|
Ася Энтова
Антиглобалисты,
или
Против кого дружим?
"Сколько можно вариться в собственном соку? Вечно одни и те же споры : левые - правые, отдать Иудею и Самарию арабам или не отдавать, договор Осло - ошибка или преступление... Слава Богу, что прошли выборы, закончилась предвыборная кампания, а война с Ираком еще и не думает начинаться. Самое время съездить заграницу и взглянуть на наши проблемы как бы со стороны. Можно будет вспомнить, наконец, что арабо-израильский конфликт далеко не единственный в мире, несмотря на то, что только о нем и пишут в мировой прессе. Существует еще, например, конфликт российско-чеченский. И, вообще, гораздо легче и приятней решать чужие проблемы, чем свои собственные," - примерно так думала я, садясь в самолет польской авиакомпании вместе с сотней хасидов в черных шляпах. Хасиды направлялись под Краков в город Льженск на могилу рабби Ноама Элимелеха, чтобы отметить там 216 годовщину его смерти (йорцайт). А я летела в Варшаву на конференцию "Закрытое и открытое общество: конфликт и диалог" (по польски это звучало вполне понятно: "Cполженство: отвартэ и замкненте")
Конференция была организована Фондом Закрытого общества (Амстердам-Баку) и Институтом Ибн Халдуна (Варшава) при активном содействии Варшавского университета, Клуба Католической Интеллигенции (Варшава) и Польской Автокефальной Православной церкви. Она проводилась в 59-ю годовщину сталинской депортации чеченского народа. Тема конференции меня заинтересовала: "Война и мир на стыке христианского и исламского миров. Ханифийский традиционализм как общая для авраамических религий платформа для изучения и преодоления межконфессиональных конфликтов (на примере российско-чеченского конфликта)". Итак, получив одобрение зам.редактора моей газеты, я отправилась в путь.
Психологи отмечают, что когда человеку плохо, то ему может помочь общество товарищей по несчастью, обсуждение с ними общих переживаний, совместные поиски решения проблемы. (В частности, поэтому сложилась циничная поговорка: "Ничто так не утешает, как чужие несчастья"). Израиль в своей перманентной войне за независимость может черпать силу не только из сознания уникальности еврейского опыта и задач, стоящих перед еврейским народом, но и из факта того, что не мы единственные, у кого сыны Ишмаэля оспаривают Авраамово наследство, и кто решает задачу противостояния Запада и Востока, Цивилизации и Варварства. Не мы одни удостаиваемся бесконечных осуждающих резолюций ООН и требований о выводе войск. В случае российско-чеченского конфликта Израиль может ассоциировать себя по очереди с обеими сторонами. Если мы акцентируем внимание на противостоянии традиционной исламской и современной христианской цивилизаций, если мы обращаем внимание только на нашу проблему с палестинскими арабами, на наше техническое превосходство и на наше сравнительно недавнее возвращение в Палестину, то тогда логичнее ассоциировать Израиль с Россией, а палестинских арабов с чеченцами. Но наш конфликт не ограничивается палестинскими арабами: 5 миллионов евреев противостоят многим сотням миллионов арабов и других ближневосточных мусульман. Если мы сравниваем силы и територию крошечного Израиля и окружающих нас огромных и богатых арабских государств, если мы акцентируем наше внимание на том, что мы находимся на земле нашей исторической родине, с которой нас пытаются изгнать завоеватели, пришедшие сюда всего несколько сот лет назад, если мы вспомним об активной роли бывшего СССР в нашем регионе на стороне арабов, то напрашивается ассоциация Чечня-Израиль против России-арабов. Впрочем, всякое сравнение хромает, и ниже вы прочтете о том, какой нагоняй я получила за оба эти сравнения.
Варшава встретила меня солнышком и снегом - и по тому и по другому я успела соскучиться: - перед моим отъездом в Израиле всю неделю шли проливные дожди. В престижной центральной гостинице "Виктория", где нас поселили, в это время заканчивалась предыдущая международная конференция под названием "Расширение ЕС и добрососедская политика", в числе организаторов которой фигурировало и МИД Польши. Можно смело предположить, что на этой конференции присутствовали в основном сторонники глобализации. В то время как они заканчивали расхваливать добрососедские отношения, демократизацию и расцвет экономики, которые несет Европейское Сообщество, гостиница стала потихоньку наполняться антиглобалистами, приехавшими обсуждать преимущества жизни в "сообществах закрытых".
