|
Наташа Мозговая
"Славянский союз" в Рамалле
По бетонному коридору на КПП "Каландия" гуськом идут по направлению к Рамалле представители "Славянского союза". За прошедший год многие израильтяне поминали эту организацию, основанную выходцами из СНГ с целью создания "русской культурной автономии" в Государстве Израиль, словами, которые трудно назвать незлыми и тихими. Скандал начался с того, что "Славянский союз" отказались регистрировать как официальную общественную организацию. Далее последовало обращение основателей союза к российскому президенту с просьбой защитить общину "этнических русских" от дискриминации, производимой по отношению к ним властями в целом и этническими евреями в частности. Путин не пришел на помощь "Славянскому союзу", и основателей организации - Алексея и Елену Коробовых -благополучно уволили с работы. Какое-то время русскоязычным политикам и общественным деятелям казалось, что презрительного термина "провокаторы" и игнорирования союза вполне достаточно для того, чтобы организация угасла сама по себе. Но, несмотря на возмущение израильтян и отказ как израильских, так и российских официальных структур сотрудничать, "Славянский союз" оказался на удивление живуч. К моменту последних выборов его основатели неожиданно обратились к русскоязычным израильтянам с призывом голосовать за коммунистическую и преимущественно арабскую партию ХАДАШ. ("Нас привезли сюда как пушечное мясо и дешевую рабочую силу - давить и вытеснять коренных жителей Палестины, но нам нечего делить с ними. Выступим вместе против расизма и нищеты, за равенство и демократию!")
Следующим шагом стала попытка заключить "исторический союз" с собственно палестинцами. Это и было целью поездки четырех "славян" в Рамаллу. Про то, что пару лет назад посещение вотчины Арафата кончилось для двух израильских резервистов зверской расправой, Коробов и трое его товарищей, конечно, слышали. "Мы боимся не этого, - заявили они. -Многие люди, которые нас поддерживают, хотели сюда поехать и в итоге не поехали только из-за того, что испугались расправы... в Израиле".
Впрочем, в качестве партнера по "историческому союзу" был выбран вполне "кошерный" персонаж. С одной стороны, доктор Мустафа Баргути - двоюродный брат Маруана Баргути, пребывающего ныне под арестом. Несколько лет назад он даже баллотировался в палестинский парламент и, имея все шансы стать народным избранником, не прошел ("помешали подлоги при пересчете голосов"). Но, с другой стороны, он яркий представитель гражданской оппозиции Арафату, возглавляет одну из наиболее эффективных общественных организаций, занимающихся оказанием врачебной помощи палестинцам, социологическими исследованиями и попытками создания гражданского общества. Мустафа Баргути выступает за демократизацию Палестинской автономии, прозрачность ее структур и не замечен ни в каких связях со службами безопасности ПА. Впрочем, это еще не делает его другом Израиля.
- Вы в курсе, что в Израиле ваш шаг может быть расценен как провокация? - спрашиваю я Коробова. - Ну ладно русская культурная автономия, но при чем здесь палестинцы?
- Не то чтобы мы в один прекрасный день решили начать воевать против всех, - ответил он. - Такого не было. Мы пытались вести диалог с израильским обществом. Нас оттолкнули. Мы пытались наладить связи с российской парламентской комиссией по связям с русской диаспорой. Но большинство ее членов оказались евреями - и дело застопорилось. Этот протест - от накопившегося унижения. Раньше мне казалось, что я чувствую себя в Израиле гражданином второго сорта потому, что я приехал три года назад и не знаю иврита. Но потом я встретил людей, которые живут здесь по десять лет и чувствуют себя точно так же.
- Может, проблема не столько в стране, сколько в вашем отношении к Израилю? Вы приехали сюда по Закону о возвращении, но
тем не менее подчеркиваете, что вы "этнический русский", который репатриировался, по вашему же выражению, потому, что "рыба ищет, где глубже".
- Я бы поехал в Европу, если бы мне не расписали Израиль как демократическое государство. Сейчас я здесь номинально считаюсь равноправным гражданином, плачу налоги -и значит имею право пытаться влиять на то, что происходит в этой стране. Если бы про еврея в России написали то, что пишут о нас в Израиле, там газету давно бы закрыли по обвинению в антисемитизме. Поэтому мы решили попытаться найти союзников среди палестинцов и добиваться настоящего равенства и демократии.
...Представителей "Славянского союза" Баргути встречает со скупым радушием предельно занятого человека. "Я вас слушаю", - говорит весь его вид, и "славяне" несколько тушуются. "Может, договоримся сразу, на каком языке будем говорить и кто будет переводить?" - предлагает Игорь Жемайлов.
- Что вы хотите переводить? - вопрошает на чистом русском Баргути. Далее выясняется, что доктор Баргути, наряду со многими представителями палестинской элиты, в 1984-м получил медицинское образование в советском институте. Общий знаменатель найден, неловкость замята, и далее, за чаем, беседа идет как по маслу.
