|
Марк Тольц Уроженцы СССР и их потомки - 12% мирового еврейского населения
Данные советских переписей населения основывались целиком на самоидентификации респондентов и считаются «хорошим примером эмпирически измеренного “ядра” еврейского населения в рамках диаспоры»[1]. Переписчики не требовали никаких документальных свидетельств, подтверждающих ответы на любые вопросы переписи. Более того, относительно определения этнической принадлежности (национальности) в переписных инструкциях специально отмечалось, что записывается та национальность, которую указывает сам опрашиваемый[2]. Однако большинство специалистов разделяют мнение, что данные советских переписей о численности взрослого еврейского населения отражают ответы, которые в основном соответствовали «официальной» национальности, записанной во внутренних паспортах[3].
«Ядро» еврейского населения — это совокупность тех, кто в ответ на вопрос об их этнической принадлежности идентифицируют себя как евреи, а в случае детей, они определены как евреи своими родителями. «Ядро» не включает лиц еврейского происхождения, которые называли в ходе переписи иную национальность. Однако круг лиц, имеющих право получить разрешение на иммиграцию в Израиль (алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении, намного шире; право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети и внуки — все со своими законными супругами[4].
Согласно подходу, утвердившемуся в демографии евреев, те, кто приняли другую религию и таким образом отказались от национальной религии — иудаизма, «выпадают» из «ядра» еврейского населения. Однако в подавляющем большинстве постсоветских стран о таких людях нет достоверной статистической информации[5]. В то же время известно, что определённое число случаев такого рода отмечалось специальными монографическими исследованиями ещё для позднего советского периода[6]. Более того, в 1990-е годы в России и на Украине опросы еврейского населения выявили, что свыше 10% считают христианство наиболее привлекательной религией[7]. Следует также отметить, что специальное исследование в Санкт-Петербурге показало, что все те, у кого оба родителя евреи, даже приняв христианство, продолжают идентифицировать себя как евреи[8]. Таким образом очевидно, что оценки «ядра» еврейского населения, основанные на данных постсоветских переписей, из-за тех, кто входит в эту специфическую категорию, оказываются несколько завышенными.
По данным переписи населения 1970 года, дата проведения которой близка к началу массовой эмиграции советских евреев, в СССР проживало примерно 2,15 млн. человек, которых можно отнести к «ядру» еврейского населения. Для того чтобы определить дальнейшую динамику, мы должны оценить превышение числа смертей над количеством рождений для рассматриваемого населения, а также масштаб «присоединения» лиц этнически смешанного происхождения к его «ядру» в связи с миграцией. Ясно, что второй из этих основных факторов динамики частично компенсировал отрицательное действие первого.
Все другие факторы, включая изменение этнической самоидентификации лиц смешанного происхождения, остающихся в странах бывшего СССР, не могут идти в сравнение с упомянутыми двумя основными факторами по своей численной значимости. Пожалуй, лишь только одна значительная группа лиц смешанного происхождения была склонна к смене этнической принадлежности — это те, кто решил мигрировать, прежде всего, в Израиль. Однако они в период массовой эмиграции покидали бывший Советский Союз очень быстро и стали частью «ядра» еврейского населения за рубежом, в основном в Израиле.
Впервые такой расчет, исходя из данных переписи 1970 года, был выполнен нами на начало 2004 года и дал оценку общей для всех стран мира численности «ядра» еврейского населения, имеющего корни в бывшем СССР, равную 1,6 млн. человек[9]. Для обновления этой оценки на начало 2010 года следует рассмотреть динамику за последующие годы и там, где это необходимо, уточнить параметры наших расчётов.
В упомянутых расчётах для всего периода 1970-2003 годов снижение численности «ядра» еврейского населения за счет превышения числа смертей над количеством рождений было оценено в 0,7 млн. Зная о продолжении этой неблагоприятной динамики, для последующих шести лет соответствующее превышение можно приблизительно оценить в 60 тысяч, что дает 0,76 млн. для всего периода 1970-2009 годов.
