|
Ицхак Стрешинский Раввин Цви-Йеѓуда Кук
Двадцать четыре году тому назад, в Пурим, ушел из жизни раввин
Цви-Йеѓуда Кук, духовный лидер религиозного сионизма в период
воссоздания еврейского государства, сын и продолжатель пути раввина
Авраама-Ицхака Кука. В этой статье я ознакомлю читателя с основными
фактами его биографии и общественной деятельности, продолжавшейся
около семидесяти лет. Я также упомяну основы идеологии р.
Цви-Йеѓуды Кука, подробное рассмотрение которой выходит за рамки
этой статьи.
Цви-Йеѓуда Кук, единственный сын р. Авраама-Ицхака Кука, родился в
1891 году в литовском городе Зеймеле, где его отец был раввином. В
1904 году он прибыл вместе с семьей в Эрец-Исраэль. Уже в
пятнадцать лет Цви-Йеѓуда помогал отцу, который стал раввином Яффо,
распространять его работы и учение. В 1906 году он начал учиться в
одной из самых важных йешив того времени "Торат Хаиґм" в Старом
городе Иерусалима, затем вернулся в Яффо, учил Тору у своего отца и
помогал ему в редактировании и издании его работ.
В 1914 году р. Цви-Йеѓуда Кук прибыл в Германию, где он преподавал
Тору молодежи. С началом Первой мировой войны р. Цви-Йеѓуда был
арестован там как российский поданный. После освобождения он прибыл
в Швейцарию, где присоединился к отцу, который выехал в Германию
для участия в съезде движения Агудат Исраэль, но из-за начавшейся
войны не смог вернуться в Эрец-Исраэль и остался в Европе.
Вскоре после окончания войны они вернулись в Эрец-Исраэль, и в 1921
году р. Цви-Йеѓуда Кук выехал в Европу в качестве посланника
движения "Дегель Йерушалаим" ("Знамя Иерусалима"). Это движение
было создано его отцом р. Авраамом-Ицхаком Куком, который по
возвращении в Эрец-Исраэль был назначен главным раввином
Иерусалима, а с момента создания Главного раввината стал верховным
ашкеназским раввином Эрец-Исраэль. Целью движения "Дегель
Йерушалаим" стало присоединение соблюдающих заповеди евреев к
святой деятельности по возрождению народа и Страны Израиля. В
Польше, Литве и Австрии р. Цви-Йеѓуда встретился с величайшими
раввинами того времени. Среди них был и знаменитый Хафец-Хаим,
который был рад встрече и говорил о р. Куке-отце с теплотой и
уважением. Впоследствии р. Цви-Йеѓуда свидетельствовал, что часть
великих раввинов того времени поддерживала сионизм, примерно
столько же были против, а большинство не занимало никакой позиции
по этому вопросу. В Польше р. Цви-Йеѓуда Кук женился на Хаве-Лее,
дочери варшавского раввина р. Йеѓуды-Лейба Гутнера. Они прожили
вместе до ее смерти в 1944 году. Детей у них не было...
После свадьбы, р. Цви-Йеѓуда Кук вернулся в Эрец-Исраэль и помогал
отцу в создании "Всемирной йешивы", впоследствии получившей
название "Мерказ Ѓа-Рав". В этой йешиве, в отличие от других
религиозных учебных заведений того времени, обучение велось на
иврите, а не на идише, и помимо Талмуда и законов там также
изучались еврейская философия и Танах. Среди учеников йешивы
"Мерказ Ѓа-Рав" в первые годы ее существования можно отметить
Давида Разиэля, ставшего впоследствии командиром боевой организации
ЭЦЕЛь.
В конце двадцатых-начале тридцатых годов р. Цви-Йеѓуда Кук
включился в деятельность своего отца по спасению учеников йешив,
оставшихся в захваченной большевиками России. Среди молодых людей,
которые получили благодаря им визу и прибыли в Эрец-Исраэль, были и
те, кто стали в будущем известными раввинами, как, например р.
Шауль Исраэли и р. Моше-Цви Нерия.
В 1935 году, после смерти отца, р. Цви-Йеѓуда Кук занялся изданием
оставленных им многочисленных рукописей. В течение пятнадцати лет
он изучал их и готовил к публикации.
Тем временем произошли события, изменившие ход еврейской истории.
С одной стороны, гибель шести миллионов евреев в огне Катастрофы, с
другой – возрождение еврейской государственности в Эрец-Исраэль.
Раввин Цви-Йеѓуда Кук видел в страшных событиях Холокоста вырывание
евреев из галута, которым сопровождалось начало Избавления.
Раввин Кук поддерживал подпольные организации, действовавшие в
Эрец-Исраэль в последнее десятилетие британского мандата. В его
доме были листовки ЭЦЕЛя и ЛЕХИ. Соблюдавшие заповеди бойцы ЛЕХИ
советовались с ним по галахическим вопросам, например, какие
действия в рамках борьбы с англичанами можно проводить по субботам.
С большим вниманием и удовольствием он читал ежемесячное издание
ЛЕХИ под названием "Хазит" ("Фронт"). Один раз он бережно положил
брошюру на особое место в своей библиотеке и сказал: "Все книги,
которые есть у меня здесь, святые, а то, что вы принесли мне –
святая святых". Эти слова произвели большое впечатление на ребят из
ЛЕХИ, которые принесли ему материалы, и когда они рассказали об
этом своим командирам, это весьма воодушевило. (По книге о р.
