. Но он, как и во многих других вопросах, оставляет решение Властелину мира. Фейглин и его движение хотят "исправить мир под царской властью Всемогущего". А кто это сделает на самом деле решать Ему.
Перевод Б.Новака.
"Бешева" N15, 31.10.2002
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|