|
Мария Гутман и Арье Зарицкий «Окно Овертона»: технология изменения общественного мнения
Каким образом неприемлемую и экстремистскую идею превращают в политику
правительства? «Окно Овертона» - теоретическая модель, способная это объяснить.
Проблема состоит в том, что эта модель со всей полнотой испытывается на нас, и поэтому
нам необходимо поскорее выпрыгнуть из этого окна.
Социолог Джозеф Овертон (1960 – 2003) предложил модель способа, с помощью
которого производят изменения общественного мнения. Эта модель названа его
именем – «Окно политических возможностей Овертона», или кратко – «Окно Овертона».
Согласно развитой им теории, доминантные взгляды общества могут быть изменены
под влиянием новой идеи, которая внедряется в это окно и продвигается поэтапно: от
совершенно неприемлемой в обществе идеи, к идее крайней в общественном мнении,
далее приемлемой, логичной, популярной, пока не становится политикой правительства.
Таким образом, спектр идей общества меняется от положения полной недопустимости,
до вынужденного в силу обстоятельств. Этот переход может быть быстрым, однако это
зависит от мощности, используемой для продвижения данной идеи, пропаганды.
Чтобы превратить неприемлемую, абсурдную идею в радикальную, для внедрения
в рамки окна, необходимо изменить её название на вымышленное, элегантное –
эвфемизм, что обеспечит в дальнейшем переход от отрицательного отношения к ней
общества к отношению нейтральному и далее – к положительному. Так, к примеру, Ясер
Арафат был назван «пАртнер ле шалом», и таким образом, стало возможным наградить
его нобелевской премией.
Таким образом, с увеличением числа сторонников, бывшая запретной идея превратилась
в легитимную и укоренилась в обществе. Происходящий процесс – общественная
технология, отличная от промывания мозгов. Он продвигается мелкими шагами, которые
трудно заметить во время, и проявляется к концу, когда внедрение идеи уже завершилось
и трудно вернуться назад. При этом идея, которая была принятой в обществе,
выдавливается из «Окна Овертона». Политики, как правило, поддержат ту идею,
следование которой обеспечит их новое избрание. Перемещение рамок окна достигается
интересантами путём использования ресурсов, направленных в русло формирования
общественного мнения через журналистов и интеллектуалов. Быстрое внедрение чуждых
идей происходит чаще в обществе, в котором отсутствуют идеалы, предвидение, табу и
различие между добром и злом. Также и общество, провозглашающее вседозволенность
легко попадает под влияние таких идей.
Использование модели
Эта технология эффективно используется для существенного изменения людских
сообществ. Либеральная демократия и европейская терпимость привели к внедрению
безосновательной идеи допустимости законов мусульманского шариата, которая
приближает ликвидацию уроженцев страны и их культуры в ходе мусульманского
переворота.
Дополнительный пример: для того, чтобы быть принятым в обществе, община
гомосексуалистов и лесбиянок путём языковой манипуляции изменила своё название
на ЛГБТ-сообщество и распространяет свои утверждения о том, что противники
популяризации их идей – человеконенавистники и гомофобы. Тяжело выстоять перед
таким «обвинением». Конечно, преследование гомосексуалистов – недостойно, однако
не всякое противодействие им следует осуждать. Возражающие против пропаганды в
школах подобной сексуальной ориентации стремятся сохранить семейные ценности
и жизнеспособность общества. Выживаемость народа Израиля и его культуры
обеспечивается благодаря хранению семейных традиций и высокой рождаемости.
Перемещение рамки «Окна Овертона» может привести и к положительным изменениям
в обществе: движения феминисток улучшили положение женщин в западном мире.
Однако, преувеличения, пренебрегающие естественным различием мужчин и женщин,
могут нанести вред. К примеру, уравнивание условий военнослужащих женщин к
условиям службы мужчин приводит к значительному ущербу. Преувеличения в этой
области может закончиться телесными повреждениями женщин, с одной стороны и
понижением боеготовности воинских подразделений – с другой, в связи с понижением
уровня полевых учений и ослабления ЦАХАЛ. Это – опасно для существования Страны.
И был назван Израиль Палестиной
Римская оккупация уничтожила еврейскую независимость в стране Израиля. Многие
жители были убиты, а оставшиеся в живых – изгнаны или проданы в рабство. Идея
уничтожения Страны и даже памяти о ней вошла в «Окно Овертона» и удерживалась там
в течение последующих двух тысяч лет с помощью изменения её названия. Израиль был
назван Палестиной.
После окончания Первой мировой войны в апреле 1920 года Британии был
предложен мандат на управление Палестиной с целью создания на всей этой
территории «Еврейского национального дома». Показалось, что с помощью сионистского
движения страны, Британия повернула вспять движение «Окна».
Однако христианский антисемитизм и интересы Британии привели к передаче 78%
территории Палестины наследнику престола Саудовской Аравии, и созданию там
новой арабо-мусульманской страны (Королевство Иордания). В 1922 году Лига наций
утвердила мандат Британии на управление урезанной Палестиной, от которой в 1923
году была отделена и передана под управление французского мандата территория Голан,
вошедшая позднее в состав Сирии. «Окно Овертона» остановилось в ожидании создания
еврейского государства в Стране Израиля. Британия не способствовала этому, несмотря
на обязательство. Она как бы приняла от римлян их злобную эстафету, и «Окно Овертона»
двинулось назад к своей исходной цели – предотвратить государственную независимость
евреев в их стране.