Центром обсуждения конференции являлась работа Хож-Ахмеда Нухаева "Конец цивилизации", в которой автор ругает, часто заслуженно, современную западную цивилизацию ("открытое общество"), противопоставляя ей традиционное сообщество, называемое им "варварским" и "закрытым".
В своей работе Нухаев утверждает, что глобальная Цивилизация несет в себе кризис Культуры, вызванный ее несбалансированным отношением к духовным и материальным ценностям.
Технический прогресс зачастую сопровождается духовным регрессом, поскольку связан с ослаблением коллективной идентичности, то есть, с немедленным разрушением традиционных духовных основ жизни и прблематичной возможностью выработки новых, что приводит к свободе без осознания ответственности.
Нухаев перечисляет типичные для технократической цивилизации противоестественные новшества, губительные для окружающей среды и нравственного и физического здоровья человека (такие, как выбросы промышленностью отравляющих веществ, скопление радиоактивных и химических отходов, зрелища, отупляющие и развращающие человека, реклама или информация, вырабатывающая у людей стадные рефлексы и т.д.)
Он отмечает, что все увеличивающаяся скорость изменчивости пагубно влияет на стабильность общества, при том, что разрушительная сила человека все возрастает.
Цивилизации Нухаев противопоставляет образ варвара, с которым связаны все его симпатии. Он описывает его как "человека в естественном доисторическом состоянии, предшествующем его отчуждению от Общины, придерживающегося традиционалистских, общинных, естественных законов почитания "Отцов" "Детьми" и движимого любовью в отношениях со своими ближними". Отсюда он выводит бинарную структуру конфликта, основанную на двух противоположных полюсах влияния, которые условно обозначает как полюс глобальной власти и полюс глобальной оппозиции, глобальный Город и глобальную Деревню.
Решение проблемы Нухаев видит в покаянии Цивилизации и восстановлении приоритета духовных ценностей над материальными. Основу для этого он находит в ханифизме, единобожии Авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Практически Нухаев предлагает союз "трех диссидентских сил", в лице Кавказа, России и Европы, имеющих общий интерес в противостоянии глобализму.
Я бы рекомендовала прочесть этот труд теоретикам всяческих Новых Ближних и Дальних Востоков. Пора бы уже им вырасти, перестать читать на ночь Маркса и понять, что далеко не все разделяют их восхищение западным образом жизни. Многие предпочитают жить намного скромнее в экономическом смысле, но зато пользоваться преимуществами традиционного общества с его более жесткой, но и более простой и привычной структурой.
Пикантность нашей конференции заключалась в том, что сам автор на обсуждение своей работы не приехал по причине того, что на него был объявлен розыск как на "международного террориста".
Вот что пишут о Нухаеве в СМИ:
В конце 1980-х - начале 1990-х годов этот бывший студент юрфака МГУ считался "крестным отцом" чеченской оргпреступности в Москве.
В марте 1991 года Нухаев был осужден на восемь лет по обвинению в вымогательстве, а уже в ноябре по фиктивным документам этапирован в Грозный, где его освободили и по распоряжению первого президента Чечни Джохара Дудаева и поставили во главе внешней разведки Ичкерии. За участие в боевых действиях на стороне НВФ Ичкерии награждён высшей чеченской наградой "Честь нации".
В январе 1995 года в ходе боев за Грозный Нухаев был ранен и вывезен в Азербайджан.
Некоторое время он занимал пост вице-премьера и министра нефтяной и газовой промышленности Ичкерии.
После гибели Джохара Дудаева в мае 1996 года Нухаев был назначен первым вице-премьером в правительстве Зелимхана Яндарбиева, курирующего внешнеэкономические связи и международные отношения, после отставки которого до настоящего времени проживает в Турции.
В марте 1997 года в Вашингтоне Хож-Ахмед Нухаев,в качестве главы ЗАО "Кавказский общий рынок", был принят директором Всемирного Банка Джеймсом Вульфенсоном. 11 ноября 1997 года в Лондоне состоялась презентация "Кавказского инвестиционного фонда", соучредителями которого стали Нухаев и ряд крупных британских бизнесменов, близких к Маргарет Тэтчер, к тому времени советнику "Вritish Petroleum".
Заявленной целью фонда было привлечение инвестиций в чеченский нефтяной комплекс и строительство транспортно-энергетического коридора из Чечни в Грузию (в первую очередь, для транспортировки каспийской нефти). Проект Нухаева активно продвигал Масхадов во время своего визита в Великобританию в марте 1998 года.
