|
Борис Шустеф Двусмысленность
(по следам речи Шарона)
Герцлийская речь Шарона, о предстоящем содержании
которой так долго говорили большевики (то бишь израильские газеты,
политики и комментаторы) состоялась. И сразу же наступила стадия
обсуждения этой речи, что само по себе говорит о том, что Шарон,
как и подобает опытному политику, умудрился преподнести её в таком
виде, что каждый может интерпретировать его слова, как ему хочется.
Автор этих строк конечно же не станет исключением. Читатель вправе
согласиться с тем, что прочтёт далее и вправе обвинить автора в
полнейшем непонимании, причём, кто именно попадёт пальцем в небо, и
автор и читатели узнают только по прошествии определённого времени.
Речь Шарона можно одновремено воспринимать и как
страшное поражение национального лагеря, ведущее к выдворению
евреев с исконно еврейских земель, и как тщательно продуманный план
по подготовке трансфера арабов из Эрец Исраэль. Поэтому, оставив
выводы на совести читателя, попробуем привести аргументы
демонстрирующие эти диаметрально противоположные темы в речи
израильского премьер-министра.
Антисионистская тема в герцлийской речи Шарона
прослеживается чётко и однозначно. «'План Разъединения' будет
включать... изменение в размещении поселений, которое должно
уменьшить насколько это возможно число израильтян находящихся в
гуще палестинского населения. ...'План Разъединения' уменьшит
трения между нами и палестинцами. Это уменьшение трения потребует
от нас осуществления исключительно трудных шагов – изменения
расположений некоторых поселений. ...Поселения, которые будут
перемещены, это те поселения, которые не будут включены в
территорию государства Израиль в рамках любого возможого
постоянного соглашения».
В своей речи Шарон не только ВПЕРВЫЕ сказал о том, что
будет необходимо осуществить трансфер евреев, но и ВПЕРВЫЕ с
момента избрания на пост главы государства дал географическое
описание месторасположения нового арабского государства, когда
сказал о «демократическом палестинском государстве обладающем
территориальной неразобщённостью в Иудее и Самарии».
Если сравнивать последние «откровения» Шарона с его
предыдущими речами и выступлениями, то в них мало нового. Ведь о
том, что Израилю «придётся расстаться» ( в Герцлии он сказал: «Я
хочу повторить ещё раз то, что говорил ранее: в рамках будущих
соглашений Израиль не останется во всех тех местах, где он
находится сейчас») с 42% земель Иудеи, Самарии и Газы Шарон говорил
ещё в апреле 2001 года в интервью с Ари Шавитом из газеты «Гаарэц».
И там же он объяснял, что «каждый шаг [на этом пути] необратим.
Забрать назад части территории Зоны А, которые были переданы
Палестинской Автономии невозможно. ...[Надо действовать] очень
осторожно. Дать им необходимый минимум...».
Если вспомнить его постоянный рефрен о том, что Израилю
«придётся идти на болезненные уступки», то заявление израильского
премьера о намечаемом трансфере евреев становится понятным.
Казалось бы можно сказать, что Шарон особо никуда не сдвинулся с
момента прихода к власти. И тем не менее антисионистская динамика в
его заявлениях налицо. Достаточно простого перечисления: Шарон
готов на создание «палестинского государства», он сказал, что
Израиль «оккупирует другой народ», он заявил, что «Израиль должен
будет расстаться с частью Иудеи, Самарии и Газы, и он признаёт, что
готов на демонтаж еврейских поселений.
Последний момент особенно принципиален и должен
вызывать наибольшую тревогу у национального лагеря, так как в уже
упоминавшемся гаарэцовском интервью Шарон занимал совершенно
противоположную позицию. На вопрос: «Будете ли Вы готовы
эвакуировать поселения, как часть соглашения о прекращении
враждебных действий?» Шарон сказал: «НЕТ. АБСОЛЮТНО НЕТ».
А на уточняющий вопрос: «Даже изолированные поселения, ТАКИЕ КАК
НЕЦАРИМ, в полосе Газы?» однозначно заявил: «НЕТ. НИ ЗА КАКУЮ ЦЕНУ.
