Наум ВайманБольшие надежды Анархия есть... последняя радость Израиля.
(А. Ф. Лосев «Дополнения» к «Диалектике мифа»)
Соглашаясь неоднократно на «мирный процесс» с палестинцами,
причем, соглашаясь громогласно, в присутствии арабских и мировых
лидеров, при рукоплесканиях «мирового общественного мнения», при
его обещаниях поддержать морально, «улучшить атмосферу», прислать
послов и т.д., Израиль попадает каждый раз в западню: после
провозглашения «мира» военные действия против Израиля продолжаются,
но у Израиля уже нет возможности защищать себя военным путем,
потому что это будет означать конец того самого «мирного процесса»,
который только что, и самим же Израилем, громогласно объявлен.
Фактически, «мирное соглашение» с палестинцами является разрешением
на отстрел евреев.
Возникает вопрос: почему Израиль сам себя затягивает в западню?
Ответ, как правило, таков: потому что нет военного решения. Мы уже,
мол, «всё» перепробовали: вторгались танками, взрывали дома,
отстреливали боевиков – ничего не помогает. Поэтому надо
«попробовать» с другой стороны, дать шанс «миру», взять на себя
«рассчитанный риск» и т.д. Что это означает на деле? Это означает
прежде всего готовность Израиля идти на уступки: территориальные,
политические, военные, а то и на жертвы (не зря же говорят о
«болезненных» решениях). Что же евреи получают взамен? Они получают
надежду.
Правда, опыт показывает, что и «мирные» инициативы
заканчиваются, после соответствующих израильских уступок, военными
действиями. Но, как мы знаем, надежда умирает последней. Некоторые
даже считают, что надежду ни в коем случае убивать нельзя. Еврея –
можно, а его надежду – нельзя.
Может создастся впечатление, что Израиль находится в «замкнутом
круге»:
нас бьют, мы пробуем увернуться «влево» (Рабин), в сторону мира, то
бишь – уступок и надежд, но нас продолжают бить; тогда мы пытаемся
увернуться «вправо» (Натанияху), в сторону жесткости и силовых
методов, но и они не приносят покоя (того самого «шекета»);
разочаровавшись в воинственности правых (тот же Натанияху сдал
Хеврон и «простил» Арафату развязывание военных действий после
открытия туннеля вдоль Западной стены Храма), народ опять бросается
за голосом левых сирен (Барак): больше уступок – больше надежды на
мир; но, увы, нас опять бьют, и мы снова (уже слегка ошалевшие)
бросаемся вправо, к самому «силовому» из силовиков, к «убийце»
Шарону, но и Шарон, помахав сабелькой, вдруг объявляет об очередных
односторонних уступках и мирных инициативах. Ну и народ, конечно,
стал за ним поворачивать: раз уж такой вояка гнет влево, значит
справа ловить нечего.
Короче, народ заколебали: напра-нале... Но и надежды на
«замкнутый круг», то есть хотя бы на стабильную цикличность,
напрасны. Это круги по спирали, в них есть динамика, динамика
поражения. При всех оборотах два фактора остаются постоянными: нас
бьют и мы уступаем все больше и больше, отступаем все дальше и
дальше. Раньше уступали, прикрываясь фиговыми листками «мирных
соглашений», а теперь и это отбросили – да здравствуют
односторонние мирные инициативы, то бишь односторонние отступления
и уступки! Не является пределом уступок и границы 67-ого года. По
той же логике нас все равно будут бить и придется этому государству
и этому народу, вот так, кругами, сойти на нет.
Легко поддаться соблазну и обвинить во всем «левых»: это они
подрывают волю к сопротивлению, это они считают нас «захватчиками»,
они оправдывают террор, считая его формой борьбы палестинского
народа против оккупантов (недавно по ТВ так один и заявил, мол, у
палестинцев же нет танков и самолетов, вот им и приходится…),
фактически они приняли сторону врага, действуют заодно с ним и
торгуют надеждами: на границах 67-ого года все остановится,
стабилизируется и наступит мир.
А что если не наступит? Ну, вот тогда, мы все вместе, левые и
правые, им покажем! Увы, и эти угрозы «показать им» раздавались
неоднократно. На военные действия Хизбаллы со стороны Ливана мы не
реагируем, потому что это разрушит «мир» на северной границе (разве
что для вида разбомбим какой-нибудь сарай). Эвакуировав Газу, мы
также не сможем реагировать на обстрел Ашкелона, как сегодня не
реагируем на обстрел Сдерот и поселений Гуш Катиф.
