|
Ицхак Стрешинский Ури-Цви Гринберг
К 25-ой годовщине смерти великого поэта
Выдающийся идеолог национального лагеря д-р Исраэль Эльдад слышал в
поэзии Ури-Цви Гринберга ожившие голоса еврейских пророков. Величие
Ури-Цви Гринберга признается даже его идеологическими противниками,
подвергавшими поэта нападкам, травле и даже бойкоту на протяжении
почти всех лет, прожитых им в Эрец-Исраэль. В этой статье читатель
может ознакомиться с основными фактами биографии Гринберга, с
этапами его творчества и общественной деятельности. При этом
хочется отметить, что идеология великого поэта и его значение в
процессе возрождения еврейского народа, конечно же, заслуживают
отдельных статей.
Ури-Цви Гринберг родился 22 сентября 1896 года в местечке Белый
Камень в Восточной Галиции, входившей тогда в состав
Австро-Венгрии, в семье хасидского цадика, раввина Хаима Гринберга.
Когда ему было полтора года, семья переехала во Львов. Там он рос,
получил традиционное еврейское образование и начал писать первые
стихи. В 1912 году они впервые были опубликованы на идише и на
иврите в периодических изданиях. В 1915 году Гринберг был призван в
австрийскую армию, воевал на сербском фронте и дезертировал к концу
войны. С возвращением во Львов в ноябре 1918 года он стал
свидетелем еврейского погрома, устроенного поляками, в котором
Ури-Цви и его семья чудом уцелели. Ужасы войны и погрома оставили
глубокий след в душе поэта и отразились на его творчестве: от
безмятежной лирики он перешел к жесткому экспрессионизму.
В 1921 году Ури-Цви Гринберг переехал в Варшаву, где присоединился
к молодым поэтам-экспрессионистам, писавшим стихи на идише. Вместе
с Перецем Маркишом и Мелехом Равичем они основали литературную
группу "Халястра". Их стихи, а также стихи других поэтов этой
группы, публиковались в ряде литературных журналов, в том числе и в
редактируемом Ури-Цви альманахе "Альбатрос". После того как второй
выпуск издания был запрещен польской цензурой за нападки на
христианство, Ури-Цви был вынужден переехать в Берлин, где и вышел
в свет следующий выпуск "Альбатроса". В нем была опубликована поэма
на идише «В царстве креста», в которой поэт пророчески писал об
опасности, угрожающей европейскому еврейству. В Берлине Гринберг
познакомился с поэтессой Эльзой Ласкер-Шиллер. Она произвела на
него огромное впечатление, и позднее он перевел некоторые ее стихи
на иврит.
Разочарованный Европой, в которой евреи вновь и вновь становились
жертвами погромов и преследований, в декабре 1923 года Ури-Цви
Гринберг прибыл в Эрец-Исраэль. Здесь он солидаризировался с
первопроходцами из сионистов-социалистов, писал стихи на иврите, а
также статьи, которые публиковались в прессе рабочего движения. В
то время он видел своей идеологией социализм – но не оторванный от
еврейской традиции, а основанный на ее источниках, целью которого
должны были стать в первую очередь спасение и возрождение
еврейского народа. В своих статьях Ури-Цви выступал против попыток
сделать предметом для подражания русскую революцию.
В первых сборниках стихов, выпущенных Гринбергом на иврите, как,
например, "Большой ужас и луна" и "Анакреон на полюсе печали",
преобладали стихи философского содержания. Но уже в сборнике
"Видение одного из легиона", вышедшем в 1928 году, поэт напрямую
обратился к актуальным событиям и проблемам. В этом сборнике он
обвинил руководство рабочего движения в том, что оно предало и
обмануло первопроходцев. В следующем году вышла в свет книга стихов
Ури-Цви Гринберга "Домашний пес", в которой критика руководства
ишува была еще более жесткой. Тогдашних руководителей Ури-Цви
Гринберг называл в своих стихах "санбалатами" – по имени
персидского наместника Санбалата, который мешал отстраивать стены
Иерусалима вернувшимся из Вавилонского изгнания евреям.
В августе 1929 года в Эрец-Исраэль прокатилась волна арабских
погромов. За одну неделю были зверски убиты 133 еврея и 339 ранены.
Эти страшные события Гринберг рассматривал как результат той
политики, которую проводила социалистическая верхушка ишува. Его
разрыв с социалистами был окончательным. Гнев и боль он выразил в
сборнике стихотворений, написанном сразу же после арабских
бесчинств. Компромиссам и уступкам он противопоставлял таких героев
древней истории еврейского народа, как Йоханан из Гуш-Халава и
Бар-Кохба, а также Йосефа Трумпельдора, погибшего при обороне
Тель-Хая в начале 20-х годов. Выход в свет этого сборника вызвал
гневные отклики в социалистической прессе.