ЗАЧЕМ НАМ ЭВАКУИРОВАТЬ НЕЦАРИМ? ДЛЯ ЧЕГО?»
Следующая часть интервью исключительно важна, особенно
в свете слов Шарона в Герцлии, что: «Перемещение поселений будет
осуществлено в первую очередь и главным образом для того, чтобы
создать наиболее эффективную линию безопасности». Когда Шавит
спросил: «Вы верите, что изолированные поселения в полосе Газы
имеют ценность с точки зрения безопасности?», Шарон дал пространный
ответ, ПОЛНОСТЬЮ ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ его стратегии озвученной в Герцлии.
Он сказал: «В первую очередь они имеют сионистскую ценность. Люди
спрашивают у меня, 'почему бы не эвакуировать Кфар Даром? [в полосе
Газы]' Но Кфар Даром это поселение, которое было создано в 1946
году, и оно выстояло и задержало на несколько решающих дней в 1948
году наступление египетской армии, несмотря на то, что было
размером всего 100 на 100 метров. Так для чего же его надо
эвакуировать? Я не вижу никаких оснований для его эвакуации.
Но если Вы спрашиваете про Нецарим, то Нецарим имеет стратегическое
значение. Он был создан, как часть концепции о том, что должен быть
построен буфер между Хан-Юнисом и Газа-сити, и чтобы у нас был
доступ с 'зелёной черты' к побережью. В будущем Нецарим позволит
нам гарантировать, что никакая тяжёлая военная техника не
выгружается в порту Газы. В конце-концов нет никакого совпадения,
что порт Газы строится рядом с Нецарим. То есть Нецарим имеет
исключительно важное значение. Жизненно важное».
Конечно, так как Шарон не сказал, какие именно поселения он
планирует перемещать («я знаю, что вам хотелось бы знать названия
[поселений], но мы оставим хоть что-то на будущее»), можно сделать
хоршую мину при плохой игре и утверждать, что Шарон себе не
противоречит, что он не собирается ликвидировать Нецарим ( то есть
все разговоры и намёки в последние месяцы о том, что жителям
Нецарим пора паковать чемоданы были мол просто 'слухами'), и
трансферу подвергнутся лишь поселения, не представлющие ценности с
точки зрения безопасности.
Однако даже если это так, факт готовности лидера еврейского
государства рубить корни дерева сионизма не может не наносить ущерб
сионисткому предприятию под названием Израиль. Свидетельства тому
множатся с каждым днём, и очередным из них является письмо 13
бойцов спецподразделения израильского Генштаба (Саерет маткаль),
отказавшихся по причинам идеологии проходить службу в Иудее,
Самарии и Газе.
И совсем не важно, что пораженческому вирусу подверглось мизерное
число служащих этого элитного военного подразделения, на которых
вообще можно было бы не обращать внимание. Главная проблема состоит
в том, что подобное отношение к исторической еврейской земле не
возникло само по себе, а стало следствием бесконечных злостных атак
левой израильской прессы на так называемых «поселенцев». И, что
хуже всего, этому же способствует риторическая часть проводимой
Шароном политики.
Если премьер-министр страны, вне зависимсти от того делает он это с
целью скрыть истинные планы или действительно приоткрывает над ними
завесу, говорит о создании на землях Эрец Исраэль арабского
государства, откровенничает о готовности покинуть эти земли, грозит
разрушить еврейские поселения, обещает изгнать евреев с еврейской
земли, то не удивительно, что его слова и обещания люди
воспринимают всерьёз.
Фактически из всех сионистских ценностей Шарон оставил в
неприкосновености лишь призыв к возвращению евреев в Эрец Исраэль.
Все остальные превратились в разменную монету, их заменили
разговоры о «безопасности». И хотя, без сомнения, безопасность
исключительно важна, приносить ей в жертву основные сионистские
ценности не может быть допустимым.