Возникшая после Второй мировой войны Организация Объединённых Наций в ноябре 1947 года
снова разделила Палестину на два государства: еврейское и арабское. Таким образом, снова
появился шанс на создание еврейского государства, хотя и на весьма урезанной территории.
В мае 1948 года англичане покинули страну, и Бен-Гурион провозгласил «Основание
Еврейского Государства в Стране Израиля. Это – Государство Израиль».
Это государство-зародыш сразу было атаковано арабскими странами, однако война за
Независимость закончилась освобождением земель Страны Израиля. Части Родины
– Иудея, Самария, Биньямина и Газа остались под арабской оккупацией, а линии,
которые были установлены в результате договоров о прекращении огня с соседними
странами, были названы «границами 1949 года». Эти границы были стёрты следующей
войной на уничтожение Страны Израиля в июне 1967 года. Движение «Окна Овертона»
остановилось, и идея уничтожения еврейской независимости в Стране Израиля
провалилась снова, однако, не исчезла.
Чрезмерная уступка
Изменение названия линий прекращения огня 1949 года в «границы 1967 года» создало
впечатление, что территории, освобождённые нами в двух войнах, охватывают всю Палестину.
Это – ошибка. Израиль, расположенный к западу от реки Иордан, занимает лишь около 22%
территории, предназначенной для создания независимой еврейской власти. Несмотря на это,
писательница Сумая Фархат-Насер, профессор университета Бирзейт, написала в своей книге
на немецком языке «Укоренившийся в стране олив»: «Переговоры, которые в сентябре 1993
года вылились в соглашения «Осло», базировались на принципе «территории в обмен на мир».
Палестинцы признавали государство Израиль в границах 1967 года, обладающее 78% территории
первоначальной Палестины. В ответ, на основе этого исторического компромисса, палестинцы
хотели достигнуть прекращения оккупации и основать независимое Палестинское государство
на оставшихся 22% земли. Для нас, палестинцев, этот компромисс явился большой жертвой».
Это заявление было провозглашено ранее др. Роном Пундаком. Присвоение арабами, жителями
Палестины названия «палестинцы» призвано создать в глазах мирового сообщества впечатление
о том, что они являются коренными жителями Палестины, а евреи – захватчиками и оккупантами.
Силы, которым не удалось предотвратить создание Государства Израиль, которые не смогли
победить его в войнах и потерпели неудачу, стремясь отменить еврейскую независимость в
Стране Израиля, теперь стремятся уничтожить его без военных действий, с помощью процесса,
который начался с безумной идеи. Благодаря прогрессивной журналистике и использования
эвфемизмов, отвергаемая идея превратилась в общепринятую. Технология продвижения
идей, заключённая в «Окне Овертона», направлена на уничтожение Страны и её «успех» (не
дай Бог!) или провал (процветание Государства Израиль!) целиком зависят от нас. Удастся ли
нам «выпрыгнуть из этого окна» и освободиться от удавки антисемитского мира?
Осло и Овертон
Договор Осло оказался точной реализацией внедрения чуждой идеи в «Окно Овертона». Группа
граждан вела тайные переговоры с террористами без всяких полномочий, нарушая закон,
запрещающий контакты с террористическими организациями. Члены этой шайки, которые
замыслили заговор с арабами и подставили Страну под опасность уничтожения, не были
обвинены и наказаны, так как закон был отменён, а их договор с террористами был замаскирован
названием «мирный процесс». Выражения, подобные «территории в обмен на мир» и «мир
заключают с врагами» использовались как аксиомы в дискуссиях с «врагами мира». Во имя Мира
преступники стали неприкосновенными, подобно этрогу, а осуществление демократии было
отодвинуто в сторону. Само слово – Мир – получило смысл «худны» в согласии с исламом. Иудея,
Самария и Биньямина – колыбель нашей культуры – были названы «Западным берегом», якобы,
чтобы снять «эмоциональное бремя».
Динамика «мирного процесса» передвигает «Окно Овертона» в направлении, несущем нам
вред и угрозу. Подписав «договор Осло», мы согласились с целью «Организации Освобождения
Палестины»: уничтожение Государства Израиль как еврейской страны и превращения его
жителей, неверных с точки зрения ислама, в граждан второго сорта, в лучшем случае. Мы
передали в их руки территории нашей Родины в надежде получить Мир, в европейском смысле
этого слова. В их культуре, однако, мир может существовать лишь между мусульманами, но и это
– отлично от ожидаемого, как это видно в окружающих нас странах. Продвижение в «мирном
процессе» в рамках «Окна Овертона» служит целям наших врагов. Мы пришли к тому, что
израильский профессор на конференции в колледже «Сапир» заявил публично, что «еврейское
государство – это трагедия также и для израильтян».
Введённая в «Окно Овертона» идея в течение двадцати лет переместилась от запрещённых
законом переговоров с террористами до политики правительства, провозглашающей создание
государства террора на территории Израиля. Окно продолжает своё движение в направлении
отступления к границам 1949 года. Чтобы изменить направление этого фатального движения,
необходимо вернуть словам их смысл и как можно скорее «выпрыгнуть из этого окна».
Перевод на русский язык (в сокращении) Марии Гутман
«Макор ришон», 05.2014
«Религия мира»
Другие статьи о демократии и праве
Другие статьи о целях сионизма и о наших правах на Землю Израиля
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|