Сам Ури-Цви прекратил писать статьи в профсоюзной газете "Давар" за
несколько недель до событий лета 1929 года, а в мае 1930 года его
статьи начали появляться в газете "Доар ѓа-йом", которая была тогда
центральным печатным органом возглавляемого Жаботинским
ревизионистского движения. С первых же статей поэт стал писать о
наболевшем и гневно обличать руководителей ишува: "Эти руководители
привели вас в пропасть. Вы видите это своими глазами… Будете ли вы,
простые евреи Эрец-Исраэль, хорошо знающие, что такое руководитель
и каким должно быть руководство евреев, продолжать молчать как
молчали до сих пор? Вы, обманутые солдаты на поле битвы, не
потребуете ли вы один раз открыто от генералов-"санбалатов",
преступников и предателей: убирайтесь из национальных учреждений?"
С марта 1931 года Ури-Цви Гринберг начал публиковать статьи в
газете "Ѓа-Ам", относящейся к максималистскому крылу
ревизионистского движения. Поэт стал одним из руководителей
организации "Брит ѓа-Бирьоним" ("Союз бунтарей"), которую
возглавляли лидеры максималистов Аба Ахимеир и Йеѓошуа Евин. "Союз
бунтарей" призывал к активному противостоянию постановлениям
английских властей, в частности, к неучастию в переписи населения.
Активисты организации выходили на демонстрации против посетившего
Эрец-Исраэль крупного британского чиновника Шилса, имевшего
отношение к проарабской позиции Лондона, а позже, после прихода
Гитлера к власти, срывали нацистские флаги с немецких
представительств.
Ури-Цви Гринберг занимал четвертое место в списке кандидатов от
ревизионистской партии в Асефат ѓа-нивхарим ("Собрание депутатов"),
выборы в которое состоялись в январе 1931 года. А в мае того же
года Гринберг был поставлен в списке кандидатов от ревизионистской
партии на 17-й Сионистский конгресс на второе место, сразу после
Жаботинского.
В начале 1932 года Ури-Цви навестил родителей во Львове, а в конце
года прибыл в Варшаву, которая была одним из центров
ревизионистского движения. В 1933 году Гринберг стал редактором
ревизионистского еженедельника на идише "Ди велт".
В июне 1933 года в Тель-Авиве был убит Хаим Арлозоров, один из
лидеров сионистов-социалистов. В убийстве были обвинены
ревизионисты Цви Розенблат и Авраам Ставский, а Абу Ахимеира
обвиняли в том, что он в этом замешан. Во время судебного процесса
велась оголтелая травля ревизионистов. Ури-Цви Гринберг назвал это
"кровавым наветом в стиле дела Бейлиса", и прибыл в Эрец-Исраэль.
Там распространялись плакаты с вырванными из контекста цитатами из
писем поэта к Йеѓошуа Евину и его супруге. Целью этой провокации
было создание впечатления о его причастности к убийству Арлозорова
. Позднее он писал, как на улице Тель-Авива рабочие кричали ему:
"Позор Ури-Цви Гринбергу! Убийца!". Одним из тех, кто подписал
воззвание в защиту Ставского и Розенблата, был главный раввин
Эрец-Исраэль р. Авраам-Ицхак Кук. Впоследствии обвиняемые были
оправданы судом.
В марте 1937 года вышел в свет один из самых сильных сборников
стихов Ури-Цви Гринберга под названием "Книга обличения и веры",
где нашли наиболее полное выражение взгляды поэта того периода. В
клокочущих яростью строках поэт обвинял социалистическое
сионистское руководство в потере идеалов, обличал его политику
"сдержанности", которая выражалась в том, что лидеры ишува никак не
реагировали на возобновившиеся в 1936 году атаки арабов против
евреев. Ури-Цви Гринберг воспевал Иерусалим, который считался тогда
менее важным сионистским приоритетом, нежели Изреэльская долина. Он
гневно клеймил Англию, предсказывая ее бегство из Индии и
Эрец-Исраэль, всю ненавидящую евреев христианскую цивилизацию, а
также современных "флавиев", заискивавших перед Англией, Москвой
или арабами. Он назвал англичан оккупантами и заявил, что только
война и кровь решат, кто будет править в Эрец-Исраэль.
По приглашению Зеэва Жаботинского Гринберг вновь выехал в Варшаву,
где стал одним из редакторов газеты «Дер момент». За неделю до
начала Второй мировой войны он опубликовал в этой газете статью, в
которой требовал всеми способами бороться с нацистским врагом. С
началом войны с огромным трудом поэт смог добраться до
Эрец-Исраэль.
В последующие годы Ури-Цви Гринберг не публиковал стихов и статей,
что вызывало у многих недоумение. В 1944 году Исраэль Эльдад,
идеолог и один из руководителей подпольной организации ЛЕХИ и
большой почитатель Ури-Цви Гринберга, опубликовал в подпольной
газете "Хазит" ("Фронт") статью о нем, в которой выразил мнение
многих подпольщиков: "Мы не имеем права и не можем отрицать: иногда
есть ощущение, что мы – слова из его стихов, строки, которые
спустились со страниц его книг и стали кровью и плотью".
