Пару дней назад в прессе опубликовали интервью двух политиков с диаметрально противоположными взглядами: министра наследия Амихая Элиягу ("Оцма Йегудит") и главы партии "Демократы" Яира Голана. Этим политикам разные СМИ задали один и тот же вопрос: что для них является "победой" в войне против ХАМАСа, и как они видят ее достижение? Ожидаемо, мнения интервьюируемых сильно разошлись - так, что некоторые комментаторы назвали их "двумя полюсами сионизма".
Депутат Элиягу сказал примерно следующее. После того как Израиль нанес тяжелый урон "Хизбалле" и ХАМАСу, ослабил Иран и способствовал своими действиями свержению проиранского режима в Сирии, настал исторический момент, когда "ось зла" почти повержена, и осталось ее только добить. В этот момент можно и нужно освободить заложников из рук террористов ХАМАСа. Ради этого можно пойти на прекращение огня. Будет ли это победой? Нет: "наша цель - не удна, временное перемирие, за которым последует еще один виток войны, а полная победа - такая, которая исключит всякую опасность для израильских граждан… Террористы - нацисты, и с ними нужно поступить как с нацистами" - сказал депутат.
"Предполагает ли победа, в вашем понимании, оккупацию сектора?" - спросил интервьюер. "Собираетесь ли вы заселять сектор, как неоднократно призывали члены вашей партии?"
"Нет победы без захвата территорий", - ответил депутат, - "и захват территорий закономерно включает в себя их заселение".
"И вы считаете, что Трамп нам это позволит?"
Тут депутат запнулся. Но быстро нашелся: "Главное, что Трамп проявляет решительность. Он и его администрация на нашей стороне. Если мы будем верить в свою правоту, то другие тоже поверят". Итак, депутат Элиягу считает, что победа над ХАМАСом - это оккупация сектора Газа, установление там нашей власти и создание еврейских населенных пунктов. Судя по всему, он намеревается осуществить это после освобождения заложников, ради которых он готов поддержать временное прекращение огня и хотя бы частичный вывод войск из сектора (минимальное требование ХАМАС).
В позиции министра наследия просматривается некая логическая нестыковка. На что он рассчитывает в вопросе спасения заложников? На низкий IQ нынешних лидеров ХАМАСа? Насколько нам известно, они не собираются отдавать всех живых заложников на этапе "временного прекращения огня". В самом лучшем случае на этом этапе они отпустят только стариков и больных. Перед освобождением остальных они потребуют гарантий полного прекращения войны - в том числе, от того же Трампа. И Трамп их с удовольствием даст. А мы, конечно же, на международный дипломатический скандал не пойдем. Таким образом, победы "по Амихаю Элиягу" нам не видать как своих ушей. По крайней мере, с живыми заложниками.
Теория Яира Голана совершенно другая. Он настаивает на немедленном прекращении войны, причем не столько для спасения заложников, сколько "ради создания регионального альянса против Ирана", ключевым звеном которого станет палестинское государство, которое следует создать сразу после прекращения войны. Создание палестинского государства как альтернативы ХАМАСу (???) Голан считает "высшим национальным интересом Израиля", а альянс с умеренными арабскими странами, которого якобы не будет без палестинского государства - "единственной возможностью остановить ядерную программу Ирана". Эти утверждения он считает аксиомой и не снисходит до доказательства их справедливости.
На этом Голан не останавливается. Он заявляет, что единственной помехой немедленному заключению мира с ХАМАСом является вовсе не идеология террористов, заставляющая их желать нам смерти, а не мира, а "только и исключительно премьер-министр Нетаниягу". Более того: он признается, что не далее как накануне интервью летал в ОАЭ с дипломатическим визитом и встречался с министром иностранных дел Эмиратов - не являясь не только представителем законного израильского правительства, но и членом партии, представленной в Кнессете! (Имею в виду партию "Демократы", которая еще ни разу не участвовала в выборах и не доказала, что проходит в парламент.) То есть, еще не свергнув Нетаниягу, он уже изображает себя официальным представителем Израиля, а свою идеологию - имеющей все шансы на реализацию!
Кстати, интересный момент: самой "страшной угрозой", которую смог выудить наш альтернативный дипломат из своего разговора с главой МИДа ОАЭ, по его же словам является отказ Эмиратов спонсировать восстановление сектора Газа, если в его послевоенном управлении не будет участвовать "палестинская администрация". Министр ОАЭ ни словом не заикнулся о том, что Эмираты откажутся от ВЗАИМОВЫГОДНОГО сотрудничества с Израилем в восстановлении Газы, если управлять ею после войны будет только Израиль. А ведь именно взаимовыгодное сотрудничество, совместные бизнес-проекты, приносящие доход - самая лучшая гарантия если не дружеских, то уважительных и долгосрочных позитивных отношений между двумя странами, как уже доказали Авраамовы соглашения. Никакая филантропия таких отношений не создаст.
