Яков Файтельсон

Перемирие – время для предварительных выводов

Время принять важные организационные решения на высшем уровне управления в системах безопасности Государства Израиль.

Можно много спорить о прекращении огня в Ливане, навязанном Израилю администрацией президента Байдена. Жизнь пойдет своим чередом, и все стороны будут действовать в соответствии с развитием событий. Однако можно отметить и положительную сторону этого решения: со вступлением в силу прекращения огня наступит период времени, в течение которого большинство солдат ЦАХАЛа сможет отдохнуть, освежиться и реорганизоваться.

Вновь создавшаяся ситуация позволяет подвести промежуточные итоги и принять важные организационные решения на высшем уровне управления в системах безопасности Государства Израиль.

Несомненно, что сейчас в израильском общественном мнении вспыхнет дискуссия о необходимости создать комиссию по расследованию событий 7 октября, цель которой будет рассмотреть, что привело к такому позорному провалу и что нужно сделать для того, чтобы подобное не повторилось в будущем.

Независимо от типа комиссии, которая будет создана в будущем, опыт прошлого показывает, что для ее работы потребуется немало времени пока она придет к своим выводам, а затем и для последующей их оперативной реализации. Достаточно обратить внимание на деятельность комиссий, созданных после войны Судного дня и в случае Второй ливанской войны.

Вне всякого сомнения: первоначальные выводы о деятельности на самом высоком уровне ЦАХАЛа и служб безопасности Израиля вообще не требуют долгосрочного расследования, поскольку это факты, известные всей израильской общественности. Беглый анализ того, что было опубликовано до сих пор, позволяет нам обобщить эти факты и представить их в хронологическом порядке на основе централизованного отчета, опубликованного на сайте Википедии.

2 октября руководители ШАБАКа и ЦАХАЛа рекомендовали правительству продолжить поощрение экономической деятельности в Газе, включая увеличение числа рабочих, которым будет разрешен въезд в Израиль из сектора. Они отметили, что этот шаг будет рассматриваться положительно в Газе и приведет к упрочению стабильного положения на границе. За несколько дней до внезапного нападения высокопоставленные офицеры ЦАХАЛа представили свою оценку политическому руководству страны о том, что ХАМАС сдержан и не заинтересован в эскалации напряжения на границе с Израилем.

Во время нападения ЦАХАЛ находился в организованном отпуске, и из-за этого солдаты многих подразделений, охранявшие границу с сектором Газа, в том числе командиры различных рангов, включая эскадрильи ВВС, были распущены по домам, а дежурные выполняли только рутинные действия.

К оценкам наблюдательницы, представившей свой отчет об опасном развитии ситуации на границе, присоединились ее командир и еще один наблюдатель пограничного подразделения, и это предупреждение было передано старшим офицерам и офицерам полевой разведки. Однако эти сообщения не были переданы отделом Главного Управления разведки ЦАХАЛа вышестоящим чинам армии и правительства.

«Несмотря на существенные признаки надвигающейся войны, которые были в распоряжении самого крупного подразделения Главного Управления разведки ЦАХАЛа, командующий Южным округом и начальник разведки его штаба, а также начальник Генерального штаба не были проинформированы о некоторых возникших угрозах. Высшие должностные лица ЦАХАЛа узнали об этой информации только через несколько дней после нападения – и были поражены. Бывший высокопоставленный офицер Главного Управления разведки армии сказал: “При такой информации все ГРА должно было проснуться. Это должно было вызвать крики”…

В ту ночь действия ХАМАСа были настолько значительными, что около 5 утра в спецчасти 8200 раздался звонок от других высокопоставленных офицеров разведывательного сообщества, которым была доступна эта информация. Они спрашивали, что происходит. Все в порядке, ответили им, утром поговорим.

Старший офицер разведки, до которого дошло сообщение наблюдательницы, в своем ответе по электронной почте 12 июля 2023 года похвалил ее за работу, но добавил: «Я думаю, что это чрезмерное воображение».

В ночь перед резней Южное командование попросило подвести боевые вертолеты ближе к сектору, но эта просьба была отклонена. Причина: «чтобы не сжигать разведывательные источники». Кроме того, появились новые подробности о первых часах рейда: более 3000 террористов проникли в Израиль через 60 направлений прорыва, столкнувшись лишь с 600 солдатами и 12 танками.

В ночь с пятницы на субботу состоялся телефонный разговор с участием начальника Генштаба и других генералов, о чем было опубликовано на 13 и 11 каналах израильского телевидения. В ШАБАКе поняли, что что-то происходит, и его глава Ронен Бар прибыл в штаб-квартиру организации ночью и оставался там до тех пор, пока не началась атака. Консультации, которые прошли между полуночью и 5:00 утра, показали, что реакция была серьезной. Рано утром Шин Бет направил специальную группу в район Газы.

… кроме того начальник Генштаба и несколько генералов, глава ШАБАКа и глава района, а также военный секретарь премьер-министра генерал Ави Гиль были проинформированы о деталях, но это произошло только около 6 утра, незадолго до начало атаки… Провал разведывательного отдела армии и ШАБАКа двойственен: как в понимании общих намерений Хамаса и, конечно же, о беспрецедентной организации подготовки атаки, прошедшей под носом у Израиля.

Отсюда, даже без работы следственной комиссии, которая будет создана в будущем, можно сделать следующие выводы:

Высшее руководство разведывательного управления армии пренебрегло полученной информацией, недооценило сигналы разведки и не проинформировало высшее военное и политическое руководство страны о происходящем;

Глава ШАБАКа предпринял минимальные шаги, отправив рано утром в район Газы спецгруппу, но не проинформировал высшее политическое руководство страны о происходящем;

Начальник Генштаба не проинформировал министра обороны и премьер-министра о происходящем на границе с сектором Газа, не разрешил командующему Южным округом привести в готовность свои силы во взаимодействии с ВВС, и даже не поставил командование ВВС в состояние боевой готовности. С началом боевых действий ему потребовалось слишком много времени для принятия оперативных решений по усилению сил обороны для отражения атак противника.

Командующий Южным округом действительно обращался в Генштаб с просьбой усилить его силы на границе, но, когда тот отказался «чтобы не сжигать разведывательные источники», не воспользовался своими полномочиями и не передал нужное оповещение командирам частей на границе с сектором Газа. Ему потребовалось слишком много времени для принятия оперативных решений по усилению подвергшихся нападению сил.

Поэтому с вступлением в силу режима прекращения огня в Ливане, министр обороны должен реализовать свои полномочия и отстранить от своих должностей всех старших офицеров, причастных к провалу, произошедшему 7 октября, и которые до сих пор находятся на действительной службе в ЦАХАЛе. Назначения, сделанные начальником Генштаба после начала войны, также должны быть пересмотрены, а офицеры, которые, занимая свои прежние должности, были причастны к разгрому 7 октября, также должны быть отстранены от своих новых должностей.

Вместо всех отстраненных от должностей лиц должны быть назначены старшие офицеры, чья деятельность доказала свою высокую эффективность в ходе боевых действий.

Необходимо также вернуть на действительную службу тех старших офицеров, имеющих доказанную успешную профессиональную репутацию, которые были уволены в отставку начальником Генштаба, действовавшему исключительно по своей прихоти.

Континент, 11.2024

Яков Файтельсон – общественный и политический деятель, исследователь демографических процессов в Израиле. В прошлом диссидент-отказник, первый мэр города Ариэль.
  • Другие статьи Якова Файтельсона
  • Другие статьи о войне в Газе 2023



  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria