|
Надав Шрагаи
Первыми Храмовую гору сдали раввины
Вот уже 40 лет в день 9 Ава национально-религиозный лагерь скорбит не только о разрушении Храма, но и об отсутствии Храмовой горы в национальной и религиозной жизни страны. Уже превратились в ритуал ежегодные сетования на разграбление и разрушение археологических ценностей, на импотенцию Управления древностями, на унизительные правила посещения Храмовой горы и превращение все новых и новых участков в мусульманские молельни. Эти же круги жалуются на вакуум суверенитета и взывают к власти закона, но год за годом удовлетворяются пустыми обещаниями.
Справедливость, как правило, на их стороне. Но проблема в том, что не политики, не археологи и не полиция первыми отказались от Храмовой горы, а ортодоксальные раввины. Вначале в 1967 году, после победы в Шестидневной войне, потом – через 10 лет, когда Менахем Бегин задумал изменить "статус-кво" и разрешить евреям молиться на Святом месте. Раввины выступили против, угрожая коалиционным кризисом. И потом, когда Йоэль Бин-Нун жаловался Бегину на происходящее на Храмовой горе, тот отвечал: "Ступай к своим раввинам!"
И у таких людей как Мота Гур ("Храмовая гора в наших руках!") и Яаков Хазан (в прошлом – председатель лево-социалистической партии МАПАМ), пытавшихся закрепить еврейский суверенитет международными договоренностями, не было шансов на успех. Категорический запрет на посещения Храмовой горы, изданный ультраортодоксальными и национально-религиозными раввинами, препятствовал и препятствует распространению израильского суверенитета на Святое место. Этот запрет сыграл на руку всем израильским правительствам, которые запрещают евреям молиться на Храмовой горе под предлогом заботы об общественном порядке. Так продолжается и по сей день. Разрешены лишь экскурсии, прогулки, но молиться там евреям нельзя.
Даже раввин Цви-Йегуда Кук, духовный лидер национально-религиозного лагеря, запрещает своим приверженцам подниматься на Храмовую гору. Лишь совсем недавно группа авторитетных раввинов осмелилась отменить запрет. Но этого слишком мало.
Невозможно распространить суверенитет на территорию, на которую суверен считает себя не в праве ступить. Персонаж детских книжек Дани-Дин сам видит, но остается невидимым. Но невозможно облачить суверенитет на Храмовой горе в одежды Дани-Дина! Либо суверенитет действует, либо – нет. Либо он видимый, либо – его не видит никто.
БАГАЦ отклоняет апелляции "Ревнителей Храмовой горы" в том числе и потому, что судьи знают, насколько узкие круги в еврейском народе уделяют этому вопросу внимание. Подавляющее большинство религиозных евреев могут лишь издалека смотреть на Храмовую гору – из-за раввинских запретов. Зато, там молятся миллионы мусульман. БАГАЦ не станет менять существующий порядок ради нескольких тысяч приверженцев Храмовой горы.
Те из раввинов, кто обладает широким кругозором, осознают важность религиозных чувств в противостоянии за эту землю. Отказ от Храмовой горы ослабляет евреев, а палестинцы, практически безраздельно владеющие Святым местом, явно черпают там силы для борьбы.
Раввины могут исправить свои ошибки и восстановить причиненный ими ущерб. Когда нужно было, они находили способы облегчения строгих запретов, таких, как квасное в Песах и пост в Судный день. Могут они разрешить и восхождение на Храмовую гору. Те, кто знаком с этим вопросом, знают, что это вполне реально. Нужно только набраться смелости!
"Гаарец", перевод "Курсор, 24.07.2007
Надав Шрагаи Мы заслужили Кассамы и Катюши
Надав Шрагаи Отступление ради мира влечет за собой войну и террор
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|