Итак, победой над ХАМАСом Яир Голан считает, сведя к общему знаменателю все его умозаключения - окончание конфликта с арабами через создание палестинского государства. Он только не уточняет, что, во-первых, именно это было военной целью ХАМАСа (то есть, он путается между "победой над ХАМАСом" и "победой ХАМАСа"), а во-вторых, что между ним и арабами есть некоторое разногласие о том, какие территории должны войти в границы палестинского государства. Он пытается представить, что арабы согласны удовлетвориться Иудеей, Самарией и Газой. Но им это уже неоднократно предлагали, и они отказывались - потому что они-то считают своей территорией всю Святую Землю!
Самое "мягкое" решение, которое они когда-либо соглашались рассматривать - это создание своего государства со столицей в Восточном Иерусалиме (который включает, напомню, такие районы столицы, как Рамот, Гило, Рамат Шломо, Неве Яаков и Писгат Зеев, а также значительную часть Старого Города) с выселением из пределов своего государства всех евреев и расселением в еврейском государстве от трех до пяти миллионов лиц арабской национальности, имеющих статус "потомственных беженцев" по критериям ООН. То есть, они милостиво соглашались растянуть процесс "сбрасывания евреев в море" на 10-20 лет, в отличие от ХАМАСа, который предпочитает сделать это быстро при помощи оружия. В этом единственная разница в позиции между ХАМАСом и ООП, правящей в так называемой "палестинской автономии". Причем после "успешной" атаки ХАМАСа 7 октября позиция ХАМАСа в автономии стала доминировать - так что и на такое "урегулирование" шансов практически нет.
На что же рассчитывает Яир Голан? Видимо, на то же, на что рассчитывает и его идеологический противник Амихай Элиягу: "Буду гнуть свою линию, а там как-нибудь само рассосется". Но если "проект" Элиягу угрожает жизни нескольких десятков заложников, то "проект" Голана угрожает жизни как минимум десятков тысяч израильтян - ведь он собирается создать "Хамастан" буквально в пригородах Гуш Дана! Что же делать? Отказаться от спасения заложников? Или зарыть голову в песок и купить несколько лет спокойствия ценой жизни своих детей и разрушения страны?
Нет и нет. Есть третий путь.
У двух политиков, интервью с которыми мы обсудили, при всей крайней противоположности их взглядов, есть нечто общее. Они оба делают ставку на ТЕХНИЧЕСКОЕ решение проблемы: захват, заселение, переговоры, уступки и так далее. Это не работает, потому что настоящее решение конфликта на Святой Земле лежит в ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ плоскости. Как совершенно справедливо сказал кто-то из наших генералов: "ХАМАС - это идея, а с идеей не воюют танками и самолетами". Генерал подразумевал, что идее можно только сдаваться. Но это неправда: идею врага можно и нужно победить нашей идеей.
На заре становления нашей страны у нас была идея - сионизм. Мы плохо себе представляли, что означает этот придуманный нами термин. Разные люди вкладывали в него разный смысл. Для кого-то это было возвращение на Святую Землю после двухтысячелетнего изгнания, для кого-то - создание своего государства "как у всех народов" (даже не важно, где), третьи просто бежали от погромов и преследований и мечтали о месте, где их дети смогут спокойно жить. Когда государство было создано, каждый стал "развивать сионизм" в соответствии со своими представлениями. В итоге победил нарратив либерального государства, в котором излишней идеологизированности принято стесняться. Где-то к концу восьмидесятых мы похоронили нашу идею. Кстати, примерно с этого же момента начала падать мотивация призыва в армию. И падает непрерывно до сих пор (если не считать последнего года войны). Через несколько лет мы получили "процесс Осло", и так далее. Вплоть до того, что только за последний год в стране выявлены полтора десятка граждан, готовых продать страну ее смертельному врагу за пару тысяч шекелей в крипте - притом что среди жителей Газы пока не нашлось НИ ОДНОГО, согласного выдать израильского заложника за 5 миллионов долларов и полную амнистию!
Что же делать? Где срочно взять идею, которая сможет "зажечь" израильское общество и победить идею ХАМАСа?
Ответ на этот вопрос не уложится в несколько строк. Для этого была написана целая книга, которую можно прочитать и скачать (бесплатно) здесь.
Если у Вас нет времени читать книгу полностью, и Вы хотите поскорее получить ответ на поставленный выше вопрос - сразу после предисловия переходите к разделу "Арабо-израильский конфликт". А потом вернитесь и прочитайте книгу с начала.
12.2024