- Вначале мы пытались добиваться культурной автономии для русских в Израиле, - пытается объяснить цель визита Игорь Жемайлов. - Чтобы наши дети могли учить в школе историю России, русский язык. Хотели интегрироваться в израильское общество, не отказываясь от своих корней. Но наша деятельность натолкнулась на жесткий отпор. Нас пытались оклеветать, преследовать, наших детей унижали. Даже тот, кто приехал в Израиль как еврей, стал здесь русским. Мы пришли к антисионизму уже здесь, после того как нас сделали гражданами третьего сорта.
- А в чем проявляется эта дискриминация? - спрашивает Баргути, не совсем понимая какое отношение могут иметь к нему проблемы репатриантов-неевреев.
- Посмотрите на состав служащих государственных учреждений: на ключевых постах там нет ни одного этнического русского, - поясняет Жемайлов. - А еще недавно министр внутренних дел Эли Ишай заявил, что неевреям нечего делать в Израиле. После этого один из моих сослуживцев подошел ко мне и сказал: "Я готов подарить тебе чемодан, чтобы ты отсюда уехал". Шасовцы даже показывали нас в своих предвыборных роликах - они пугали нами израильтян.
- Мы хотим добиться создания одного государства для двух народов, - переходит к делу Алексей Коробов. - Мы хотим настоящее равенство и демократию, а не еврейскую демократию. Нам трудно высказать эту идею, потому что русскоязычная пресса - это промывка мозгов, она проповедует правый экстремизм.
- В среде "русских" накоплены огромные запасы ненависти, - добавляет Жемайлов. - К примеру, тот же "Батальон алии", который вызвался охранять еврейские поселения. Это же карательные отряды, натуральные эсэсовцы! А они еще собирают сейчас в Америке пожертвования на свою деятельность. Мы считаем, что палестинцы сейчас проигрывают информационную войну. И все эти разговоры о плане "Карта дорог" в итоге не приведут ни к каким переговорам -ШАБАК опять организует какой-нибудь теракт, как у "Дельфинариума", -и все. Евреи получают компенсацию из Германии, а что получают палестинцы, которых евреи выгнали в 1948 году из их домов?
- То, что происходило в 1948-м, продолжается и сейчас на Западном берегу, -говорит Баргути. - Я надеюсь, что история Осло не повториться. В основе мирных переговоров не может быть лжи. Что такое "временное палестинское государство"? Это только индикация того, что Израиль не хочет решать принципиальные вопросы: проблемы беженцев, границ, Иерусалима. "Временное государство" - это означает лишь то, что палестинцы должны сидеть и смотреть, как Израиль продолжает расширять поселения и ставить нас перед свершившимися фактами. То, что вы пытаетесь делать, замечательно. Но как мы можем с вами сотрудничать?
- Мы можем пробить монолит израильской пропаганды, дать миру понять, что не все израильтяне против арабов, - отвечает Коробов. - "Русские" израильтяне пребывают в информационной блокаде, у нас практически нет возможности получить объективные сведения о том, что происходит на территориях. Мы считаем, что нет никакой разницы между террористом, который идет взрываться в кафе, и террористом, который пускает ракету по машине с детьми из вертолета, подаренного ему американским дядей. Судить нужно обоих.
- Мы можем работать вместе, -говорит Баргути. - У нас есть большой сайт в Интернете, много объективной информации на арабском и английском. Если бы вы могли перевести эти материалы на русский, мы бы начали их распространять. Многие палестинцы говорят по-русски, мы могли бы организовать встречи с русскими израильтянами, рассказать им о том, как страдает палестинский народ. Многие из вас даже не знают, что большинство палестинцев хотят
мира, что у нас есть мощное демократическое движение. Мы сможем даже создать телепрограмму на русском языке, которая будет вещать отсюда на Израиль. Иногда я встречаю на КПП русских солдат и разговариваю с ними по-русски. Их отношение сразу меняется.
- Их привозят в Израиль подростками, держат три года в закрытом интернате, промывают им мозги, и потом они идут в армию убивать арабов, - поясняет Игорь Жемайлов. - А затем, когда эти неевреи демобилизуются из армии, они в Израиле никому не нужны. То, что происходит в Израиле, - это не демократия, это практически военный режим. Режим генералов. Мы сможем распространять флайеры, возможно, выйдем на демонстрации протеста. Но, может быть, для начала организуем совместную пресс-конференцию? Скажем, в Иерусалиме?
- Я не могу поехать в Иерусалим, - извиняется Баргути. - В прошлый раз, когда я туда попал, меня задержали, а на обратном пути на КПП меня избили и сломали мне колено,
Участники встречи договариваются о дальнейших планах сотрудничества, и "славяне" собираются уходить. Перед уходом они предлагают Баргути подписать обращение русской общины Израиля к правительствам разных стран. В обращении высказано опасение "многомиллионной русскоязычной общины Израиля", что власти Израиля воспользуются войной в Ираке "для уничтожения палестинского народа". Баргути не спешит подписывать бумагу. "Я должен посоветоваться с коллегами", - вежливо, но жестко заявляет он.