В июне 2001 года объявленный в федеральный розыск Нухаев дал в Москве интервью газете "Московские новости", в котором рассказал о своем плане мирного урегулирования через раздел Чечни на равнинную часть, в которой останутся федеральные войска, и горную - формально входящую в состав России самоуправляющуюся национально-теократическую территорию, которая будет жить по традиционным горским адатам. Беспрепятственный приезд и отъезд Нухаева из Москвы в июне 2001 года по-прежнему остается одной из самых интригующих загадок, связанных с этим человеком и его отношениями с российскими властями и спецслужбами.
Вести.ru 5.04.2002
Наряду с уголовными делами у Нухаева были дела и по политическим мотивам: как следует из биографической справки в его книге, в 1980-х гг. Нухаева приговорили к длительному сроку заключения, "но в условиях тюрьмы и лагеря не прекращал активно участвовать в борьбе за освобождение Чечни (...) 23 февраля 1984 года в сороковую годовщину сталинской депортации чеченского народа. организовал в тюрьме и лагерях на территории г. Грозного церемонию траура, что в те времена являлось прямым мятежом против государства. Это привело к столкновению чеченских заключенных с войсками МВД СССР". Но то, что считалось мятежом в советские времена, сегодня - положительный факт любого жизнеописания...
Однако вся противоречивость этого чеченского политика не будет иметь ровно никакого значения для Кремля,если благодаря Нухаеву удастся остановить кровопролитие в Чечне.
"Независимое военное обозрение" 03.08.2001
По данным СМИ, Нухаев обеспечивал Березовскому "крышу" в начале его предпринимательской деятельности, затем оказывал ему "эскорт-услуги" в поездках в Чечню и наполнял идеологическим содержанием бредовые концепции БАБа по мирному урегулированию чеченского конфликта.
presscenter.ru
Его консультантами являются как американцы Эндерс Уимбуш (Enders Wimbush), консультант Министерства иностранных дел США по вопросам Кавказа, и Джеймс Бейкер, бывший госсекретарь США, возглавляющий юридическую фирму "Бейкер и Боттс" (Baker&Botts LLC), так и французы Жак Аттали, в свое время возглавлявший Европейский банк реконструкции и развития, и Андрэ Глюксман (Andre Glucksmann), известный философ и правозащитник.
"Белорусская газета",10 апреля 2000 г
Представляется, что часть чеченских сепаратистов (Яндарбиев, Абумуслимов, Нухаев) оказалась в конфликтных отношениях как с Масхадовым, так и с наиболее радикальной группой Басаева-Хаттаба. В этой ситуации она готова начать диалог с федеральным центром. Для этой группы важно получить легальный статус и "закрепиться" хотя бы на части территории Чечни. Тем более, что в общественном мнении члены этой группы малоизвестны, и, следовательно, не столь одиозны, как Басаев или даже Масхадов.
По некоторым данным, в Кремле пока что решили "принять к сведению" проект Нухаева.
Политком.ру 26.10.01
"Ты едешь встречаться с террористом, как Бейлин с Яэль Даян ездили к Арафату в Ливан", - ругали меня мои знакомые пуристы.
"Террорист? - главный организатор конференции, председатель Фонда Закрытого общества Мансур-Мачей Яхимчик пожал плечами, - "Ваши руководители - Бегин, Шамир так же были объявлены террористами. Именно Израиль добился признания международного террориста Арафата лауреатом Нобелевской премии Мира. Сегодня требуется смотреть в суть, а не на название."
Действительно, если Нухаев когда-то и напоминал нашего лауреата премии Мира Арафата, то сегодня он скорее стоит на позициях наших "голубей" вроде Бейлина и Переса, которые согласны пожертвовать половиной Родины во имя достижения немедленных практических выгод. Правда, вместо гор (Иудеи и Самарии, сосредотачивающих всю библейскую историю еврейского народа), Нухаев предлагает поступиться равниной - северной Чечней, которая, по его словам, не является для чеченцев исторической родиной, а город Грозный и вовсе представляет собой отрицательную ценность как развившийся на основе российской военной крепости, построенной царской армией для завоевания Кавказа. Для России этот вариант ценен тем, что в нем предусмотрено сохранение территориальной целостности России, в отличие от отделяющейся республики Ичкерия или от "Лихтенштейнского" варианта автономии с введением международных войск.
