|
Ася Энтова Концерт на обочине
Процесс Осло, который уже давно никто не осмеливается назвать мирным, начинался под лозунгом "Газа и Иерихон вначале!" Ее продолжением явился план Шарона, по которому в 2005 году еврейских жителей выселили из поселков сектора Газы и Самарии.
План остановки процесса перманентного отступления, план альтернативный Осло, называется "Вначале Хомеш". Периодически, например в Хануку, в День Независимости и в дни летних каникул происходят массовые восхождения к руинам Хомеша. Об одном из таких массовом посещении Хомеша я уже писала в статье "Вернемся в каждый поселок!" . С тех пор движение все набирает силу. В Хомеше поднимаются для того, чтобы отпраздновать церемонии бритмилы и благословения новбрачных ("шева брахот"), там устраивали рок-концерт. Уже более месяца на руинах посёлка продолжают жить активисты движения "Вначале Хомеш", а также семей - жителей разрушенного поселения. Состав жителей меняется, но постоянное присутствие продолжается. Люди живут в палатках, продовольствие и воду привозят на машинах из соседнего поселения Шавей Шомрон.
Одной из последних массовых акций в Хомеше должен был стать концерт Клуба Иерусалимской политической песни. Сам клуб существует уже более 7 лет. Клуб объединяет бардов, поющих собственные песни под гитару как на русском, так и на иврите. Организация эта некоммерческая, клуб готов проводить свои концерты для всех желающих, даже если они не всегда могут возместить им расходы. Концерты проходят по всей стране, а в дни праздников Клуб проводит многочисленные представления под названием Пуримшпиль и Ханукашпиль. Бесплатный концерт в Хомеше был организован для того, чтобы поддержать инициативу по восстановлению еврейского присутствия.
До первого места сбора, поселка Шавей Шомрон, артисты и гости добрались на машинах поодиночке. Обошлось почти без приключений, посты на дороге редко проверяли одиночные еврейские машины. Зато из Шавей Шомрона двинулись друг за другом. Прямая дорога на Хомеш была перекрыта и, поэтому колонна плотно нагруженных машин двинулась в объезд по дороге на Эйнав. За поворотом на Эйнав находился армейский КПП, и здесь колонна вынуждена была разделиться. Первые несколько машин миновали КПП благополучно. Именно в этих головных машинах сидели артисты: Юрий Липманович, Эли Бар Яалом, Ари Бен Ям, глава клуба Михаил Шовман и один из организаторов концерта Саша Непомнящий. Остальная колонна, во главе с организаторами Михаилом Дайчманом и автором этих строк, была задержана солдатами. Причину начальник КПП сформулировал так:
"У нас нет приказа о "закрытой военной зоне". Но мы знаем, что там, за нашим кордоном, территория не безопасна для еврейского присутствия. Поэтому мы вынуждены таким образом защищать вас даже против вашего желания".
В результате на КПП образовалась мощная двусторонняя пробка. Из-за нашего столпотворения, арабские машины так же не смогли проезжать. Впрочем, постепенно солдаты навели порядок и стали пропускать арабские машины. Нам, евреям, армия дальше ехать не разрешила.
Когда артисты вернулись, то решено было устроить концерт прямо на обочине дороги. Его открыл самый юный участник, ученик музыкальной школы при тель-авивской консерватории Яков Сокол. Кстати и репертуар был подходящий - песня: "Две стороны у Иордана - и обе наши". Эта песня была написана Зеевом Жаботинским как гимн движения "Бейтар" (которое позднее переросло в партию Херут, ставшую впоследствии движением Ликуд) и служила символом борьбы за Эрец Исраэль. "Отсохни моя десница, если забуду берега Иордана", - подпевали слушатели. Солдаты и подъехавшие позднее полицейские с интересом прислушивались к песням, а начальство наряжено думало под каким предлогом выставить нас отсюда . После нескольких выступлений, чтобы избежать конфликтной ситуации, окончание концерта было перенесено в Шавей Шомрон.
Хотя наша организованная массовая акция была блокирована, но в эти же дни многие мелкие группы успешно добирались до Хомеша по грунтовым дорогам на джипах и легковых машинах. Армейский бульдозер периодически засыпал подъезды, но люди находили все новые и новые объездные пути.
Вот что рассказали нам очевидцы. Одна из семей на своей машине поднялась к Хомешу по грунтовой дороге и обнаружила, что съезд с нее на шоссе завален камнями. Тогда семья вернулась по этой же дороге обратно и наткнулась на армейский бульдозер, засыпавший въезд на эту дорогу с шоссе. Люди попросили водителя бульдозера, освободить для них выезд, чтобы они могли вернуться домой, но наткнулись на грубый отказ. Бульдозеристу ничего не стоило выполнить их просьбу, а потом опять заблокировать тропинку. Их в прямом смысле "безвыходное положение" армия, по-видимому, решила использовать для наказания "непослушных". Машина оказалась заперта на ночь в безлюдном месте. Если бы родители с детьми ушли оттуда пешком, то, учитывая близость арабской деревни, непонятно что осталось бы к утру от их автомобиля. В результате им на выручку пришли жители Шавей Шомрона. Одни увезли на своей машине женщину с детьми в поселок, другие помогли разблокировать дорогу и вывести машину на шоссе.