Среди мигрировавших в Израиль бывших советских граждан баланс между числом рождений и смертей является положительным. В то же время для иммигрантов из бывшего Советского Союза в США и Германию характерен отрицательный естественный прирост, численный размер которого, впрочем, неизвестен. Поскольку эти факторы частично компенсируют друг друга и, несомненно, составляют гораздо меньшую величину по сравнению с негативным балансом числа рождений и смертей среди евреев в государствах бывшего Советского Союза, мы можем абстрагироваться от них в наших расчетах.
В качестве следующего шага мы должны оценить также вклад второго основного фактора динамики. Ведь, как уже отмечалось, естественная убыль частично компенсировалась «включением» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией. Это «включение» вследствие изменения их этнического статуса может быть оценено исходя из расхождений в данных о доле евреев среди мигрантов в Израиль (табл. 9), возникающих вследствие различных критериев, применяемых в бывшем СССР и в Израиле.
Таблица 9. Доля евреев среди мигрантов в Израиль из России и из всех государств бывшего СССР по данным двух различных статистических источников, 1990-2009 годы, %
Годы
| Из России По данным Росстата*
| Из России По данным ЦСБ Израиля**
| Из всех государств бывшего СССР, по данным ЦСБ Израиля**
| 1990
|
| 94
| 96
| 1991
|
| 87
| 91
| 1992
| 64***
| 82
| 84
| 1993
| 60
| 82
| 82
| 1994
| 58
| 77
| 77
| 1995
| 53
| 73
| 72
| 1996
| 49
| 67
| 67
| 1997
| 36
| 59
| 59
| 1998
| 31
| 54
| 53
| 1999
| 31
| 49
| 49
| 2000
| 27
| 47
| 45
| 2001
| 25
| 44
| 43
| 2002
| 24
| 43
| 41
| 2003
| (24)
| 45
| 43
| 2004
| (22)
| 45
| 41
| 2005
| (21)
| 46
| 43
| 2006
| (20)
| 46
| 45
| 2007
| (22)
| 48
| 46
| 2008
|
| 44
| 45
| 2009
|
| 43
| 41
| |
* От общего числа эмигрантов в Израиль, чья этническая принадлежность была известна; за 1990-1991 и 2008-2009 гг. соответствующие данные Росстатом не разрабатывались. В 2003-2007 гг. зарегистрированное число евреев среди мигрантов было ниже, чем численность тех, чья национальность неизвестна, что делает вычисленные показатели менее надежными (в табл. 9 они приведены в скобках).
** От общего числа иммигрантов, чья этническая/религиозная принадлежность была официально установлена на середину 2011 г.
*** Данные за вторую половину года.
Источники: Рассчитано по данным Росстата и ЦСБ Израиля.
Рисунок 5. Доля евреев среди мигрантов в Израиль из всех государств бывшего СССР, %
Источник: данные ЦСБ Израиля
Израильская статистика исходит из религиозного определения (Галахи), согласно которому евреями считаются те иммигранты, кто имели мать еврейку или приняли иудаизм. Наследование по материнской линии принадлежности к еврейству существенно расширяет круг лиц, регистрируемых в качестве евреев. Для того, чтобы официально считаться евреем, в Израиле достаточно иметь бабушку еврейку по линии матери (впрочем, и прабабушки может быть достаточно). При той дефиниции этнической/религиозной принадлежности, какая принята в израильским Законе о возвращении, только переход в другую религию может оборвать наследование еврейства.
В советской, а затем и российской миграционной статистике национальность фиксировалась согласно соответствующей записи во внутренних паспортах. В 1997 году при введении новых паспортов, в которых нет такой записи, Госкомстат России рекомендовал указывать национальность при заполнении первичных документов статистического учета мигрантов «со слов гражданина»[10]. Для детей, не имеющих паспорта, национальность определялась по национальности родителей, и указывалось, что «если родители ребенка – лица разных национальностей, записывается национальность одного из родителей, при этом предпочтение отдается национальности матери»[11]. Однако даже после распада Советского Союза наблюдалось очевидное предпочтение нееврейской этничности для детей от смешанных браков[12].