Даже если риторика Шарона не приведёт к выселению многих тысяч
евреев из их домов в Иудее, Самарии и Газе, удар нанесённый всему
поселенческому движению не пройдёт бесследно. Эта риторика является
той невидимой ржавчиной, которая, разъедая металл изнутри,
проникает наружу и становится заметной лишь тогда, когда основная
часть металла уже изъедена и остановить процесс разрушения
невозможно. Удар по поселенчеству в Иудее, Самарии и Газе будет по
сути ударом по самому Израилю, который представляет собой ни что
иное, как государство состоящее из группы поселений превратившихся
в города.
Зеев Жаботинский в своё время сказал, что народы мира признали
право еврейского народа на Эрец Исраэль только потому, что евреи
НИКОГДА, ДАЖЕ НА СЛОВАХ, не отказывались от права на свою землю.
Сегодня не просто евреи, а премьер-министр еврейского государства
напрямую во всеуслышание заявляет о готовности отказа от исконно
еврейских земель.
Этот отказ не пройдёт незамеченным. Он запечатлится в памяти
человечества и будет подсознательно ложиться в основу ЛЮБЫХ планов
предлагаемых мировым сообществом для разрешения противостояния
между арабами евреями. Он разрушит канву всего сионистского
предприятия, лишив его логики и убедительности. Ляжет непосильным
грузом на сионисткую мораль. На любое заявление евреев: «Но это
наша земля» теперь сможет последовать ответ: «Была ваша, только вы
сами от неё отказались». И эту карту евреям и их сторонникам
сионистам-неевреям бить будет нечем.
Для дальнейшего разговора необходимо понять, что ШАРОН
ПОЛНОСТЬЮ ОТДАЁТ СЕБЕ ОТЧЁТ В ТОМ, ЧТО О МИРЕ С АРАБАМИ В ОБОЗРИМИМ
БУДУЩЕМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ. В качестве доказательства достаточно
привести его слова из интервью с Ари Шавитом 13 апреля 2001 года,
когда он сказал: «окончание конфликта придёт только тогда, когда
арабский мир признает врождённое право еврейского народа на
создание независимого еврейского государства на Ближнем Востоке. А
такое признание ещё не наступило. Даже соглашения, которые мы
подписали и которым я придаю большое значение, содержат лишь
формальное признание. Настоящего признания права евреев иметь здесь
государство не было».
Прошло ещё два с половиной года, и Шарон вновь
однозначно дал понять, что мир с арабами недосягаем. Выступая 27
октября в Иерусалиме перед членами Европейского Парламента, он
сказал: «Фундамент для прочного и длительного мира будет заложен
только тогда, когда наши соседи смирятся с врождённым правом
еврейского народа иметь независимое государство на родине своих
предков».
Но если Шарон знает, что разговор о мире пустая
фантазия, то для чего он заговорил об одностороннем отступлении?
Почему завёл речь о трансфере евреев, зная что уничтожение Ямита до
сих пор лежит несмываемым пятном на его совести? Ведь он уже
однажды каялся, признавая свою вину в выселении евреев.
Предположить, что Шарон вдруг полностью утратил всю боевитoсть и
решил добровольно отказаться от заслуженного на протяжении многих
лет звания главного аппологета поселений, представляется, мягко
говоря, сомнительным.
Один из самых прозорливых американских ближневосточных экспертов
профессор Даниэль Пайпс напрямую написал в статье «Шарон –
пораженец?» опубликованной 24 декабря газетой “The Jerusalem Post”:
«Я скептически отношусь к тому, что Шарон действительно имеет в
виду то, что говорит, это слишком контрастирует и вступает в
противоречие с его известными взглядами, касающимися, например,
необходимости Израиля контролировать Западный берег. ...Шарон,
изощрённый политик, знаюший, когда необходмо согнуться, обрисовал
план, который, я думаю, он имеет мало желания выполнять».
Но зачем же тогда Шарон это говорит? Давайте
присмотримся к его словам в Герцлии повнимательнее. Как стало уже
традицией, Шарон первым делом бьёт челом перед президентом Бушем,
божится и клянётся, что хочет следовать по пути, проложенному его
мудрой речью. «Семь месяцев тому назад моё правительство утвердило
'Дорожную карту' к миру основывающуюся на речи президента Буша
произнесённой в июне 2002 года. Это сбалансированная программа для
поэтапного прогресса к миру... . Полное и искреннее выполнение
этой программы – лучший путь к достижению настоящего мира».