Обособившаяся Южная Чечня не станет субъектом международного права, так как будет не государством, а самоуправляющейся национально-теократической территорией, но при этом фактически добьется своей цели - свободы, которую горцы понимают именно как право жить по своим обычаям. Мне было не совсем ясно, смогут ли по предложению Нухаева старейшины или съезд тэйпов или какая-то другая сила обеспечить порядок в южной горной автономной Чечне и предотвратить проникновение боевых или уголовных элементов в Чечню равнинную, находящуюся непосредственно под управлением Росии. У нас на подобный вопрос мечтатели о Немедленном Новом Ближнем Востоке либо отвечали библейскими словами "сделаем и будем слушать", либо приписывали Арафату собственные цели и средства, доказывая, что он будет поддерживать порядок ради собственной выгоды, так, как они ее понимают.
И хотя организатор конференции г-н Яхимчик уверял собравшихся в том, что чеченцы будут рады избавиться от Чечни равнинной, я, проецируя эту ситуацию на нашу израильскую, в этом так уж уверена не была. Не ясен был для меня и вопрос о том, что заставит Росийскую армию соблюдать условия договора. Но, может быть, то, что мне не видно из моего далека, самим участникам конфликта представаляется очевидным?
Как бы то ни было, для обоснования такого практического решения Нухаевым была проделана немалая теоретическая работа. В его статье "Чечня и Россия: одно ценностное пространство - две общественные системы" разрабатывается идея межконфессионального диалога мусульман, христиан и иудеев на основе соблюдения семи заповедей Ноя*, а чеченский народ описывается под самоназванием "Нохчи" ("Сыны Ноя").
"Невозможно одновременно быть мусульманином и гражданином современного государства",- пишет он, напоминая этим наших религиозных антисионистов, вроде "Нетурей карта".
В работе "Три Ислама" Нухаев отстаивает как истинный только традиционный, первозданный ислам времен Мединской уммы, возглавлявшейся непосредственно Пророком Мохаммедом. Остальные 2 его разновидности: исторический, вторичный ислам (сложившийся в эпоху имперского Халифата и представленный различными суфийскими учениями и орденами) и политический, новейший ислам (представленный сложившимися в современную эпоху партиями и движениями радикального типа, обобщенно называемыми исламистскими) Нухаев считает извращением истинной веры.
Трактуя таким образом Коран, Нухаев утверждает, что мусульманское общество должно быть построено на основе этноса, а не государства. Поэтому он решительно отмежевывается как от чеченских националистов, так и от исламистов, с их требованием исламского государства и джихада против неверных. Он подчеркивает, что "Российские великодержавники и трайбалистское ополчение найдут общий язык, вернее, если выражаться кораническим языком, "общее слово". Для первых приоритетное значение имеет безопасность России как сверхдержавы глобальных масштабов, для вторых - независимость нохчи как рабов Аллаха, призванных жить только по Его законам и поклоняться только Ему как Единому Господу всех миров - творцу всего сущего, что есть на небе, на земле и между ними.
Другими словами, "идеальный" вариант завершения российско-чеченской войны предполагает совмещение в двусторонних отношениях принципов российской безопасности и независимости нохчи."
Такой вариант ислама без требования национального независимого государства и джихада против неверных показался мне интересным и многообещающим. На мой вопрос о том, насколько такой взгляд принят среди мусульманских религиозных авторитетов, г-н Яхимчик ответил, совсем как еврей, тоже вопросом: "А насколько еврейские религиозные авторитеты принимают ваше современное светское государство как царскую власть над народом Израиля, разрешенную вам Торой? Дело в том, что с мусульманской точки зрения права на Эрец Исраэль неоспоримы для избранного народа - евреев, выполняющих все, что предписано в Торе. Если же еврейский народ отошел от Торы, то он тогда автоматически перестал быть избранным и утратил свое право на землю, обетованную избранному народу."
К моему удивлению, уроженец Чечни, получивший образование в Оксфорде, Мансур Яхимчик был в курсе учения рава Кука о том, что светские евреи-изрильтяне так же являются народом Торы и коллективным исполнителем заповеди заселения Эрец Исраэль. Но его интересовали взгляды современных раввинов. Желающим прояснить для него этот вопрос я предлагаю откликнуться на его предложение, а мне показалась интересной следующая мысль: если бы нашлись авторитетные представители окружающих нас мусульман, желающих примириться с нами на основе такой точки зрения, то будут ли готовы наши левые одеть кипу и соблюдать субботу только для того, чтобы установить мир с нашими арабскими соседями? Или они готовы ради мира на все, кроме того, что требует хотя бы небольших жертв лично от них?
