|
Борис ШустефПочему Фейглин должен остаться в Ликуде
(попытка анализа)
9 декабря 2004 года Центр Ликуда поддержал предложение Шарона разрешить ему начать переговоры с Рабочей партией, чтобы ввести её в состав правительства. Для национального лагеря это решение было очередным холодным душем. Ведь тем самым Шарон ещё на один шаг приблизился к изгнанию евреев из Газы. Соответственно, противники Шарона в Ликуде потерпели поражение. И без того громко звучавшие голоса тех, кто не верит в попытки Моше Фейглина оживить Ликуд изнутри, стали намного громче.
Критики Фейглина заявляют, что фракция Манхигут Егудит (Еврейское Руководство) ничего не достигла внутри Ликуда и только деморализует национальный лагерь, который из-за нахождения Фейглина в Ликуде продолжает верить, что Ликуд это национальная партия. Оставаясь в Ликуде, Фейглин и Манхигут конфузят людей, склоняя их к голосованию за Ликуд, и, тем самым, ослабляют национальный лагерь. Следовательно, утверждают эти критики, Фейглин и его сторонники должны немедленно покинуть Ликуд и создать новую национальную партию, сплотив вокруг себя все национальные силы.
Эти и подобные им обвинения и предложения не только страдают отсутствием логики, но и совершенно лишены здравого смысла в контексте израильских реалий. Во-первых, программу Ликуда составлял не Фейглин. Наоборот, он пришёл в Ликуд именно потому, что верил в то, что записано в программе Ликуда. Если Центр Ликуда продолжает почти единогласно голосовать против создания арабского государства в Иудее, Самарии и Газе, то кто игнорирует программу партии - Фейглин или Шарон, ратующий за создание такого государства? Если программа Ликуда декларирует, что евреи имеют неоспоримое право жить в Иудее, Самарии и Газе, а Шарон разработал план изгнания оттуда евреев, то кто отвергает политическую линию Ликуда - Фейглин или Шарон?
Ответ ни у кого не должен вызвать затруднений. Конечно же, это Шарон, а не Фейглин, грубо насилует Ликуд, подгоняя его под себя. Что ещё хуже, прокрустово ложе, в которое Шарон пытается силой впихнуть Ликуд, всё больше напоминает старую разломанную раскладушку израильских левых, которая уже дважды была выброшена на помойку истории израильскими избирателями.
Но тогда возникает вопрос: почему Ликуд позволяет Шарону такое бесцеремонное с собой обращение? Ответ имеет множество граней. Прежде всего, во многом виноват обычный человеческий эгоизм. Многие депутаты Кнессета от Ликуда просто не желают расставаться с кормушкой Кнессета, со своими тёплыми насиженными местами, большими зарплатами и массой всевозможных льгот. Так как у них нет уверенности, что новые выборы возвратят их в Кнессет, они предпочитают быть приклеенными к своим креслам, даже если проводимая правительством политика полностью противоречит официальной программе Ликуда. Более того, коль все внутренние опросы в Ликуде раз за разом показывают, что проведи Ликуд выборы лидера партии сегодня, Шарон победит вновь, то какой смысл в замене Шарона на Шарона?
В другую категорию ликудников входят те, кто убаюкивают себя мыслью о том, что обещания, данные ими самим себе, не предавать ценности Ликуда по-прежнему остаются в силе. В конце концов, хотя они и поддерживали план размежевания Шарона, голосования, которые до сих пор имели место, не относились к категории критических. А вот когда будет настоящее голосование, которое действительно должно будет решить судьбу евреев Газы и северной Самарии, тогда они будут голосовать так, как им велит совесть, то есть против размежевания. Ну, а пока суд да дело, может произойти масса всяких событий, в результате которых план Шарона развалится сам по себе. Поэтому зачем напрасно навлекать гнев Шарона, показывая ему своё с ним несогласие, если этого можно избежать?
Ну, и, конечно же, Шарон победил на голосовании в Центре Ликуда 9 декабря потому, что у него была много сторонников, которых либо он умудрился убедить, либо они сами хотели, чтобы их убедили в том, что изгнание евреев из Газы в отдалённой перспективе хорошо для евреев. Недаром Шарон продолжает намекать, что этот шаг позволит ему сохранить множество других поселений. И хотя эта фантазия Шарона не может быть ничем подкреплена, человеку от природы свойственно поддаваться самообману.