Цви-Йеѓуде Куке, написанной р. Шломо Авинером).
В создании государства Израиль р. Кук видел начало осуществления
пророчеств о возвращении еврейского народа на свою землю и начало
Избавления. В провозглашении государства он видел выполнение
заповеди о еврейском суверенитете в Эрец-Исраэль, согласно словам
Рамбана, одного из великих еврейских мудрецов: "Заповедано нам
Торой владеть землей, которую Б-г дал нашим отцам и не оставлять ее
во владении другого народа…".
В 1951 году, после смерти главы йешивы "Мерказ Ѓа-Рав" р.
Яакова-Моше Харлапа, р. Цви-Йеѓуда Кук стал ее руководителем. Под
его руководством немногочисленная до той поры йешива наполнилась
идеологически настроенной молодежью из национально-религиозного
лагеря. Среди учеников р. Кука в тот период были такие известные
ныне раввины, как глава йешивы поселения Бейт-Эль р. Залман-Барух
Меламед, раввин Кирьят-Арбы и Хеврона р. Дов Лиор, бывший депутат
Кнессета р. Хаим Друкман, и многие другие. Йешива "Мерказ Ѓа-Рав"
стала одной из наиболее серьезных и известных израильских йешив.
В День Независимости 1967 года, во время своего традиционного
выступления в йешиве, р. Цви-Йеѓуда сказал: "В ту знаменитую ночь,
девятнадцать лет тому назад, когда стало известным решение
правителей народов мира присоединиться к воссозданию государства
Израиль, и весь народ высыпал на улицы, чтобы выразить свою
радость, я не мог выйти и присоединиться к этому веселью. Я сидел в
одиночестве, удрученный, и в те первые часы не мог согласиться с
ужасным известием. Ведь исполнилось пророчество: "Мою страну
поделили!" Где наш Хеврон? Наш Шхем? Наш Йерихо? Неужели мы забудем
про них? Где восточный берег Иордана? Где каждый клочок земли?
Каждая часть страны Господа? Вправе ли мы отказаться пусть даже от
одного миллиметра этой земли? Боже упаси!".
Через три недели в результате Шестидневной войны упомянутые р.
Куком Хеврон, Шхем и Йерихо, а также остальные части Иудеи и
Самарии, Газа, Синай и Голанские высоты были освобождены
израильской армией. Раввин Цви-Йеѓуда Кук провозгласил, что все
освобожденные земли принадлежат народу Израиля. Он написал десятки
воззваний, в которых выступал против планов отдачи частей
Эрец-Исраэль и требовал самоотверженно бороться за нее. Его ученики
создали движение "Гуш Эмуним" ("Блок верных"), которое занималось
заселением освобожденных территорий и созданием там поселений.
Во время одной из первых попыток создания поселений в Самарии,
когда солдаты прибыли помешать этому, р. Кук сказал им: "Если вы
хотите, возьмите автомат и убейте меня. Так же, как невозможно
заставить меня есть свинину или нарушать шабат, так и вы не
заставите меня сдвинуться отсюда". Тогда же депутат Кнесета Ариэль
Шарон, в начале своей политической карьеры занимавший правый фланг
израильский политики и принимавший участие в той попытке создания
поселения, однозначно сказал одному из солдат, пытавшихся разогнать
поселенцев: "Откажись от выполнения приказа. Такие приказы не
выполняют... Это аморальный приказ".
Придавая государству Израиль религиозную ценность, и, как правило,
относясь с уважением к его руководителям, р. Цви-Йеѓуда Кук видел
разницу между понятиями "государство" и "правительство". Так, он
называл осквернением именем Всевышнего правительство меньшинства,
опирающееся на арабские голоса. В 1974 году он сравнивал попытки
правительства помешать заселению Эрец-Исраэль с "чертой оседлости"
в царской России и писал в своих воззваниях: "Правительство
существует для народа, а не народ для правительства". И еще: "Мы
выполняем заповеди Торы, а не правительства. Тора важнее, чем
правительство, Тора – вечна, а это предательское правительство –
преходяще и не имеет значения". В своем знаменитом воззвании "Не
бойтесь!" он писал, что каждый еврей, включая и военнослужащих,
обязан всеми силами мешать передаче Эрец-Исраэль неевреям. Здесь я
позволю себе заметить, что на фоне этих известных четких и ясных
высказываний р. Цви-Йеѓуды Кука становится весьма непонятно
поведение части его учеников прошлым летом, во время
насильственного выселения евреев из Гуш-Катифа и северной Самарии.
Напомним, что некоторые из них выступили против слов р. Авраама
Шапира, бывшего главного раввина Израиля и преемника р. Цви-Йеѓуды
на посту главы йешивы "Мерказ Ѓа-Рав", постановившего, что солдатам
запрещено Галахой выгонять евреев из их домов.
Последние годы жизни р. Цви-Йеѓуды Кука были омрачены отдачей
Синайского полуострова Египту. Будучи уже тяжело больным, он писал
краткие воззвания, в которых подчеркивал, что Синай – это часть
Эрец-Исраэль. Раввин Цви-Йеѓуда Кук скончался 14 адара 5742 года (9
марта 1982 года), незадолго до начала первого изгнания евреев из
поселений и разрушения их домов.
На фото: Раввин Цви-Йеѓуда Кук (Швейцария, 1916 г.)
19.03.2006
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|