Суд разрешил опубликовать подробности о скандальном аресте и трехнедельном содержании в подвалах ШАБАКа Эли Фельдштейна, консультанта по работе с прессой при канцелярии премьер-министра.
Это откровенно политическое дело касается хамасовского документа, который был опубликован в немецкой газете "Бильд" в октябре. Этот документ (своего рода методичка относительно того, как ХАМАСу следует вести переговоры с Израилем), написанный исламистскими идеологами и обнаруженный в компьютере Синуара, на протяжении долгих месяцев утаивался военными и ШАБАКом от народа и от политического руководства. Целью утаивания было намерение скрыть истинные планы ХАМАСа, согласно которым переговоры с Израилем ведутся не ради обменной сделки и перемирия, а, наоборот, для затягивания войны, наносящей Израилю огромный имиджевый и экономический вред, и предоставления израильским левым дополнительных рычагов для свержения национально ориентированного правительства и последующей капитуляции Израиля.
В разведке имелись офицеры, не согласные с тем, что генеральская верхушка скрывает правду от народа. Один из них, мобилизованный на войну резервист, переслал копию этого документа Элиэзеру Фельдштейну, отставному капитану-десантнику, который официально не числился сотрудником канцелярии премьера, но выполнял консультативные функции по информационной работе.
Фельдштейн, согласно материалам дела, передал эту копию иностранным журналистам, которые опубликовали документ, излагавший правду о планах ХАМАСа и подтверждавший, что израильские левые и силовая верхушка действуют как раз в соответствии с этими планами.
Это вызвало резкое недовольство среди генералитета. Публикация документа произвела эффект разорвавшейся бомбы и дала понять всему миру, что в реальности ХАМАС не заинтересован ни в каких сделках и перемириях, у него совершенно другие цели.
Армейская верхушка была вне себя. Начальник Генштаба Герци Халеви лично потребовал от ШАБАКа начать расследование по поводу "утечки секретного документа", несмотря на то, что в израильской и иностранной прессе на протяжении всего года регулярно публиковались "сливы" секретной информации из Генштаба, ШАБАКа и других силовых структур, и все они с точки зрения юридических органов считались обычной практикой, не заслуживающей внимания.
В ШАБАКе это расследование ложно объявили "делом важнейшего оборонного значения" и, с попустительства мирового суда, продержали Фельдштейна и резервиста-разведчика в шабаковских подвалах две недели, причем первые несколько дней – без права на общение с адвокатами.
В конечном итоге судьи осознали, что дело по сути незначительное, а репрессии против Фельдштейна и второго подозреваемого переходят все границы. В конце прошлой недели суд распорядился отпустить обоих под домашний арест. Однако прокуратура подала апелляцию в окружной суд. Тот поступил аналогично. Прокуроров это не смутило, и они обратились с апелляцией в Верховный суд. Все это время подозреваемые оставались под стражей, и отдел полиции "Лахав", в который дело перешло из ШАБАКа за отсутствием "оборонной" составляющей, давил на подозреваемых, пытаясь состряпать сколь-нибудь правдоподобное обвинение.
Вчера поздно вечером верховный судья Йосеф Эльрон заслушивал апелляцию прокуратуры. Заседание проходило в два этапа – открытый и закрытый. На втором силовики пытались убедить судью в том, что речь идет об "оборонном деле" и об "угрозе безопасности страны". Судья в этом не убедился. Тогда в прокуратуре пообещали уже сегодня начать процедуру передачи дела в суд. Это коренным образом изменило ситуацию, и Эльрон согласился продлить содержание обвиняемых под стражей – но только до шести вечера. Сегодня утром прокуратура передала в суд официальную декларацию о намерении подать обвинительное заключение в ближайший срок по конкретным статьям УК. В свете этого мировой суд продлил срок ареста подозреваемым до четверга. Если за это время обвинение не передаст материалы дела в суд, их отпустят на волю.
Отметим, что формально обвинения против резервиста и Фельдштейна довольно зыбки. Так, разведчика обвиняют в том, что он "передал секретные документы политической инстанции без разрешения руководства". Вместе с тем это может представлять собой нарушение дисциплинарного характера, но не более того, как так канцелярия премьера, согласно закону, и есть "высшее руководство" армии и ШАБАКа.
Обвинение в адрес Фельдштейна еще необоснованней, поскольку он, не будучи военным, не связан нормами армейской секретности и может делать с попавшими к нему документами все что угодно. Прокуратура, понимающая, что формальная сторона дела изрядно хромает, задекларировала намерении обвинить его в "попытке повлиять на сделку по освобождению заложников". Однако само по себе это, разумеется, не преступление – любой может "пытаться влиять на сделку" в ту или иную сторону, пока не нарушает закон. Так или иначе, все будет зависеть от реальных формулировок, которые выдвинет прокуратура в обвинительном заключении. На данный момент дело явно выглядит "недоваренным", и это понятно, поскольку прокуратуре пришлось декларировать передачу материалов в суд исключительно из-за того, что в ином случае подозреваемые уже сегодня оказались бы на свободе.
ФБ, 11.2024