Всё это означает, что победа Шарона 9 декабря не только не должна была стать неожиданностью, но и была полностью предсказуема, и, следовательно, критика Еврейского руководства была совершенно необоснованной. Тем более, что сам Фейглин ничуть не озаботился этим “поражением”. Как он написал ещё до голосования 7 декабря в The Jerusalem Post: “Говоря о политических партиях, я убеждён, что присоединение Рабочей партии к правительству, по сути, только ускорит процесс возвращения Ликуда к самому себе”.
Те, кто обвиняют Фейглина в предательстве национального лагеря, каким-то образом напрочь забывают, что Ликуд был создан как национальная партия. Когда Шарон принимал участие в рождении Ликуда, он громко и чётко провозглашал, что Ликуд должен быть ярко выраженной альтернативой Рабочей партии. С самого своего создания Ликуд был и остаётся национальной партией, так как его программа по-прежнему говорит о “неоспоримом праве еврейского народа на Эрец Исраэль”. В ней утверждается, что “Создание еврейских общин в Иудее, Самарии и Газе - это реализация ценностей сионизма… Ликуд продолжит укрепление и развитие этих общин и не допустит их уничтожения”.
Ни у кого не может быть даже йоты сомнений в том, что эта философия находится в резком противоречии с философией Рабочей партии. Поэтому принятие Шароном принципов Рабочей партии, программа которой призывает к “ликвидации изолированных поселений”, не делает Ликуд менее национальной партией, а говорит лишь о том, что Шарону не место в Ликуде. По сути, Шарон узурпировал идеологию партии, заявив, что Ликуд - это он, и отныне, что бы он ни решил, станет политикой партии.
Именно из-за этой узурпации партии Шароном было так много разговоров о том, что цель Фейглина и Еврейского руководства, вступивших в Ликуд, состоит в переделывании партии. Возможно, что даже Фейглин и “Манхигут” думали так сами. Но они очень скоро убедились, что программа Ликуда - это здоровая программа национальной партии. То есть, Ликуд - национальная партия, не нуждающаяся в идеологической переделке. Просто нынешний лидер партии и его прихлебатели извращают образ Ликуда, обманывая людей и заставляя их поверить, что говорят от имени партии.
Таким образом, первоначальная идея Фейглина привести побольше людей в Ликуд и, тем самым, изменить партию оказалась никчемной. Ликуд - национальная партия, не нуждающаяся в идеологической переделке. Наоборот, всё что Ликуду необходимо, это лишь придерживаться своей идеологии и собственной партийной программы. То есть, надо лишь слово в слово произносить то, что написано в программе Ликуда и следовать этому.
Однако жизнь Еврейского руководства от этого легче не становится. Вместо того, чтобы проводить работу по переделке идеологической политики партии, возникла необходимость повести членов партии по первоначально избранному ими же самими пути. С первого взгляда задача представляется вовсе не сложной. Так как почти 100% членов Центра Ликуда проголосовали против создания “палестинского государства”, казалось бы, можно ожидать, что депутаты Кнессета от Ликуда в той же пропорции поддерживают эту позицию, коль все они были внесены в список на попадание в Кнессет тем же самым Центром Ликуда. Однако оказывается, что человеческий фактор личных эгоистичных интересов существенно меняет всю картину. Идеология оказывается побеждённой эгоизмом.
Поэтому на первый план выходит задача разбудить членов Ликуда и напомнить им, что они связали свою судьбу с Ликудом, прежде всего, из-за его идеологии. Трудность решения этой задачи усугубляется тем, что за последние годы, благодаря ословскому процессу, еврейские и сионистские идеологические ценности были в значительной степени поколеблены. На протяжении долгих десяти лет официальная израильская пресса вбивала в головы людей, что необходимо расстаться с идеологическими принципами для достижения эфемерного мира. А террористическая война последних четырёх лет подавила все идеологии за исключением идеологии выживания.
Возродить идеологические ценности в обществе, которому на протяжении долгих лет вдалбливали, что идеология больше никому не нужна - задача не из лёгких. С учётом этого, стоящие перед Фейглиным проблемы усложняются ещё больше. Ему предстоит вести “Еврейское руководство” таким путём, чтобы быть постоянно на виду, как лидеру этого движения, и в то же время поддерживать все остальные идеологически здоровые силы в Ликуде, способные бросить серьёзный вызов Шарону.