Одним из последствий демографического кризиса среди еврейского населения на постсоветском пространстве и растущего числа смешанных браков является значительное сокращение доли евреев среди иммигрантов в Израиль из государств бывшего СССР, в соответствии с официальными данными израильской статистики: с 96% в 1990 году до 72% в 1995 году, 45% в 2000 году и, наконец, до 41% в 2009 году. Примерно такое же снижение отмечалось в отношении иммигрантов из Российской Федерации. Одновременно, согласно данным официальной российской статистики, доля евреев среди эмигрантов в Израиль упала с 64% во второй половине 1992 года до 53% в 1995 году, 27% в 2000 году и 22% в 2007 году. Понятно, что отмеченные различия в критериях определения этнической принадлежности, принятые в Израиле и государствах бывшего СССР, и вызывают столь большие расхождения в приведенных данных[13].
Очевидно, что некоторые из иммигрантов, которые считались евреями в соответствии с их прежними советскими паспортами (а также по данным переписей населения), если это дети отца-еврея и матери-нееврейки, не попадают как евреи в израильскую статистику, которая определяет еврея как рождённого матерью-еврейкой. Тем не менее, гораздо большее число иммигрантов в Израиле официально сменили этнический статус в противоположном направлении. Это все те лица смешанного происхождения, у кого мать-еврейка, притом, что многие из них никогда прежде не идентифицировали себя как евреи и не относились властями в бывшем СССР к лицам данной национальности.
При подготовке оценки на начало 2004 года число таких иммигрантов было принято, как показывает новая информация, излишне осторожно, равным 0,15 млн. человек, хотя и указывалось, что оно может быть и больше. В то же время количество официальных переходов в иудаизм в Израиле мы на основе имевшихся отрывочных данных полагали незначительным и не учитывали в расчётах. Однако к началу 2010 года оно достигло среди постсоветских иммигрантов около 19 тысяч человек. Поэтому в наших новых расчётах «включение» в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией мы полагаем равным 0,21 млн. человек. Этот фактор этнической динамики замедлил сокращение численности «ядра» постсоветского еврейского населения в мире и еще более увеличил его величину в Израиле.
Суммируя наши новые оценки компонентов динамики, берущей по-прежнему в качестве исходной точки данные советской переписи 1970 года, мы приходим к результату, согласно которому к 2010 году численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем Советском Союзе, составляла во всем мире примерно 1,6 млн. человек (табл. 10). Конечно, совпадение по величине этой новой оценки и старой для 2004 года не означает нулевую динамику численности. Эта динамика была отрицательной. Недооценив по отмеченным причинам в прошлом размер «включения» в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией, мы невольно занизили оценку его численности для 2004 года, которая должна превышать 1,6 млн. человек.
Таблица 10. Динамика численности «ядра» еврейского населения, имеющего корни в бывшем СССР, 1970-2010 годы
Компоненты динамики
| Млн. человек
| «Ядро» еврейского населения в СССР, 1970 год
| 2,15
| Изменение численности «ядра» за счет превышения числа смертей над количеством рождений, 1970-2009 годы*
| –0,76
| «Включение» в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией**
| +0,21
| «Ядро» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем СССР, 2010 год
| 1,60
|
* Число «эффективных еврейских» рождений минус число смертей среди еврейского населения. Мы понимаем под «эффективными еврейскими» рождениями те, в которых новорожденные идентифицированы как евреи.
** Преимущественно при миграции в Израиль. Оценка на основе расхождений в ежегодных данных о доле евреев среди мигрантов в эту страну, возникающих вследствие различных критериев, применяемых в Израиле и в бывшем СССР (см. табл. 9); включая также случаи формального перехода в иудаизм (около 19 тыс.) — см. текст.
Источники: Данные советской переписи населения 1970 г.; оценки автора.
В 1970 году «ядро» еврейского населения мира насчитывало около 12,6 млн. человек. К 2010 году оно достигло примерно 13,4 млн. человек[14]. За этот период численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем СССР, сократилась почти на полмиллиона, несмотря на значительное по численности «включение» в него лиц этнически смешанного происхождения в связи с их миграцией. В 1970 году доля советских евреев в общей численности «ядра» мирового еврейского населения составляла 17%. К 2010 году доля уроженцев бывших советских республик и их потомков в общей численности «ядра» еврейского населения мира, несмотря на низкую рождаемость и вымирание тех, кто не мигрировал в Израиль, согласно нашим расчетам, оставалась весьма заметной — 12%.
