В недельной главе «Вайера», которую мы скоро будем читать в эту субботу, описывается попытка жертвоприношения Исаака.
И сказал Всевышний Аврааму: «Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе» (Ваера 22:2)
На иврите эта история называется «Акеда» - связывание, ведь жертвоприношение Исаака – «ола» – так и не состоялось.
Это место в Торе удостоилось множества комментариев как еврейских мудрецов, так и ведущих европейских философов. Так, например, основоположник экзистенциальной философии Серен Киркегор посвятил жертвоприношению Исаака свой ключевой трактат «Страх и трепет».
Почему или для чего Всевышний послал именно такое испытание Аврааму? Классические еврейские комментарии делают ударение на том, что этот эпизод демонстрирует неприемлемость человеческих жертвоприношений, принятых в те времена у окружающих народов. Но это только одна грань, «пшат», ответов существует множество, и они могут не противоречить, а дополняють друг друга.
Здесь мне хотелось бы разобрать комментарий Рашбама, связывающий испытание Авраама с Эрец Исраэль – Землей Обетованной.
История жертвоприношения Исаака начинается со слов «И было после этих событий, Всесильный испытал Авраама» (Ваера 22:1)
Что это за событие? Непосредственно перед тем в Торе описывается брит, союз, заключенный Авраамом и царем Герара Авимелехом. «И было в то время: Авимелех с Пихолом, своим военачальником, сказал Аврааму так: С тобою Всемогущий во всём, что ты ни делаешь. Теперь же поклянись мне здесь Всемогущим, что ты не изменишь ни мне, ни моему сыну, ни моему внуку. Как милосердие, что сделал я тебе, так и ты будешь поступать со мною и со страной, в которой ты проживал. И сказал Авраам: Я поклянусь. (Ваера 21: 22-24) Как мы видим союз этот распространялся на три поколения и, по мнению мудрецов, означал признание Авраамом права филистимлян, их царя Авимелаха и его потомков на обладание Гераром. Герар – располагался в северо-западном Негеве и власть его царя по-видимому распрострянялась от Газы (а возможно Ашдода и Ашкелона) до Беер Шевы, где и был заключен союз с Авраамом. Проблема состоит в том, что Герар являлся частью Земли Обетованной, обещанной Аврааму и его потомству Всевышним.
Проф. Дашевский в своей лекции пересказывает древний мидраш: Ангелы говорят Всевышнему: "Ты обещаешь потомкам Авраама эту землю, а он передает Авимелеху и его потомкам часть этой земли. Что он себе позволяет?" Почему обладание землей так важно? Настолько важно, что Всевышний посылает Авраама из Ура Халдейского (Ур Касдим), передового города ведущей тогда державы Месопотамии, в землю Кнаан. По-видимому, так или иначе, Земля Обетованная связана с миссией еврейского народа «ибо из Сиона выйдет Тора и слово Всевышнего — из Иерусалима» (Йешаяу 2:3).
Связь евреев со своей родиной – Эрец Исраэль необычна. У других народов, даже в тех редких случаях, когда они, как и евреи, не являются автохтонами, их предания всячески затушевывают этот факт. Обычно народы считают свою связь с родиной безусловной и нерушимой: Родина-мать не может отречься от своих детей. В изгнании же народы как правило не могут просуществовать долго и так или иначе ассимилируются. В отличие от большинства, евреи сравнивают свою землю не с матерью, а с невестой, женой: поведешь себя правильно, она будет тебе любящей помошницей, не правильно – изгонит. Эта связь, как мы наблюдаем исторически, действует в обе стороны: с приходом евреев Земля Обетованная расцветает, с их изгнанием превращается в пустыню. Мы видим как евреи черпают силу находясь на своей земле. Защищая восстановленное еврейское государство в 1948 г. еврейский народ потерял шесть тысяч, а в изгнании за несколько лет до этого - шесть миллионов!
