|
Рав Авраам Вайнгорт
Причины смертельной угрозы, нависшей над евреями в дни Пурима
На основе урока Рава Вайнгорта в Ешиве "Гейхаль
Элиягу".
В
чём причина угрозы, нависшей над еврейским народом?
1-ый отрывок спрашивает, в чём причина страшной угрозы
которая нависла над еврейским народом?(Трактат Мегила 12:1)
Сначала даётся ответ учениками Раби Шимона: "Евреи
получали удовольствие на пиру устроенным Ахашверошем". Однако этот ответ
содержит в себе трудность: только евреи Шушана заслуживали наказания. В
конце концов сам Раби Шимон даёт ответ: "Несколько десятков лет до
событий Пурима евреи преклонились перед образом Навудехнецера".
В
ответ ученики спрашивают: "Если так почему же Бог пощадил их?".
Ответ: "Они не считали Навудехнецера идолом на самом деле, а
сделали как-будто, точно также и Всевышний сделал с ними
как-будто".
Зададим несколько вопросов на которые постараемся в дальнейшем ответить.
Вопрос 1: Какая связь между грехом предыдущего поколения и
наказанием много лет потом?
Вопрос 2: В чём смысл маскарада ("Как-будто")?
Вопрос 3: Раши в комментарии к пасуку из Эстер(4:1)обьясняет,
что наверху согласились с приговором вынесенном внизу и что причиной
приговора являлось как то, что поклонились образу так и то, что получили
удовольствие на пиру, хотя в Талмуде эти 2 объяснения взаимно исклячающие
одно другое?
Отрывки, начинающиеся
со слов "И было в дни...", говорят о бедах
2-ой отрывок (Мегила 10:2) начинается утверждением о том , что везде где
в Торе употребляется выражение "И было (Вайги)" говорится о бедах, в
дальнейшем однако Талмуд приводит примеры противоречащие этому.
В конце концов приходят к заключению, что лишь в тех местах где
употребляется выражение "И было в дни (Вайги бймей)" - конечный
результат событий плачевен.
Здесь мы подходим к следующему вопросу:
Каким образом добавка слова "в
дни(бймей)" к началу рассказа "И было (Вайги)"
намекает на "горечь " в описуемых событиях?
Ключ к ответу на данные вопросы находится в 3-ем отрывке (Мегила 14:1)
Почему в Пурим не говорят молитву "Галель"?
Талмуд спрашивает там, почему в Пурим не говорят молитву "Галель"?
Как резюме принимается ответ Равы, что "Галель" могут произносить лишь
свободные люди, мы же-ещё рабы Ахашвероша.
Рава , основываясь на пасук "Прославляйте Господа рабы Всевышнего" ,
раскрывает очень глубокую идею: быть рабом Всевышнего и прославлять его, с
другой же стороны быть рабом человека - несовместимые вещи.Всё время пока я
должен преклоняться перед другим человеком , я не могу создать связь с
Творцом.
Напрашивается вопрос - Рава живёт 700 лет после событий Пурима, более
того он живёт в "золотой век" Вавилонского еврейства, когда евреи имеют
полную автономию. Как же он может утверждать, что "Мы ещё рабы Ахашвероша"?
Говорит Рава :пока ты живёшь под чужой властью ты остаёшься рабом этой
власти.Пока нет государственной независимости не может быть настоящей
еврейской жизни, пока я обязан поклоняться человеку я не способен создать
настоящую связь с Творцом. Теперь мы начинаем понимать ответ на первые 3
вопроса.
Дети могут быть наказаны за грех отцов, лишь если они повторяют этот
грех!
То что "евреи преклонялись перед идолом Навудехнецера" - метафора,
обозначающая что еврей в галуте всё время должен доказывать гоям что он
предан им . Рав Бройер говорит что первая заповедь которую получает Авраам
Авину: "Иди из страны своей...в землю которую Я укажу тебе". Иди в Страну
Израиля. Иудаизм это не только религия, это народ строящий свою страну.
Жизнь в галуте - это фальшь,
маска
Еврейская жизнь в галуте - это фальшь, маска. Один израильский писатель
сказал:первая фраза, которую сказал первый еврей уходя в первый в истории
галут была: "Скажи, что ты сестра моя" (Говорит Авраам своей жене Саре). Он
надевает маску перед тем как спускается в Египет. "Двойная лояльность" - это
неизбежная действительность еврейского существования в рассеянии. Всё в
галуте это "как-будто".
Иногда однако актёр может войти в свою роль слишком серьёзно, забыв что
он лишь играет. Именно это произошло с евреями в царстве Ахашвероша, когда
забыв что преданность властям - это лишь маска, они получали удовольствие на
царском пиру, устроенным по поводу несбытия, как считал царь, пророчества об
отстроении Иерусалимского Храма и крушения надежд на возрождение еврейского
государства. Насколько глубок комментарий Раши объединяющий поклонение идолу
с удовольствием на пиру Ахашвероша!
Всевышний говорит евреям: вы живёте в маске и я тоже надену перед вами
маску.В этот раз я спасу вас и сделаю, что вас уничтожат лишь "как-будто".
Знайте однако- положение в котором вы находитесь очень опасно .Неевреи
чувствуют что вы в маске и чудесные спасения не смогут продолжаться вечно.
Может придти время когда "как-будто" превратится в действительность!
Пуримская история - лишь отсрочка
беды
И наконец ответ вопрос:" Каким образом добавка слова "в
дни(бймей)" к началу рассказа намекает на "горечь " в описуемых событиях?" даёт нам Рав Ашкенази:
Буква "Вав" в начале предложения в Торе означает превращение
послеследующего глагола из будущего времени в прошедшее и наоборот.
Слова "в дни (бймей)" означают ход времени, историю.
"И было в дни (Вайги бймей)" - это горечь несбывшейся надежды,
когда история даёт тебе уникальную возможность, а ты своими руками
разрушаешь её.
Рав Ашкенази ("Маниту") указывает на интересную деталь. Когда
рассказывают о Пуриме в детском саду - это весёлый рассказ со счастливым
концом. По правде говоря это не совсем так - ведь как кончается история :
Эстер продолжает оставаться в маске, женой Ахашвероша. Мордехай - министром
Персии а не еврейского государства. Была надежда что возвращение к Творцу
будет полным и включит в себя возвращение в страну Израиля. Однако чудо,
которое произошло в Пурим не было полным, так как мы не поняли урок до
конца.
Прав был Талмуд утверждая, что Пуримская история лишь отсрочка беды, но
не её полное устранение. Возвращение к Богу было неполным. Даже во время
2-го храма большая часть евреев осталась в рассеянии. Жаль, что то что могло
стать счастливым концом, осталось маской, и эта маска остаётся и до
сегодняшнего дня. Ведь и в стране Израиля можно продолжать оставаться в
маске как преклоняясь перед мировым общественным мнением называя части
Страны Израиля территориями, так и считая что можно жить на этой святой
земле без связи с Творцом.
Mаханаим
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|