Марина Магрилова

Восемь боев Йехуды Маккавея – восемь свечей Хануки

Согласно историческим документам, Маккавеи – Матитьяху из династии Хасмонеев и его пять сыновей, родом из древнего города Модиин, во II в. до н.э. возглавили восстание против греков и очистили осквернённый греками Храм. В память об этом событии празднуется Ханука. А тактику Йехуды Маккавея и по сегодняшний день используют в армии Израиля.

1-й бой Йехуды с греческим военачальником Аполлонием происходит в Вади Хармия. Отряд греков выходит из Шхема в направлении лагеря Йехуды, который находится в Бейт-Эле. После случившегося в Модиине евреи поднимаются на высоты над долиной, там в горах много пещер. На все битвы до освобождения Иерусалима Йехуда выходит из лагеря в Бейт-Эле. В узком вади Хармия армия греков растянулась, и со склонов гор на них напали евреи, прятавшиеся за скалами и деревьями. Йехуда забирает меч Аполлония и сражается этим мечом до конца, до своего последнего боя. Он делает то, что сделал Давид с мечом Голиафа.

2-й бой – уже с регулярной армией под командованием Сарона. Из Антиохии греческая армия отправляется в Яффо, оттуда по Маале Бейт Хорон (сегодня 443 шоссе) поднимается в горы, чтобы уничтожить лагерь Йехуды. Можно указать точное место, где, спрятавшись в седловине между холмами, несколько сот еврейских повстанцев ждали приближения огромной армии. Страх овладел евреями, когда они увидели, с кем им предстоит сражаться, но Йехуда произносит такую речь, которая воодушевила его войско и заставила победить. Неожиданность нападения евреев скомкала первые ряды греков, они стали отступать и в итоге все побежали вниз, в долину. Евреи убили 800 человек, теперь у них было достаточно оружия, а главное – была уверенность, что Бог помогает и «воюет на нашей стороне».

3-й бой – решающий. Три генерала посланы Антиохом для подавления бунта, огромный греческий лагерь расположился в Эмаусе, а передовой отряд греков отправился в горы, чтобы захватить лагерь Йехуды. Что было дальше, где и как все происходило, посмотрите в коротком ролике.

После такой победы Йехуда освобождает Иерусалим. Это его 4-я битва. Теперь в народе уже есть вера в то, что греков можно победить! Происходит очищение Храма, вся знакомая нам история с зажжением Меноры и чудом восьмидневного горения масла. На тысячелетия вперед, как показывает наш опыт, устанавливается праздник Ханука, который мы с удовольствием празднуем целые 8 дней. Но война не закончена. Среди евреев есть такие (сегодня их называли бы «капланистами»), кто отправляется в Антиохию и настраивает царя продолжать войну.  Антиох опять собирает наемников для подавления бунта в Иудее.

5 битва Йехуды происходила в Гуш Эционе. Недаром поселение Эльазар носит имя одного из 5 братьев Маккавеев. Здесь погиб, раздавленный слоном, первый из пяти братьев, Эльазар. На этот раз греки пришли с юга. Во главе армии опытный командир, Лисий, он уже бывал здесь, он был одним из трех генералов, которых перехитрил Йехуда, он хочет отомстить за проигранный 3-й бой. 100 тысяч пешего войска, 20 тысяч всадников и 32 танка (вернее, слона), на каждом из которых десятки лучников. Йехуда посылает своего самого сильного и рослого брата с заданием свалить главного слона, на котором с большой вероятностью находится сам Лисий. Эльазар прорывается через толпу врагов к слону, втыкает ему в живот копье, слон падает всей своей тяжестью прямо на Эльазара… Миф о непобедимости братьев разрушен, преимущество армии греков бесспорно, Йехуда вынужден отступить в Иерусалим, за городские стены. Иерусалим в осаде, в городе голод. Йехуда готов сдаться для спасения города и жителей. Но происходит чудо. Лисий получает известие о смерти Антиоха, снимает осаду и уходит домой, чтобы участвовать в войне за трон Антиохии.

