|
Ицхак СтрешинскийСионизм как восстановление храма
Во всех учебниках истории Израиля упоминается Авраам Штерн (Яир),
основатель подпольной организации ЛЕХИ, идеолог, поэт. Достаточно
хорошо известны политические аспекты его деятельности,
идеологические же принципы Яира почему-то замалчиваются.
В 1940 году Авраам Штерн вышел из ЭЦЕЛя и основал свою
организацию, получившую впоследствии название ЛЕХИ (Борцы за
свободу Израиля). Яир выдвинул идею вооруженной борьбы за
освобождение Эрец-Исраэль от английской оккупации и с
немногочисленными сторонниками пытался претворить эту идею в жизнь.
Большое значение он придавал формированию идеологии новой
организации. В подпольной газете "Бамахтерет" ("В подполье") были
опубликованы составленные Яиром восемнадцать "Принципов
Возрождения". Их предварял следующий текст: «…Эти принципы являются
идеалом борцов за свободу Израиля и одновременно смыслом их жизни.
Их задача – указать путь для войны за полное Избавление народа на
предназначенной для этого земле».
Ниже приводится перевод окончательного варианта "Принципов
Возрождения", опубликованного в сборнике материалов ЛЕХИ.
1. НАРОД
Народ Израиля – избранный народ, создавший религию Единобожия,
установивший мораль пророков, давший миру ценности культуры, на
протяжении всей своей истории демонстрирующий величайшее
самопожертвование, выносливость и желание жить в свете духовных
ценностей и уверенности в грядущем Избавлении.
2. РОДИНА
Родиной является Эрец-Исраэль в указанных Торой границах
(«Потомству твоему дал Я эту страну, от реки Египетской до великой
реки, реки Евфрата», Брейшит, 15:18). Это страна жизни, в ней будет
жить в безопасности весь еврейский народ.
3. НАРОД И РОДИНА
Еврейский народ завоевал Эрец-Исраэль мечом. В ней он стал народом,
и только в ней он возродится. Поэтому только у еврейского народа
есть право на Эрец-Исраэль. Право это неоспоримо – оно не
прекратилось и не прекратится никогда.
4. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
1) Освобождение страны.
2) Восстановление Царства.
3) Возрождение нации. Не может быть возрождения Царства без
освобождения страны, и не может быть возрождения нации без
восстановления Царства.
ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ И ЗАВОЕВАНИЯ:
5. ВОСПИТАНИЕ
Воспитание народа в любви к свободе и забота об обучении ревностной
верности вечным национальным ценностям. Укоренение идеи, что судьба
народа в его руках, и возобновление признания того, что "Меч и
Книга даны были вместе с небес" (Ваикра Раба, 35:8).
6. ЕДИНСТВО
Объединение всего народа под знаменем еврейского освободительного
движения. Использование талантов, общественного положения и
возможностей отдельных лиц, направление энергии, преданности и
революционного пафоса масс на борьбу за освобождение.
7. СОЮЗЫ
Заключение союзов со всеми, кто заинтересован в успехе борьбы
организации и готов оказать ей прямую помощь.
8. СИЛА
Создание и укрепление военной силы на Родине и в диаспоре, как в
подполье, так и в казармах с тем, чтобы создать еврейскую
освободительную армию со своим знаменем, оружием и командирами.
9. ВОЙНА
Постоянная война со всеми, кто препятствует осуществлению
предназначения.
10. ЗАВОЕВАНИЕ
Завоевание Родины, находящейся в чужих руках, в вечное владение
еврейского народа.
ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА И ИЗБАВЛЕНИЯ:
11. ВЛАСТЬ
Возобновление еврейской власти в освобожденной стране.
12. СПРАВЕДЛИВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Установление общественного строя в духе еврейской морали и
справедливости, указанной нам пророками. При таком строе не будет
ни голодного, ни безработного; при нем будут жить в братстве,
уважении и дружбе все сыны нашего народа, и это станет примером для
других народов.
13. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫНИ
Восстановление разрушенной страны и возрождение к жизни пустынных
безлюдных территорий для приема миллионов репатриантов и их
приумножения.
14. ЧУЖЕЗЕМЦЫ
Решение этой проблемы путем обмена населением.