В 1945 году поэт прекратил молчание и начал публиковать цикл
стихов. Их основной темой стала гибель европейского еврейства,
которую он предвидел и о которой буквально кричал в своей поэзии
двадцатых и тридцатых годов. Эти стихи и поэмы, написанные в стиле
еврейских средневековых элегий, посвященных жертвам крестовых
походов, были собраны в книге "Улицы реки", которая вышла в свет в
1951 году. Поэт оплакивал всех погибших евреев, своих родителей и
шесть сестер. Он писал о пропасти между евреями и неевреями, взывал
к Всевышнему с требованием прекратить страдания еврейского народа и
восстановить Царство Израиля. Ури-Цви Гринберг не пользовался
термином "катастрофа", который ассоциировался у него с природным
бедствием, а говорил об уничтожении народа, при котором погибла его
треть.
В начале 1948 года поэт был удостоен литературной премии имени
Бялика, которую он пожертвовал детям Старого города в Иерусалиме.
Позднее ему еще два раза была вручена эта награда (в 1955 и в 1977
годах), а в 1957 году он получил Государственную премию.
После провозглашения государства Израиль в его тогдашних
границах У.-Ц. Гринберг писал о необходимости создания Царства
Израиля от Нила до Евфрата. Он занимал второе место после Менахема
Бегина в предвыборном списке движения Херут в Кнесет 1-го созыва и
был депутатом с 1949 по 1951 год. В своих выступлениях он говорил
об Иерусалиме, важнейшая часть которого была оккупирована арабами,
требовал не прощать Германию и тем более не устанавливать с ней
дипломатических отношений.
В пятидесятые годы У.-Ц. Гринберг публиковал стихотворения в
издаваемом Исраэлем Эльдадом журнале "Сулам", в литературном
ежегоднике газеты "Ѓа-Арец", вновь начал писал стихи на идише. В
его поэзии того периода переплетены национальные мотивы и личные
религиозно-философские размышления.
В 1967 г., после победы Израиля в Шестидневной войне и освобождения
частей Эрец-Исраэль, сбылись многие мечты, о которых У.-Ц. Гринберг
писал в своих стихах. Еще в 1924 году поэт удостоился взойти на
Храмовую гору, и посещение этого самого святого для еврейского
народа места произвело на него неизгладимое впечатление. Позже он
возвращался к этой теме множество раз. В стихотворении "Израиль без
Храмовой горы" он писал: "Израиль без горы – это не Израиль".
На третий день после освобождения Иерусалима Ури-Цви поднялся на
Храмовую гору, и, надев талит, приготовился к молитве. Израильский
офицер, вняв жалобам мусульманского сторожа, приказал ему покинуть
это место. По свидетельству его супруги, Ализы Гринберг, Ури-Цви
содрогнулся душой и телом, прервал молитву и громко произнес: "Так
простился я с Храмовой горой". Он писал, что Страной Израиля будет
править тот, кто правит Храмовой горой.
Ури-Цви Гринберг включился в деятельность Движения за неделимую
Эрец-Исраэль, в которое также входили поэт Натан Альтерман, лауреат
Нобелевской премии писатель Шмуэль-Йосеф Агнон и многие другие
деятели культуры. В своих стихотворениях конца шестидесятых –
начала семидесятых годов Ури-Цви Гринберг протестовал против
нерешительной политики израильского правительства, осуждал эйфорию
и беспечность, охватившие израильское общество после победы. За
десять дней до Войны Судного дня, ставшей тяжелым ударом для
израильского общества, он писал: "Беспечные ничего не слышат.
Телефоны еще не звонят".
В 1979 году в предисловии к библиографии своего творчества,
составленной литературоведом Й. Арноном, Ури-Цви Гринберг написал:
"Арабы – здравомыслящие и поступают как здравомыслящие. Мы же
наоборот: даже у безграмотного племени нельзя найти такого
пренебрежения к наследию отцов, территории Эрец-Исраэль,
традиционным понятиям".
Выдающийся национальный поэт Ури-Цви Гринберг ушел из жизни в 33-й
День Независимости, 5 ияра 5741 года (8.5.1981) и был похоронен на
Масличной горе в Иерусалиме.
Начиная с 1991 года, издательство Института имени Бялика выпустило
шестнадцать томов Полного собрания сочинений поэта. Туда вошли его
стихотворения, рисунки, статьи. Некоторые стихи Ури-Цви Гринберга
были переведены на русский язык. Этим занимались не только
переводчики, но и лучшие русскоязычные поэты, репатриировавшиеся в
Израиль.
"Вести", 18.5.06
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|