Рассказав далее, что он собирается «отделяться» в
одностороннем порядке, Шарон тут же подчёркивает, что это
«отделение» мгновенно пойдёт побоку, как только арабы согласятся
пойти по пути 'Дорожной карты'. Достаточно быть очень
посредственным стратегом и лишь следовать элементарной логике,
чтобы понять., что подобное «гениальное» решение не имеет никакого
смысла. Ведь в переводе на язык житейской ситуации Шарон фактически
говорит: «Вы – убийцы, мечтающие забрать у меня по крайней мере
половину дома. Я не буду с Вами вести об этом разговор пока вы не
прекратите убивать. Но раз вы продолжаете убивать, то я вам отдам
четверть дома, выселив оттуда членов моей семьи. Буду жить в
тесноте и ждать пока вы перестанете убивать. А когда вы прекратите
убивать, то я вам отдам вторую часть дома, которую вы хотите у меня
забрать».
Ожидать, что отдача «части дома» станет стимулом для
прекращения убийств, более чем глупо. Особенно с учётом того, что
Шарон чётко сказал, что это отступление не повлияет на политические
решения и является просто временным: «Я хочу подчеркнуть, что 'План
Разъединения' это мера относящаяся к безопасности, а не к разряду
политических. Шаги, которые мы предпримем, не изменят политическую
реальность между Израилем и палестинцами и не станут препятствием
для возможности возвращения на путь внедрения 'Дорожной карты'».
Обратим внимание и на то, что лишь абсолютно наивный
человек может не понимать, что если лидер Ликуда отдаст команду на
выселение евреев, предусмотренное 'Планом Разъединения', то и без
того существующий в Израиле раскол между разными группами граждан
примет гораздо более гротескные формы. А Шарон, как он сам сказал в
Герцлии очень печётся о единстве народа: «Мы должны сохранять
единство даже в трудных спорах между собой. ...Я верю, что этот
путь единства должен быть продолжен сегодня».
Кроме того, Шарон не может не знать, что в отличие от
Ямита процесс выселения евреев с насиженных мест будет несравненно
сложнее и полон всяких юридических проволочек. Об этом откровенно
поделился 18 декабря со слушателями израильского радио комментатор
по вопросам права Моше Негби.
«Это очень и очень длительный правовой процесс. Давайте вспомним,
что эвакуация городов в Синае заняла примерно пять лет. На это раз
ситуация намного сложнее. Прежде всего, несмотря на то, что
еврейские жители живут на территориях, находящихся под военным
управлением, как и проживающие там палестинцы, правовой статус
евреев намного лучше по двум причинам. Во-первых, они израильские
граждане, обладающие такими же правами, как все остальные
израильские граждане. Во-вторых. и Кнессет и военная администрация
ввели для них в силу многие законы, не распространяющиеся, конечно,
на палестинцев.
Наиболее важное и релевантное право, которым они
обладают, это право на собственность, являющееся теперь
неотъемлемой частью Основного Закона от 1992 года, в отличие от
ситуации на Синае [имевшей место в 1982 году]. Совершенно очевидно,
что если вы оторвёте человека от его дома, и заберёте его дома и
возможно его поля [и его теплицы и т.д.], вы упраздняете этого его
право. Чотбы сделать такое необходимо специальное законодательство,
поддержанное большинством, то есть 61-м членом Кнессета. Конечно же
с соответствующей материальной компенсацией, при условии что
государство не намерено вести отдельные переговоры с каждым
отдельным индивидуумом.
...Мы можем ожидать очень длительные правовые споры. Я
поэтому полагаю, что если государство будет настаивать на эвакуации
[евреев], оно должно будет, как и в случае Ямита, провести через
Кнессет всеобъемлющий закон, охватывающй и вопрос коменсации. Но
опять же, так как теперь у нас имеется Основной Закон о Достоинстве
Человека и о праве человека на его собственность потребуется
специальное большинство в 61 голос» (1).
Даже если такой закон будет принят, как сказал Негби, «
в отличие от 1982 года его можно будет оспаривать в Верховном Суде.