15. СОБИРАНИЕ ИЗГНАННИКОВ
Полное собирание изгнанников в Царстве Израиля.
16. ГОСПОДСТВО
Превращение еврейского народа в важнейший военный, политический,
культурный и экономический фактор на Востоке и в восточном
Средиземноморье.
17. ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение иврита в качестве разговорного языка всего народа,
восстановление исторической и духовной самостоятельности Израиля.
Формирование национального характера в огне возрождения.
18. ХРАМ
Строительство Третьего Храма – как символ эпохи полного
Избавления
Можно увидеть, что в "Принципах Возрождения" используются понятия,
не встречавшиеся до этого в сионистском движении. Приведем примеры
таких понятий, которые показывают разницу между идеологией Яира и
сионистского движения до него.
Уже в первом принципе, Яир упомянул, что "народ Израиля – избранный
народ". Один из бойцов организации, выразивший несогласие с
некоторыми пунктами "Принципов Возрождения" направил письмо в
редакцию "Бамахтерет". Его письмо и ответ Яира от имени редакции
были опубликованы в шестом номере газеты. Автор этого письма
считал, что не было нужды упоминать об избранности еврейского
народа. «Того, что наш народ живет и существует в ненормальных
условиях, достаточно, чтобы бороться за политическую
независимость», – писал он. На это Яир ответил: «Еврейский народ –
избранный. Ненавистники Израиля извне, утверждающие, что он ниже
этого уровня, и те, кто уменьшают его образ изнутри, не веря в его
величие, не смогут изменить этого факта. Его чудесная история
увенчана героизмом. Его существование и расцвет в бездне галута,
вечные проявления еврейской Шхины, ставшие светом для всего мира, –
все это является доказательством…».
Когда Яир и Това Свораи, в чьем доме он скрывался в последние дни
жизни, обсуждали высказывание писателя и известного сионистского
деятеля Исраэля Зангвиля о том, что "если бы неевреи были согласны
принять евреев в свою среду, еврейская проблема была бы решена", он
сказал: «…Я никогда не был бы готов отказаться от своего еврейства.
Я настолько горд еврейством, настолько уважаю свой народ в качестве
народа, что никогда не был бы готов отказаться от него и
присоединиться к гоям. Знаешь, почему Герцлю и Жаботинскому не
удалось достичь того, что они хотели, несмотря на любовь к ним
народа и их гениальность? Они пришли к нам извне... Они пришли,
чтобы решить посредством Эрец-Исраэль проблему еврейского народа,
после того как поняли, что проблему нельзя решить другими путями.
Нам удастся осуществить все наши стремления, потому что мы не хотим
решать в Эрец-Исраэль только проблему евреев галута; прежде всего,
мы просто хотим быть хозяевами своей страны, Эрец-Исраэль,
развивать ее для нас и развиваться в ней так, как мы хотим».
Краеугольным камнем идеологии Яира стало не традиционное для
сионизма "решение еврейской проблемы", а освобождение Эрец-Исраэль.
В "Принципах Возрождения" Яир упоминал указанные Торой границ
Эрец-Исраэль от Нила до Евфрата. Как писал д-р Исраэль Эльдад,
ученик и продолжатель пути Авраама Штерна, Яир перестал
пользоваться символом ЭЦЕЛя до раскола (рука, сжимающая винтовку на
фоне карты границ мандата) из-за того, что эти контуры не
соответствовали библейским границам. Как и великий поэт Ури-Цви
Гринберг, Яир использовал танахическое "Малхут Исраэль"
("Царство Израиля"), а не принятое со времен Герцля понятие
"государство".
В последнем пункте "Принципов Возрождения" упоминалось
"строительство Третьего Храма – как символ эпохи полного
Избавления". Это было радикальным новшеством для сионистского
движения. Именно этот пункт вызывал возражения и недовольство части
командиров и бойцов организации Яира. Боец, который выразил
несогласие с некоторыми положениями "Принципов Возрождения", так
писал о Храме: «…У меня нет никакого интереса к этому вопросу. Я не
религиозный и не фанатик, и у меня нет никаких сантиментов к
Третьему Храму…».
