|
Ицхак Стрешинский Рав Авраам Шапира
27 сентября, в первый день праздника Суккот, ушел из жизни один
из крупнейших еврейских религиозных авторитетов нашего времени,
бывший главный ашкеназский раввин Израиля и духовный лидер
национально-религиозного лагеря, рав Авраам Шапира.
Рав Авраам-Элькана Шапира родился в мае 1911 года, в семье
р. Шломо-Залмана Шапира, заведовавшего Талмуд-торой, в которой
учились дети известных раввинов. Со стороны матери р. Авраам Шапира
был шестым поколением в Иерусалиме. Он учился в известных
иерусалимских йешивах, в том числе и в йешиве "Хеврон",
перенесенной в Иерусалим после страшного хевронского погрома 1929
года, и изгнания евреев оттуда. Среди 66 евреев, зверски убитых
тогда арабами, 25 были учениками этой йешивы.
Уже в молодые годы р. Авраам Шапира был известен выдающимся
раввинам, которые уважали его и прочили ему будущее мудреца Торы.
Среди них были рав Авраам-Йешая Карелиц, более известный как "Хазон
Иш" (по названию своей книги), раввин Иерусалима рав Цви-Песах
Франк, глава йешивы "Эц Хаим" рав Иссер-Залман Мельцер и многие
другие. В 1956 году тогдашний главный раввин Израиля р. Ицхак
Герцог назначил р. Шапира судьей раввинского суда в Иерусалиме, а в
1971 году он был назначен председателем этого суда. В 1973–83 годах
он был членом Верховного раввинского суда в Иерусалиме, с 1980 года
входил в совет Главного раввината Израиля.
Рав Шапира является автором нескольких книг, представляющих собой
сборники работ по вопросам Ѓалахи, раввинских решений, лекций по
Талмуду. В 1945 году рав Авраам Шапира был приглашен преподавать в
йешиву "Мерказ ѓа-Рав", которую в свое время основал р.
Авраам-Ицхак Кук (1865-1935), первый главный раввин Эрец-Исраэль и
идеолог религиозного сионизма. Преподавателем, а затем и главой
этой йешивы, р. Шапира был на протяжении более шестидесяти лет. Под
руководством р. Цви-Йеѓуды Кука, сына р. Авраама-Ицхака Кука,
"Мерказ ѓа-Рав" стал ведущей йешивой национально-религиозного
лагеря. Из его стен вышли создатели известных ныне сионистских
йешив и учебных заведений, а также основатели поселений в тех
частях Эрец-Исраэль, которые были освобождены в ходе Шестидневной
войны в 1967 году. Рав Шапира был рядом с равом Цви-Йеѓудой во всех
этих начинаниях, а после его смерти в 1982 году возглавил йешиву.
В 1983 году рав Авраам Шапира добивался продления каденции главного
ашкеназского раввина р. Шломо Горена . Но когда выяснилось, что его
каденцию невозможно продлить, по настоянию рава Горена рав Шапира
выдвинул свою кандидатуру, и особое собрание, состоящее из 80
раввинов и 70 представителей общественности абсолютным большинством
голосов (80 из 136) избрало его главным ашкеназским раввином
Израиля. Рав Авраам Шапира был главным раввином Израиля в течение
десяти лет вместе с равом Мордехаем Элияѓу, главным сефардским
раввином. В 1993 году их каденция была завершена, но они оставались
главными духовными авторитетами для национально-религиозного
лагеря.
После подписания соглашений Осло рав Авраам Шапира создал
организацию "Объединение раввинов за Эрец-Исраэль". В первом
собрании этой организации участвовали около 1200 раввинов.
Объединение возглавили рав Шапира и ведущие раввины религиозного
сионизма: рав Моше-Цви Нерия и рав Шауль Исраэли, который помогал
раву Шапира в руководстве йешивой "Мерказ ѓа-Рав".
Норвежские соглашения представляли собой нарушение запрета Торы о
передаче неевреям частей Эрец-Исраэль. Как и в случае с нарушениями
других запретов Торы, любому еврею запрещено прямо или косвенно
принимать в этом участие. Рав Шапира отмечал также, что отступление
с территорий Эрец-Исраэль и передача их арабским террористам
представляют опасность для жизни поселенцев и других граждан
Израиля, и тот, кто может предотвратить подобные действия и не
делает этого, нарушает заповедь Торы "не оставайся равнодушным к
крови ближнего твоего".
В ответ на вопрос солдата-резервиста, можно ли эвакуировать
армейские здания, чтобы передать территорию, последовало четкое
ѓалахическое постановление, подписанное р. Шапира, р. Нерией и р.