Любой закон может оспариваться в Верховном суде. Это очень
длительный процесс». Негби также отметил, что даже в поселениях
построенных в Иудее, Самарии и Газе в целях безопасности на земле
принадлежащей государству у жителей есть основное право 'защищенных
съёмщиков', «а мы знаем, что выселить из его дома 'защищенного
съёмщика' наиболее сложный правовой процесс» (1).
Так выходит, что Шарон совершенно оторван от
реальности? И всё, что он преследовал своей речью было ещё раз
потянуть волынку? Как объяснил журналист Зев Хaфец, он уверен, что
самые главные слова в речи Шарона относятся к сроку, когда тот
намерен начать «отделятьсья» от арабов – «через несколько
месяцев». Хафец пишет: «Шарон знает, что несколько месяцев могут
превратиться в вечность».
Но если Хaфец прав, то всё ещё более странно. Особенно
с учётом заявлений Шарона, что он готов осуществить трансфер
евреев. Чтобы «тянуть волынку» он мог отыскать тему и пoпроще, а не
такую, которая лишь усиливает внутренний раскол в стране.
Так в чём же тогда дело? Возможно ответ кроется в одном предложении
из его речи, несущем в себе определённую двусмысленность. Шарон
сказал: «В зависимости от обстоятельств, возможно, что части «Плана
Разъединения имеющие своей целью обеспечение максимальной
безопасности для граждан Израиля будут осуществляться одновременно
с попытками внедрения 'Дoрожной карты'».
С учётом уже разобранных сложностей с трансфером евреев
было бы очень интересно знать на что намекает Шарон своим «будут
осуществляться одновременно». С учётом того, что «евреев надо
будет переселять» напрашивается предположение, что эта фраза может
быть зелёным светом для разворачивания дополнительного
строительства в тех поселениях, про котоые Шарон сказал, что
«Израиль усилит свой контроль над теми частями Земли Израиля,
которые будут составлять единие целое с государством Израиль в
любом будущем соглащении».
Заметим сразу, что слова Шарона о том, что в
существующих поселениях «не будет вестись строительство за
пределами существующей линии застройки» скорее всего простой
камуфляж. Кто и когда видел эту линию из тех, для упокоения которых
эти слова произносились? Её ведь никто никогда не определял. Можно
усиленно строить в существующих поселениях, утверждая, что это
делается «в пределах существующей линии застройки».
Ну а теперь пора вернуться к теме трансфера арабов, с
которой автор начал повествование. Давайте представим на миг, что
то, о чём говорил Шарон в Герцлии будет претворено им в жизнь.
Израиль раположит своих солдат не вдоль «зелёной черты»(по которой
проходит 'забор безопасности', имеющий массу недостатков, но тем не
менее способствующий снижению террора), а вдоль, назовём её, «линии
Шарона», которая добавляет в актив Израиля не менее 60% земель
Иудеи, Самарии и полосы Газы. На этой территории Израиль
«укрепляется» в ожидании того момента, когда палестинские арабы
пойдут по пути 'Дорожной карты'.
Шарон уже в который раз разъяснил, что он под этим
понимает. «Концепция положенная в основу этого плана ['Дорожной
карты'] заключается в том, что только безопасность приведёт к миру.
Именно в такой последовательности. Без достижения полной
безопасности – в рамках которой террористические организации будут
ликвидированы – будет невозможно достичь настоящего мира, мира на
поколения. В этом суть 'Дорожной карты'».
Другими словами, Шарон вновь даёт понять что для него
главной зацепкой из-за которой он ухватился мёртвой хваткой за
'Дорожную карту' является её ПОЭТАПНОСТЬ. И значит пока арабами не
будет выполнен первый этап, то есть уничтожены арабские
террористические группы, прекращена пропаганда антисемитизма в
средствах массовой информации и в школах и тому подобное, что
совершено не представляется реальным, Израиль в рамках 'Дорожной
карты', кроме произнесения «правильных слов», делать ничего не
намерен.