Кроме обсуждения вышеупомянутых работ Нухаева на конференции было много интересных докладов на смежные темы. Доктор истории искусств научный руководитель Центра стратегических исследований Олег Генисаретский из Москвы представил доклад на тему: "Эффекты цивилизационной синергии в стратегии этнокультурного и конфессионального диалога". Настоятель монастыря в Кракове, доктор наук Петр Сливински ввел в обсуждение тему: "Современный город как пространство диалога". Кандидат философских наук Валентина Узунова из Санкт-Петербурга, поясняя тему "Социальное самоутверждение в координатах ценностной системы личности", привела пример из собственной мультиэтнической генеологии. Ученые, приехавшие из Грузии и Азербайджана сделали очень интересные этнографические доклады о народностях Кавказа, истории их отношений и динамики развития, такие как "Традиционные нормы взаимоотношений между чеченскими и грузинскими горцами", "Демографические последствия конфликтов на Кавказе" и другие.
Интересны и высокопрофессиональны были и доклады наших хозяев - профессоров Варшавского университета. Многие докладчики сосредотачивались на определении понятий "глобализация", "экспансия открытого общества" и "традиционное или закрытое или трайбалистское общество", демонстрируя тем самым полную расплывчатость этих терминов. Некоторые доказывали несовместимость двух таких типов общества, предрекая будущее то одному, то другому из них. Докладчик из Израиля (в моем лице) выразил сомнение в том, что сегодня мы обладаем роскошью видеть проявления чистых форм общественного устройства. Многие имеющиеся на сегодня формы и виды сообществ вынуждены сосуществовать, проводя свою границу часто даже не между государствами и этносами, а внутри самого человека.
Как всегда не обошлось и без "кондовых" антиглобалистов, которые на полном серьезе советовали России покончить с оккупацией Сибири, а евреям, наоборот, очистить от своего присутствия Палестину и переселиться в Биробиджан.
Хорошим дополнением к докладам послужили фильмы, снятые в Чечне режиссерами Джосом Путтером из Амстердама и Кристиной Курчаб-Редлих из Варшавы. А вот выставка фотографий Эдди Висселя показалась мне скучно-тривиальной. Косово ли, Чечня ли, Газа ли- все у фотографа было похоже друг на друга и выдержано в одном стиле: с одной стороны только страдающие старики, женщины и дети, с другой - солдаты, несущие насилие и разрушение. Поэтому очень уместым оказалось обсуждение животрепещущей темы: "Медиа - отражение, конструирование или фальсифицирование действительности конфликтов межконфессиональных и межкультурных?"
Самым интересным, как всегда, было общение "в кулуарах". Отношение было искренне доброжелательным. Возможно, пессимист, видящий все в черном свете, мог бы усмотреть в этом то, что каждый был готов дружить со всеми остальными, кроме своего собственного противника. Чеченцы предъявляли претензии к российской армии, поляки к ЕС, японец ругал Северную Корею, азербайджанцы говорили о полной дружбе народов, но сетовали на армян... Однако лично у меня создалось впечатление, что люди действительно хотят узнать правду об Израиле - видимо, многие уже давно перестали верить в объективность мировых СМИ в отношении еврейского государства. Я абсолютно не ожидала от христиан вопроса о том, не следует ли Израилю немного поступиться своей демократией и либерализмом и действовать пожестче, поскольку он находится на переднем крае борьбы с мусульманским террором. Не думала я и о том, что заслужу упрек, сравнивая Израиль по очереди то с Чечней, то с Россией. "Разве Израиль хоть раз бомбил палестинцев, как русские в Чечне? Израиль действует крайне осторожно, стараясь, чтоб не пострадало мирное население, и уж точно никогда не берет заложников как чеченцы в Москве!", - возмутился мой европейский коллега. Мусульманин из Бангладеша заявил, что он предпочитает, чтобы на мусульманские святыни распространялся еврейский суверенитет, так как арабы портят все, к чему прикасаются. Именно молодой католический священник помог мне разыскать остатки Варшавского гетто, поднявшего восстание против нацистов 60 лет назад. Зато полностью оправдал мои ожидания голландский фотограф (см. о нем отдельную статью), упрекающий меня во всех смертных грехах по отношению к палестинским арабам, кроме, разве, того, что я пью по утрам кровь палестинских младенцев.