А какой смысл реагировать, если нет военного решения? Ну, введём
танки, выведем танки… Над этими танками дети смеются, забрасывая их
камнями, запрыгивая на них и очищая от излишней амуниции. Ну что
слон сделает против мух? Крайне правые, оголтелые, бесчеловечные
фанатики, фашисты, кровожадные наци предлагают войну. С кем? С
мирным населением? Ковровые бомбардировки? Да весь мир будет против
нас, нас задушат экономически.
Нет, всегда легче уступить еще немного, чем выйти на войну. По
крайней мере, уступая, можно жить надеждой, что это отступление
последнее.
Да, легко обвинить «левых». По их логике непротивления нет
смысла бороться и с обычными насильниками, убийцами и наркодельцами
– все равно насилия, убийства и наркоторговля не прекратятся.
Конечно, левые ненавидят Гуш Эмуним больше чем Хамас, своих
националистов больше чем террористов (свои – оккупанты, а
террористы – борцы за свободу), конечно, они давно уже ведут
гражданскую войну против «национального лагеря», против «правых»,
используя врагов нации как своих союзников.
Но кто такие «левые»? Разве это не мы с вами? И кто такие
«правые», если Шарон-«убийца» говорит и действует, как левый, и
Ликуд (кроме кучки «мятежников»), часть Мафдаля и религиозные
партии пристраиваются в фарватер его политики? Разве не мы с вами
так уважаем обвешанную степенями и титулами левую интеллигенцию,
разве не чураемся религиозной традиции – этой основы и гаранта
народного духа и тела, разве не мы смотрим/слушаем, как евреи
оправдывают террор, оправдывают убийство евреев, женщин и детей по
какой-нибудь «пополитике», и этим людям не только дают высказаться
(демократия, свобода слова!), но и никто не назовет их врагами
(подстрекательство!). Разве не мы выпускаем из тюрем наших убийц?
Так почему же мы возмущаемся «антисемитами»? А разве мало было и
есть евреев, в том числе философов и поэтов, не говоря уж о
политиках, ненавидящих свой народ, желавших и желающих ему
«прекращения существования» и активно действовавших и действующих в
этом направлении? Разве не писал Пастернак: «Отчего властители дум
этого народа ...не распустили... этого, не известно за что
борющегося и за что избиваемого отряда»? Разве не о евреях писал
Мандельштам:
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.
Для вас потомства нет – увы! –
Бесполая владеет вами злоба,
Бездетными сойдете вы
В свои повапленные гробы1.
Разве не сказал наш великий писатель и патриот Израиля А-Б Иошуа,
что, видно, евреи так уж умеют разозлить окружающие народы, что эти
народы можно понять…
Мы – не народ, мы «левые». Потому что мы добренькие, мы
по-христиански прощаем смертельных врагов, мы хотим всеобщего
братства (послушайте мудрых антисемитов: «"…еврей всегда ищет
общности, так как он прирожденный коммунист»2).
И не немцы, не Гитлер виноваты в Катастрофе, а мы, нация левых.
Только пусть не говорят, что я обвиняю евреев, что они не восстали
в концлагерях, в концлагерях поздно было поднимать восстания. Мы
покорились задолго до концлагерей. Разве не хотели мы слиться с
окружающими народами, исчезнуть в них? Вот и исчезли. «Уничтожению
всех индивидов еврейского происхождения предшествовало бескровное
разрушение и саморастворение еврейского народа», писала Ханна
Арендт3. Часть,
правда, спаслась и приехала в Палестину, но построила здесь не
национально государство, а какой-то Ноев ковчег, лагерь беженцев,
где каждой твари по паре, где качают права и не озабочены долгом,
где вместо дисциплины – распущенность, а вместо твердости –
изворотливость. Впрочем, построили по себе: какова нация, таково и
государство. Уже не первое в еврейской истории. И дай Бог – не
последнее.
-------------------------
1. Стихотворение
Мандельштама «Где ночь бросает якоря…»
2. А. Ф. Лосев,
«Дополнения» к «Диалектике мифа»
3. Ханна Арендт,
«Истоки тоталитаризма», М. 1996, стр. 59
"Вести", 17.02.2005
Другие статьи Ваймана
Другие статьи о левых
|