После смерти Антиоха греки отменяют запреты на иудаизм. Казалось бы все, война выиграна, Храм очищен и все работает в соответствии с законами галахи. Но «евреи-капланисты» не могут успокоится. В Антиохии новый царь, Деметрий. Эллинизированные евреи уговаривают его назначить на пост первосвященника в Иерусалимском Храме одного из них. Компания «капланистов» вместе с греческой армией отправляется в Иерусалим, но Йехуда не дает им войти в город. Это 6-й бой Йехуды.

7-й бой. В ответ из Антиохии с новой армией приходит Никанор, он тоже уже бывал здесь и помнил поражение в 3-ем бою. Никанор ведет армию на Иерусалим. Он клянется, что не вернется в Антиохию без победы, он планирует отвезти в Антиохию голову Йехуды и меч своего друга Аполлония, которым сражается Йехуда. Еврейская армия выходит навстречу грекам, битва происходит в долине Гивона. Как и в первый раз, евреи прячутся за скалами на склоне холма, и как только греческая армия переваливает через его вершину, евреи атакуют. От неожиданности греки поворачивают, бегут к своим, что приводит в движение и замешательство всю армию и обращает ее в бегство. Победа над армией Никанора произошла 13 адара по еврейскому календарю. Этот день был установлен как праздник - день Никанора. Но с уходом народа в галут день Никанора праздновать перестали…

8-й, последний бой Йехуды На этот раз греки пришли с востока, их армия вышла из Дамаска, по долине Иордана они дошли до Иерихона и поднялись в горы. На горе Бааль Хацор, самой высокой горе в Восточной Самарии, на горе, где когда-то Авраам разговаривал с Богом, собралась армия Йехуды. Благородный Йехуда распустил всех, кто не хочет воевать, отправил их домой, с ним осталось всего 800 самых верных. На этот раз во главе греческой армии Бакхид, он хорошо выучил тактику Йехуды и воспользовался ей. Бакхид делит армию на две части, южную и северную, армия двигается, обходя гору с севера, зная, что их ждет неожиданное нападение Йехуды. С громкими криками евреи набрасываются на врагов, северная армия греков отступает, евреи их преследуют, но тут вступает в бой вторая половина армии Бакхида –  они ждали приказа и теперь наступают с юга… Йехуда понимает, что попал в ловушку, «в ножницы». И с севера, и с юга враги, отступать некуда… Погибают на склонах Бааль Хацора практически все участники битвы. Оставшиеся в живых три брата Макавея хоронят Йехуду и уходят в глубокое подполье, в Иудейскую пустыню, в пещеры в районе Текоа. Так закончился первый этап войны, войны за Независимость II века до нашей эры.

Часть вторая

Что было дальше?

Что мы празднуем в Ханука? Как известно, первая часть восстания, во главе с Йехудой Макавеем, потерпела поражение. Убиты двое из пяти братьев - Эльазар растоптан слоном, Йехуда попал в засаду и убит в бою на горе Бааль Хацор. Казалось бы, чему радуются евреи уже две с лишним тысячи лет. Неужели тому, что масло в Меноре горело и никак не прогорало? Как-то на две тысячи лет слабовато для национальной памяти. Думаю, у каждого из нас есть «запас чудес», накопленных на протяжении жизни. Тем более, живя в Эрец Исраэль, к чудесам мы все привыкли и перестали им удивляться…

Однако вернемся в древнюю Иудею. Что будет после смерти Йехуды? Продолжится ли восстание? Книга Маккавеев продолжается, Йонатан, самый младший из братьев выбран возглавить восстание.  «Тогда собрались все друзья Иуды и сказали Ионафану:
 с того времени, как скончался брат твой Иуда, нет подобного ему мужа, чтобы выйти против врагов и Вакхида и против ненавистников нашего народа.
 Итак, теперь мы тебя избрали - быть нам вместо него начальником и вождем, чтобы вести войну нашу.
 И принял Ионафан в то время предводительство и стал на место Иуды, брата своего».