От коллеги из России я услышала предположение, никогда бы не пришедшее мне в голову: "Ваше правительство специально не пускает вас на Храмовую гору, в Шхем, Хеврон и другие святые для еврея места. Это делается для того, чтобы вы чувствовали себя обделенными, обиженными и у вас была бы мотивация сражаться с арабами". Интересно, а взрывы в автобусах и кафе не несут достаточной мотивации?
В конце конференции решено было продолжить обсуждение в Москве, а потом в Иерусалиме, а так же издавать журнал "Адат".
На конференции была принята резолюция. Привожу ее в сокращении :
Об итогах международной конференции
«Открытое и закрытое общество – конфликт и диалог»
Варшава, 22–24 февраля 2003 г.
23-24 февраля 2003 г. в Варшавском университете состоялась первая международная конференция «Открытое и закрытое общество – конфликт и диалог».
В конференции приняли участие ученые-гуманитарии, богословы и общественные деятели из Азербайджана, Великобритании, Голландии, Грузии, Израиля, Польши, России, Чечни, Японии, Франции, среди которых были представители разных религий: ислама, христианства, иудаизма и других.
На конференции обсуждались:
- перспективы конфликтов и диалога между открытыми и закрытыми обществами,
- возможности урегулирования военно-политических, этнических и конфессиональных конфликтов на основе принципов ханифийского традиционализма, общего для всех авраамических религий.
Особое внимание было уделено анализу прямых и косвенных причин российско-чеченского конфликта, относящихся к принципиальным различиям открытого, модернизированного и закрытого, традиционалистского обществ, и миротворческой инициативы Х.-А. Нухаева, лидера Межтейпового Движения «Нохчи-Латта-Ислам» в Чечне, представившего проект мирного урегулирования российско-чеченского конфликта, проект, в основе которого лежат восприятие этого конфликта как «исторически сложившегося абсурда» и призыв к мораторию на насилие объявленный главами тейпов, составляющих народ нохчи, с последующим добровольным разделением чеченского общества на две части, соответствующие двум образам жизни:
- общинно-самоуправляющееся, закрытое общество народа нохчи, стремящегося к сохранению своей традиционной идентичности (Южная Чечня);
- гражданско-государственное, открытое общество, стремящееся к интеграции с Россией (Северная Чечня).
Участники конференции сошлись в том, что миротворческая инициатива Межтейпового Движения «Нохчи-Латта-Ислам» заслуживает серьезного внимания и дальнейшего изучения как возможный путь урегулирования российско-чеченского конфликта на основе осознания общих духовных ценностей.
Признавая самооправданным стремление народов к сохранению их традиционного - основанного на естественном и божественном праве - образа жизни, участники Варшавской конференции признали целесообразным:
- продолжить поиск эффективных путей сохранения этнической, культурной и конфессиональной идентичности;
- развивать усилия по выработке собственно традиционалистского видения будущего миропорядка, в котором традиции, традиционные институты и практики воспринимались бы как важнейший ресурс защиты и культивирования ценностей человеческой жизни, и самой человечности.
В этих целях предлагается на ближайших конференциях сосредоточить внимание на вопросах:
- значения ноахитской и авраамической традиции для сближения в понимании природы иудейского, христианского и мусульманского традиционализма;
- этнокультурного, исторического и регионального своеобразия кавказских народов и самого Кавказа как уникального для Евразии геокультурного региона;
- этносоциальных и антропо-юридических особенностей родоплеменной, тейпово-тухумной системы самоуправления чеченского народа и ее самопонимания на метаязыке рефлектированного традиционализма и федерализма;
- поддержки наметившейся в рамках рефлектированного традиционализма воли к культуре - культурно-ценностному самовыявлению и самоопределению.
Предстоит также обсудить, насколько мировое открытое сообщество и локальные закрытые общества могут сосуществовать, учитывая естественный характер последних.
-------------------------------------------------------
Постскриптум:
Подсчитаны результаты референдума в Чечне. Подавляющее большинство (около 95%) проголосовало за то, чтобы единая Чечня осталась в составе Российской Федерации.
-------------------------------------------------------
Примечание.
*7 заповедей сынов Ноя, обязательные для всех народов (в отличии от 10 основных заповедей, которым обязаны подчиняться только евреи):
1) запрет идолопоклонства;
2) запрет богохульства;
3) запрет убийства;
4) запрет прелюбодеяния и извращенных половых связей;
5) запрет воровства ;
6) запрет есть часть от живого животного;
7) заповедь учреждения справедливого суда.
"Вести", 27.03.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|