Исраэли: «Так как постановлено большинством раввинов Эрец-Исраэль,
что нельзя оставлять территории в Эрец-Исраэль и передавать их
неевреям, то еврею, как и при любом другом нарушении запрета Торы,
нельзя участвовать в любом действии, способствующем оставлению
территорий…». Это постановление едва упоминалось в газетах, и на
первых порах не привлекло внимание, но вскоре оно стало актуальным.
После событий февраля 1994 года в Меарат ѓа-Махпела (Пещере
праотцев), когда правительство Рабина всерьез стало рассматривать
возможность выселения жителей еврейских районов Хеврона , на
экстренном съезде раввинов в Кирят-Арбе постановление было зачитано
вновь. На этот раз оно широко освещалось в средствах массовой
информации. По свидетельству рава Йосефа Арциэля, секретаря
"Объединения раввинов за Эрец-Исраэль", заместитель министра
обороны Мордехай (Мота) Гур два раза посещал рава Шапира по
поручению Рабина, пытаясь убедить его отказаться от своего
постановления. Рав Шапира, который был очень принципиальным
человеком, остался непреклонным. В конце концов Мота Гур сообщил
ему, что из-за этого постановления Рабин решил не вносить раскол в
армию, и выселение евреев из Хеврона было "отсрочено", а затем и
вовсе отменено. Таким образом, можно прийти к выводу, что
ѓалахическое постановление р. Авраама Шапира, запрещавшее
военнослужащим участвовать в изгнании евреев и передачи их земли
террористам, спасло тогда еврейское присутствие в древней
еврейской столице.
После смерти рава Исраэли и рава Нерии "Объединение раввинов за
Эрец-Исраэль" вместе с равом Шапира возглавил рав Мордехай Элияѓу.
В последующие годы рав Шапира посвящал большую часть времени своей
йешиве. Когда стало известно о шароновском плане изгнания евреев из
поселений Гуш-Катифа , рав Шапира, которому было уже больше
девяноста лет, не мог молчать. В октябре 2004 года он сказал в
интервью национально-религиозной газете "Бешева ": «Это нарушение
запрета Торы, это запрещено. Они (солдаты – И.С.) обязаны сообщить
командирам, что это запрещено, как осквернение субботы, как
поедание некошерного… Нужно объявить об этом заранее. Да и
командиры этого не хотят. Они говорят, что это не их обязанность,
их обязанность – защищать государство». На вопрос, что делать
солдату, если ему скажут, что он будет посажен в тюрьму за
невыполнение приказа, рав Шапира ответил: «Что за вопрос?! Так
нужно поступать, когда речь идет о нарушении заповедей. Никогда
такого не было. В галуте нас всегда изгоняли, но чтобы евреи
изгоняли нас – такого еще не было!»
Постановление рава Шапира о том, что солдатам запрещено Ѓалахой
участвовать в изгнании евреев, активно поддержали такие
авторитетные раввины, как например раввин Кирьят-Арбы и Хеврона р.
Дов Лиор, раввин поселения Бейт-Эль р. Залман Меламед, и другие. В
молодости они учились в йешиве "Мерказ ѓа-Рав" и были учениками р.
Шапира и р. Ц.-Й. Кука. Поддержку призыву р. Шапира выразили также
представители правых внепарламентских движений. Однако нашлись и
раввины, называющие себя последователями рава Кука (и раньше
признававшие рава Шапира своим духовным авторитетом), которые
выступили против его слов, утверждая, что ни в коем случае нельзя
отказываться от выполнения приказа. Против отказа от выполнения
приказа об изгнании евреев выступили и политики из МАФДАЛа и других
партий, причисляющих себя к национальному лагерю. Кто знает, если
бы весь национально-религиозный лагерь выступил единым фронтом и
поддержал рава Шапира, может быть, как и в 1994 году, благодаря его
постановлению не было бы изгнания евреев и последовавшего за ним
резкого ухудшения безопасности всего государства Израиль?
После проведения "размежевания" в некоторых кругах
национально-религиозного лагеря, особенно среди молодежи, стали
набирать популярность идеи "размежевания" с государством, попытки
порвать с идеологией рава Авраама-Ицхака Кука и его сына, признать
правоту тех, кто заявлял, что все, связанное с восстановлением
государства и возрождением национальной жизни в Эрец-Исраэль не
имеет никакого отношения к Избавлению и так далее. Одним из
практических воплощений этой точки зрения стал отказ от чтения в
День Независимости Ѓалеля (подборки псалмов, цель которых выражение
благодарности Всевышнему), установленного Главным раввинатом вскоре
после создания государства. С другой стороны, многие из тех, кто
выступал против призыва рава Шапира не выполнять приказ,
противоречащий закону Торы, придерживаются идеи, что правительство,
армия и прочие государственные структуры якобы обладают своего рода
"святостью", и считают критические выпады против них "бунтом против
Царства".
