|
Моше Яновский
Скромное обаяние Гулага или о "нравственности" палаточного протеста
Герои-из-палаток
Похоже, с окончанием лета начинает выдыхаться и волна палаточного протеста. На улицы 3 сентября, несмотря на интенсивную подготовку, бесплатные концерты и идеальную погоду, вышло меньше людей чем ожидали организаторы. Вышло заметно меньше чем на манифестации правых в 1995-2005 гг. Если бы у нынешнего премьера хватила отваги заявить в рабиновском стиле: "можете вертеться как пропеллеры" протесты давно уже сошли бы на нет.
Другое сравнение, которое приходит на ум – двадцатилетней давности события в России. Там люди в Августе вышли под пули[i]. Вышли для того, чтобы им не мешали жить достойно. Не мешали построить самим свою жизнь. Самим зарабатывать, учиться, предпринимать. В результате большая часть их надежд не реализовалась. Однако, все, чем нынешняя Россия отличается в лучшую сторону от брежневского Совка – их заслуга.
Здесь палаточники вышли под бурную овацию множества СМИ. Их осыпают комплиментами, восхищаются их отвагой (ну понятно, кровавый премьер уже было стянул войска, чтобы расстрелять борцов за "социальную справедливость", но голубь мира примчался и загадил прицелы снайперам). И ЭТИ тоже требуют, чтобы им ДАЛИ жить достойно. Желательно, чтобы дали наличными, пускай и за счет экспансии госдолга, роста налогов и разрушения экономики. Сравнивать "отвагу" "борцов" с Ротшильд с качествами польских, литовских, румынских антикоммунистических революционеров было бы уж совсем жестоко. Так стоит ли снова и снова писать об этом и об этих?
Уже не стыдно
К сожалению, стоит. Даже если движение это сойдет на нет окончательно в ближайшие дни, оно оставило опасный след в нашем обществе.
Оно как бы "реабилитировало" абсолютно людоедские идеи крайне левых. Многие вещи, которые очевидно выдают сумасшедшего или бессовестного интересанта теперь снова не стыдно обсуждать публично. Оно стимулировало страшную моральную болезнь нашего общества "магиа ли".
И здесь важно не столько экономический аспект - полное безумие требований леваков. И даже не эксцессы братания с террористами[ii].
Не исключено, что даже оппозиционные политики в случае полной капитуляции Нетаньягу не рискнут масштабно нарастить расходы в условиях, когда бюджетный дефицит не взят под контроль, государственный долг меньше чем в Греции, но уже поглощает наибольшую долю государственных расходов.
Не говоря уже о том, что безудержный рост субсидий без решения "политических" вопросов (см. ниже) приведет к такому росту цен, который "поглотит" почти все субсидии. При потере же доверия граждан к национальной валюте инфляция вполне может не просто уничтожить искусственный рост доходов. Она угрожает "проглотить" и часть уже имеющихся у людей доходов.
От нас требуют забыть весь опыт человечества с десятками масштабных социалистических экспериментов, неизменно заканчивавшихся драматическим снижением качества жизни. Зачем помнить об этом, когда новые экспериментаторы уже готовы взяться за руль… И им, естественно, нисколько не стыдно. Их переполняет самодовольство и энтузиазм. Может нам, наконец, станет стыдно за них?
Долгосрочные политические последствия
Это движение нанесло удар по и без того слабой израильской демократии.
Нам снова преподносят урок в барачно-лагерном стиле. Если во главе правительства правильный борец за мир – это правительство всего народа, а оппозиция – безответственные маргиналы и экстремисты. Если во главе правительства не столь убежденный сторонник палестинского государства – это гнусный узурпатор, а оппозиция это борцы за свободу и демократию. Потому что все - от обывателя в кафе до спикера Кнессета знают, кому принадлежит реальная власть в стране, а кто лишь изображает ее заседая в правительстве.
Обострили летние беспорядки и другой недуг израильской демократии. И без того неконтролируемая власти самоназначемых судов и прокуратуры заскучала без новых полномочий. Председатель Верховного суда Д.Бейниш надеется воспользоваться моментом, чтобы пресечь любые попытки ввести в процедуру назначения малейшие элементы демократии и прозрачности для общества. А заодно требует себе новый "Основной закон о социальных правах", который может дать судебной системе неограниченную власть еще и в области налогов и бюджета[iii].
В недельной главе (прошлой недели) говорится, в частности, о функциях царства – т.е. государственных функциях и полномочиях (Дварим 17:16 – 17:17) и о том, как позволить трусливым воинам покинуть строй до начала сражения. С тем, чтобы не мешать настоящим бойцам (Дварим 20:1 – 20:8).
Царь не может тратить деньги и заводить лошадей за рамками военной необходимости. Поскольку в результате всех мирных процессов мы сейчас в окружении врагов ничуть не менее злобных, чем 20, 30 или 50 лет назад – требование более чем актуальное.