На это Яир отвечал: «Автор письма пишет, что он не фанатик и у него
нет никаких сантиментов к Третьему Храму. Сама эта формулировка
ошибочна. Вопрос о Храме не только религиозный вопрос, и у
человека, который не является "религиозным фанатиком", могут быть
сантименты к Храму, который всегда был символом еврейской
независимости. Рассмотрим два вопроса отдельно: вопрос религии и
вопрос Храма. Сначала факты: еврейские войны и особенно
освободительные войны всегда проходили под знаком религии. Война
Хасмонеев, война зелотов, восстание Бар-Кохбы – все они начинались,
когда нееврей осквернял святая святых нации. Это на Родине. А в
галуте эта религия охраняла существование нации. Принадлежность к
еврейской вере была подобна подданству государства. Тора была его
конституцией, талит – знаменем, а молитвенник характеризовал образ
жизни. И каждый, кто предавал это государство веры, оказывался вне
нации… Благодаря этой религиозной приверженности возникло
сионистское движение, а ныне – движение за освобождение. В жилах
его людей течет та же кровь, что и встарь, кровь Маккавеев и
зелотов, и они докажут это. Поэтому каждый еврей и в особенности
каждый из наших людей должен уважать еврейскую религию и дорожить
ею, даже если он не соблюдает все до мелочей.
Теперь о Храме. Переносной Храм был живым символом духа народа.
Ковчег Завета шел во главе лагеря по пустыне. Он перешел Иордан по
пути на Родину, он, как флаг нации, возносился во время сражений,
был пленен. Во время завоевательной войны он скитался с места на
место, и только когда укрепилось царство в дни Давида и Шломо, был
построен Храм. С падением Храма пало царство. Оно возобновилось в
дни Хасмонеев, после освящения Храма. С разрушением Второго Храма
были разрушены страна и государство. В войнах зелотов Храм был
опорой, и он остался оплотом веры для "зелотов" всех поколений.
Весь народ молился и молится за его восстановление. И в этом
восстановлении он увидит символ полного Избавления».
В заключении приведу отрывок из опубликованной в 1961 году в
журнале "Сулам" статьи "Место Яира в историческом процессе создания
Царства Израиля", в которой рассматривается роль Авраама Штерна в
процессе возрождения еврейского народа.
«…Яир толкнул вперед сионистское движение, когда
фактически начал войну за освобождение страны от чужой власти и
провозгласил обособленность еврейского народа и восстановление
Царства Израиля в качестве прагматичных принципов освободительного
движения еврейского народа… Один из аспектов вклада Яира в сионизм
– это продолжение деятельности Герцля и Жаботинского. Яир был тем,
кто реализовал потенциал тех идеологических и практических
инструментов, которые они, и особенно Жаботинский своим Бейтаром,
создали. То, что начал Герцль политической деятельностью и
продолжил Жаботинский созиданием военной силы, у него дошло до
своего логического завершения: четкой, последовательной и
целенаправленной борьбы – военной и политической – с
чужой властью.
Само словосочетание "чужая власть", изобретенное Яиром, по
сравнению с галутно-сохнутовскими определениями "хороших", "плохих"
или, в крайнем случае, "предательских" мандатных властей – как и
сама борьба Яира и ее характер – являются одним из признаков
другого аспекта вклада Яира в сионизм: явного превращения этого
движения в еврейское не только по своей сути, но также и по своему
внешнему виду… Когда в сионизм вошли такие понятия как
избранный народ, Б-жественная традиция, господство, правление в
духе пророков Израиля, обновление духовной и исторической
независимости народа, формирование национального характера, и самое
главное – строительство Храма , он освободился от прежних
комплексов, которые были вызваны желанием бороться за
Б-жественную, по сути, цель импортированными из Европы
нееврейскими средствами. Здесь исчезло раздвоение личности,
и появилась четкая, однозначная цель. И это действительно могло
произойти, как писал Яир, "только на земле Родины"…»
"Вести", 9.03.06
___________________________________________________________________________
Заказать книгу можно по адресу:
P.O.Box 26320
Jerusalem 91262
Чеки выписывать на имя: Itzhak Streshinsky
Стоимость книги – 20 шекелей (включая пересылку).
Книгу можно также купить в магазине издательства "Шамир"
по адресу: Иерусалим, улица Давида Елина, 6.
"Авраам Штерн"
Эмануэль Кац ЛеХИ. Борцы за свободу Израиля
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|