Рав Авраам Шапира высказал свое мнение по этому вопросу в статье,
которую он написал перед последним Днем Независимости в мае 2007
года. Он писал: «Слава Б-гу, что мы вновь удостаиваемся благодарить
Всевышнего за создание государства. Сто лет назад в Эрец-Исраэль
было пятьдесят тысяч евреев, а сегодня, слава Б-гу, – около шести
миллионов евреев. Также, слава Б-гу, увеличилось изучение Торы в
еврейском народе, и государство Израиль – самый большой центр
изучения Торы в мире… К моему сожалению, есть те, кто сомневаются,
обязаны ли мы благодарить Всевышнего сегодня. Ведь были изгнаны
десять тысяч человек из Гуш-Катифа , а это – ужасное и страшное
деяние; есть еще и другие недостатки. Однако я не могу понять это
ужасное недопонимание. Государство Израиль было создано Всевышним;
так почему же мы не будем благодарить Его?.. Государство – это
нечто постоянно и существует, как любая вещь, насчет которой мы
верим, что она была дана с Б-жьей помощью. Проблемы есть у
правительства, людей из "плоти и крови", назначаемых на короткое
время, на год или на два, а может быть и того меньше. Мы не
покрываем ни тех, кто ответственен и является соучастником изгнания
евреев в Эрец-Исраэль своими прямыми действиями, ни тех, кто
колебались или искажали мнение Торы. Промахи и неудачи были и во
времена царей Израиля, да и у каждого человека есть свои слабости.
Когда правительство поступает неправильно – это, конечно, хуже; так
что, из-за этого мы не будем прославлять Всевышнего за Его
действия?..»
Подобную точку зрения можно увидеть и у рава Цви-Йеѓуды Кука,
разделявшего между понятиями "государство" и "правительство". С
одной стороны, есть святость в том, что у евреев после почти двух
тысяч лет изгнания вновь есть свое государство, возрождается
нормальная жизнь на своей земле. За это нужно благодарить
Всевышнего в молитвах. Но с другой стороны, нужно бороться и
протестовать против всех плохих явлений, которые есть в
государстве.
В последние месяцы жизни, р. Шапира поддержал тех, кто пытается
отстроить поселение Хомеш в Самарии, также разрушенного в 2005
году. Рав Авраам-Элькана Шапира скончался 15 тишрея (27 сентября),
в первый день праздника Суккот, в иерусалимской больнице "Шаарей
цедек". На следующий день около сорока тысяч человек участвовали в
его похоронах. Он был похоронен на Масличной горе, недалеко от
могил раввинов Авраама-Ицхака Кука, Цви-Йеѓуды Кука и Шломо Горена
. Согласно завещанию рава Авраама Шапира, йешиву "Мерказ ѓа-Рав"
возглавит его сын, рав Яаков-Эльазар Шапира, преподаватель этой
йешивы.
За день до смерти, буквально из последних сил, рав Авраам Шапира
подписался под воззванием, подписанным также равом Мордехаем
Элияѓу. Речь в нем идет об опасностях, угрожающих ныне Эрец-Исраэль
и Иерусалиму. В этом воззвании, которое можно рассматривать как его
завещание народу Израиля, было сказано: «Мы призываем весь
еврейский народ самым решительным образом протестовать против
разговоров и намерений премьер-министра и общественных деятелей,
касающихся создания "палестинского государства" и отступления со
священных территорий Эрец-Исраэль. Земля Израиля принадлежит
еврейскому народу и дана нам в наследие Творцом мира, и нет
никакого права ни у премьер-министра, ни у другого человека
отдавать части или даже крупицу святой Земли Израиля. Вся
Эрец-Исраэль в границах, указанных в Торе, принадлежала в прошлом,
принадлежит в настоящем и в будущем одному лишь еврейскому народу,
и запрещено строжайшим запретом Торы уступать какую-либо часть
нашей Святой Земли. Неужели мы не извлекли урок из депортации наших
героических братьев, жителей Гуш-Катифа и Северной Самарии, которые
были изгнаны из своих домов? Мы призываем общественность
протестовать против этих разговоров, а главу правительства –
раскаяться и заботиться о правах народа Израиля в его стране».
"Вести", 1.11.2007
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|