Трус может спасти лицо и покинуть строй под целым рядом благовидных предлогов (построил дом и не обновил, "обручился с женщиной и не взял ее" и т.п.).
Нам стоит сделать над собой усилие и хорошенько запомнить поведение всех наших лидеров этим летом. И не отдать голос никому из тех, кто струсил сказать в лицо прессе, толпе "революционеров", их друзьям и спонсорам: "ГУЛАГа № 2 на нашей земле не будет. Не надейтесь". Потому что подозреваю – никто из этих трусливых воинов сам по доброй воле "домой" из политики не уйдет.
Четыре коротких сюжета для справки:
1. О происхождении "социальной справедливости"
Нам безостановочно твердят про "цедек хеврати." Между тем, в иврите "цедек" - означает равенство перед законом, беспристрастность судьи и т.п (в чем левые отнюдь не заинтересованы). Прилагательное "хеврати" тут просто избыточно. Смысл от его добавления не меняется. Точно таков смысл слова Justice в английском. Оба понятия непереводимы на Русский одним словом. В Русском прилагательное в понятии "социальная справедливость" также избыточно. Само слово "справедливость" в глазах большого числа наших бывших сограждан и так всегда означало "взять все и поделить". Довесок "социальная" - просто след "германского" опыта российских большевиков, "в девичестве" – социал-демократов. Соответственно, каждый кто твердит про "цедек хеврати" или "Social Justice" однозначно идентифицирует себя с наследием ильичей – виссарионовичей.
2. Может ли социализм сделать каждого миллионером? Может, если каждый был миллиардером при капитализме
Палаточники обожают красивую сказку про волшебный социализм – где-то там, за морем. В Скандинавии. Поскольку нашу нефть и газ они пытаются каждый раз подарить террористам, то понятное дело, что речь может идти не о норвежском социализме. Скорее всего – ближайший прототип их грез – шведский "социализм" (зарабатывать, как говаривал бывший мэр Москвы Лужков, по капиталистически, а распределять по социалистически). В "шведской" модели было куда меньше социализма чем в Англии, Франции и Италии после Второй мировой. В Швеции не было масштабных национализаций. Более того, ужасные шведские налоги были не для всех ужасными[iv]. Так, гордость шведской промышленности (Saab, Volvo, ABB) десятилетиями платили налог на прибыль корпораций в размере 7-8% вместо "положенного" 57%. Такой избирательный либерализм делал шведские фирмы грозными конкурентами на мировых рынках. А неподъемное бремя несли владельцы небольших фирм - магазинов, мастерских и частных практик, "самозанятые". Так писательница Астрид Линдгрен в один прекрасный день обнаружила, что с каждой новой кроны доходов должна будет заплатить крону и еще несколько оре.
Когда же налоговые освобождения отменили, то ABB ушел большей частью (рабочими местами и капиталом) за границу - в Китай, Бразилию. Более патриотичные шведские автомобилестроители сейчас на грани банкротства.
При этом заметим: "хайтек" в Швеции как бы "национальный". В Израиле он преимущественно представлен филиалами американских компаний и небольшими старт-апами. Вот они то, имея несравнимо меньший политический вес чем мапай-предприниматели, за все и заплатят ЛИБО - свернут свою деятельность в результате давления леваков на нерешительное правительство.
Прадеды оставили шведам богатейшую в течение межвоенного периода страну в Европе по подушевому доходу. У нас наследство было победнее. Друзья левых - народные арабские массы выпотрошили сефардов выезжавших в Израиль. Европейских евреев выпотрошил (во всех смыслах) Гитлер. Большая алия 90-х оставила бОльшую часть имущества постсоветским режимам. Тем актуальнее для Израиля призыв Милтона Фридмана, обращенный к сравнительно небедным мексиканцам: "Современные США не являются подходящей моделью для небогатых стран … здесь Вы видите обсуждения как повысить налоги, как тратить больше денег налогоплательщиков, как навязывать людям больше государственного контроля … Поэтому я говорю, что США подходят как модель только в первые 150 лет своей истории. Мы можем позволить себе все эти глупости потому, что очень долго построили базу благосостояния. Вы – нет"[v].
3. Старая сказка о "Social Justice": американский пример
Один из живых классиков экономической науки Джордж Стиглер (Stigler George J. “The Theory of Economic Regulation” Bell Journal of Economics and Management Science 2 no 1 (Spring 1971): 1-21.) показал на данных еще первых послевоенных десятилетий следующее. Требования подрегулировать и перераспределить стабильно не затрагивают в США богатых. Зато они обогащают часть среднего класса за счет бедных. Последним и сложнее выйти на рынок труда (если единственное что они могут предложить готовность пахать задешево, а тут закон требует несусветной минимальной зарплаты и таких условий труда, которые делают найм неквалифицированного или просто не очень здорового человека невыгодным делом). Они меньше получают дотаций (привязанных, к примеру, к площади жилья; кстати – такие дотации - весьма вероятный исход нынешней кампании - если наш "отважный" премьер снова прогнется; борцы за справедливость смогут получить немалые деньги на съем дорогого жилья в ТА).