Зная то, насколько серьезно Авраам относился к требованиям и обещаниям Всевышнего, понятно, что он понимал всю важность овладения Эрец Кнаан – Землей Израиля. Можно предположить, что заключая союз с Авимелехом, он просто признавал сложившееся положение дел: Авимелех правит Граром, и Авраам не хотел или не имел возможности менять такое положение в течении трех поколений. Но, по мнению мудрецов, союз Авраама с Авимелахом, уже почувствовавшим на себе охраняющую Авраама силу Всевышнего, был со стороны Авраама не вынужденной «реал политик», а скорее проявлением излишнего милосердия. И, как выяснилось позднее, милосердия неоправданного. Рашбам, внук Раши и один из больших авторитетов иудаизма, приводит по поводу союза Авраама и Авимелеха мидраш: «Сказал ему Святой, благословен Он: Ты дал семь овец — клянусь твоей жизнью, что его (Авимелеха) сыны поведут семь войн с твоими сынами и победят их. И ещё, жизнью твоей клянусь, что его сыны убьют семь цадиков из твоих сынов: Шимшона, Хафни, Пинхаса, Шаула и троих его сыновей. …К тому же, арон кодеш (ковчег завета) будут держать на поле плиштим семь месяцев» (Берешит раба 54:4).
Поэтому, по мнению Рашбама, фразу об "испытании" следует понимать как наказание Авраама за то, что тот заключил союз с Авимелехом, признав не только факт обладания землей, но и публично декларируя права филистимлян и их потомков на Землю, обетованную евреям. Возможно, это иcпытание было призвано сделать Авраама более осторожным в проявлении милосердия («хесед») и напомнить о том, что милосердие к жестоким оборачивается жестокостью по отношению к милосердным. Простыми словами: если ты отдаешьврагу твою землю, то твои сыновья обречены стать жертвой. Тебе придется принести их на алтарь, но не на алтарь Всевышнего, который такие жертвы отвергает, а на алтарь других, ложных богов. И уж эти-то кумиры не упустят случая насладиться кровью жертвы.
Происходящее с нами сегодня ясно иллюстрирует связь утраты земли с жертвами. Ту же самую Газу (что в земле Герар) мы отдавали в 1993 году и в 2005. И с тех пор и по сегодняшний день наши дети и внуки приносятся в жертву идолам. Эти идолы могут называться по разному: «мирный процесс», прогрессизм или DEI (от первых букв английских слов «разнообразие, справедливость и инклюзивность» и созвучно латинскому DEAE – богини) . Они внушают вам, что ваш враг - правитель Герара Авимелех (или Арафат, Абу Мазен, Хамас и далее по списку) исправился. Он больше не будет убивать мужчин и забирать их жен в свой гарем, а даже милостиво разрешает жить на его (а на самом деле обещанной Аврааму и его потомкам) земле. Поэтому необходимо проявить милосердие, пожертвовать землей и заключить соглашение. И тогда мир обязательно наступит. А если не наступит, то это будет исключительно по нашей вине – ведь мы оккупанты и угнетатели и не искупили еще этих своих грехов. И в лучшем случае, мы вправе только обороняться, но ни в коем случае не побеждать, и обязаны ценить жизни вражеских «мирных» жителей выше жизни наших солдат. Милосердие, самоотречение, жертвенность – замечательные качества, но как и любое свойство, примененное не по назначению или сверх меры, оно обращается в свою противоположность. Не только Аврааму, всем нормальным людям в той или иной степени хочется почувствовать себя милосердными, дающими, а не только берущими. И то, что идол современной прогрессистской идеологии требуюет от своих почитателей серьезных жертв в пользу «угнетенных меньшинств» и «борцов за свободу», отвечает глубокой человеческой потребности в самопожертвовании. Но идолы требуют крови, и только настоящий Бог отвергает человеческие жертвы: «Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего» . (Ваера 22: 12)
Тому, кто действительно хочет жить не только для себя, но и быть полезным для других, стоит отличать модных и ложных кумиров от истинных и вечных ценностей. Эта же недельная глава напомнает нам, что избранничество – это не преимущество, а высокое служение, и не только Избравшему, но и всему человечеству.
«И будут благословляться твоим потомством все племена земли, за то что ты послушал голоса Моего» . (Ваера 22: 18)
Мы пытались служить человечеству в галуте. Но оно не очень-то это оценило. Как показал опыт, для успешного служения нам необходима и Земля и Страна.
ФБ, 11.2024