--------------------------------------------------------------------------------
[1]XXIX Schmelz U.O., DellaPergola S. World Jewish Population, 1993 // American Jewish Year Book. 1995. Vol. 95. P. 481.
[2]XXX Национальность детей определялась их родителями. Подр. об учёте национальности в советских переписях см., например: Silver B.D. The Ethnic and Language Dimensions in Russian and Soviet Censuses // Research Guide to the Russian and Soviet Censuses. Ed.by R.S. Clem. Ithaca, N. Y., 1986; Bondarskaya G.A. Nationality in the Population Statistics in the U.S.S.R. // Challenges of Measuring an Ethnic World: Proceedings of the Joint Canada-United States Conference on the Measurement of Ethnicity. Statistics Canada and US Bureau of the Census. Ottawa and Wash., 1993.
[3]XXXI См., напр.: Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. P. 21—24; Gitelman Z. The Reconstruction of Community and Jewish Identity in Russia // East European Jewish Affairs. 1994. Vol. 24. No.2. P. 40; Куповецкий М. К оценке численности евреев и «демографического потенциала еврейской общины» в СССР и постсоветских государствах в 1989 —2003 гг. // Евроазиатский еврейский ежегодник — 5765 (2004/2005). Киев, 2005. C. 82.
[4]XXXII Подробнее об израильском Законе о возвращении и его демографических аспектах см.: Tolts M. Jews in the Russian Federation: A Decade of Demographic Decline // Jews in Eastern Europe. 1999. No. 3 (40). P. 6—10.
[5]XXXIII Даже если такие данные имеются, они относятся к меньшинству еврейского населения страны. Так, среди всех лиц, учтённых эстонской переписью 2000 года как евреи в возрасте 15 лет и старше, только 19,8% назвали себя последователями определенной веры, но из них лишь 11,0% указали иудаизм, а 7,5% отметили христианство как свою религию (см. детальный анализ в: Tolts M. Post-Soviet Jewish Demography, 1989—2004 // Revolution, Repression and Revival: The Soviet Jewish Experience. Ed. by Z Gitelman and Y. Ro'i. Lanham, 2007. P. 288—290).
[6]XXXIV См., напр.: Deutsch Kornblatt J. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church. Madison, 2004.
[7]XXXV Gitelman Z. Thinking about Being Jewish in Russia and Ukraine // Jewish Life after the USSR. Ed. by Z. Gitelman, with M. Glants and M. I. Goldman. Bloomington, 2003. P. 51.
[8]XXXVI Винер Б. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности: от безверия к вере чужого народа // Диаспоры. М., 2004. №1. С. 196.
[9]XXXVII Тольц М. После исхода: постсоветские евреи в современном мире. Авторизованный пер. с англ. И.В. Ивахнюк // Международная миграция: экономика и политика. Под. ред. В.А. Ионцева. М., 2006. С. 110—121.
[10]XXXVIII Рекомендации по заполнению первичных документов статистического учета мигрантов. М.: Госкомстат России, 1997. С. 5.
[11]XXXIX Там же.
[12]XL Ср: Волков А.Г. Этнически смешанные семьи в СССР: динамика и состав // Вестник статистики. М., 1989. № 8. С. 8—24; Tolts M. The Jewish Population of Russia, 1989—1995 // Jews in Eastern Europe. 1996. No.3 (31). P. 15.
[13]XLI Подробнее об отличиях в учете миграции из Российской Федерации в Израиль, характерных для статистики этих двух стран, см.: Тольц М. Статистический анализ алии и эмиграции евреев из России. Авторизованный пер. с англ. А. Мамута // Мир в зеркале международной миграции. Под. ред. В.А. Ионцева. М., 2002. С. 196 —210.
[14]XLII DellaPergola S. World Jewish Population, 2010 // Current Jewish Population Reports. 2010. No. 2. P. 17.
"Демоскоп" №497-498 2012г.
Тольц Марк – старший исследователь отдела демографии и статистики Института современного еврейства, Иерусалимский университет, Израиль
Продолжение: Новая география бывшего советского еврейства
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|