Армия
Хотя армия пытается всячески препятствовать прибытию людей в Хомеш, но не заметно, чтобы она предпринимала существенные усилия для эвакуации уже находящихся там. А даже если бы такие усилия были предприняты, то они оказались бы по большей части бесполезными, все равно при желании можно пройти пешком путь от ближайшего поселка менее чем за два часа. Создается впечатление, что армия не имеет четкой стратегии по отношению к еврейскому присутствию на холме.
Этот один из уничтоженных Шароном еврейских поселков Самарии занимал стратегическое положение. Он находился на высоте 650 метров над уровнем моря, с его развалин открывается обзор на всю северную Самарию и Галилею. Отсюда можно наблюдать Хермон и всю центральную часть прибрежной полосы от Нетании до Ашдода.
Развалины Хомеша нависают над перевалом хребта, отделяющего северную Самарию от центральной: дорога сюда поднимается из района Нетании, переваливает через хребет и спускается к шестидесятому шоссе на Иерусалим и к поселкам западной Самарии, лежащим в получасе езды от Тель-Авива. Отсюда можно наблюдать за происходящим в Шхеме, а так же в Хадере, Нетании и Герцлии. Важно это место и с точки зрения экологии - именно здесь собирается большинство подпочвенных вод, питающих прибрежную равнину.
Командиры среднего звена, находящиеся на местности, не могут не понимать, что пока на этом холме находятся еврейские палатки, террористы не смогут здесь незаметно поставить ракетную установку. Насильственное выселение активистов движения "Хомеш сначала", учитывая опыт Амоны и Хеврона, не пройдет безболезненно, а армия уже по горло сыта выполнением полицейских функций. Район Хомеша, учитывая близость Шхема и Дженина, доставляет командирам достаточно настоящих хлопот. Солдаты боевых частей, несущие здесь службу, по большей части или религиозные или репатрианты. Только на КПП, где нас задержали, двое из троих солдат разговаривали с нами по-русски. Такой контингент не очень-то сочувствует идее выселения евреев, так что без "отказников" операция выселения не обойдется. По-видимому, учитывая все вышеприведенные доводы, командование на местности старается смотреть на еврейское присутствие сквозь пальцы. Есть приказ не пускать - выполняем, но для полного блокирования района требуются уже эктраординарные меры.
Юридическая сторона вопроса
Как это ни парадоксально, но сегодня на территории, окружающей Хомеш, образовался вакуум власти. Хотя израильская армия вынуждена периодически осуществлять там рейды для предотвращения арабского террора, но эта территория официально не находится ни в ведении израильских, ни в ведении каких бы то ни было палестино-арабских властей.
Судья из Кфар-Сабы Давид Гадоль в связи с разбором дел подростков, поднимавшихся в Хомеш, вынес следующее постановление:
"Уложение о наказании в законе о размежевании исчерпало себя, и на сегодняшний день нельзя отправить людей в суд на основании этого закона… Необходимо выработать четкую юридическую позицию в отношении разрушенного поселения Хомеш.
Существует полный консенсус, что территория эвакуированного поселения Хомеш, как и территории других еврейских поселений в Иудее и Самарии, находится под контролем ЦАХАЛа. Территория Хомеша, насколько мне известно, в отличие от поселений сектора Газы, не была передана никому, ни ПА, ни любому другому юридическому лицу. Поэтому следует определить, что такое Хомеш с точки зрения суда. Осталась ли эта территория под контролем ЦАХАЛа, или она получила другой статус, и какой именно".
В данном конкретном деле судья постановил, что состава уголовного преступления в восхождении в Хомеш нет. Но в общем виде вопрос остается открытым.
Имеет ли в таких условиях армия право не пропускать израильских граждан? Да, если эта территория осталась под властью ЦАХАЛа и если "закон о размежевании" не отменен. Нет - если армия уже оставила эту территорию. В любом случае апелляция армии к тому, что израильским гражданам небезопасно находиться в районе Хомеша не имеет смысла. Такие ограничения возможны на время войны или стихийных бедствий, но в обычных условиях задача армии именно в том и заключается, чтобы на подведомственной ей территории устранить опасность, а не самих граждан. Не выселяют же сегодня людей из Сдерота.
Если же территория не принадлежит государству, то оно может не рекомендовать своим гражданам находиться там ввиду опасности, но его законы более на эту территорию не распространяются.
Чтобы исправить ошибку одностороннего отступления и устранить имеющуюся правовую неопределенность, в Кнессете было создано парламентское лобби "Вначале - Хомеш". Его цель - поддержать гражданскую инициативу по восстановлению поселка. Во главе лобби стоит др. Арье Эльдад (парламентская фракция Ихуд Леуми - МАФДАЛ). В состав лобби входят и другие депутаты этой фракции, а так же партий Ликуд, ШАС, Еврейство Торы и НДИ. Уже готов законопроект отмены той части "закона о размежевании", которая касается запрета нахождения израильтян в районе Хомеша. Его подготовили Ицхак Бам, адвокат "Юридического форума за Эрец Исраэль", и Иегуда Шапиро, парламентский помощник депутата Ури Ариэля, который при поддержке лобби подаст этот закон на утверждение будущей сессии Кнессета.
Вид из Хомеша Фото А.Энтовой
"Почему им можно, а нам нельзя?" Фото Давида Рабкина
"Вести", 6.09.2007
Статьи о последствиях выселения евреев из Гуш Катифа и Северной Самарии
Статьи о плане Шарона выселения Гуш Катифа и Северной Самарии
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|