4. Решения экономических проблем
Это самое скучное и неприятное для борцов за пол-пот- справедливость. Так, правительственная коалиция предлагает сократить административные издержки при строительстве (кстати, отнюдь не радикально). Это вызывает ожесточенную критику "слева" со стороны околопалаточных организаций[vi]. Действительно, разве это решение? Люди пришли решать серьезные вопросы (им срочно требуется 100 миллиардов сразу наличными на стол, и нечего тут "размазывать"!), а им предлагают какую-то там бюрократию сокращать. Более того, эти люди даже вступаются за бюрократов. Ведь только бюрократы, оказывается (а не конкуренция и репутация фирм) охраняют национальные достояния и безопасность. Ну как на Храмовой горе государство следит за сохранностью достояния - надеюсь Вам известно. Про отношения левых и безопасности лучше не вспоминать, чтобы не расстраиваться. Но вот если сократить сроки рассмотрения проектов по строительству жилья – всенепременно случится страшное.
Давно обещанная приватизация земли позволит создать нормальный рынок недвижимости и облегчить реализацию проектов в жилищном строительстве и не только. Разумеется, должна быть установлена ответственность за причиненное обесценение жилья соседей при сдаче жилья или продаже его тем, кто не привык с уважением относиться к жизни и собственности окружающих.
Что уж говорить о таких ужасах, как активная застройка освобожденных (согласно международному праву - формально "спорных") территорий. Однако зачем становиться рабами свободного рынка?
Куда приятнее поработить ближнего. Наводнить города в Центре страны африканскими иммигрантами и депортированными из Йеши евреями. Что станет с ценами на жилье – думать не нужно. Чтобы не расстраиваться. Тем более, что своим можно будет раздать субсидии на жилье. А остальным – заботливое руководство.
Очевидная безнравственность, навязываемая в качестве новой морали
И все же, на мой взгляд, главная опасность протестов – не угроза экономике, не подрыв демократии, не повышение риска терактов. Главное – воинствующий имморализм "протестов". Потому, что в основе и нашей способности зарабатывать и нашей способности защищаться лежит здоровая мораль.
Нам предлагают ненавидеть религиозных евреев и возлюбить террористов.
Нам предлагают грабить богатых, перераспределять награбленное в пользу отнюдь не самых бедных. Предлагают нарастить государственный долг так, чтобы поколения потом за него расплачивались. Все это не просто грабеж ("грабеж по закону" - о котором еще полтора века назад писал Ф.Бастиа). Это худшая из всех возможных форм грабежа – с использованием государственных институтов для отъема денег.
Вместо помощи ближнему через традиционную для евреев частную, общинную благотворительность нам навязывают государственную "благотворительность". То есть если хорошему еврею жалко соседа, он ищет способ помочь ему за свой счет. Если левому жалко соседа – он ищет способ помочь ему – в конечном итоге тоже за счет того же еврея.
Если капитализм и есть за что клеймить, как "свинский", то только за то, что его плодами – интернетом, мобильной связью, автомобилями, морем тряпок, еды, и прочего пользуются персонажи поразительно напоминающие героя басни "Свинья под дубом".
----------------------
[i] Как им не врали потом, что никакой опасности не было, что все это было понарошку, и трое убитых и четвертый умерший потом от ран – это как бы не считается, так – дорожное происшествие по их же вине "Несчастный случай" просто "очевиден". Особенно с учетом того, что тот самый БМП вел командир батальона Таманской дивизии которому было 25 лет(!). И который вскоре дослужился до генерала и готовится сейчас возглавить военную полицию путинской России http://top.rbc.ru/society/20/08/2011/611441.shtml ytcvjnhz yf ytrjnjhst gjdnjhz.obtcz несмотря на некоторые повторяющиеся с ним эксцессы (ну или как раз благодаря им). То есть человек похоже подбирался со знанием дела для сознательного провоцирования крови. К счастью его "успех" оказался сугубо локальным.
[ii] Про любовь лидеров и вдохновителей демонстрантов к антисемитам всех мастей написано столько, что не стану повторяться.
[iii] http://www.themarker.com/law/1.1151349
[iv]Настоятельно рекомендую блестящий доклад Петера Сантессона о налоговой реформе в Швеции и ее предыстории: http://www.pubchoicesoc.org/papers_2011/Santesson.pdf
[v] M.Friedman “Cooperation Between Capital-Rich and Labor-Rich Countries” conference “Liberty in the Americas: Free Trade and Beyond” keynote speech 19 May 1992, Mexico http://www.fff.org/freedom/0494d.asp
[vi] См. законопроект об ускорении планирования и строительства жилья: http://www.knesset.gov.il/committees/heb/material/data/kalkala2011-07-06.pdf и критику его левыми соответственно: http://southjerusalem.com/2011/08/the-vandal-law-and-the-note-on-the-door/
"Вести", 22.09.2011
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|