На прощание Коробов и Баргути обмениваются рукопожатием. Я щелкаю фотоаппаратом. "Завтра тебя уволят", - неуклюже шутит Жемайлов.
- Мне трудно сказать, кто из вас больше компрометирует другого в глазах его общины, - говорю я в сторонке Баргути. - Но вам-то это зачем нужно? Палестинцы ведь считают привоз этнических русских в Израиль верхом сионистской наглости.
- Не нам решать, кого привозят в Израиль, а кого нет. Понятное дело, что "русская" алия - это плохо для палестинцев, потому что за из счет, в частности, расширяют поселения. Но
поскольку они уже здесь, они - часть израильского общества, мы не можем игнорировать их существование и влияние. Возможно, если они поймут, что здесь реально происходит, это поможет нам вместе создать новое будущее.
- Ну как? - спрашиваю я Коробова, когда мы выходим из офиса Баргути в промозглые сумерки Рамаллы,
- Мне палестинские деятели понравились гораздо больше, чем израильские русскоязычные политики, - говорит он. - Они гораздо более теплые, прямые люди. И, как мне кажется, слов на ветер не бросают, и мы будем реально работать вместе. Постараемся послать за границу совместную делегацию.
- Реакции на вашу деятельность были крайне резкими. Вы не боитесь, что на этот раз люди посчитают, что вы перешли некую границу дозволенного - во время войны помогать пропаганде вражеского лагеря?
- О нас еще не то говорили. Будет сложно, но кто-то же должен принять на себя первый удар, чтобы изменить ситуацию.
- Как-то вы сказали, что не собираетесь уезжать из Израиля потому что ваш сын уже израильтянин. Через паруу лет его должны призвать в армию. Пойдет ли он служить?
- Надеюсь, что нам удастся сделать так, чтобы наши дети нес. в армии, которая сегодня выполняет карательные функции и служба в которой оставляет пятно на репутации человека на всю жизнь. Мы ищем сейчас контакты с европейскими организациями, надеемся помочь тем, кто не хочет служить в армии, получить европейское гражданство.
- А если за подобную деятельность вас лишат израильского гражданства?
- Мы стараемся действовать в рамках закона. А если такое все-же произойдет, мы обратимся в международный суд и другие правозащитные органы.
...За пару дней до выхода этой статьи в печать мне позвонил Анатолий Герасимов, исполняющий обязанности председателя Русской общины Израиля. "С тех пор как мы услышали, что вы пишете про "Славянский союз", мы сидим как на иголках, -признался он. - Каждый раз они делают провокативные заявления от имени "многомиллионной русской общины Израиля", а нам приходится потом это опровергать..."
- Однако в Интернете поиск "Славянского союза" почему-то приводит на ваш сайт...
- Какое-то время мы с ними сотрудничали. Алексей Коробов пришел к нам, сказал, что он эмигрант, в Армавире руководил отделением ЛДПР а теперь собирается основать русскую партию в Израиле. Он нам понравился - настоящий лидер. Но один из наших людей, человек осторожный, решил на всякий случай навести о нем справки. И выяснилась куча подробностей, которые оставили у нас неприятный осадок, - вроде того, что он был изгнан из ЛДПР чуть ли не за кражу... И не бесправный эмигрант он, а внук еврея, который приехал в Израиль по Закону о возвращении... Я не поверил, перезвонил по всем телефонам сам... Да и помимо этого были всякие моменты в его поведении... Через неделю после нашего знакомства он прислал нам проект устава русской партии. Потом переделал это в партию выходцев из славянских государств. А в сентябре он хотел встретиться с деятелями из ШАСа и поговорить с ними о выборах, мол, если ШАС поддержит их материально, они будут способствовать тому, чтобы русские уезжали из Израиля... Из-за этого мы с ними разошлись. Наша община ставит своей целью интеграцию русских в израильское общество. И заявления, которые делаются от имени "всех русских", наносят вред и русским, и евреям. Тем более что мы им таких полномочий не давали, Коробов имеет право высказывать свое мнение - так пусть высказывает его от имени своих 12 человек...
-----------------------------------------------------------
От редакции газеты "Вести".
Мы понимаем, что этот материал вызовет весьма неоднозначную реакцию. Не причисляя "Славянский союз" к заметным явлениям нашей жизни, мы все же считаем, что читающие и думающие по-русски израильтяне имеют право и на такую информацию. Редакция "Вестей" не считает нужным подробно комментировать этот материал, предоставляя читателям право самим сделать соответствующие выводы.
"Вести", 20.02.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|