“Еврейское руководство” прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что оно ещё не обладает достаточной силой для того, чтобы одержать победу на внутренних выборах Ликуда и возглавить партию. Поэтому его основная деятельность направлена на укрепление собственных позиций с одновременным усилением позиций своих идеологических сторонников в Ликуде.
За последнее время “Манхигут” неоднократно демонстрировал, что будет на стороне любого лидера партии, придерживающегося идеологии Ликуда. Так, он активно поддерживал Узи Ландау, который не только во всеуслышание объявил о своём неприятии плана размежевания Шарона, но и открыто голосовал против него. Точно также “Манхигут” оказывал существенную поддержку Исраэлю Кацу и официально дезавуировал её лишь тогда, когда Кац показал слабину в своей идеологической позиции. И, значит, не будет ошибкой предположить, что “Манхигут” вновь полностью встанет на сторону Каца, как только тот вернётся на идеологические рельсы Ликуда.
Хотя проблемы, которые предстоит решать “Манхигут Еѓудит” достаточно сложны, сам путь к их решению очевиден. Суть в том, что для попадания на реальные места в предвыборном списке Ликуда Фейглину и его коллегам необходимо заручиться поддержкой как можно большего числа из примерно 2500 членов Центра Ликуда. При этом диалог “Манхигут” с членами Центра облегчается тем, что “Еврейскому руководству” совершенно нет необходимости вносить какие-то дополнительные элементы в идеологию изначально национальной партии. Им лишь надо напомнить членам Центра партии о славном прошлом Ликуда. Надо просто вытереть пыль с первозданной идеологической позиции Ликуда, накопившуюся там за годы ословской политики.
И всё же стоящие перед Фейглиным трудности могут показаться совершенно непреодолимыми с учётом того, что сегодня все израильские средства массовой информации ориентированы на антисионистскую идею уничтожения поселенческого предприятия. Промывание мозгов израильтян левой пропагандой не встречает реального сопротивления со стороны национального лагеря, у которого, по сути, нет ни одного серьёзного радио-канала, мало-мальски способного противостоять этой беззастенчивой антиеврейской и антисионистской политике. Не говоря уже о том, что для создания такого канала придётся пройти через все круги ада израильской бюрократии, многомиллионный долларовый ярлык самого предприятия сделает его сразу мёртворождённым.
Но, как известно, голь на выдумки хитра. Используя свой самый главный козырь - преданных идее людей - “Манхигут” нашёл возможность обратиться практически ко всем членам Центра. Это было сделано при помощи так называемого “Проекта 15”. Каждый из 150 членов Центра от фракции “Манхигут Егудит” получил задание установить прямой контакт с 15-ю проживающими поблизости коллегами из Центра, не входящими в состав “Манхигут”. Фейглин уверен, что такое лицом к лицу знакомство членов Центра с представителями “Манхигут” позволит донести до всего Центра партии, что идеология “Манхигут Еѓудит”, как две капли воды, схожа с истинной идеологией Ликуда, и, значит, никто не может представлять Ликуд лучше, чем “Еврейское руководство”. Более того, путём такого персонального личностного подхода “Манхигут” надеется разбудить дух иудаизма и сионизма, дремлющий в любой еврейской душе.
Этот один на один подход позволит остальным членам Центра убедиться, что так называемые “фейглинцы” вовсе не чудища, пытающиеся захватить Ликуд (какими их представляют многие), а просто евреи, которым небезразлична судьба еврейского государства и которые ощущают боль страны гораздо острее, чем большинство израильтян.
“Еврейское руководство” не только пытается достучаться до однопартийцев в Ликуде при помощи устного слова, но и начало выпуск своей газеты, чтобы распространять печатное слово тоже. Газету “Мецуда” (Башня) разносят от двери к двери более чем 400 добровольцев “Манхигута” в попытке быть услышанными не только министрами, депутатами Кнессета и членами Центра, но и как можно большим числом рядовых ликудовцев. Каждый номер газеты - это лучшее напоминание её читателем, что они принадлежат к партии, у истоков создания которой стоял Зеев Жаботинский, однозначно предупреждавший евреев, что нас ждёт катастрофа, “если мы даже на словах или на клочке бумаги откажемся от наших прав” хоть на частичку Эрец Исраэль.
Конечно же, Фейглин понимает, что дорога вперёд для “Еврейского руководства” не будет выстлана одними лишь розами. Так как он и “Манхигут” связали свою судьбу с Ликудом, то они несут всю долю ответственности за всё хорошее и плохое, связанное с политикой партии. Если, упаси Б-г, Шарон сумеет протолкнуть свою идею-фикс judenrein Газы, Фейглин и “Еврейское руководство”, без сомнения, разделят вину за это ужасное действо со всем Ликудом. Но те, кто обвиняют Фейглина в том, что он пачкает свою репутацию, связавшись с Ликудом, прежде обязаны ответить на вопрос, реально ли ожидать, что кто-либо может не замараться, занимаясь очисткой выгребной ямы, находясь в самом её центре?
Все те, кто предлагают Фейглину покинуть Ликуд и создать новую националистическую партию с нуля, пусть прежде оглянутся вокруг. Последние три года однозначно продемонстрировали, что Фейглин находится на правильном пути. Абсолютное и неоспоримое доказательство этому - полный разброд и запустение в национальном лагере. МАФДАЛ находится на грани раскола. “Моледет” и “Ткума” отделились от либермановской “Исраэль Бейтейну”. За эти три года ни Эфи Эйтам, ни Бени Элон, ни Арье Эльдад, ни Цви Гендель, ни Михаэль Кляйнер, ни Авигдор Либерман даже не попытались взять на себя роль лидера национального лагеря.
Смешно даже предположить, что присоединение Фейглина к Ликуду стало для этих безусловно талантливых и способных людей преградой на пути к разработке кем-либо из них действенной позитивной политической программы для национального лагеря. И наоборот, в отличие от их беспомощности и полного отсутствия какого-либо стратегического мышления, Фейглин и “Манхигут Егудит” за эти три года показали, что у них есть чёткая краткосрочная и долгосрочная программа, которой они следуют.
Значит ли это, что все остальные национальные партии и группы должны немедленно прекратить своё существование и дружными колоннами устремиться в Ликуд? Конечно же, нет. Во-первых, это следует из хорошо известного правила не класть все яйца в одно лукошко. А во-вторых, потому, что израильский электорат настолько разношёрстен, что каждая национальная партия без труда отыщет своих избирателей.
В то же время Фейглин и “Манхигут” должны остаться в Ликуде, продолжая свою жизненно важную работу по пробуждению самой большой израильской национальной партии. Главная задача, стоящая сегодня перед Фейглиным, - сделать ясным, как день, для членов Центра и всей партии, что это Шарон, а не “Манхигут Еѓудит” попирает идеологические принципы Ликуда, грубо трансформируя его в жалкий клон Рабочей партии. Сегодня ни у кого нет больших шансов, чем у Фейглина и “Манхигут Еѓудит”, чтобы приблизить тот час, когда Ликуд отвергнет Шарона, как своего лидера.
Оставаясь в Ликуде и укрепляя свои позиции, Фейглин будет следовать известному шахматному принципу, согласно которому угроза часто намного сильнее самого исполнения. “Манхигут Еѓудит” - это единственная сплочённая группа внутри Ликуда, полностью и безоговорочно поддерживающая изначальную национальную идеологию Ликуда. Если национальные силы внутри Ликуда будут продолжать расти, угроза того, что они скоро станут большинством будет постоянно дамокловым мечом висеть над Шароном, Ольмертом и иже с ними, заставляя их всё больше беспокоиться о собственной судьбе. Потому что, когда такое, наконец, произойдёт, и Ликуд громогласно подтвердит свою национальную идеологию, он укажет этим людям на дверь.
Блестящий молодой американский журналист Бен Шапиро написал 5 января в статье “Следующий премьер министр Израиля”: “Фейглин осознаёт, что самой главной проблемой Израиля является не упрямый внешний враг, а [наше собственное] внутреннее самосознание. И он ищет решение не в самодовольстве и умиротворении, а в охаиваемой элитой национальной гордости. ‘Я призываю к полной революции в еврейском самосознании’ - говорит Фейглин. ‘Мы должны осознать себя, как евреи, через Тору, потому что невозможно опознать врага, пока мы не осознали самих себя. Когда мы будем знать, кто мы, и знать, что то, что мы делаем, справедливо, то битва с врагом станет простой задачей’”.
Это еврейское самосознание Фейглин и “Манхигут Еѓудит” намерены возвратить Ликуду. И именно это еврейское самосознание Ликуд во главе с Фейглиным принесёт затем в еврейское государство.
“Еврейский Мир”, 20.01.2005
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|