Итак, мировое сообщество постепенно начинает вести
разговоры не о «зелёной черте», а о «линии Шарона», которая по сути
станет элементом процесса ползучей аннексии 60% земель Иудеи,
Самарии и Газы. Процесс будет медленным так как «трансфер евреев»
будет без конца затягиваться из-за обжалования в судах и САМОЕ
ГЛАВНОЕ СОПРОВОЖДАТЬСЯ РОСТОМ ЕВРЕЙСКОГО САМОСОЗНАНИЯ. Если даже
сегодня, когда возникла угроза выселения евреев Нецарима и Мигрона,
несколько тысяч человек вспомнили, что они евреи, то есть приехали
продемонстрировать солидарность с жителями этих населённых пунктов,
то когда, не дай Б-г, масштабы грозящего выселения евреев станут
больше, национальному лагерю ничего не останется, как отбросив
меркантильность и политическую корректность, повести борьбу за
национальные еврейские интересы, пробуждая в евреях еврейство.
Речь Шарона в Герцлии прозвучала тогда, когда евреи
всего мира читали главу Торы «Ваешев» [И поселились...]. Арье
Барац в своём обсуждении этой главы напоминает, что «в трактате
Сангедрин (106.а) отмечается, что выражение 'и поселился' всегда
предвозвещает бедствия». Как бы следует назказание за РАССЛАБЛЕНИЕ
И БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗА ПОДСОЗНАТЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ ПРЕКРАТИТЬ
ДЕЙСТВОВАТЬ, ЗА ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕДОХНУТЬ. Барац пишет, что таким
«ваешев» для Израиля стала победа в войне 1967 года. Когда часть
населения «ваешев» на землях Иудеи, Самарии и Газы и посчитала, что
дело сделано, и созревший плод сам свалится с дерева. А вторая
часть населения «ваешев» в самом Израиле, полагая что дело в шляпе,
Израиль благородным жестом отдаст арабам Иудею, Самарию и полосу
Газы, и те сразу за это признают и полюбят еврейское госсударство и
возжелают жить с ним в мире.
Угроза трансфера евреев с еврейской земли не может не
поднять самосознание евреев. Не может не стать тем допингом,
который добавит сил национальному лагерю для ведения борьбы за
еврейскую землю. И идея трансфера арабов имеет к этому самое
непосредственное отношение. Во-первых, разговор о трансфере евреев
автоматически снимет табу с разговоров о трансфере арабов. Ведь
если можно выселять евреев, то и арабов тоже можно. Представители
национального лагеря совершат непростительнуя ошибку, если не
сделают эту тему главной темой обсуждаемой в Израиле.
А когда это произойдёт, с кристальной ясностью станет
очевидна вся несостоятельность намерений создания арабского
государства в Иудее Самарии и Газе. Ни у кого не останется сомнений
в том, что раз оно СОВЕРШЕННО НЕЖИЗНЕСПОСОБНО на жалких 2 тысячах
квадратных миль земли [вся площадь Иудеи, Самарии и Газы], то тем
более будет нежизнеспособно на 42% этой крошечной территории.
Несомненно найдётся немало читающих эти строки, готовых
безаппеляционно заявить, что всё сказанное автором – чистейшей воды
фантазия. Мы не станем спорить, а лишь посоветуем задуматься о
верности толкования нашими мудрецами словосочетания «Ваешев». Может
быть мы действительно слишком рано поверили, что можно опустить щит
и меч и почивать на лаврах? За еврейское государство надо бороться.
Шарон не зря завершил свою речь в Герцлии совами Давида
Бен-Гуриона: «Сегодня у нас есть лишь одна цель – строить
государство Израиля с любовью и верой».
--------------------------------------
Arutz Sheva News Service. Tuesday, Dec. 23, 2003 / Kislev 28,
5764.
http://www.IsraelNationalNews.com
"Еврейский мир", 29.12.2003
Другие статьи о Шароне:
Александр Риман Между "трансом" и "трансфером" или Речь Ариэля Шарона в Герцлии как ханукальный подарок населению Израиля
Моше Фейглин Чем отличается ликудник от маарахника?
Софья Рон-Мория Шарон наступил на грабли
Софья Рон-Мория Шарон - война с собственной партией
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|