Вакхид преследует всех сочувствующих и ищет Йонатана. В пустыне, в раоне Текоа много пещер, там восставшие скрываются от властей.

Йонатан отправляет к союзникам, к набатеям, в Заиордание своего брата Йоханана с женщинами и детьми и всем тем, что трудно таскать за собой, меняя пещеры и скрываясь от преследований.

Набатеи заключили соглашение о взаимопомощи еще с Йехудой, Йонатан считает, что договор в силе. Однако набатеи видят ситуацию иначе, они убивают всех, включая Йоханана и грабят еврейский караван. Так был убит третий брат, Йоханан. Осталось только двое, Йонатан и Шимон.

У повстанцев, в пещерах Текоа, по получении вести о гибели каравана, полный упадок сил и надежды. Погибло все - близкие, жены, дети, имущество, голодные и полуживые евреи прячутся в темных, холодных, мокрых пещерах и завидуют умершим… Однако Йонатан находит в себе силы на месть, ночью он со своими людьми идет в Медву, там празднуют свадьбу набатеи, Йонатан убивает всех. Удивительно, но это изменило весь ход восстания, этим действием Йонатан показал, что силы у евреев еще есть и восстание продолжается.

Почему этот подвиг Йонатана забыт? Вероятно потому, что с точки зрения современного западного человека такое поведение не политкорректно, Йонатан мстит не виноватым, «гражданским» набатеям, он действует против гражданского населения, он сжигает города и убивает всех, но ведь именно он победил! Йехуда только ненадолго очистил Иерусалим, воевал он только "кашерно", то есть армия против армии. Йонатан воюет по-партизански так, что Вакхид решает, что проще заключить с ним договор, чем продолжать воевать и защищать своих. Йехуда проиграл, а Йонатан выучился на его ошибках и сделал выводы. Бакхид уходит в Антиохию, чтобы Йонатан больше не действовал против греческой армии, он возвращает еврейских пленных и оставляет только небольшие греческие гарнизоны в городах. Два года покоя, Йонатан из Михмаса начинает строить свою армию, он не идет в Иерусалим, не очищает Храм, он строит армию. Книга Макавеев -
« и отдал ему пленных, которых прежде взял в плен в земле Иудейской, и возвратился в землю свою и не приходил более в пределы их.
И унялся меч в Израиле, и поселился Ионафан в Махмасе; и начал Ионафан судить народ и истребил нечестивых из среды Израиля.»

Йонатан использовал эти годы чтобы построить настоящую армию, в отличии от Йехуды, который воевал «силами резервистов».

Армия создана, у Йонатана 40.000 войска! Только с такой силой Йонатан идет на Иерусалим, но там греческий гарнизон. В это время умирает Антиох 4-ый, главный враг евреев. В Антиохии борьба за власть и один из претендентов, Александр Балас, дарует Йонатану статус первосвященника за поддержку. В Суккот первосвященник Йонатан входит в Храм и ведет службу, до этого в Храме всем распоряжались «митявним», ставленники греков, в современном лексиконе "левые либералы, или глобалисты".

Книга Макавеев продолжается - Йонатан меняет цель восстания – не только очищение Храма, но и свободу стране! Не только религиозная цель, но и политическая!

Йонатан с армией спускается в долину, в район Ашдода. В этой части страны не живут евреи. Начинается успешная война за освобождение страны. Йонатан 18 лет возглавлял народ, он был предательски убит на пиру в Акко, куда был приглашен "друзьями - греками" вместе со своими сыновьями… Последний из пяти братьев, Шимон, добивается полной независимости Иудеи, отчасти потому, что выучил ошибки всех погибших братьев, он уже никому не верит и не пропускает возможности уничтожить армию противника.

12.2024





    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria